Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 465. Шухаев Василий Иванович (Vasiliy Shukhaev) (1887-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Василий Иванович Шухаев — замечательный русский советский живописец, график, сценограф, педагог, заслуженный деятель искусствГрузинской ССР.

Василий Шухаев родился в Москве. В 1906 окончил Строгановское художественно-промышленное училище по классу чеканки и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился у Д. Н. Кардовского. Получив академический пенсион (1912), путешествовал по Италии (1913–1914).

Был близок историко-ретроспективному направлению «Мира искусства», хотя и не входил в число его членов. Писал стилизованные под старину портреты, пейзажи, натюрморты, мифологические и жанровые сцены. С 1921 по 1935 год жил во Франции, возглавляя вместе с А. Е. Яковлевым школу-мастерскую. В 1935 году вернулся в СССР, получил персональную мастерскую в ленинградской Академии художеств. Участвовал в оформлении интерьеров московской библиотеки имени В. И. Ленина. В 1937 году был арестован «по подозрению в шпионаже» и 10 лет провел в ссылке в Магадане, где оформлял спектакли и концерты местного музыкально-драматического театра. Впоследствии был реабилитирован. После освобождения преподавал в Тбилисской академии художеств. В 1954 году состоялась персональная выставка Шухаева.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном литературном музее Москвы в других музеях России, Англии, Франции, США, Канады и других стран, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Василий Иванович Шухаев родился 12(24) января 1887 года в семье сапожных дел мастера Ивана Яковлевича Шухаева и его жены Александры Ивановны Шухаевой, в девичестве Куприяновой, и был крещен в московской церкви Василия Кесарийского в Тверской Ямской слободе. Отец, бывший крестьянин деревни Мишуковой Короваевской волости Дмитровского уезда Московской губернии, в зрелом возрасте переехал в Москву, обосновался в ней, обзавелся семьей и работал закройщиком в сапожной мастерской своего отца — деда художника.
Художник Александр Яковлев. «Портрет Василия Шухаева в студии», 1928 год, холст, масло, 131 × 97 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

О детских годах жизни Василия Шухаева достоверных сведений, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что родители мальчика умерли, когда он был еще ребенком, и воспитывался он в семье деда. Рисовать Василий начал рано, на первых порах перерисовывая лубочные картинки, которыми были украшены стены комнати демонстрируя при этом определенные успехи. Видя старательность внука и его желание заниматься рисованием даже в ущерб веселым детским играм, глава семьи подарил ему набор цветных карандашей, а после показа его детских рисунков знакомому художнику помог Василию с поступлением в 1897 году в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище и с оплатой его обучения.
«Букет», 1958 год, холст, масло, 92 х 72 см., Орловский музей изобразительных искусств .

Преподавателями Шухаева в СХПУ выступили Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) — замечательный русский живописец и театральный художник, Игнатий Игнатьевич Нивинский (1880–1933) — известный русский живописец и график, выдающийся театральный художник, Иван Владиславович Жолтовский (1867–1959) — русскийархитектор и художник, признанный мастер неоренессанса и неоклассицизма в дореволюционный период и Станислав Владиславович Ноаковский (1867–1928) — известный русский архитектор и график, академик Императорской Академии художеств.
«Натюрморт с цветами в глиняном кувшине», 1960-е годы, холст, темпера, 70 х 60 см., Тверская областная картинная галерея.

Успешное окончание класса чеканки СХПУ в 1905 году принесла Василию Шухаеву звание ученого рисовальщика, что давало право преподавания рисунка и чистописания в средних учебных заведениях дореволюционной России. Педагоги настоятельно рекомендовали талантливому выпускнику продолжить обучение на более высоком уровне, но на это требовались средства, которых на тот момент у Василия не было. Ничего иного не оставалось, как отложить планы с дальнейшим обучением на будущее и идти работать учителем. И тут вмешалась судьба. Неожиданно художник узнало завещании деда, по которому ему полагалась определенная сумма денег. Это позволило Василию продолжить учебу, и в 1906 году он отправился в Петербург поступать в Академию художеств.
«Русский пейзаж», 1922 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1906 году Василий Шухаев поступил вольнослушателем на живописно-скульптурное отделение Высшего художественного училища при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Училище возникло в результате реформирования в 1893–1894 годах самой Академии художеств по инициативе тогдашнего вице-президента Академии графа Ивана Ивановича Толстого (1858–1916), будущего министра народного просвещения Российской империи в 1905–1906 годах и городского головы Петербурга-Петрограда в 1912–1916 годах.В 1908 году, спустя два года после поступления, Шухаев был принят в учебную мастерскую живописи профессора и действительного члена ИАХ Дмитрия Николаевича Кардовского (1866–1943). Четыре года обучался он мастерству живописи у известного педагога, метод преподавания которого строился на бережном отношении к природному дарованию каждого своего ученика.
«Мужская голова», учебная работа, 1919 год, картон, масло, 51,5 x 35 см., частное собрание.

