Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 467. Шевченко Александр Васильевич (Alexander Shevchenko) (1883-1948).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Васильевич Шевченко — замечательный российский и советский живописец и график, теоретик искусства, авангардист.

Александр Шевченко родился в Харькове. В 1898 году поступил в Художественно-промышленное училище имени С. Г. Строганова. В 1905 году прервал занятия в училище и поехал в Париж, где по 1906 год работал в мастерской Э. Каррьера, а после смерти Каррьера у Этьена Дине и Жана-Поля Лорана в академии Жюльена. Перед возвращением из Парижа в Россию совершил путешествие по Англии, Испании, Египту и Турции.
Вернувшись в Москву, Шевченко завершил учебу в Строгановском училище в 1907 году. С 1908 по 1909 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были А. Е. Архипов и К. А. Коровин.

В 1910-е годы А. В. Шевченко участвовал в выставках объединений «Мир искусства», «Союз молодежи» и «Ослиный хвост», был близок к последней группе художников. Заведовал литературно-художественным подотделом Коллегии по делам искусств Наркомпроса (1918–1921), входил в состав Живскульптарха (1919–1920). Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918–1929). Входил в общество «Маковец» и Общество московских художников. С 1941 года руководил кафедрой живописи в Московском текстильном институте.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, а также в многочисленных частных собраниях в России, Франции, Германии, США, Канаде и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Александр Шевченко — поистине “пластический художник”. Художник прошел хорошую художественную школу. Возможно, поэтому при всех пластических новациях Шевченко не порывал с традициями. Мир его картин далек от житейской прозы. Мир его картин — переживание красоты пластической формы. Через путь исканий художник шел к высокому совершенству живописной культуры»(П.В. Кузнецов, художник).
«Пьеро и Арлекин (Братья-жонглеры Сирано)», 1920 год, холст, масло, Пермская художественная галерея.

Александр Васильевич Шевченко родился 12 мая (24) мая 1883 года в Харьковев семье торгового служащего. Александр был долгожданным ребенком в семье, поэтому в детстве был окружен любовью и заботой близких. В 1890 году начал учебу в Харьковском реальном училище, где увлекся рисованием. Способности юного художника оценил преподаватель училища Дмитрий Иванович Бесперчий (1825–1913), ученик Карла Петровича Брюллова (1799–1852) и выпускник Императорской Академии художеств.
«Портрет дочери художника», 1920 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Опытный педагог сумел увидеть природное дарование своего нового ученика, много занимался с ним индивидуально, давая уроки живописи, фактически став первым наставником будущего художника. Успехи Александра не заставили себя долго ждать, и в середине 1890-х годов, увлекшись театром, он даже работал в течение двух лет помощником главного художника харьковского Камерного оперного театра И.А.Суворова (1850–1917).
«Натюрморт с книгой», 1948 год, холст, масло, Пермская государственная художественная галерея.

