Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 484. Рудаков Константин Иванович (Konstantin Rudakov) (1891-1949).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Константин Иванович Рудаков — замечательный советский художник-график и педагог, член Ленинградского Союза художников.

Константин Рудаков родился в Санкт-Петербурге. Занимался в частных студиях у П. Чистякова и В. Савинского, в «Новой художественной мастерской» у М. Добужинского, Е. Лансере, Б. Кустодиева. В 1918—1922 годах учился в Академии художеств в Петрограде (ПГСХУМ—ВХУТЕИН) на архитектурном и живописном факультетах. Окончил институт с присвоением звания художника живописи (мастерская Д. Кардовского).

С 1918 года Рудаков участвовал в многочисленных выставках, был членом «Мира искусства», «Общины художников», АХРР, членом-учредителем «Общества живописцев» (1928—1930). С 1932 года являлся членом Ленинградского Союза художников. В 1920-е годы много работал в области сатирической графики для журналов «Чиж», «Ёж», «Бегемот», «Смехач», «Крокодил». Позднее занимался станковой графикой, создав в 1930-е годы серии «Нэпманы», «Запад», «Обнаженные натурщицы». С 1929 года и до конца жизни преподавал в ЛИЖСА, а также на графическом отделении Ленинградского института инженеров коммунального строительства. В 1938—1940 годах работал в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ. В 1940-х годах Константин Рудаков создал эскизы костюмов к постановкам «Горе от ума» А. Грибоедова для Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Италии и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Константин Иванович Рудаков — заслуженный иллюстратор, виртуоз графических импровизаций. У него достойная, но «отдельная» репутация — график с живописным даром, работавший как бы в «пограничной зоне» двух видов искусства. Его графика — легкая, воздушная, раскованная — строится свободными пятнами, переходами тона и переливами цвета» (Литовченко Е.Н., искусствовед).
Иллюстрация к роману Ги де Мопассана «Милый друг», 1930-е годы, 46 х 29 см., цветная литография.

Константин Рудаков вошел в историю русского искусства как замечательный книжный иллюстратор и мастер литографии. Литературные произведения всегда выбирались автором с учетом собственных предпочтений. Рудаков любил русскую классику и с интересом иллюстрировал А. Пушкина, Н. Гоголя, Л. Толстова. Он обожал французскую литературу: Ги де Мопассана, Э. Золя. В. Гауфа, Э. Гофмана. Мопассановские образы, созданные художником, исключительно точно раскрывали характер героев, эмоциональный накал их переживаний и обнажали остроту сюжета. Его иллюстрации к роману «Милый друг» и «Пышка» остались в памяти не у одного поколения читателей.
Иллюстрация к роману Ги де Мопассана «Милый друг», 1930-е годы, 46 х 30 см., цветная литография.

Константин Иванович Рудаков родился 26 марта 1891 года в Санкт-Петербурге в творческой семье художника-декоратора Ивана Ивановича Рудакова и Елены Васильевны (Базилевны) Шванвиц. Отец будущего художника работал в Императорском Мариинском театре художником по сцене, создавал эскизы декораций и костюмов, а мама занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сына.
Иллюстрация к роману «Анна Каренина» «Бал в Москве», 1940-1945 год, бумага, карандаш, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Тонкая и поэтическая натура, она увлекалась поэзией и музыкой, обладала неплохими вокальными данными. Константин был желанным и долгожданным ребенком в семье, рос в любви и заботе близких людей. В семье Рудаковых поощрялось любое проявление творчества, поэтому когда юноша увлёкся рисованием, родители обрадовались этому, а Елена Васильевна старалась всячески развивать художественные способности сына.
Иллюстрация к роману «Анна Каренина» 1940 год, бумага, карандаш, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Этому способствовала и особая творческая обстановка на работе Ивана Ивановича, где маленький Константин часто бывал. Театр казался ему совершенно удивительным миром волшебной игры и преображения реальности, увлекавшим юного зрителяв круговорот совершенно невероятных событий. Константин оказывался свидетелем великих актерских перевоплощений на сцене и с интересом наблюдал за тем, что происходило за кулисами. Впечатления от яркой театральной жизни подарили Рудакову остроту восприятия окружающей действительности, обогатили его будущее творчество жанровым многообразием и колоритными образами. Возможно, именно это способствовало рождению в будущем той неподражаемой легкости кисти и виртуозности рисунка, неиссякаемой энергии сатиры и артистизма, которые стали визитной карточкой мастера.
«Ревизор» 1945-48 год, бумага, карандаш, акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1894 году после скоропостижной смерти отца трёхлетний Константин был помещён в ясли, а затем в приют Человеколюбивого общества в Царском Селе. В воспитании мальчика активное участие принимал его крестный отец – скульптор П. П. Каменский (1858—1922). В приюте любимым занятием Константина стало рисование. В 1903 году Константин Рудаков начал учиться в Реальном училище A.П. Копылова, которое располагалось в те годы на Большом проспекте в доме № 31 Петроградской стороны в Петербурге. В Реальном училище Константин проявил большие способности к рисованию, которые были замечены и оценены его первым учителем Н.В. Яковлевым (1863—1918), считавшим, что юному дарованию непременно стоит продолжать учиться живописи.
«Евгений Онегин» «Татьяна у окна», 1949 год, бумага, карандаш, акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Высокие попечители приюта, видя особую увлечённость и успехи в рисовании воспитанника Рудакова, определили его в 1910 году к жившему в то время в Царском Селе Павлу Петровичу Чистякову (1832—1919) — знаменитому учителю Валентина Серова (1865—1911) и Михаила Врубеля (1856—1910). У Чистякова Константин Рудаков познакомился с приёмами конструктивно-пластического построения натурной формы в рисунке, что заложило основу его технического совершенства в графике и акварели.
«Евгений Онегин», «Свидание Татьяны и Онегина» 1945 год, бумага карандаш, акварель, частное собрание.

