Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 478. Шухмин Пётр Митрофанович (Peter Shukhmin) (1894-1955).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Пётр Митрофанович Шухмин — известный советский живописец и педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Пётр Шухмин родился в Воронеже. Учился в студии у В. Н. Мешкова в Москве (1912), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1912–1916) у И. И. Творожникова, А. В. Маковского, Д. Н. Кардовского.

Пётр Шухмин был участником Первой мировой войны, а затем и Гражданской войны. С 1922 года жил и работал в Москве. Был участником объединения «Ассоциация художников революционной России», а затем состоял в Союзе художников СССР. Шухмин наиболее известен как один из активных художников-плакатистов «Окон ТАСС». Долгое время работал в сфере иллюстрирования периодических изданий. В живописи Петра Шухмина преобладали батальные полотна и портреты. С 1948 по 1952 год Пётр Шухмин работал преподавателем в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское).

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Челябинском музее изобразительных искусств, Таганрогском художественном музее, других художественных музеях нашей страны, а также в многочисленных частных собраниях в России и странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Пётр Митрофанович Шухмин родился 13 (25) января 1894 года в Воронеже в многодетной семье. Из мещан. Отец Петра занимался мелкой торговлей и тем содержал семью, а мама вела нехитрое домашнее хозяйство и занималась воспитанием троих детей: Бориса, Петра и Татьяны. Семья жила небогато, но дружно, дети старались во всем помогать матери и не быть обузой.
«Узбекский мальчик», 1950-е годы, холст, масло, 43 х 33 см., Таганрогский художественный музей.

Рисовать Пётр начал рано, удивив этим и друзей, и родителей, имевших весьма отдаленное отношение к искусству. Мама Петра знала много народных песен и, обладая хорошим голосом, любила петь и вообще всячески поощряла любое проявление творчества у детей, поэтому, видя увлечение сына рисованием, старалась всячески способствовать развитию его художественных способностей. Обучаясь в Воронежском реальном училище, Пётр параллельно посещал занятия в местной бесплатной рисовальной школе, демонстрируя серьезные успехи в обучении основам художественного мастерства.
«Десант с Авроры», 1931 год, холст, масло, Государственный центральный музей современной истории России.

В конце 1911 года семья Шухминых в поисках лучшей доли переехала на постоянное местожительства в Москву, где Пётр Шухмин начал брать уроки рисования у известного русского живописца и графика, будущего доктора искусствоведения и профессора Всероссийской академии художеств Василия Никитича Мешкова (1867–1946), посещая его художественную мастерскую. Будучи опытным педагогом, Василий Никитич оценил природное дарование своего ученика, фактически дав ему базовое художественное образование.
«Танкисты», 1928 год, холст, масло, 203 х 231 см., Центральный музей Вооруженных Сил, Москва.

Именно он посоветовал Петру Шухмину поступать в столичную Императорскую Академию художеств, и в 1912 году молодой художник отправился в Санкт-Петербург, где с первого раза поступит в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств. Учился Шухмин у выдающихся педагогов ИАХ тех лет: Ивана Ивановича Творожникова (1848–1919) — замечательного русского живописца-жанриста, академика Императорской Академии художеств, Александра Владимировича Маковского (1869–1924) — выдающегося русского живописца и графика, активного члена Товарищества передвижных художественных выставок, академика и профессора ИАХ и Дмитрия Николаевича Кардовского (1866–1943) — известного русского и будущего советского художника-графика, профессора и действительного члена ИАХ.
«У Смольного» 1930 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Шухмину нравилось учиться в ВХУ, но закончить его было не суждено, поскольку в 1916 году студент последнего курса Шухминушел на фронт. Февральская революция способствовала его выдвижению в члены полкового комитета, а Октябрьская революция застала его уже председателем полкового комитета. Благодаря большому авторитету среди товарищей в скором будущем солдаты избрали его командиром полка. Все годы Гражданской войны он был на передовой. О живописи пришлось на время забыть — Шухмин участвовал в боях против Краснова, Деникина, Врангеля, боролся с бандитизмом на Украине. Только после окончания Гражданской войны в конце 1921 года Петр Шухмин, демобилизовавшись, вернулся в Москву.
«Проводник», 1923 год, холст, масло. Центральный музей Вооруженных Сил РФ , Москва.

Вот что писал художник об этом тяжелом времени в своей автобиографии:
«Здесь, на фронте изобразительного искусства, я застал разгул и свистопляску так называемых левых (конструктивистов, беспредметников и прочих, и прочих). Реалистическое искусство было подвергнуто анафеме. Заниматься им, по мнению головки “эстетов”, считалось признаком “дурного тона”, отсталостью, провинциализмом, а главное — делом, безусловно, реакционным.
«Литейщики», 1940-е годы, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Нужно было всему этому противопоставить традиции русской школы живописи, основанной на принципе реализма. Нужно было начать борьбу за создание реалистической картины. Для меня существовал тогда и существует поныне только один принцип, только один путь в изобразительном искусстве — путь реализма. Естественно поэтому, что я примкнул к группе товарищей, основавших Ассоциацию художников революционной России — АХРР, провозгласившую принцип героического реализма».
«А.П. Чехов», 1950-е годы, бумага, карандаш, Челябинский музей изобразительных искусств.