В 1898 году родители Александра переехали жить в Москву, и в этом же году Шевченко поступил учиться на металлообрабатывающее, а позже и декоративное отделение Строгановского художественно-промышленного училища. Посещал лекции замечательного русского художника, работавшего практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства, Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) об орнаменте и декоративной композиции русского архитектора польского происхождения, академика Императорской Академии художеств Станислава Владиславовича Ноаковского (1867–1928). С неменьшим интересом посещал занятия в мастерской Константина Алексеевича Коровина (1861–1939), старавшегося разбудить в своих учениках художников и заставить их полюбить искусство больше самой жизни, как любил он сам.
«Спящий мальчик» 1911 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Коровин рассказывал ученикам о западноевропейском искусстве о новых веяниях и течениях в мировом искусстве, и его слова не пропали даром: в 1905 году, увлеченный рассказами Коровина о новой западной живописи, Шевченко прервал свои занятия в училище и уехал в Париж смотреть старых мастеров в Лувре и изучать импрессионистов.
«Женщина в зеленом», 1932 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В Париже работал в мастерской Эжена Каррьера (1849–1906) — популярного в те годы французского живописца и графика, художника-педагога, а после его скоропостижной кончины в 1906 году, учился в Академии Жюлиана — частной академии художеств в Париже, основанной художником РодольфоЖюлианом (1839–1907) в 1868 году и являвшейся во второй половине ХIХ века крупнейшим конкурентом парижской Школы изящных искусств. Учился у Этьена Дине (1861–1929) — французского художника-ориенталиста, одного из основателей Общества французских художников-ориенталистов, и Жана Поля Лорана (1838–1921) — французского живописца, художника-монументалиста, скульптора, графика и иллюстратора.
«Девушка с грушами», 1933 год, холст, масло, Госудрственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Параллельно посещал мастерские французских художников, в том числе Анри Матисса (1869–1954), регулярно встречался с А.Н.Бенуа (1870–1960), М.А.Волошиным (1877–1932), Д.И.Митрохиным (1883–1973). Перед возвращением из Парижа в Россию отправился в путешествие по Европе, посетив Англию, Испанию, Египет и Турцию. После возвращения в Москву Шевченко успешно завершил учебу в Строгановском училище в 1907 году и в 1908 году был принят на живописное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества сразу в последний натурный класс, что было беспрецедентно в истории училища.
«Натюрморт», 1920 год, картон, масло, 54 х 55 см., Тульский художественный музей.

По воспоминаниям самого Шевченко: «Вышло так, что первыми моими товарищами по школе были два совершенно противоположных человека и вместе с тем исключительных, — это были Судейкин и Ларионов. Последний как раз и сыграл наибольшую роль в моем развитии как живописца. Он познакомил меня с Щукиным и Морозовым, c Гончаровой, Зданевичами, Ле-Дантю, Фаббри. С нами же учился Барт, к этому же времени приехал в Москву Татлин, с которым я уже и раньше был знаком, начиная с приготовительного класса реального училища. Бурлюки, Маяковский, Малевич — все это была наша выставочная группа. Клюн, Роговин, Романович тоже были с нами. Выставляли Пиросманашвили, было еще и много других».
«Женщина в зеркале» 1913 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Непросто проходила учеба Александра Шевченко в МУЖВЗ. Постоянные конфликты с более академической профессурой училища, не желавшей признавать новые веяния в искусстве со стороны студентов, вдохновленных творчеством Сезанна и фовистов, привели в итоге к печальным последствиям. В 1909 году за два месяца до окончания училища Шевченко вместе с А.В.Куприным (1880–1960), И.И.Машковым (1881–1944), Р.Р.Фальком (1886–1958)и еще шестьюдесятью тремя студентами был исключен из МУЖВЗ.
«Женщины у пруда», 1908–1910 год , акварель, гуашь, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва.

В 1910 году Шевченко проходил военную службу в качестве «унтер-офицера Астраханского гренадерского полка имени Александра III», который был расквартирован в Москве. После окончания службы участвовал в выставках объединений «Мир искусства», «Союз молодежи» и «Ослиный хвост», был близок к последней группе художников.
«Дамы на бульваре», 1911 год, холст, масло, 122 x 111 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Шевченко начинал с импрессионизма (парижские пейзажи 1905–1906) и символистских фантазий в духе «Голубой розы» («Женщины у пруда», акварель, гуашь, 1908–1910, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Москва),писал полотна в футуристическом духе («Музыканты», 1913, Русский музей). Позже, испытав мощное воздействие М.Ф.Ларионова, Шевченко примкнул к примитивизму с его иронически-лукавыми мотивами лубка и расписной вывески («Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты», Третьяковская галерея; «Женщина у зеркала», Русский музей, обе работы 1913).
«Вывесочный натюрморт. Вино и фрукты», 1913 год, холст, масло , Государственная Третьяковская галерея