В мастерской Кардовского полная свобода поисков и экспериментов учащихся всегда сочеталась со строгим анализом и логическим обоснованием поставленных художественных задач. Большое, если не главное, значение придавалось работе на натуре и с натурой, высокой технике рисунка исовершенствованию технологических приемов. Эти принципы стали основополагающими для Василия Шухаева в его последующем творчестве — как художественном, так и педагогическом. Привив своему талантливому ученику интерес и любовь к искусству старых мастеров, Кардовский во многом определил направление его будущих творческих поисков. В 1908 году состоялось знакомство Шухаева с Александром Евгеньевичем Яковлевым (1887–1938), дружба с которым будет продолжаться долгие годы.
«Портрет Александра Яковлева», 1920- годы, бумага, сангина, пастель, частное собрание.

В период обучения Шухаева в стенах ВХУ продолжалось его сотрудничество с известным режиссером Всеволодом Мейерхольдом (1874–1940).С конца 1910-гогода и до начала 1912года совместно с Яковлевым Василий Шухаев неоднократно принималучастие в качестве актерав нескольких пантомимах, поставленных Мейерхольдом под псевдонимом Доктор Дапертутто. Годыобучения в ВХУ пролетели незаметно. На выпускном экзамене в ноябре 1912 годаШухаев представил свою дипломную работу — картину «Вакханалия», в которой прослеживалисьмногие черты, присущиестарым мастерам, и особенно заметно было влияние Рубенса. Картина встретила неоднозначные отзывысо стороны членов совета ИАХ, но заслужила положительную оценку самого Александра НиколаевичаБенуа (1870–1960), непререкаемого авторитета того времени, и, по его рекомендации, принесла автору награду в видедвухлетнего оплаченного пенсионерства за границей от Кружка поощрения молодых художников в Риме.
«Портрет В. Ф. Шухаевой», 1921 год, холст, масло, собрание Петра Авена.

В конце 1912 года Василий Иванович с супругой покинули Россию, отправившись в Италию, где к этому моменту уже находился Александр Яковлев. Так получилось, что он приехал в Италию немногим ранее Шухаевых, и за два оплаченных года пенсионерской поездки они вместе успели посетить все крупнейшие центры итальянского искусства — от Рима, Флоренции и Венеции до Сиены, Падуи и Болоньи. В Италии Шухаев много работал, посещал музеи, выставки. Летом 1914 года друзья и единомышленники много путешествовали по Италии,а на острове Капри написали знаменитый двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро»: смуглый с нарисованным румянцем в ярком костюме Арлекин — Александр Яковлев и бледный в светлом воздушном одеянии Пьеро — Василий Шухаев. В ноябре 1914 года в связи с окончанием времени оплаченного пенсионерства и начавшейся Первой мировой войной Шухаев с женой вернулись в Петроград.
Василий Шухаев, Александр Яковлев «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)», 1914 год, холст, масло 210 × 142 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В Петрограде Василий Шухаев трудился над оформлением различных театральных постановок, с увлечением занимался портретным жанром, работая практически новой для себя сангиной. В наши дни графику художника в красно-коричневой гамме вполне справедливо относят к вершинам отечественного портретного жанра.
В новом 1915 году художник дважды выезжал на фронт в действующую армию. Он посетил лейб-гвардии уланский полк и создал свыше 30 рисунков — портретов офицеров и солдат, к сожалению, пропавших из полкового музея в годы Первой мировой войны. Спустя месяц после возвращения с фронта отправился в четвертый гусарский лейб-гвардии Мариупольский полк, где создал цикл из 54 рисунков и эскизов к картине «Полк на позициях». Сама картина, представляющая собой большой групповой портрет, так и не была завершена.
«Полк на позициях», 1917 год, не окончена, холст, масло, 356 х 460 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Конец 1916 года ознаменовался началом педагогической деятельности Василия Ивановича Шухаева. В это время он воспользовался приглашением преподавать рисунок на Женских курсах высших архитектурных знаний. Курсы вскоре после Октябрьского переворота закрылись, но на этом преподавательская деятельность молодого художника не закончилась.
«Портрет Ларисы Рейснер — Красная роза революции», 1915 год, смешанная техника, Музей Серебряного века в Доме В. Я. Брюсова.

