Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 464. Добужинский Мстислав Валерианович (Mstislav Dobuzhinsky) (1875-1957).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Мстислав Валерианович Добужинский –– известный русский и американский живописец, признанный мастер городского пейзажа, художественный критик и мемуарист.

Мстислав Добужинский родился в Новгороде. В 1889–1895 годах учился в Виленской 2-й гимназии. Затем учился в Санкт-Петербурге в Императорской школе Общества поощрения художеств (1885–1887), в школе Антона Ажбе (Мюнхен, 1899–1901) и у Ш. Холлоши (Надьбанья, Венгрия). В 1901 году изучал гравюру под руководством Василия Матэ.

Участвовал в выставках с 1902 года. Член объединения «Мир искусства». С 1906 года преподавал в художественной школе-студии Е. Н. Званцевой в Санкт-Петербурге. Добужинский одним из первых оценил талант литовского художника М. К. Чюрлёниса. Уже в советский период (в 1922 году) получил звание профессора в Академии художеств в Петрограде. Много работал для театров, в частности для БДТ. В 1924 году при содействии Ю. Балтрушайтиса художник принял литовское гражданство и навсегда покинул СССР. Некоторое время работал в Риге, потом уехал во Францию, писал для Парижского театра Н. Ф. Балиева, преподавал в частных школах, рисовал для литовских газет. Работал в области станковой и книжной графики (оформлял журналы «Мир искусства», «Золотое руно», «Аполлон»), подобно другим членам «Мира Искусства» писал исторические картины. В 1935 году переехал в Англию, а в 1939 — в США, где много работал и скончался в 1957 году.

Рассказ об этом замечательном художнике, творчество которого широко известно во многих странах мира, а работы хранятся в музеях России, Англии, Франции, США, Аргентины и других стран, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Я пережил в Петербурге все революционные годы. С революцией 1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик» (М. В. Добужинский).
«Домик в Петербурге», 1905 год, Бумага, гуашь, пастель, 37 х 48,9 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Мстислав Валерианович Добужинский – выдающийся мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, петербургской классики Томона, Растрелли, Трезини, Росси, Воронихина; Петербурга Пушкина, Гоголя, Достоевского, а также промерзшего Петербурга военного коммунизма — города руин и продовольственных очередей. Добужинский – это также и блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги. Убежденный в том, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством, он считал, что лишь художник-творец, являясь наследником человеческой культуры, способен вернуть миру утерянную гармонию, сберечь красоту и утвердить в искусстве и жизни ее законы.
«Канал Хаарлем», 1910 год, бумага на картоне, акварель, карандаш, 29 х 35,7 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 августа 1875 года в Новгороде в доме своего деда по материнской линии Тимофея Егоровича Софийского, «священника новгородской, что в Прусской улице церкви». Старшая дочь Т. Е. Софийского Елизавета Тимофеевна в 1869 году венчалась с поручиком лейб-гвардии конной артиллерии Валерианом Петровичем Добужинским. Предки Мстислава со стороны матери имели русские корни, а со стороны отца – древний литовский род, родиной которого был Паневежский уезд Виленской губернии. Были возведены в дворянство с мещанства королем польским с гербом «Правдине (Pravdzine)».
«В Ротах. Зима в городе», 1904 год, бумага, акварель, белила, графитный карандаш, 20,8 х 17,9 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Мама художника была профессиональной певицей. Окончив Смольный институт, она три года училась в Петербургской консерватории в классе известной тогда певицы Г. Ниссен-Саломан, а затем была вольнослушательницей оперного отделения Петербургского театрального училища. С 1876 года она стала выступать в концертах сначала в Павловском вокзале и затем в Петербурге, где ее тепло принимали. Вскоре она перешла в провинциальные оперные труппы и с большим успехом пела в Казани, Киеве и других городах.
«Воронеж. Ворота», 1912 год, бумага на картоне, акварель, 34 Х 40 см., Воронежский областной художественный музей имени И.Н. Крамского.

