Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 466. Машков Илья Иванович (Ilya Mashkov) (1881-1944).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Илья Иванович Машков— замечательный русский советский художник, один из основателей и участник художественного объединения «Бубновый валет» (1910) и Общества московских художников (1927–1929).

Илья Машков родился в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского (ныне станица Михайловская Урюпинского района Волгоградской области).В 1900–1905 и 1907–1910 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у знаменитых художников Л. Пастернака, В. Серова, К. Коровина, А. Васнецова, А. Архипова, Н. Касаткина, С. Милорадовича. Как художник сформировался под влиянием живописи старых мастеров, с которыми он познакомился в Эрмитаже (1907) и во время путешествия по Европе (1908), а также опыта новейшей западноевропейской живописи, представленной в частных собраниях С. Щукина и С. Морозова.

В 1911 году Машков возглавил объединение «Бубновый валет», программной целью которого стало освоение живописных принципов Сезанна. Руководил мастерской во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1918–1930), практически явился учителем целого поколения советских художников. В 1930-е годы работы Машкова экспонировались на многочисленных выставках в Лондоне, Париже, Вене и других городах. В 1937 году картина Машкова «Портрет красного партизана А. Е. Торшина» (1933, собрание Центрального музея Вооруженных сил), выставленная на Международной выставке в Париже, была награждена золотой медалью.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Волгоградском музее изобразительных искусств, а также в других музеях России, Англии, Франции, США и Канады, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Илья Иванович Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского (ныне станица Михайловская Урюпинского района Волгоградской области) в многодетной семье. Был старшим среди девятерых детей. Имел крестьянские корни по отцовской и материнской линиям. В своих воспоминаниях Илья Иванович позже писал: «Мои родители по отцу и матери пришли на Дон … из Проненского уезда Рязанской губернии… были государственными крестьянами».
«Фрукты на блюде», 1910 год, холст, масло, 80,7 x 116., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Глава семьи занимался мелкорозничной торговлей и этим содержал семью, его жена вела нехитрое домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Достатка в семье не было, родители с трудом сводили концы с концами. Илья окончил три класса приходской школы. В школе увлекся рисованием, удивив этим и друзей, и родителей, весьма далеких и от искусства в целом и от живописи в частности. В 1892 году учеба в школе для Ильи Машкова закончилась. Одиннадцатилетнего паренька забрали из школы, несмотря на все его стремление к учебе и отдали«в люди», чтобы он, самый старший из детей, мог тоже помогать семье. Юноша был отправлен в станицу Филоновскую к хозяину местной бакалейной лавки, затем в город Борисоглебск к местному купцу М. Е. Юрьеву.
«Женевское озеро. Глион», 1914 год, масло, холст. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Работа Ильи, которую он быстро люто возненавидел, была нехитрой — выполняя роль помощника в бакалейной лавке, по 12–14 часов обслуживать многочисленных клиентов. Он терпеть не мог эту монотонную и однообразную работу всеми фибрами души, но выбора не было. Редкие часы отдыха посвящал сну и любимому увлечению, позволявшему на время отвлечься от суровой действительности и получить если не физическое, то хотя бы моральное удовлетворение.
«Натюрморт с рыбами», 1916 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

Рисование было настоящей отдушиной для Ильи, и этим умело пользовался уже купец Юрьев, в услужении которого он позже стал работать, потому как первые этюды молодого художника носили исключительно практический характер — он создавал вывески и рисовал торговые плакаты для хозяев лавок. Работы юного художника случайно увидел учитель рисования Борисоглебской гимназии Николай Андреевич Евсеньев (1864–1919), выпускник МУЖВЗ и большой энтузиаст своего дела. Он оценил природные способности мальчика и взялся обучать его рисованию в свободное время.
«В парке. Пейзаж», 1930-е годы холст,масло, 102×113 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Теперь Илья перерисовывал картинки из журналов, делал наброски окружающих предметов, птиц. Увлеченно занимаясь рисованием, юноша даже выписал себе по почте коробку с красками, несмотря на свое крайне стесненное положение. Учитель смог передать ему первичные навыки и обучил азам художественного мастерства, но главное — позволил определиться с направлением дальнейшего жизненного пути, понять свое главное призвание и серьезно задуматься о своей будущей профессии. Пока только задуматься…
«Натюрморт с разломанным гранатом», 1930-е годы, холст, масло, Музей Изобразительных Искусств им. И.И. Машкова, Волгоград.

