Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 483. Павловский Генрих Васильевич (Henry Pavlovsky) (1907-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Генрих Васильевич Павловский — известный советский живописец и педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Генрих Павловский родился в селе Каменское (Украина). В 1929 году окончил Витебский художественный техникум и получил направление в Академию художеств для продолжения учёбы. В 1931 году поступил на первый курс Института пролетарского изобразительного искусства (с 1932 года — Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств), который окончил в 1937 году (мастерская профессора А. Осмёркина).

Впервые работы Павловского были показаны на выставке в 1931 году в Ленинграде. С 1937 года он постоянно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. В 1937 году Павловского приняли в члены Ленинградского Союза художников. Преподавал в ЛИЖСА, был ассистентом в мастерской Александра Осмёркина. В 1950 году Генрих Павловский перешёл на преподавательскую работу в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, где проработал на кафедрах общей живописи и монументально-декоративной живописи до 1973 года.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Франции и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Генрих Васильевич Павловский родился 15 октября 1907 года в селе Каменское Екатеринославской губернии Российской империи в крестьянской семье. Родители будущего художника работали на земле, но в 1910 году в поисках лучшей доли вместе с трёхлетним сыном переехали на постоянное жительство в небольшой городок Ново-Борисов ныне входящий в состав города Борисов Минской области республики Беларусь. Здесь глава семейства устроился на работу на местное отделение железной дороги.
«Портрет машиниста П. Фёдорова», 1949 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В Ново-Борисове, окружённом вековым дремучим лесом, принадлежавшим, как и земля на которой он рос, помещику Колодееву, прошли детские и юношеские годы Генриха Павловского. В начале ХХ века топонимически различались Старый Борисов, Новый Борисов и непосредственно сам город Борисов. Ново–Борисов располагался в четырех верстах на юго–восток от города Борисова, вниз по течению Березины: «лет 30 назад тут еще стоял дремучий лес, в котором бродили лоси, дикие кабаны и медведи, настоящее эльдорадо для охотников». Но охотничий рай разрушило наступление научно-технического прогресса.
«Вспоминая войну», 1960-е годы, картон, масло, 34,5 х 45 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Сначала через лес прорубили дорогу, которая долгое время была песчаной. Возле Борисова пролегла линия Московско–Брестской железной дороги. И вскоре неподалеку от вокзала возник небольшой поселок Ново–Борисов. Он стал разрастаться, особенно после того как туда перевели два кавалерийских полка. Рядом с казармами возникли небольшие деревянные домики для офицеров, унтер-офицеров и их семей. Так среди леса, точно по мановению волшебной палочки, вырос целый военный городок, куда, в свою очередь, потянулись крестьяне, торговцы и ремесленники среди которых была и семья Павловских.
«Натюрморт с фруктами и вином», 1958 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Генрих рано увлёкся рисованием, посвящая этому всё свободное время. Рисовал всем, что попадалось под руку, самостоятельно изыскивая материал для своего творчества. Родители мальчика хоть и не препятствовали его творческим излияниям, но и помощи развитию его художественных способностей не оказывали, считая странное увлечение сына обычным ребячеством, которому суждено было исчезнуть со временем, как и всем остальным. Однако они ошиблись, увлечение не только не пропало с годами, а наоборот стало делом жизни талантливого юноши из далёкой глубинки.
«Букет», 1939 год, холст; масло, 101,5 × 80,5 см., частное собрание.

После окончания школы в 1926 году Павловский поступил, а в 1929 году с отличием окончил Витебский художественный техникум. Занимался у будущего Народного художника Беларуси Валентина Викторовича Волкова (1881—1964). Опытный педагог оценил природное дарование своего ученика и фактически стал первым учителем будущего живописца. Именно он посоветовал Павловскому продолжить своё художественное образование на более высоком уровне в Ленинграде. Не сразу удалось молодому выпускнику воспользоваться советом своего наставника. После окончания техникума два последующих года он работал в Минске в Белорусском государственном издательстве и на Белорусской сельскохозяйственной и промышленной выставке художником-оформителем, делая первые самостоятельные шаги в искусстве. Там же в 1929 году начал участвовать в художественных выставках.
«Ленинград. Новостройки Щемиловки», 1950-е годы, Эскиз, холст, масло, 60 х 96 см., частное собрание.

