Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 475. Верёвкина Марианна Владимировна (Marianna Verevkina) (1860-1938).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Марианна Владимировна Верёвкина — замечательный русский художник, представитель экспрессионистского течения в живописи.

Марианна Верёвкина родилась в Туле. С 1883 года брала частные уроки у Дмитрия Прянишникова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также занималась натюрмортом под руководством Василия Поленова. После смерти матери в 1885 году переехала с отцом в Санкт-Петербург, где после знакомства с Ильей Репиным брала у него уроки рисования.

В 1892 году Марианна Верёвкина приняла участие в XX выставке передвижников. В том же году Репин назвал Верёвкину русским Рембрандтом, позже сравнивая ее с Веласкесом и Франсиско де Сурбараном. 22 марта 1909 года совместно с Кандинским, Явленским, Канольдтом и Эрбслё основала Новое Мюнхенское художественное объединение (Neue Künstlervereinigung München, N.K.V.M.). В 1912 году выставляла свои работы совместно с группой «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) в галерее Der Sturm в Берлине. С 1919 года жила в Асконе (кантон Тичино). В 1924 году основала художественную группу «Большая медведица» (Der Große Bär), которая, как и созвездие Большой медведицы, состояла из семи членов: Вальтера Хельбига, Отто Наймайера, Эрнста Фрика, Альберта Кохлера, Гордона мак Куха, Отто ван Райса и Ричарда Сивальда. В 1928 году Верёвкина приняла участие в выставке группы «Большая медведица» совместно с Шмидт-Ротлуфом и Рольфсом в берлинской галерее Нирендорф.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, ведущих мировых художественных музеях, а также в многочисленных частных собраниях в России, Франции, Германии, США, Канаде и других странах дальнего зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Я верю и хочу, чтобы за мной верили и другие, что кроме суетного мира переходящих форм есть мир незыблемого покоя истины, мир примирений, куда тянет меня всей душой. Это — мое чувствование и моя вера, моя художественная суть » (Марианна Верёвкина).
«Весеннее воскресенье», 1907 год, бумага на картоне, темпера, 56 × 73 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

Творчество Марианны Веревкиной широко известно и высоко ценится в наши дни на Западе: большая часть ее картин хранится в Германии и Швейцарии, в Мюнхене ее именем названа улица. При этом на родине художника в России ее работы долгое время оставались неизвестными широкому кругу, что не может не огорчать любителей живописи и поклонников ее удивительного таланта. Эта публикация — еще одна попытка изменить существующее положение и вернуть имя этого замечательного художника отечественному искусству.
«Вечер в Мурнау», 1907-1910 годы, картон, темпера, Замок-музей Мурнау.

Марианна Владимировна Верёвкина родилась 29 августа (10 сентября) 1860 года в Туле в семье крупного военачальника и государственного деятеля царской России Владимира Николаевича Верёвкина (1821–1896), генерала от инфантерии,геройски отличившегося во время Крымской войны, а в 1863–1867 годах — витебского военного губернатора. Мама Марианны Елизавета Дараган (1834–1885) происходила из старинного княжеского рода, была культурной и хорошо образованной женщиной, увлекалась музыкой, иконописью и портретной живописью на любительском уровне, что впоследствии позволило ей дать дочери первые уроки рисования. Дед Марианны по материнской линии в свое время служил губернатором в Туле, бабушка Анна Дараган прославилась книгами для детей.
«Женский пансион», 1907 год, бумага на картоне, темпера, 55 × 73,5 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

Рисовать Марианна начала спонтанно в возрасте четырнадцати лет во время своей болезни. Ее первые работы были навеяны видениями, вызванными высокой температурой. Выздоровев, Марианна не потеряла интерес к рисованию, что обрадовало родителей, приложивших все силы для поощрения ее увлечения живописью — в четырнадцать у девочки уже был свой дом-студия в поместье «Благодать» в Литве, куда семья переехала вслед за отцом-военным, получившим в 1868 году назначение на должность начальника Виленского военного округа. В 1872 году Марианна была принята в Мариинское высшее женское училище в Вильно, в котором обучалась до 1876 года.
«Женщины в черном II», 1907 год, картон, гуашь, 29 × 41 см., частное собрание.

В 1879 году главу семьи перевели по службе в польский город Люблин, куда переехала и семья, а в 1883 году семья Верёвкиных обосновалась в Москве, где Марианна начала брать частные уроки у Иллариона Прянишникова (1840–1984), посещая его занятия в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Также она занималась натюрмортом под руководством Василия Поленова (1844–1927).
«Каменоломня», 1907 год, картон, темпера, 50 × 71 см., частная коллекция.