Именно Евсеньев посоветовал своему талантливому ученику получить профессиональное художественное образование и снабдил его рекомендательными письмами к своим бывшим педагогам. К слову сказать, письма не понадобились. Илья Машков сумел с первого раза поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, притом что сложный экзамен выдержать удавалось далеко не всем, вступительный конкурс был очень велик, а главным критерием для поступления был талант.
«Натюрморт. Виноград, лимон и рак», 1924 год, холст, масло, 68 x 85 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Василий Григорьевич Перов вспоминал о времени своей учебы в училище: «Все мы сходились, съезжались почти в один день не только из разных уголков и закоулков Москвы, но, можно сказать без преувеличений, со всех концов великой и разноплеменной России. И откуда только у нас не было учеников! …Были они из далекой и холодной Сибири, из теплого Крыма и Астрахани, из Польши, Дона, даже с Соловецких островов и Афона, а в заключение были и из Константинополя. Конкурс был очень строгий, но и поступившим трудно было удержаться, так как необходимость оплачивать учебу и свое проживание заставляло уходить из училища на “отхожий промысел”».
«Фрукты», 1938 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Принятие нового устава 1898 года фактически закрепило образовательную систему училища как систему высшего учебного заведения, однако де-юре оно этого статуса не имело. Устав предусматривал существование в училище двух отделений: общеобразовательного и художественного. В первое входил достаточно широкий круг общих дисциплин (математика, история, словесность, физика, химия и т. д.), а также несколько начальных специальных предметов, таких как рисование и черчение. Художественное отделение делилось на четыре класса: «головной», «фигурный», «натурный» и класс «портрета, жанра, пейзажа и изучения животных», при этом из научных дисциплин оставались те, которые были связаны с профессиональными занятиями: история искусства, анатомии. МУЖВЗ в эти годы переживало настоящий пик популярности. Каждый, кто хотел связать свою жизнь с художеством, не мыслил большей радости, чем попасть в стены училища. Имея в своей основе демократические принципы, оно открывало возможности для поступления широким слоям общества, в том числе и беднейшим.
«Натюрморт», 1934-1936 год, холст, масло, Сочинский художественный музей.

Илья Машков учился в МУЖВЗ в 1900–1904 и 1907–1910 годах. Его педагогами в училище в разные годы обучения были знаменитые художники Леонид Осипович Пастернак (1862–1945), Валентин Александрович Серов (1865–1911), Константин Алексеевич Коровин (1861–1939), Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933),Абрам Ефимович Архипов (1862–1930),Николай Алексеевич Касаткин (1859–1930), Сергей Дмитриевич Милорадович (1851–1943). Уже с первых лет обучения Машков проявил незаурядный художественный талант, при этом много времени отдавая освоению техники рисунка и демонстрируя поистине удивительную работоспособность. Выделялся он и своим эксцентричным характером, обращая особое внимание на работу с цветом, гиперболу, преувеличение игигантизм.
«Город в Швейцарии», 1914 год, бумага, акварель, Нижегородский государственный художественный музей.

В 1904 году, к удивлению преподавателей, Машков оставил учебу, возобновив ее только в 1907 году. Следуя существовавшей в те годы в училище практике, Машкову как нуждающемуся ученику еще во время его обучения был предложен «заработок в виде уроков по рисованию». С 1904 года он начал преподавательскую деятельность, которая продолжалась вплоть до сентября 1917 года. Из тех, кто учился у него рисованию, Машков выделял: «… занимались серьезно живописью Фальк, Грищенко, Фёдоров, Мильман Татлин, Осмёркин. Блюменфельд, М. Родионов, Королёв». У Машкова учились И. Клюн, В. Мухина и многие другие впоследствии известные художники.
«Портрет Евгении Ивановны Киркальди (Дама с китаянкой)», 1910 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1906 году Илья Машков выстроил для себя мастерскую в здании Политехнического общества по адресу Малый Харитоньевский переулок, 4. Работал в этой мастерской до конца жизни. В 1907 году состоялось его знакомство с известным художником Петром Петровичем Кончаловским (1876–1956), дружба с которым продлится долгие годы. В марте 1908 года Машков с друзьями-художниками отправился путешествовать по Европе, за полгода посетив Францию, Германию, Австрию, Англию, Испанию и Италию. По возвращении из поездки продолжил посещение МУЖВЗ, работая в мастерской Константина Коровина.
Автопортрет и портрет Петра Кончаловского, 1910 год, масло, холст, 208 x 270 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1910 году Илья Машков был исключен из училища за эксцентричность и вольнодумие, что, впрочем, не особенно расстроило художника — он к этому времени уже нашел себя и свой путь в живописи. Работая в различных художественных жанрах, постепенно остановился на жанре портрета и натюрморта. Он продолжал много работать, беря уроки в студии Константина Коровина, писал на заказ портреты и натюрморты. Не ограничиваясь одним лишь творчеством, начал выставлять свои работы в том числе и на Салоне в Париже. Его произведения пользовались неизменным успехом у местных ценителей прекрасного и у соотечественников художника, в частности, одна из работ была приобретена известным меценатом Иваном Абрамовичем Морозовым (1871–1921).
«Женский портрет», 1908 год, холст, масло, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