Он с увлечением начал обучать рисунку студентов Центрального училища технического рисования барона Штиглица, реорганизованного к 1918 году в Высшее училище декоративных искусств, правда и здесь его преподавательская деятельность продолжалась недолго: Шухаева избрали руководителем мастерской в Академии художеств. Художник стал заниматься со студентами в помещении мастерской, которую ранее возглавлял сам Илья Ефимович Репин (1844–1930). От воинской повинности Шухаев, как и многие художники того времени, был освобожден по постановлению Совета народных депутатов, что предоставляло ему возможность свободно заниматься преподавательской деятельностью и любимым творчеством.
«Портрет С. Н. Андрониковой», 1917 год, бумага, сангина, графитный карандаш, 90 × 65,2 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

К событиям октябрьского переворота художник отнесся настороженно. Настоящее с вооруженными солдатами и революционными матросами на улицах пугало, а будущее представлялось весьма туманным и совсем не добавляло оптимизма. В конце 1917 года Василий Иванович получил должность профессора живописи, рисунка и декоративного искусства в натурном классе ЦУТР, а год спустя был избран профессором живописного отделения Академии художеств. До самого конца 1919 года он руководил мастерской живописи и преподавал рисунок в архитектурном классе Академии.
«Портрет Владимира Мейерхольда», 1922 год, холст, масло, 56.2 × 71.5 см., Государственная Тпетьяковская галерея, Москва.

В январе 1920 года Шухаев с женой приняли решение покинуть молодое государство рабочих и крестьян. Поскольку официально этого сделать было нельзя, решили тайком перебраться в соседнюю Финляндию. В компании своих друзей художника Ивана Альбертовича Пуни (1892–1956)и его жены, известного живописца, графика и театрального художника Ксении Леонидовны Богуславской (1892–1971) по льду Финского залива перешли на территорию Финляндии, где находилось имение отца Пуни.
«Портрет Е. Н. Шухаевой», 1917 год, дерево, масло, золото, 194 x 119 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Долго пробыть в Финляндии Шухаевым не удалось — заканчивались средства, да и Пуни с Богуславской, пользуясь ее греческими корнями, решили попытать счастья в другой стране. Шухаеву с супругой помог старый друг Яковлев, обосновавшийся ктому времени в Париже. В 1921 году по его приглашению Шухаевы приехали в город на Сене, где Яковлев помог другу заняться преподавательской деятельностью: уже через несколько недель после приезда новоявленный эмигрант начал преподавать в их собственной художественной школе-мастерской на улице Campagne Premiére в 14-м районе Парижа.
Фронтиспис к изданию трагедии «Борис Годунов». 1924 год, Париж, картон многослойный, гуашь, бронзовая краска, 39,8 × 32,5 см., Государственный музей А. С. Пушкина, Москва.