1912 год в творчестве Александра Шевченко был ознаменован участием художника в одном из первых издательских проектов А.Е.Кручёных «Открытки русских футуристов», где он вместе с Н.С.Гончаровой, братьями Ларионовыми, В.Е.Татлиным и Н.И.Роговиным иллюстрировал серию почтовых открыток графическими вариациями на тему своих живописных работ. В цикле из тридцати пяти литографий Шевченко выполнил три работы (ГМИИ и ГТГ). В 1913 году он иллюстрировалвторое издание футуристической книги Кручёных «Взорваль» совместно с Н. С. Гончаровой, Н.И.Кульбиным, К.С.Малевичем и О.В.Розановой.
«Музыканты», 1913 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Александр Васильевич являлся автором ряда литературных статей, в которых изложил свои теоретические позиции в искусстве. В 1913 году он издал брошюры «Неопримитивизм. Его теория. Его возможности» и «Принципы кубизма и других современных течений в живописи всех времен и народов». Первое из этих изданий представляло собой развернутый манифест о необходимости восстановления искаженных академизмом традиций путем художественного синтеза архаики с современностью. Развивая этот постулат во второй книге, автор новаторски подошел к истории искусства, обратив внимание на вневременные и вечные свойства авангардного формообразования.
«Лучистая композиция «1914» 1914 год, холст, масло, Художественная галерея, Пермь.

В 1914 году сначалом Первой мировой войны Александр Шевченко был призван в действующую армию. В 1916 году был тяжело ранен и контужен, после продолжительного лечения в 1917 году был демобилизован.
Октябрьский переворот Шевченко встретил с воодушевлением, поскольку события полностью соответствовали его убеждениям и чаяниям. По просьбе комиссии секции пластических искусств Народного комиссариата просвещения (ИЗО Наркомпроса)художник организовал печатные мастерские, директором которых был затем назначен.
«Вход в сад имени Баумана», 1930-е годы, картон, масло, 59.6 x 75.5 см., Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого, Узбекистан, Нукус.

В 1919 году Александр Шевченко вместе с А. Гришенко принял участие создании Музея художественной культуры в Москве и участвовал в подготовке устава музея. В конце 1919 года вместе с А.М.Родченко Шевченко вошел в комиссию Живскульптарха, где совместно с архитекторами Н.А.Ладовским, В.Ф.Кринским и скульптором Б.Д.Королёвым разработал принципы создания нового синтетического искусства. Результатом этого сотрудничества стали эскизы и чертежи к проекту «Дом Советов» («Совдеп», 1920; «Проект Дома Советов», 1920. Оба – ГТГ), которые, скорее всего, демонстрировались на 19-й государственной выставке (1920).
«Зима в Зубцове», 1916 год, бумага, акварель, гуашь, частное собрание.

С годами в искусстве Шевченко вновь усилились черты символизма, но в новом, более обобщенно-монументальном облике. Таковы приглушенные по колориту, по-своему эпические фигурные композиции, созданные художником по впечатлениям творческих командировок на Кавказ и в Среднюю Азию («Курдянка», 1932–1933, Русский музей; «Колхозницы в ожидании поезда», 1933, Третьяковская галерея; «Ночной порт», 1935, Государственный Русский музей).
«Колхозницы в ожидании поезда», 1933 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

На становление своеобразного творческого метода Шевченко, названного им тектоническим примитивизмом, оказало влияние его увлечение искусством П. Сезанна и одновременно русской иконописью и лубком. Его пейзажам, натюрмортам, жанровым сценам 1910-х — начала 1930-х годов свойственны монументальность композиции и обобщенность форм. Со второй половины 1930-х годов художник обратился (преимущественно в пейзажах) уже к более свободной живописной манере.
«Ночной порт», 1935 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

В 1918 году начинается продолжительный период преподавательской деятельности Александра Васильевича Шевченко в Государственных свободных художественных мастерских — ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе. В течение шести лет художник являлся деканом живописного факультета.
«За городом. После дождя», 1923 год, холст, масло

В 1924 году состоялась первая персональная выставка Александра Шевченко в Государственной Третьяковской галерее и выставка его акварелей и рисунков в Цветковской галерее (совместно с Фальком, А.М.Нюренбергом и другими). В 1925 году художник участвовал в 7-й парижской выставке L’Araignée и в Международной выставке декоративных и промышленных искусств в Париже, а также в третьей и последней выставке «Маковца».
«Уборка сена», 1927 год, фанера, масло, 80 х 94 см., частное собрание.