В этом же направлении продолжилось его обучение и у Василия Евмениевича Савинского (1859—1937), в чьей домашней студии Рудаков занимался позднее. В это же время он посещал занятия в основанной княгиней М.Д. Гагариной «Новой художественной мастерской» под руководством Бориса Кустодиева (1878—1927), Евгения Лансере (1875—1946) и Мстислава Добужинского (1875—1957).
«Манон Леско» «Кавалер де Грие», 1948 год, бумага, карандаш, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1912 году Константин Рудаков предпринял первую, как оказалось неудачную, попытку сдать конкурсный экзамен в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств сразу после окончания реального училища. Далее последовала непродолжительная учеба в специальном инженерном училище с одновременной учебой в «классах живописи и рисования» под руководством ученика П.П. Чистякова, художника Якова Гольдблата (1860—1929) и повторная, осенью 1913 года, попытка поступления, оказавшаяся на этот раз успешной. Рудаков был зачислен на архитектурное отделение в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств.
«Манон Леско» 1948 год, бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1914 году Рудаков был переведен на живописное отделение Высшего художественного училища при ИАХ в мастерскую профессора Д.Н. Кардовского (1866—1943). В Академии художеств Рудаков учился на удивление долго с 1913 и по 1922 год , и произошло это по причине частых отлучек талантливого студента. С началом Первой мировой войны Рудаков окончил ускоренные курсы при Михайловском артиллерийском училище и был призван в действующую армию. Участвовал в боевых действиях на Западном фронте, получил ранение в левую руку, долго лечился. Февральскую революцию и Октябрьский переворот он встретил в действующей армии.
Иллюстрация к рассказу Ги де Мопассана. «История служанки с фермы», 1935 год, 21 х 15 см., бумага, литография, частное собрание.

В начале 1918 года художник вернулся с фронта в Петроград и восстановился на живописном факультете ПГСХУМ (бывшая Императорская Академия художеств). В 1919 году, увлечённый революционными идеями, Константин Рудаков записался в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, обучение вновь пришлось на время прервать. В городе Белёв Тульской губернии организовал художественную студию для рабочей и крестьянской молодежи, занимался оформлением революционных праздников и матросских клубов, создавал плакаты и агитационные листовки. Одновременно принимал участие в ликвидации неграмотности среди моряков Кронштадта.
Иллюстрация к роману Ги де Мопассана. «Милый друг», 1935 год, 24 х 17 см., бумага, литография. Литературный музей института русской литературы РАН, Санкт-Петербург.

В 1922 году Рудаков успешно окончил живописный факультет ВХУТЕИН (мастерская Дмитрия Кардовского), представив художественному совету свою дипломную работу «Современная молодежь, или комсомольцы», принесшую автору звание художника живописи. Необходимо отметить, что общение с Дмитрием Николаевичем, знакомство с его школой живописи сыграло решающую роль в судьбе и формировании творческой личности Константина Рудакова. Именно под влиянием Кардовского Константин Иванович обрел свой оригинальный авторский стиль, серьезно увлекся рисунком и книжной графикой. После окончания института Рудаков остался жить и работать в Петрограде.
«Милый друг» Ги де Мопассана, 1936 год, 37 х 30 см., цветная автолитография, частное собрание.

Знакомясь с графическими произведениями Рудакова рубежа 1920—1930-х годов, невольно обращаешь внимание на то, что они содержат черты, важные для всего последующего творчества художника. Во-первых, в отношении к технике: в совершенстве владея многими (акварель, пастель, гуашь, литография, офорт, сухая игла, монотипия, гравюра на целлулоиде), Рудаков предпочитал литографию и комбинации туши, акварели и гуаши. Во-вторых, в жанровых пристрастиях на первом месте всегда был портрет. Наконец, в работах этого времени ощутим трудно формулируемый, но легко уловимый «французский дух».
Мопассан «Милый друг» «Свадьба Жоржа Дюруа и Сюзанны Вальтер», 1935-1937 год, бумага, карандаш.