В промежутке между 1926-м и 1930-м годами Василий Шухаев преподавал также в Русском художественно-промышленном институте и Русской художественной академии Т. Л. Сухотиной-Толстой (1864–1950). За четырнадцать лет пребывания во Франции художник написал сотни полотен, рисунков, театральных эскизов, книжных иллюстраций, монументально-декоративных работ. Работал в жанре натюрморта, пейзажа, создавал жанровые картины. В начале 1930-х годов Шухаев написал выразительные портреты русской интеллигенции в эмиграции: С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, Ф. И. Шаляпина. Дела у Шухаева шли прекрасно, он был популярен и востребован. Успех его станковых работ был велик, их хотели приобрести многие коллекционеры, но Шухаев неожиданно для многих принял решение вернуться на родину вместе с большей частью своих произведений.
«Портрет русского певца Федора Шаляпина», Париж 1934 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В феврале 1935 года Шухаевы вернулисьв Советскую Россию. Родной Ленинград встретилих снегом и легким морозцем, от которого в Европе они успели отвыкнуть. Жизнь поначалу наладилась, Василий Иванович вновь начал преподавать в Академии художеств — и в Ленинграде, и в Москве. Имел даже собственную мастерскую, предоставленную ему АХ.
«Портрет Пушкина», 1960 год, бумага, пастель, сангина, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В апреле 1937 года вместе с женой, художницей В. Ф. Шухаевой, он был арестован по обвинению в шпионаже, осужденпо статье 58 УК РСФСР и заключен в исправительно-трудовой лагерь сроком на восемь лет. По тому же делу была осуждена и сослана на Колыму и супруга художника. Работал поначалу на тяжелых работах,и лишь когда стало известно, что Шухаев — художник, его назначили оформителем местной самодеятельности. В 1941 году он даже стал главным художником Магаданского областного музыкально-драматического театра (с 1945 года — в качестве вольнонаемного). 29 апреля 1945 года художник и его жена были освобождены «по отбытии срока наказания». Без права проживания в 16 крупнейших городах страны («минус 16»).
«Портрет профессора Сарадзе», Конец 1940-х — 1950-е годы, бумага, уголь, сангина, 72 х 48 см., Музей изобразительных искусств им. Шалва Амиранашвили, Тбилиси.

Свою помощь освобожденным из лагеря предложил известный театральный деятель, также отбывавший срок по надуманному обвинению, Моисей Вахнянский. С ним Василий Иванович познакомился в Магаданском лагере. Несчастье сближает, и Вахнянский пригласил Шухаевых приехать к нему на родину в Тбилиси — город, входивший в число разрешенных к проживанию лицам после их освобождения из заключения. Шухаевы приняли приглашение и в 1947 году переехали в Тбилиси, где первое время жили в доме Вахнянского, затем при содействии известной грузинской художницы Елены Ахвледиани у Шухаева появилась своя квартира и мастерская. Позже Василий Иванович Шухаев занял должность профессора кафедры рисунка в Академии художеств Грузинской ССР.
«Портрет А. С. Пушкина», 1960 год, бумага, пастель, сангина, 87 х 64 см., Государственный музей А. С. Пушкина, Москва.

Все оставшиеся годы художник прожил в столице Грузии. В 1950–1960-е годы написал большое количество произведений, посвященных жизни и трудовым будням гостеприимного грузинского народа. В 1962 ему было присвоено звание заслуженного деятеля Грузинской ССР. Все эти годы художник сохранял удивительную работоспособность, словно желая компенсировать потерянные в лагере годы. В 1958–1968 годы состоялось четыреперсональных выставки мастера. В 1968 году в залах Академии художеств СССР в Ленинграде открылась последняя прижизненная персональная выставка, приуроченная к 80-летию художника.
«Мужской портрет», 1956 год, холст, масло, 100 х 80 см., Музей изобразительных искусств им. Шалва Амиранашвили, Тбилиси.

14 апреля 1973 года Василий Иванович Шухаев скончался в Тбилиси и был торжественно похоронен в некрополе Сабутарлинского кладбища грузинской столицы, имеющего статус пантеона деятелей Грузии. Сегодня работы мастера украшают экспозиции Государственной Третьяковской галерее, Государственного Русскогомузея, Государственного литературного музея Москвы, других музееви частных собраний России, Грузии, Англии, Франции, США, Канады и других стран.
«Мужской портрет», 1949 год, бумага, сангина, уголь, 40 х 31 см., Московский музей современного искусства

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кондаков С. Н. Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств. [подготовка и переработка текста В. Я. Лаптева, А. Д. Мордванюк]. М.: Изд-во ЗАО «Атик-Бизнес-Центр», 2002.
2. Василий Иванович Шухаев (1887–1973). Ретроспектива: каталог выставки / под науч. ред. Е.П. Яковлевой. М.: Московский музей современного искусства, 2015.
3. Сеславинский М.В. Рандеву: Русские художники во французском книгоиздании первой половины ХХ века: альбом-каталог. М.: Астрель, 2009.
4. Мямлин И. Г. Василий Иванович Шухаев. М.: Художник РСФСР, 1972.
5. Из неопубликованных писем В. И. Шухаева и А. Е. Яковлева Д. Н. Кардовскому и О. Л. Делла-Вос-Кардовской.
«Художники», 1950 год, холст, масло, 98 × 160 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»