В 1885 году после скоропостижной смерти матери Марианна вместе с семьей переехала в Санкт-Петербург, где генерал от инфантерии Веревкин получил назначение на должность коменданта Петропавловской крепости. В столице Верёвкина знакомится с Ильей Репиным (1844–1930), у которого начинает брать уроки рисования.
«Пивная под открытым небом», 1907 год, бумага на картоне, темпера, 55 × 73 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

В 1888 году Марианну постигает несчастье: во время охоты она по случайности прострелила себе ладонь правой руки, с тех пор она учится держать кисточку между средним и безымянным пальцами. В музее Висбадена находится работа Репина, на которой изображена Верёвкина с перевязанной рукой. Чтобы вернуться к рисованию, она вынуждена была прервать свои занятия и отправиться в Германию проходить длительный курс реабилитации. В Германии она знакомится с передовыми течениями в живописи и пересматривает многие свои взгляды на современное искусство.
«Лошадка», 1907 год, темпера, картон, 56 × 79 см., частная коллекция.

После возвращения в Петербург Марианна продолжила свое обучение у Репина, хотя классическое искусство уже начало ее тяготить. В мастерской Марианны, располагавшейся на территории Петропавловской крепости, все также собирались шумные и веселые компании столичных художников и артистов. Бывали здесь Константин Сомов и Николай Рерих, заезжали Филипп Малявин и Осип Браз. В 1891 году состоялось знакомство Марианны Верёвкиной с Алексеем Явленским, который тоже был учеником Репина и которому суждено было сыграть в ее жизни определяющую роль.
«Портрет Веры Репиной», 1881 год, холст, масло, 89 × 58 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Молодой художник Явленский был на четыре года моложе Верёвкиной. За короткое время он стал для Марианны смыслом жизни. Он сопровождал ее в поездках, не раз признавался ей в любви, в ответ на что Марианна уверяла его в своей безмерной дружбе. Алексею Явленскому суждено будет сыгратьв жизни Марианны одновременно прекрасную и ужасную роль. Им суждено будет прожить вместе долгих и нелегких тридцать лет, но их союз так и не был оформлен юридически (Марианна могла получать финансовую поддержку отца только до момента вступления в брак) и, как утверждают многие, вероятно, оставался платоническим.
«Портрет девушки а русском костюме», 1888 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Я творю людей, меня окружающих, я создаю чувства, которые ощущаю или которые внушаю, я создаю ситуации и впечатления»,— писала она позднее в своей автобиографии «Жизнь наизнанку». Эти слова в полной мере относились и к ее непростым отношениям с Явленским. Марианна была убеждена в гениальности своего избранникаи в то, что именно ему суждено создать «искусство будущего», о котором она грезила. Несомненно, это была великая цель, ради которой по ее мнению, она должна была пожертвовать собственным талантом, хотя в 1892 году после ее участияв XX выставке ТПХВ, Репин сказало Верёвкиной, что она «русский Рембрандт», и сравнил ее с Веласкесом и Франсиско де Сурбараном…
«Портрет Алексея Явленского», 1896 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1896 году после кончины отца Марианна получила его пенсию и, став состоятельной и независимой женщиной, вместе с Явленским уехала в Европу, где поселилась в Мюнхене, на несколько лет фактически прекратив свои занятия живописью.
«Автопортрет в матросской блузке», 1893 год, холст, масло, частное собрание.

Марианна наивно идеализировала своего Алексея Явленского. «Благодаря любви ко мне он сделался монахом»,— говорила она и, как показала жизнь, горько ошибалась. Странные и возвышенные отношения с Марианной не устраивали Явленского. В 1894 году в имении генерала Верёвкина («Благодать» близ Ковно)Явленский встретил воспитанницу его владельцев — 13-летнюю Елену Незнакомову (1881–1965), которая позднее находилась в услужении у Марианны. В 1902 году Алексей провел больше года в Прибалтике, где Незнакомова родила ему сына Андрея. Елена Незнакомова была воспитанницей, кухаркой и горничной Веревкиной еще в России и уехала в Мюнхен вместе с ней, чтобы помогать по хозяйству.
«Покинутый», 1907 год, бумага на картоне, темпера, пастель и жирные карандаши, 23,6 × 20 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

История грозила скандалом — Елена была несовершеннолетней, и все действующие лица даже на год вернулось в Россию, чтобы избежать огласки. Как бы там ни было, но отношения Явленского и Верёвкиной не прекратились: они продолжили жить вместе. Однако предательство любимого потрясло Марианну, и в 1905 году она вернулась к живописи, чтобы обрести опору в жизни, а в следующем году познакомилась с художниками Ф. фон Ленбахом и Ф. фон Штуком. В 1906 году ей исполнилось сорок шесть лет, и она неожиданно осознала, что слишком долго откладывала свою собственную жизнь, которая безвозвратно проходила…
«Память», 1902 год, бумага на картоне, темпера, 50 х 70 см., частная коллекция.