Отец художника был культурным и образованным человеком с разносторонними интересами. Будучи артиллерийским офицером, посещал лекции в Петербургском университете, живо интересовался зоологией, увлекался музыкой, был завсегдатаем столичных художественных выставок и сам неплохо рисовал. Именно он и заметил интерес своего четырехлетнего сына к рисованию, когда тот впервые нарисовал цветными карандашами стакан красного чая с синей ложкой, причем так, что ложка в стакане была изображена преломленной.
«Стеклянная улица в Вильно», 1906 год, бумага, графитный карандаш, акварель, белила, 29,5 х 35,3 см.,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Родители мальчика вскоре после его рождения разошлись – мать ушла из семьи, и сын проживал на первых порах с отцом, который забрал его на воспитание. Так в дальнейшем и получалось, что маленький Мстислав все свое детство делил между любящими его родителями, поочередно проживая то у одного, то у другого. Ребенком три года жил с отцом в Кишиневе, поступил во второй класс 2-й городской гимназии. В возрасте девяти лет впервые приехал в Вильну. В 1889–1895 годах учился в Виленской 2-й гимназии. Отец имел большое влияние на сына, и этим влиянием умело пользовался, осторожно и бережно направлял его увлечения. Отца часто переводили из города в город. Новые места и ежегодные летние поездки в Тамбовскую губернию и на Волгу служили источником новых впечатлений у юного художника и давали темы для его новых рисунков.
«Вильна», 1914 год, бумага на картоне, акварель, белила, тушь, карандаш, Литовский художественный музей.

Успехи сына в рисовании способствовали тому, что в 1885 году его записали в школу Общества поощрения художеств в Петербурге, которую он посещал около полутора лет. Обучение в этой школе основывалось на принципах преподавания в Академии художеств. В начальных классах рисовали итальянским карандашом гипсовые орнаменты или копировали литографии с изображением геометрических форм. О том, чтобы разнообразить технику рисования, в те годы не было и речи. Мстиславу нравилось учиться в школе, но отца в очередной раз перевели по службе, и занятия в школе пришлось оставить.
«Садик в городе», 1905 год, бумага на картоне, акварель, белила, тушь, карандаш, 30,2 x 34,5 см., частное собрание.

В последующие годы интерес к рисованию у Мстислава начал постепенно угасать, и только его поездка в Тамбовскую губернию в 1893 году оживила заглохшую было любовь к рисованию. В имении Семеновка, где жила его мать, молодой художник сделал большое количество карандашных пейзажей, словно желая наверстать упущенное время, много занимался портретом, перерисовав всех обитателей усадьбы.
«Фабрика газов», 1914 год, бумага на картоне, акварель, белила, карандаш, гуашь, Литовский художественный музей.

После этого Мстислав уже не оставлял занятия живописью, его рисунки стали постепенно меняться, и жесткие линии, выполненные остро отточенным карандашом, сменились более мягкими. Прежняя цель — точное копирование увиденного, хотя и не исчезла, но уже перестала удовлетворять требовательного к себе юношу. Теперь на первый план все чаще выходили чисто художественные задачи, решение которых захватывало и увлекало одновременно. Это особенно бросается в глаза в семеновских портретных зарисовках юного художника, в которых видно стремление выразить характер человеческой личности. Заметные успехи в рисовании укрепили Добужинского в его решении стать художником.
«Уголок Петербурга», 1904 год, бумага на картоне, акварель, белила, тушь, карандаш, частное собрание.

В 1895 году после окончания гимназии Добужинский по настоянию отца, желавшего, чтобы сын получил серьезное образование, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Предпринятая на следующий год попытка сдать экзамены в Академию художеств окончилась неудачей – слабая базовая подготовка дала о себе знать. Представленные им рисунки, сделанные в Семеновке и Новгороде, получили одобрительный отзыв Ильи Ефимовича Репина (1844–1930), но не более того. Неудача была воспринята Добужинским очень тяжело, но не поколебала его желание стать профессиональным художником и соответственно получить художественное образование.
«Кукла», 1905 год, бумага, акварель, белила, уголь, карандаш, 33,6 х 48,2 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Осенью того же года он поступил в Санкт-Петербургскую рисовальную школу, из которой через несколько месяцев перешел в частную школу известного русского жанрового и батального живописца, графика, академика и профессора батальной живописи Императорской академии художеств Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского (1837–1898), а позже в мастерскую известного петербургского гравера на меди, рисовальщика, офортиста, академика Императорской Академии художеств Льва Евграфовича Дмитриева-Кавказского (1849–1916), в которой пробыл с перерывами до 1899 года. В 1897–1898 годах Добужинский начал сотрудничать с петербургскими юмористическими журналами «Стрекоза» и «Шут», а в Студенческом сборнике Петербургского университета он поместил карандашный литовский пейзаж.
«Неаполь», 1911 год, бумага на картоне, акварель, гуашь, карандаш, 25,8 х 33 см., частное собрание.