Получившему прекрасное классическое образование Петру Шухмину были глубоко неприемлемы живописные новации 1910-х годов и времени первых лет становления нового искусства. В своем творчестве он последовательно придерживался умеренных реалистических позиций. Основой его сложных многофигурных композиций являлся практически безупречный, подробный, выразительный академический рисунок. Уделяя в своих работах большое внимание проработке деталей, Шухмин добивался особой материальной убедительности в передаче фактуры предметов и аксессуаров, при этом его раннему творчеству свойственна определенная стилизация, придающая его произведениям большую монументальность и строгость.
«Портрет актрисы Ольги Андровской». 1940 год, бумага, уголь, сангина, 189 х 100 см., Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

Основной темой его произведений 1920-х годов стала тема прошедшей Гражданской войны. Одной из наиболее известных картин, посвященных трагическим событиям в недавней истории страны, явилась картина «Приказ о наступлении» (1925). В 1928 году в Москве открылась десятая выставка АХРР (Ассоциации художников революционной России), посвященная десятилетию Красной армии. К числу лучших картин, экспонировавшихся на этой выставке, принадлежало как разполотно «Приказ о наступлении» Петра Шухмина. Картина является достаточно типичной для творчества молодых художников тех лет. В ней отчетливо проявляется композиционное мастерство и хорошая техническая подготовка живописца.
«Приказ о наступлении», 1925 год, холст, масло, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва.

В 1930-е годы Пётр Шухмин активно пробовал себя в плакате («Вошь разносит сыпной тиф, береги себя, береги коллектив!», 1930). Но наибольшую известность принесли художнику плакаты Великой Отечественной войны, когда художник активно включился в работу по выпуску оборонных плакатов «Окна ТАСС, являясь одним из самых производительных авторов этой мастерской («Ни шагу назад!», № 574, 1942; «Смерть немецким захватчикам!», №953, 1944). За серию плакатов «Окна ТАСС», за вклад в поднятие боевого духа в период войны П. Шухмин был награжден Государственной премией СССР, в составе ведущих художников «Окон ТАСС» — Куркрыниксов, Н. Э. Радлова, Г. К. Савицкого, П. П. Соколова-Скали, П. М. Шухмина, М. М. Черемных (1942).
Окно ТАСС № 253, эскиз. Бумага, гуашь. 1941. Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годы.

Пётр Шухминс успехом работал в различных художественных жанрах. Являясь автором преимущественно исторических полотен, а история Советской армии являлась главной и любимой темой его творчества, Пётр Митрофанович неоднократно обращался и к портрету, запечатлев современных ему деятелей культуры и военачальников [журналы «Красный перец», «Красная Нива»; «Окна ТАСС» (1941–1945; Государственная премия СССР, 1942)].
«Портрет маршала Советского Союза Б.М.Шапошникова», 1943 год, холст, масло, Центральный музей Вооруженных Сил, Москва.

«Портрет маршала Советского Союза Ф.И.Толбухина», 1943 год, холст, масло, Центральный музей Вооруженных Сил СССР, Москва.

Среди его многочисленных произведений портреты артистов, политических и военных деятелей, в том числе Б.В. Щукина, Д.Д. Шостаковича, А.Я. Закушняка, А.П. Чехова, Б.М. Шухмина, М.В. Фрунзе, М.И. Калинина, Ф.И. Толбухина, Л.А. Говорова и многих других. Его произведениям всегда были свойственны выразительность композиции, строгость колорита.
«Портрет Вольфа Мессинга», 1946 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Много времени Шухмин уделял преподавательской деятельности, преподавал во Всероссийской Академии художеств (1934–1936), Институте прикладного и декоративного искусства в Москве (1948–1952).
Пётр Митрофанович Шухмин умер 2 мая 1955 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). Рядом упокоилась и жена художника — заслуженная артистка РСФСР Н. И. Сластенина-Шухмина (1889–1966), пережившая мужа на одиннадцать лет. Художником, рожденным романтикой и героикой Советской армии, остался Петр Шухмин в истории отечественного изобразительного искусства.
Могила художника Петра Митрофановича Шухмина на Новодевичьем кладбище Москвы.

Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Центрального музея Вооруженных сил России, Музея современной истории России. Плакаты Петра Митрофановича Шухмина хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, в многочисленных частных российских и зарубежных коллекциях.
Иллюстрация для журнала «Красный перец», 1924 год, бумага, гуашь, акварель, 38,5 х36,5 см., Государственный центральный музей современной истории России.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Вторая Республиканская художественная выставка «Советская Россия». Живопись. Скульптура. Графика. Монументально-декоративное и театрально-декорационное искусство: каталог. М.: Советский художник, 1965.
2. Живопись 1920–1930-х гг. /cост. А. М. Муратов. СПб., 1991.
3. СпиридоноваМ.С. П.М. Шухмин. 1950 г.М.: Советская живопись, 1963.
4. Живова О. А. Пётр Митрофанович Шухмин. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1962.
5. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии художеств, 1915.
6. Разумовская С. Пётр Шухмин. Л., 1966.
«На поле боя», 1946 год, холст, масло, 89,5 х 110 см., частное собрание..

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.