Константин Рудаков органично вошёл в различные объединения художников того времени, такие как «Мир искусства», «Община художников», АХРР, стал членом-учредителем «Общества живописцев» (1928—1930). Художник стал постоянным участником выставок «Мира искусства». Ему, с детства тесно связанному с театром, был близок и изобразительный язык, и круг тем, и эстетика этого объединения. Декоративное начало в живописи, театральность подтекста и связь с традициями искусства XVIII века стали характерными чертами его творчества, его мировосприятия.
«В театре» Серия НЭП 1932 год, бумага, акварель, тушь, карандаш, частное собрание.

В 1923 году художник начал активное сотрудничество с ленинградскими издательствами «Мысль», «Время», «Прибой», «Красная газета» и многими другими. В период 1927—1934 годов появились серии знаменитых станковых произведений художника «НЭП», «Запад», «Обнаженные натурщицы». Он самостоятельно освоил графические техники: литографию, монотипию, сухую иглу, офорт, гравюру на целлулоиде.
«Нэпманы» рисунок для журнала «Бегемот» 1927 год, смешанная техника, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В художественной жизни Ленинграда 1930—1940-х годов Константин Иванович Рудаков являлся весьма заметной фигурой: популярный преподаватель ИЖСА Академии художеств, заслуженный иллюстратор, виртуоз графических импровизаций. При этом среди фамилий художников составивших славу ленинградской графики (В.В. Лебедев, В.М. Конашевич, Н.А. Тырса), его имя, к сожалению, встречается редко. У Рудакова достойная, но «отдельная» репутация — график с живописным даром, работавший как бы в «пограничной зоне» двух видов искусства.
«Автопортрет», 1944 год, бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1932 году Рудаков был принят в члены Ленинградского Союза художников, а в 1929 году начался период его преподавательской деятельности в ЛИЖСА, а также на графическом отделении Ленинградского института инженеров коммунального строительства. В 1936 году ему было присвоено звание профессора Академии художеств. В 1938—1940 годах Константин Иванович работал в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ. В начале 1940-х годов создал эскизы костюмов к постановкам «Горе от ума» А. Грибоедова для Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина, «Свадьба» А. Чехова (1942) и «Много шума из ничего» У. Шекспира (1943, не осуществлена) для Ленинградского театра эстрады.
«Портрет сына», 1938 год, бумага, акварель, Ульяновский областной художественный музей.

22 июня 1941 года Константин Рудаков встретил в родном Ленинграде. Все месяцы тяжелейшей блокады оставался в осаждённом городе, испытав все ужасы этого страшного времени. В годы Великой Отечественной войны и блокады он создал серию портретов бойцов ПВО, работал над театральными декорациями, исполнял живописные панно для городских площадей и улиц, сотрудничал с журналом «Костёр». Стоически перенося все тяготы военного времени, Константин Иванович никогда не расставался с карандашом, делая зарисовки на клочках обоев и оберточной бумаге. В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (В. М. Конашевич, В. В. Пакулин, А. Ф. Пахомов, К. И. Рудаков и А. А. Стрекавин). Позднее, в феврале 1945 года они экспонировались в Москве.
Иллюстрация к роману К. Федина «Города и годы». 1948 год, Автолитография, 21 х 16,5 см., подкраска акварелью.

Константин Рудаков являлся участником многочисленных ленинградских, республиканских, всесоюзныхи зарубежных (Болгария, Великобритания, Италия, Китай, США) выставок. Будучи блистательным рисовальщиком, он всегда выбирал важные эпизоды и всегда находил выразительные композиционные решения. В каждой созданной автором сцене неизменно чувствовались мастерство и артистизм исполнения, легкий юмор и богатая гамма чувств разных по характерам персонажей.
«Портрет жены художника», 1940-е годы, холст, масло, частное собрание.

Константин Иванович Рудаков скончался в 1949 году в Ленинграде. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Работы художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Италии и других странах дальнего зарубежья.
«Портрет И.К. Колесовой» 1930-е годвы, бумага, акварель, карандаш, тушь, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Творчество Константина Рудакова занимает одну из наиболее ярких страниц в истории отечественного искусства, имеет мировую известность и признание за иллюстрации к произведениям русской, советской и западно-европейской литературы: А. Пушкина, Э. Золя, А. Гофмана, Н. Гоголя, Мопассана, А. Прево. Именно за иллюстрации к Мопассану и Золя, поэт В. Саянов посвятил Константину Ивановичу Рудакову такие строчки:
«Тебе такая суждена Судьба
Сейчас скажу я прямо.
Твои и Пышка и Нана,
И многие другие дамы…»
Иллюстрация к рассказу Ги де Мопассана «Пышка», 1935 год, 22 х 15 см., бумага, литография, Литературный музей института русской литературы РАН, Санкт-Петербург.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л., ЛССХ, 1948.
2. Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников. // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября.
3. Юбилейный Справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915—2005. СПб, Первоцвет, 2007.
4. Константин Иванович Рудаков (1891-1949). Графика, живопись. Изд.: Галеев-галерея , 2015, 288 с. ISBN 978-5-905368-08-0
5. Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24. — сб. статей. — М.: Советский художник, 1988.
Иллюстрация к рассказу Ги де Мопассана «В порту», 1935 год, 22 х 15 см., бумага, литография. Литературный музей института русской литературы РАН, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.