Марианна решительно отреклась от своих прежних идеалов, от всего, чему ее учили, и приступила к созданию «искусства будущего» уже своими собственными руками.

Верёвкина выбрала темперу — яркую, плотно ложащуюся краску, и с этого момента именно ей она будет отдавать предпочтение в своей живописи. Она решилась на эксперименты, изображая не реальный мир, а свое восприятие, а обширные познания в искусстве сталией серьезным подспорьем. И успехи не заставили себя долго ждать. Первым признанным шедевром Марианны Верёвкиной стала «Осень.Школа», написанная в 1907 году только основными цветами.
«Осень. Школа», 1907 год, бумага на картоне, темпера, Музей современного искусства, Аскона.

Большую часть лета 1908 года Верёвкина провела вместе с Явленским и Кандинским в доме у Габриэль Мюнтер в поселке Мурнау. В том же году Марианна приняла участие в выставке Берлинского сецессиона и в салоне в Санкт-Петербурге.
«Литовский город», 1910 год, бумага на картоне, темпера, частное собрание.

22 марта 1909 года совместно с Кандинским, Явленским, Канольдтом и Эрбслё Верёвкина основывает Новое Мюнхенское художественное объединение (Neue Künstlervereinigung München, N.K.V.M.). Первая выставка объединения состоялась в Галерее Таннхаузер в Мюнхене.
«Шторм», 1908 год, бумага на картоне, темпера, Музей современного искусства, Аскона.

В 1910 году работы Верёвкиной выставлялись в Риге и Санкт-Петербурге, а в 1911 году вместе с Явленским Марианна посетила Париж, где встретиласьс Анри Матиссом. В 1912 году Марианна выставляет свои работы совместно с группой «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) в галерее «Der Sturm» в Берлине. В начале декабря 1912 года Верёвкина и Явленский выходят из Нового Мюнхенского художественного объединения. В 1913 году приняла участие в выставке в Будапеште и в Первом немецком осеннем салоне в Берлине.
«Танцовщик Александр Сахаров», 1909 год, бумага на картоне, темпера, частное собрание.

Начавшаяся Первая мировая война серьезным образом повлияла на творческие планы Верёвкиной и Явленского. Они продолжали оставаться вместе, сохраняя хорошие отношения. С началом войны их материальное положение ухудшилось — пенсии из России поступали нерегулярно. Семья переехала в Цюрих, а позже в 1919-м году на юг Швейцарии, в курортный поселок Асконана берегу Лаго Маджоре. Климат здесь был более теплый, чем на севере Швейцарии, и этот климат полностью подходил Явленскому, который ничем иным, кроме живописи, не занимался. Марианна вынуждена была устроитьсяна работу в фармацевтический концерн: пенсии упразднили окончательно, и надо было на что-то жить.
«Конькобежцы», 1911 год, холст, бумага на картоне, частное собрание.

В 1921 году после успешной выставки, которую новый секретарь Явленского Эмми Штейер устроила для него в Висбадене, художник решил остаться там навсегда и вызвал к себе Елену Незнакомову с сыном Андреем, собираясь официально оформить с ней свои отношения и признать сына. Марианна в этой ситуации оказалась третьей лишней и была шокирована предательством любимого человека.
«Проселочная дорога», 1907 год, бумага на картоне, темпера, 69 × 105 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

Явленский оставил 61-летнюю художницу в одиночестве и без средств. Оставшись одна, она не опустила руки, а постепенно начала обретать новые жизненные смыслы. Она рисовала почтовые открытки и продавала их курортникам и по-прежнему много писала темперой. В своем дневнике Веревкина писала: «Аскона научила меня уважать все человеческое, любить счастье созидания и нищету бытия, носить все это в себе как большое духовное богатство».
«Фантастическая ночь», 1917 год, бумага на картоне, темпера, Музей современного искусства, Аскона.