Лишь в 1931 году с направлением от Витебского техникума, полученным им после блестящего окончания учебного заведения, Павловский отправился в Ленинград, где после сдачи вступительных экзаменов поступил на первый курс живописного факультета Института пролетарского изобразительного искусства (с 1932 года — Института живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств). Занимался он у Михаила Давидовича Бернштейна (1875—1960), Семёна Львовича Абугова (1877—1950). Когда подошло время выбора персональной мастерской наставника для продолжения обучения, он не колеблясь, выбрал мастерскую замечательного советского художника и педагога, участника знаменитой группы «Бубновый валет», профессора живописи Александра Александровича Осмёркина (1892—1953), которому суждено будет сыграть значительную роль в творческой биографии своего студента.
«Грибы», 1966 год, холст, масло, 75 х 93 см., частное собрание.

В 1937 году Генрих Павловский успешно окончил ЛИЖСА, представив художественному совету в качестве дипломной работы картину «1905 год» (в некоторых источниках приводится другое название работы — «Политических ведут»). Работа получила высший балл у членов совета и принесла автору диплом об окончании с отличием и квалификацию художника живописи. При этом необходимо отметить, что сама дипломная работа выпускника стала значительным событием в жизни не только Академии, но и всего советского искусства и выдвинула его в ряды ведущих художников страны. «Политических ведут» и 24 этюда к картине были приобретены Государственным Русским музеем, что само по себе явилось событием исключительным.
«Политических ведут» Эскиз, 1937 год, холст, масло, 42 х 69 см., выставка по каталогу коллекции «Соцреализм. Ленинградская живописная школа. 1930-1980. Некоторые имена»

После успешной защиты диплома Павловский был приглашен руководством Академии художеств на преподавательскую работу. Он был назначен ассистентом в мастерскую к своему учителю А.А. Осмёркину. С 1940 года Павловский уже доцент кафедры живописи Академии Художеств. Между ним и учителем тогда сложились близкие в духовном, творческом и человеческом плане отношения.
«Утро», 1963 год, картон, масло, 25 х 38 см., выставка по каталогу коллекции «Соцреализм. Ленинградская живописная школа. 1930-1980. Некоторые имена»

Поскольку А.А. Осмёркин постоянно проживал в Москве и приезжал в Ленинград сравнительно редко, то фактическое руководство мастерской осуществлял Г.В. Павловский. Е. Е. Моисеенко вспоминал: «… Александр Александрович по-дружески и с уважением относился к своему ученику, а в дальнейшем — соратнику. Он целиком и полностью доверял Павловскому, его вкусу, его пониманию задач в воспитании художника».
«Портрет С.М. Юнович, жены художника», 1937 год, холст, масло, 65 х 80 см., выставка по каталогу коллекции «Соцреализм. Ленинградская живописная школа. 1930-1980. Некоторые имена»

После окончания института наряду с преподавательской работой Генрих Васильевич активно занялся творческой деятельностью. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал жанровые и исторические картины, портреты, пейзажи, натюрморты. Много времени посвящал он написанию произведений по договорам. В 1937 году Г. Павловский был принят в члены Ленинградского Союза советских художников и с этого времени активно экспонировал свои работы на различных выставках.
«Девушка в пальто», 1960 год, картон, масло, 48 х 55 см., выставка «Павловский Г.В. Портрет. 1930-1960 г.г.»

