Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 482. Медовиков Никита Петрович (Nikita Medovikov) (1918-1982).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Никита Петрович Медовиков — известный советский российский живописец и педагог, доцент кафедры живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, член Ленинградского Союза художников, представитель ленинградской школы живописи.

Никита Медовиков родился в Вологде в семье служащего. В 1937 году поступил на архитектурный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры при ВАХ. Фронтовик. После демобилизации по ранению продолжил обучение в ЛИЖСА, перейдя на живописный факультет. В 1950 году успешно окончил Репинку (мастерская В. М. Орешникова) с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Нахимов при Синопе».

Медовиков участвовал в выставках с 1950 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В том же году художник был принят в члены Ленинградского Союза художников. Писал жанровые картины, пейзажи, портреты, занимался монументальной живописью. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, был доцентом на кафедре живописи.

Рассказ об этом талантливом художнике и педагоге, работы которого хранятся в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Украине, Японии, Германии, Франции и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Никита Петрович Медовиков родился 29 апреля 1918 года в Вологде в семье служащего. Отец будущего художника трудился в системе Вологодского городского самоуправления, а мама занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. В первой половине 1918 года в северных губерниях России в основном продолжала действовать дореволюционная система государственных учреждений, сохранялись земства и городское самоуправление. Только в мае-июне 1918 года постановлением Вологодского губисполкома и приказом наркома М. С. Кедрова были окончательно ликвидированы Вологодская губернская земская управа и городское самоуправление, и глава семьи перешёл на работу в один из отделов Вологодского губернского совнархоза.
«Набережная реки Невы у Академии художеств», 1956 год, картон, масло, 13 х 18 см.,Вологодская областная картинная галерея.

О детских и юношеских годах Никиты Медовика известно крайне мало, сведения эти отрывочны и не являются подтверждёнными. Достоверно известно лишь, что рисовать Никита начал рано, удивив этим друзей и родителей, которые увлечению сына препятствий не чинили, а наоборот, способствовали посещению им местной городской изостудии, преподаватели которой настоятельно рекомендовали Никите продолжить своё обучение на более высоком профессиональном уровне.
«П.С. Нахимов во время Синопского сражения 18 ноября 1853 года», 1952 год, холст, масло, Военно-исторический музей Черноморского флота, Севастополь.

В 1937 году после окончания в Вологде школы-десятилетки, Никита Медовиков отправился в Ленинград покорять Олимп искусства. После успешной сдачи вступительных экзаменов он был зачислен на первый курс архитектурного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры при ВАХ. На последующие четыре года знаменитое здание на Университетской набережной, 17 стало для него родным домом.
«Юность», 1961 год, холст, масло. Из фондов Березниковского историко-художественный музея им. И.Ф. Коновалова.

22 июня 1941 года Никита Медовиков встретил в Ленинграде студентом четвёртого курса института. Уже в июле добровольцем ушёл на фронт. Рядовым сапёрного батальона принял боевое крещение в боях при обороне Кингисеппа. В 1942 году в боях под Мгою получил тяжёлое ранение разрывной пулей в колено. Долго лечился в госпиталях. После ампутации ноги в 1943 году был демобилизован по ранению, приведшему к инвалидности. Уехал в Самарканд, где в это время находился в эвакуации ЛИЖСА и продолжил учёбу в институте. Уже после возвращения вместе с институтом в 1944 году в Ленинград, перешёл на живописный факультет Репинки, фактически начав всё с начала.
«Городская церковь», 1950-е годы, холст, масло, 40 × 35 см., частное собрание.

В разные годы занимался у Михаила Давидовича Бернштейна (1875—1960), Александра Михайловича Любимова (1879—1955) и Генриха Васильевича Павловского (1907—1973). Когда пришло время выбора персональной мастерской наставника для продолжения обучения, не колеблясь, выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, заслуженного педагога, Народного художника СССР Виктора Михайловича Орешникова (1904—1987). В 1950 году окончил Репинку, представив художественному совету свою дипломную работу «Нахимов при Синопе». Картина получила высший балл и принесла автору диплом об окончании института и квалификацию художника живописи.
«Адмирал Нахимов при Синопе», 1950 год, холст, масло, 124 х 281 см., Военно-исторический музей Черноморского флота, Севастополь.

После окончания ЛИЖСА им.И. Е. Репина Никита Медовиков остался жить и работать в Ленинграде, ставшим для него второй родиной. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал жанровые картины, пейзажи, портреты, занимался монументальной живописью. С 1950 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В том же году был принят в члены Ленинградского Союза советских художников. Наряду с творчеством придавал большое значение педагогической работе, преподавая в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры на кафедре живописи.
«Солдаты», 1974 год, холст, масло, 32 х 63 см., из коллекции Е. Медовикова.

Творческое наследие Никиты Петровича Медовикова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «На Белой» (1957), «Великий Устюг. Белая ночь», «Ладога. Берег с цветами», «Серый день на Ладоге» (все 1958), «Набережная Невы», «Аллея в Новой Деревне», «Ладожский фиорд. Пейзаж» (все 1960), «Дима», «Ленинград. Осень», «Река Сухонь» (все 1964), «Яхтсмены» (1966), «Лето» (1968), «Автопортрет», «К жизни» (обе 1980), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«К жизни», 1980 год, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Никита Петрович Медовиков скончался 19 апреля 1982 года в Ленинграде на шестьдесят четвёртом году жизни. В наши дни его произведения находятся в музеях и частных собраниях России, Украины, Японии, Германии, Франции и других странах.
«Букет», 1970-е годы, бумага, акварель, 28 х 20 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. 1917 — 1957. Выставка произведений ленинградских художников. Каталог. — Л: Ленинградский художник, 1958.
2. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1959.
3. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1963.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1960 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1961.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года. Каталог. — Л: Художник РСФСР, 1964.
«Обыск», 1960-е годы, холст, масло, 60 х 50 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.