Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 481. Чепцов Ефим Михайлович (Yefim Cheptsov) (1874-1950).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Ефим Михайлович Чепцов — известный русский и советский живописец и педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, член Ленинградского Союза советских художников.

Ефим Чепцов родился 28 декабря 1874 года в селе Медвенка Курской губернии. Окончил рисовальную школу при Киево-Печерской Лавре. С 1895 года жил в Петербурге. В 1901—1904 годах занимался в художественной студии М. К. Тенишевой. В составе группы учеников студии расписывал церковь во Флоренции под руководством профессора Преображенского. В 1905—1911 годах учился в Высшем художественном училище при ИАХ у В. Савинского, Я. Ционглинского, В. Маковского, И.Репина. В 1911 году за картину «У доктора» Чепцов получил звание художника и право на заграничную командировку.

После революции Ефим Чепцов жил в Медвенке и вернулся в Петроград лишь в 1922 году. Участвовал в выставках Общества имени А. И. Куинджи (1925—1930), и АХРР-АХР (1922—1932). Преподавал в студии АХР (1926—1929), в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ (1933—1941), в Московском городском педагогическом институте им. В. П. Потёмкина (1945—1949). В основном работал в жанре пейзажа и бытовой картины.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Ростовском областном музее изобразительных искусств, в многочисленных музеях и частных собраниях в России и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Ефим Михайлович Чепцов родился 28 декабря 1874 года в селе Медвенка Курской губернии Российской империи в крестьянской семье. Отец будущего художника был маляром и иконописцем, и Ефим с раннего детства помогал ему в работе. Краски, кисти, холсты и доски заменяли мальчику игрушки, а растирание красок и подготовка грунтов заменяли детские игры, поэтому нет ничего удивительного в том, что Ефим с детства увлёкся рисованием, наблюдая за работой отца и беря у него первые уроки.
«Соседки», 1913 год, холст, масло, 76 X 87 см., Иркутский областной художественный музей им. В. П. Сукачева.

Ефим с детства начал проявлять незаурядные способности к рисованию, и отец, видя это, определил сына на учебу в иконописную школу при Киево-Печерской лавре. Достоверных сведений о годах обучения Ефима Чепцова в Лавре и его успехах на этом поприще, к сожалению, не сохранилось. В 1895 году двадцатилетний молодой человек отправился на заработки в столицу, где первое время пробовал себя на самых различных работах, зачастую совсем не связанных ни с искусством, ни с живописью. При этом он никогда и ни при каких обстоятельствах не забывал любимого увлечения.
«Слушают» («Типы Курской губернии»), 1915 год, холст, масло, 169 х 218 см., Картина экспонировалась на Весенней выставке в Петербургской АХ, а также получила ІІІ премию на конкурсе им. А. Куинджи.

В 1901—1904 годах Чепцов занимался в художественной студии известной русской дворянки, общественного деятеля, педагога, мецената и коллекционера Марии Клавдиевны Тенишевой. В составе группы учеников студии он совершил свою первую поездку за границу, где принял участие в росписи храма во Флоренции под руководством известного русского архитектора, реставратора, педагога, историка древнерусского зодчества академика архитектуры Михаила Тимофеевича Преображенского (1854—1930).
«Подруги», 1918 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1905 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Шесть лет продолжалось обучение Чепцова в училище. Его педагогами были Василий Евмениевич Савинский (1859—1937), Ян Францевич Ционглинский (1858—1913), Владимир Егорович Маковский (1846—1920) и Илья Ефимович Репин (1844—1930), оказавшие сильное влияние на формирование художественных взглядов молодого художника.
«Итальянский мотив», 1904 год, холст, масло, Дом-музей художника, Медвенка.

В 1911 году Советом профессоров Высшего художественного училища при ИАХ выпускнику Ефиму Михайловичу Чепцовуза картину «У доктора» было присвоено звание художника и предоставлено право на заграничную командировку (пенсионерство). Пенсионерство (от лат. pension— платеж) предоставлялось за счет Императорской Академии художеств лучшим выпускникам. Как неотъемлемая часть художественного образования пенсионерство впервые появилось ещё в парижской Академии художеств. Эту традицию переняли многие европейские учебные заведения, в том числе и российская Академия художеств. Положение о пенсиях было предложенов 1760 году И.И. Шуваловым, основателем российской Академии, и закреплено в уставе. Каждые три года двенадцать лучших учеников отправлялись в Европу, преимущественно в Италию, для изучения знаменитых памятников прошлого, копирования старых мастеров, знакомства с современным европейским искусством. Три раза в год пенсионер должен был присылать отчет о своем обучении, а по завершении пенсии предоставить Академии итоговую работу.
«Выезд на работу», 1947 год, холст, масло, частное собрание.

Чепцов воспользовался предоставленным ему правом. Он посетил художественные музеи Берлина, Вены, Парижа, Флоренции, Рима, а затем поселился на острове Капри. Здесь художник познакомился с A.M. Горьким и ряд своих работ посвятил Италии. За холст «Капри» Чепцов был вторично награждён Академией поездкой в Италию, а также в Голландию и Бельгию. По окончании заграничной командировки в 1914 году Чепцов вернулся в Россию и поселился в столице, на лето выезжая на родину в Медвенку, где делал многочисленные натурные этюды и зарисовки. Художник хорошо помнил и свято выполнял наказ своего великого учителя Ильи Ефимовича Репина: «Не пишите Италию, пишите Курскую губернию».
«Школьный урок в саду», 1947 год, холст, масло, 82 х 107 см., Дом-музей художника Ефима Чепцова, Медвенка.