22 июня 1941 года Генрих Павловский встретил в Ленинграде. Всеми силами рвался на фронт, но по состоянию здоровья не подлежал призыву в Красную Армию (в 1919 году в результате несчастного случая он потерял кисть левой руки и фаланги пальцев на правой руке, здоровыми оставались только два пальца). 20 августа 1941 годаон был эвакуирован в Новосибирск вместе с ленинградским академическим театром драмы имени А. С. Пушкина, как художник-постановщик театра. В Новосибирске он оформил две постановки, а затем отправился в Самарканд, куда к началу лета 1942 года была эвакуирована из блокадного Ленинграда Академия художеств и ЛИЖСА. В 1943 году Генрих Павловский защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.
Этюд к картине «Завтрак тракториста», 1963 год, картон, масло, 70 х 50 см., выставка «Павловский Г.В. Портрет. 1930-1960 г.г.»

В июле 1944 года после полного снятия фашистской блокады Генрих Васильевич вместе с коллективом Репинки и Академии художеств вернулся в Ленинград и сразу включился в работу по оформлению Музея обороны Ленинграда. С осени возобновил свою преподавательскую деятельность в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Когда в конце 1940-х годов в стране сложилась сложная внутриполитическая обстановка и резко усилилась борьба с космополитизмом и влиянием буржуазных культурных течений на советское искусство, одной из жертв этой постыдной кампании стал А.А. Осмёркин. В 1950 году он был отстранен от руководства мастерской в Академии художеств в Ленинграде, и его ученик и ассистент Павловский, как человек верный своим человеческим принципам, был вынужден покинуть Академию художеств тоже.
«Портрет художника Нины Ивановой», 1959 год, картон, масло, 47 х 38 см., выставка «Павловский Г.В. Портрет. 1930-1960 г.г.»

В 1950 году Генрих Васильевич перешел на преподавательскую работу на живописный факультет Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им В.И. Мухиной, где и проработал на кафедрах общей живописи и монументально-декоративной живописи до 1973 года. Своим учителем Генриха Васильевича Павловского считали такие известные ленинградские художники, как Е.Е. Моисеенко, А.А. Мыльников, Г.А. Савинов, Б.М. Лавренко, О.Б. Богаевская, М.А. Козловская, А.Г. Гуляев, Д.В. Беляев и другие.
«Портрет Героя Соцтруда знатного экскаваторщика Кукина В.И.», 1959 год, холст, масло, 40 х 30 см., выставка «Павловский Г.В. Портрет. 1930-1960 г.г.»

Творческое наследие Генриха Васильевича Павловского обширно и многообразно, при этом особого внимания заслуживают его произведения «Портрет машиниста Фёдорова» (1949), «На стройках коммунизма» (1951), «На Карельском перешейке», «Незамерзающая речка» (обе 1955), «Портрет Ивана Шаповалова» ( 1959), «Знатный строитель экскаваторщик В. И. Кукин» (1961), «Натюрморт с персиками», «Натюрморт с бананами» (обе 1962), «Наследник» (1964), «Русская снедь», «Огурчики» (обе 1967), «Натюрморт с рыбой» (1971), «Портрет плавщика А. Севастьянова» (1972), «Подвиг Нади Курченко» (1973), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
Этюд-портрет «Девушка», 1960-е годы, холст, масло, 38 х 25 см., выставка «Павловский Г.В. Портрет. 1930-1960 г.г.»

Генрих Васильевич Павловский скончался 17 декабря 1973 года в Ленинграде на шестьдесят седьмом году жизни. Сегодня его работы хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Центральном Военно-Морском музее в Санкт-Петербурге, Государственном художественном музее Республики Беларусь в Минске и многих других музеях бывшего СССР, а также в частных собраниях в России, Великобритании, Франции, Италии, США и других странах.
«Женский портрет», 1950-е годы, бумага, уголь, 40 х 30 см., выставка «Павловский Г.В. Портрет. 1930-1960 г.г.»

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись. Каталог. Л., ЛССХ, 1948.
2. Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников. // Ленинградская правда, 1947, 29 ноября.
3. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года. Каталог. — Л: ЛССХ, 1951.
4. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года. Каталог. — Л: ЛССХ, 1956.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958.
6. Бродский В. Жизнеутверждающее искусство. // Ленинградская правда, 1957, 11 октября.
«Белая ночь», 1947 год, холст, масло, 89 х 72 см., выставка «Павловский Г.В. Портрет. 1930-1960 г.г.»

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.