В 1922-м Марианна Веревкина вместе со швейцарским художником Эрнстом Кемпером создала в провинциальной Асконе небольшой музей современного искусства. Воспользовавшись своими дружескими связями, она попросила знакомых живописцев подарить музею по одной работе, повторив известный опыт Алексея Боголюбова, организовавшего Радищевский музей в Саратове.
«Праздник в саду», 1907 год, бумага на картоне, темпера, карандаш и пастель, 56 × 75,5 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

Однако в отличие от своего предшественника Веревкина не прибегала к поддержке влиятельных институций или высокопоставленных особ. Первая выставка будущего музея проходила в Асконе на вилле Панкальди, где теперь музей располагается постоянно. Сегодня картины, подаренные Алексеем Явленским, Паулем Клее и другими художниками вместе с самой значительной в мире коллекцией произведений Марианны Веревкиной, а также работами Ришара и Ули Зеевальдов, составляют основу коллекции Музея современного искусства Асконы.
«Снежный вихрь», 1916 год, бумага на картоне, темпера, частное собрание.

В 1924 году Веревкина вошла в местное объединение художников «Большая медведица», которое успешно выставлялось в Швейцарии и Берлине. В конце жизни Веревкина познакомилась с коммерсантом из Берлина Эрнестом Альфредом Айе. Их встречи были редкими, но именно Санто — как называла своего спутника Марианна — вернул ей смысл жизни, и именно ему она завещала большую часть своих произведений.Ее картины вновь заиграли яркими красками.
Преклонные годы Марианны Верёвкиной были освещены доброй дружбой с берлинским служащим Эрнестом Айе (она нежно звала его Санто).

В последние годы жизни Марианна Владимировна много болела. Жила она скромно, пенсию за отца уже не получала, не стеснялась браться за «несерьезные» заказы: писала почтовые открытки и продавала их туристам, картины свои продавала очень редко и только тем, кто был способен их оценить. Без сожаления дарила картины — раздала более пятисот. Она стала местной знаменитостью, горожане ее называли баронессой и асконской бабушкой.
«Воскресенье после полудня», 1908 год, бумага на картоне, темпера, 36,5 × 50,5 см., Фонд им. Марианны Верёвкиной, Аскона.

В конце 1920-х годов Марианна Верёвкина познакомилась с Кармен и Диего Хагманнами, ставшими собирателями ее работ, отличавшихся драматичностью и насыщенными красками. Несмотря на влияние многих современников, Марианне все-таки удалось выработать собственный стиль — яркий и узнаваемый. Новые друзья поддерживали Верёвкину, когда та уже не могла работать, а в 1937 году вывезли из Мюнхена ее работы, созданные там еще до Первой мировой войны, и тем самым спасли их от неминуемой гибели, поскольку ее живопись попала в список так называемого дегенеративного искусства.
«Прачки», около 1909 года, бумага на картоне, темпера, 50,5 × 64 см., Городская галерея в доме Ленбаха.

6 февраля 1938 года жители швейцарского городка Аскона собрались на главной улице города, чтобы проводить в последний путь баронессу фон Веревкин — добрую и странную женщину, рисовавшую красные деревья и синие горы. Когда-то великий Илья Репин называл ее русским Рембрандтом и полушутя говорил, что завидует ее таланту. Когда-то она писала в своем дневнике: «Я творю с утра до вечера, с вечера до утра». Ее звали Марианна Верёвкина, и она была одной из самых ярких русских художников ХХ столетия.
На похороны Марианны Верёвкиной пришел весь город.

В городке Аскона сегодня хранится самая большая коллекция работ Марианны Верёвкиной: около ста картин, сотни графических работ и личные дневники. Будете проездом в Асконе, непременно загляните в местный музей — не пожалеете, поскольку время будет потрачено не зря.
«Красный город», 1912 год, бумага на картоне, темпера, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Боулт Дж. Э. Воскресный день: Марианна Веревкина и русский Серебряный век // Амазонки авангарда / отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. М.: Наука, 2004.
2. LaimaLaučkaitė. Ekspresionizmo raitelė Mariana Veriovkina. Vilnius: Kultūros, filosofijos ir meno institutas, 2007.
3. Боулт Дж. Э., Фолини М., Лаучкайте Сургайлене Л. Марианна Верёвкина (1860–1938): Художники русского зарубежья. М.: Третьяковская галерея, 2010.
4. Олейник М. Марианна Верёвкина: Эволюция стиля от символизма к импрессионизму. СПб.: Алетейя, 2019.
5. J. Hahl-Koch. Marianne von Werefkin und der russische Symbolismus. Münch., 1967.
«Чёрные женщины», около 1911 года, бумага на картоне, темпера, 48,5 × 62 см., Городская галерея в доме Ленбаха.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.