В 1926 году Шевченко организовал из своих учеников объединение «Цех живописцев». Главным в его деятельности в эти годы становится общая ориентированность на культуру во всем спектре ее проявлений— под этим знаком происходило вовлечение студентов в выставочную жизнь и устройство музеев живописной культуры в Москве и Ленинграде. В конце 1920-х — начале 1930-х годов художник побывал в Казахстане, Азербайджане и Грузии, создав ряд произведений на восточные темы. Совершил несколько поездок на Кавказ, где много и увлеченно работал на пленэре.
«Пейзаж с сухим деревом», 1925 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1932 году Шевченко принял участие в выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в Государственном Русском музее, где экспонировалось двадцать две работы художника. В апреле 1933 года была открыта и через три дня закрыта персональная выставка в ГМИИ. В июне 1933 года художник участвовалв выставке «Художники РСФСР за 15 лет» в ГИМе, где экспонировалось одиннадцать его произведений. После этого почти готовая монография А.Д.Чегодаева о Шевченко была отозвана и все закупленные музеями работы осели в запасниках. Между тем его работы продолжали регулярно выставляться на советских выставках за рубежом.
«После грозы», 1938 год, картон, масло, Костромской государственный объединенный художественный музей.

В 1940 году Александр Шевченко возглавил кафедру живописи факультета керамики Центрального художественно-промышленного училища, сохраняя за собой кафедру живописи и рисунка в Московском текстильном институте. С 1941 года руководил кафедрой живописи в Московском текстильном институте. Во время Великой Отечественной войны отказался эвакуироваться вместе с семьей и остался в Москве.
«Две девушки», Первая половина 1930-х годов, монотипия, Государственный музей изобразительного искусства им. А.С.Пушкина, Москва.

В 1944 состоялась последняя персональная выставка Шевченко, посвященная 40-летию его творческой деятельности, однако из-за болезни художник не смог на ней присутствовать. Александр Васильевич Шевченко скончался 28 августа 1948 года в Москве.
«Пионеры на рыбной ловле» 1930-е годы, бумага, гуашь, 20 х 26 см., частное собрание.

Сегодня произведения мастера украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русскогомузея, Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, других музеев и частных собраний нашей страны, а также Германии, Франции, Италии Канады, США и других стран.
«Рисующая в парке», 1930-е годы, холст, масло, Челябинская картинная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1.Выставка акварелей и рисунков художников Шевченко А.В, Фалька Р.Р., Нюренберга А.М. [каталог]. М.:Государственная Цветковская художественная галерея, 1924.
2.Василий Ракитин. Александр Шевченко // Творчество. 1966. №9.
3.Александр Шевченко: сборник материалов/ сост. Ж.Э.Каганская, В.Н.Шалабаева. М., 1980.
4.Дмитрий Сарабьянов. Художник Александр Шевченко // Огонёк. 1989. №37.
5.Вера Шалабаева. Александр Шевченко. Путь художника. М., 1994.
6.Елена Мурина. Ранний авангард. Экспрессионизм. Фовизм. Неопримитивизм. М., 2008.
7.Александр Шевченко. Живопись. Графика[каталог]/отв. ред. Т.М.Левина. М., 2010.
8.ГрищенкоА., ЛаврскийН. Александр Шевченко. Поиски и достижения в станковой живописи. М., 1919.
«1 мая», 1930-е годы, холст, масло, Государственный музей искусств имени И. В. Савицкого, Узбекистан, Нукус.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»