В 1911 году Илья Машков вместе с Петром Кончаловским принимают непосредственное участие в создании общества «Бубновый валет», и следующие четыре года художник выставляется на всех выставках общества. Машков фактически стал одним из идеологов сообщества. Лишь в 1914 году он покинул «Бубновый валет» и отправился за границу. В 1915 году два натюрморта Машкова были приобретены для собрания Третьяковской галереи, в 1916 году художник вошел в члены объединения «Мир искусства» и в этом же году экспонировал более семидесяти своих работ на Выставке современной русской живописи, ставшей самой большой прижизненной экспозицией художника.
«Портрет В.П.Виноградовой», 1909 год, холст, масло, 144 х 128 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

К революционным событиям 1917 года Илья Машков отнесся с пониманием. После Февральской революции занимался организацией профсоюза художников, а после Октябрьского переворота преподавал рисование, читал курс лекций в военной школе. В сентябре 1918 года был избран членом коллегии ИЗО Наркомпроса, призванной организовать отдел изобразительных искусств при Наркомпросе. В сентябре 1918 года начал преподавание во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, где оставался работать до 1929 года как профессор живописного факультета.
«Берег Невы. Вечер», 1923 год, холст, масло, 48 х 56 см., Музей Изобразительных Искусств им. И.И. Машкова, Волгоград.

Стоит отметить, что Илья Иванович Машков занимался преподавательской деятельностью на протяжении почти всей своей творческой жизни. Ему нравился сам процесс преподавания, он любил своих студентов, которые всегда платили ему взаимностью. Еще в молодости он выработал собственную методику обучения рисунку и живописи. Его школа, которую он открыл еще в начале ХХ века, впоследствии станет центральной студией АХРР. С сентября 1919 года Илья Машков начал преподавать во Вторых свободных государственных мастерских (бывшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества — ВХУТЕМАС). Он работал здесь до 1929 года главным профессором индивидуальной мастерской живописного факультета. У Машкова учились А.Гончарова, Г.Лазарев, Ю.Меркулов, Р.Фальк, В.Татлин и другие. Вместе со своими учениками Машков работал над монументальными панно, которые украшали Москву в дни революционных праздников.
«Нева Островки Дом отдыха», 1923 год, холст, масло, 55 х 86 см., Музей Изобразительных Искусств им. И.И. Машкова, Волгоград.

В 1921 году художник был избран председателем московского отделения общества «Мир искусства» ичленом Советской Российской академии художественных наук. В 1923 годупринял участие в «Выставке картин», организованной художниками, прежде входившими в общество «Бубновый валет». Провел лето на даче в Островках (Сарвела) под Петроградом. Осенью посетил Крым, работал на пленэре. Среди многочисленных крымских картин художника — «Пляж в Симеизе», «Санаторий “Красные зори”», «Солнечные ванны в Крыму», «Судак. Вид на море и мыс Ай-Тодор», серия работ «Женский пляж».
«Местечко Островки. Дворик», 1923 год, холст, масло, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник Абрамцево.

В 1924 году работы Машкова экспонировались на Выставке русского искусства в Америке и в Венеции, на 14 Международной выставке искусств.
В 1925 году художниквступил в новое общество АХРР (Ассоциация художников революционной России), которая проповедовала новые революционные идеалы. По сути, он становится одним из первых идеологов социалистического реализма. Художник состоял в ассоциации до самого ее распада в 1929 году. В это время он с большим энтузиазмом работал над революционными полотнами, картинами счастливого советского отдыха, портретамипередовиков производства, среди них знаменитой Паши Ангелиной, колхозными пейзажамии натюрмортами, демонстрирующими изобилие жизни.
«Натюрморт», 1924 год, холст, масло, Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень

Он изображал лучших работников производства, колхозников, демонстрируя, как и другие художники этого направления, жизнь счастливого советского человека. В эти годы многие московские живописцы, бывшие соратники Машкова, не понималиего новых идеалов и не принимали новой жизни, многие из них жили в эмиграции. Илья Иванович же осталсяв СССР и полностью поддерживал новые идеи.
«Натюрморт с красной рыбой», 1923 год, холст, масло, 67 х 90 см., Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Приказом Совнаркома в 1929 году, к пятидесятилетию художника, Илье Ивановиче Машкову была назначена пожизненная персональная пенсия в размере 225 рублейв месяц. В 1930–1934 годы художник переехалв родную станицу Михайловскую с намерением превратить ее в образцово-показательный социалистический городок, где «искусство было бы соединено с наукой, парк культуры со стадионом, дом отдыха с ботаническим садом, опытные поля с парашютной вышкой».
«Натюрморт с виноградом в вазе», 1940 год, холст, масло, частное собрание.