Известие об октябрьском перевороте Чепцов встретил на родине в Медвенке. К новой власти на первых порах относился настороженно — пугала полная неопределённость будущего, при том, что лозунги, провозглашавшиеся революционными массами, были классово близки Ефиму Михайловичу. В 1922 году Чепцов вернулся в Петроград, где вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). Участвовал в выставках Общества имени А. И. Куинджи (1925—1930) и АХРР-АХР (1922—1932).
«Школьные работники. Переподготовка учителей» 1925 год, холст, масло, Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки.

При этом и в последующие годы он никогда не терял связи с родиной. Родная курская земля служила ему источником новых впечатлений, обогащала новыми темами. Чепцов часто приезжал в родные места, подолгу жил в Медвенке. Созданные художником в 1924—1926 годах картины «Заседание сельской ячейки», «Переподготовка учителей», «Проведение дня кооперации в деревне» фактически явились одними из первых произведений советской живописи о послереволюционной деревне.
«Заседание сельячейки», 1924 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Отмечая достоинства картины Ефима Чепцова «Заседание сельской ячейки», глубокое раскрытие характеров, изображенных на ней новых людей деревни, сельских коммунистов, А.В. Луначарский писал: «Стоя перед этой картиной, невольно говоришь себе: вот те, кто более всего способствовал победе революции! И невольно проникаешься любовью к этим людям, как после прочтения книг Фурманова». Сельская тематика и в дальнейшем неоднократно поднималась художником в своих произведениях. Во многих картинах («Уборка урожая», «Прополка свеклы») он стремился передать радость мирного труда, будни колхозного села.
«Уборка урожая», 1949 год, холст, масло, Дом-музей художника Ефима Чепцова, Медвенка.

Несмотря на то, что Ефим Михайлович был великолепным портретистом, главными в его творчестве всегда оставались жанры пейзажа и бытовой картины. На его полотнах ярко отображена своеобразная красота природы родного и бесконечно дорогого ему курского края. Широкое всесоюзное признание получили и его полотна, посвященные Великой Отечественной войне: «Последние известия с фронта», «Среди родных». В них художник удивительным образом сумел запечатлеть суровую героику той грозной поры, мужество героев фронта и тружеников тыла, ковавших победу над коварным и сильным врагом. Говоря об этих героях, Ефим Михайлович подчеркивал, что при создании их стремился «к большой простоте и углубленности в разработке темы».
«Среди родных», 1945 год, холст, масло, Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки.

Много времени Ефим Михайлович посвящал преподавательской работе, которую считал важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодёжью накопленными знаниями, навыками и умением, художник сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства. Он преподавал в студии АХР (1926—1929), в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры ВАХ (1933—1941), в Московском городском педагогическом институте им. В. П. Потёмкина (1945—1949). Многие его ученики впоследствии стали известными художниками.
«Проведение Дня кооперации в деревне», 1926 год, холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Творческое наследие Ефима Михайловича Чепцова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его полотна «Охотник» (1906), «Подруги» (1918), «Заседание сельской ячейки» (1924), «Эвакуация с Украины Махно» (1925), «Переподготовка учителей» (в некоторых источниках «Школьные работники»), «Проведение дня кооперации в деревне» (обе 1926), «Ленин на даче Горького на Капри», «Ленин и Горький с рыбаками на лодке» (обе 1930-е гг.), «Среди родных» (1945), наглядно демонстрирующие творческий потенциал, технические возможности и художественное мастерство живописца.
«В.И. Ленин и А.М. Горький с рыбаками на лодке.(Капри)» 1926 год, холст, масло, Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки.

В 1946 году Ефиму Михайловичу Чепцову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Многие работы художника, созданные им в различные периоды творчества, экспонируются сегодня в залах Курской областной картинной галереи имени А.А. Дейнеки. На курской земле живут люди, послужившие прототипами героев многих произведений замечательного мастера. На родине художника в селе Медвенка на постоянной основе открыт дом-музей Ефима Чепцова с экспозицией его произведений.
Медвенка. Медвенский район. Курская область. Дом-музей художника Ефима Чепцова.

Ефим Михайлович Чепцов был участником ряда крупнейших выставок советского искусства. Художник продолжал трудиться до последних дней своей жизни. Он скончался 8 января 1950 года в Москве на семьдесят шестом году жизни. Был похоронен на Введенском кладбище. Сегодня произведения художника хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Ростовском областном музее изобразительных искусств, Курской государственной картинной галерее им. А.А.Дейнеки, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Италии, Испании и других странах дальнего зарубежья.
«В мастерской художника», 1918 год, холст, масло, Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Егорова Н. Содержание новой эпохи // Художник. — 1976. — № 1.
2. Крапивин Н., Крапивина З. Достоверность и правдивость // Художник. — 1976. — № 1.
3. Изобразительное искусство Ленинграда. Каталог выставки. — Л.: Художник РСФСР, 1976.
4. Живопись 20-30-х годов. — СПб.: Художник РСФСР, 1991.
5. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. — СПб.: НП-Принт, 2007. — ISBN 5-901724-21-6, ISBN 978-5-901724-21-7.
«Село Медведково», 1917 год, холст, масло, 35,5 х 42,5 см., Омский областной музей изобразительных искусств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.