Известно, что именно Машков настоял на том, чтобы в станице в здании церкви вместо иконостаса повесили портреты Ленина и Сталина, а над куполом вместо креста водрузили красный флаг. Именно здесь художник написал большую часть своих полотен, отображающих лучащийся оптимизмом колхозный быт. Одна из них— «Колхозница с тыквами» 1930 года, многократновоспроизводившаясяна обложках журналов и в прессе тех лет.
«Колхозница с тыквами», 1930 год, холст, масло, Музей Изобразительных Искусств им. И.И. Машкова, Волгоград.

В 1930-е годы работы Ильи Машковас успехом экспонировались на многочисленных выставках в Лондоне, Париже, Вене и других городах, представляя отечественное искусство за рубежом. В 1937 году картина Машкова «Портрет красного партизана А. Е. Торшина» (1933, собрание Центрального музея Вооруженных сил), устанавливавшего в 1918 году советскую власть в Хоперском округе, куда входила станица Михайловская, выставленная на Международной выставке в Париже, была награждена золотой медалью. В 1939 году Машков был награжден бронзовой медалью «За выдающийся вклад в мировое искусство» как участник выставки, организованной корпорацией IBM в Нью-Йорке. На выставке демонстрировалась работа Машкова «Девушка с подсолнухами» («Портрет пионерки Зои Андреевой»), а картину приобрела корпорация IBM в США.
«Портрет красного партизана А.Е. Торшина», 1932 год, холст, масло, Центральный музей Вооружённых сил, Москва.

В годы Великой Отечественной войны Машков не оставлял своего творчества. Он писал портреты солдат, работников Первого Московского коммунистического госпиталя в Лефортово, эвакуационно-сортировочного госпиталя № 290. 20 марта 1944 года Илья Машков скоропостижно скончался на своей даче в Абрамцево, так и не дожив до Великой Победы. Был похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Могила Ильи Ивановича Машкова на Новодевичьем кладбище столицы.

Илья Иванович Машков оставил после себя большое наследие. Его картины сегодня находятся в коллекциях 78 городов мира. Самое большое собрание вдова художника передала в дар Волгоградскогомузеяизобразительных искусств имени И. И. Машкова. Его работы украшают также экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Ярославского художественного музея, Национального художественного музея Республики Беларусь в Минске, Сочинского художественного музея, а также музеев и частных собраний в России, Англии, Франции, Германии, Италии, Канадеи США.
«Букет. Сирень, маки, ирисы», 1930-е годы, холст, масло, 74 x 54 см., Музей Изобразительных Искусств им. И.И. Машкова, Волгоград.

Картины Ильи Машкова пользуются сегодня большой популярностью, периодически появляются на крупных аукционах, где продаются за огромные суммы. Так, полотно «Цветы» было продано за 3,5 миллиона долларов, а «Натюрморт с фруктами» — за 7,2 миллиона долларов. Творчество Машкова изучается искусствоведами, ему посвящают книги. Музей в Волгограде носит его имя. Память о художнике не исчезает, выставки его работ периодически проводятся в крупнейших музеях. В 2014 году в Москве с большим успехом прошла персональная выставка работ художника, на которой экспонировались его поздние работы из собраний музеев и частных коллекций.
Музей Изобразительных Искусств им. И.И. Машкова, основанный в 1960 году. Имя Ильи Ивановича Машкова Волгоградскому музею изобразительных искусств было присвоено 25 октября 2010 года.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Перельман В. Н. Илья Машков. М.: Советский художник, 1957.
2. Алленов М. М. Илья Иванович Машков. Л.: Художник РСФСР, 1973. (Массовая библиотечка по искусству).
3. Светляков К. А. Илья Машков. М.: Арт-Родник, 2007.
4. Одинцова В. И. Певец природы // Историко-краеведческие записки. Вып. 4. Волгоград, 1977.
5. Поспелов Г. Г. Бубновый валет. М.: Советский художник, 1990.
6. Устав общества художников «Бубновый валет»// Творчество № 2 (386) 1989.
6. «Бубновый валет» в русском авангарде / Фаина Балаховская, Владимир Круглов, Жан-Клод Маркадэ, Глеб Поспелов, Дмитрий Сарабьянов; переводчик Елена Лаванан. СПб.: Государственный Русский музей, PalaceEditions, 2004.
«Натюрморт с белым кувшином и фруктами», 1913 год, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»