Параллельно со всеми этими занятиями Добужинский много работал с натуры — и у Дмитриева-Кавказского, и самостоятельно — чаще всего летом, когда уезжал в деревню к матери. К 1898 году желание Добужинского поступить в Академию художеств постепенно ослабело, но, чувствуя необходимость в продолжении художественного образования, Мстислав Валерианович принимает решение уехать учиться за границу, и после окончания университета в 1899 году и получения диплома 1-й степени, с легким сердцем уезжает в Мюнхен.
«Петербург», 1914 год, бумага на картоне, акварель, белила, карандаш, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В том же году произошло еще одно важное событие в его жизни — он женился на Елизавете Осиповне Волькенштейн, с которой и прожил до конца своих дней. Женитьба была совершена против воли отца и почти тайком. Обвенчавшись в петербургском Спасо-Преображенском соборе, Добужинский вместе с женой в тот же день уехал за границу. В Мюнхене в период 1899–1901 годов занимается в частной школе известного австро-венгерского художника словенского происхождения Антона Ажбе (1862–1905) и частной школе популярного в Европе в те годы венгерского художника армянского происхождения Шимона Холлоши (1857–1918). В 1901 году Добужинский вернулся в Россию и предпринял еще одну попытку поступить в Императорскую Академию художеств, которая тоже оказалась неудачной. Художник поступил на службу в Министерство путей сообщения и в свободное время занимался офортом у Василия Васильевича Матэ (1856–1917) –– известного русского художника, рисовальщика и гравера, академика и действительного члена ИАХ.
«Типы Петербурга. Продавцы сбитня», 1910 год, бумага, акварель, частное собрание.

В это время художника все больше начинает привлекать творческая деятельность тогда еще молодого объединения «Мир искусства». К 1901 году — ко времени приезда Добужинского в Петербург — «Мир искусства» находился на подъеме, и потому вполне понятно искреннее тяготение художника к этому объединению. Конец 1902 и почти весь 1903 год явились для Добужинского временем постепенного превращения начинающего художника в мастера. Основу его художественной деятельности этого периода составляла графика. Добужинский очень внимательно воспринял все особенности графики своих коллег. Это касается как положительных, так и отрицательных ее сторон. Его журнальные работы 1902–1904 годов можно разделить на два типа: орнаментальные рисунки и рисунки, построенные на реальных формах, нередко с определенной тематикой. С 1906 года Добужинский преподавал в художественной школе-студии Елизаветы Николаевны Званцевой (1864–1921) Одним из первых оценил талант литовского художника Микалюса Константинуса Чурлёниса (1848–1911).
«Типы Петербурга. Охтенка», 1909 год, бумага, акварель, частное собрание.

1908 год стал знаменательным в творчестве Мстислава Валериановича Добужинского –– он начал сотрудничать с журналом «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках».
Портрет был написан в начале 1906 года, когда для многих стало уже ясным поражение революции, тяжело воспринимавшееся передовой интеллигенцией. Ее устремления в сущности были разбиты. Дальнейшее находилось в темноте. Оставался собственный внутренний мир, куда можно было уйти, спрятавшись от действительности. В его портрете, как в фокусе, сконцентрированы все нюансы мучительных противоречий русской интеллигенции — ее мятущееся состояние, растерянность, вечная тоска по свободе и отчаянное желание остаться внутренне честным. «Человек в очках» вызвал значительный резонанс в художественном мире. А. Бенуа воспроизвел его в своей «Русской школе живописи». По совету Серова, он был приобретен Остроуховым для Третьяковской галереи.
«Человек в очках. Портрет Константина Александровича Сюннерберга», 1905-1906 годы, бумага на картоне, уголь, акварель, 63,3 х 99,6 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

А для самого Добужинского все складывалось на редкость удачно и в личной жизни, и в творчестве – он стал известным, успешным и востребованным. Городской пейзаж становится визитной карточкой художника. Он пишет большие столичные города – Петербург, Москву, Вильнюс, Париж, Амстердам, Гаагу, и города малые, провинциальные, с их полусонным существованием, старенькими церквушками, свиньями и большими лужами на центральных площадях. Это русские города начала XIX века: Курск, Витебск, Воронеж, Псков, Новгород… При этом предпочтение в своем творчестве художник все-таки отдает городу, похитившему его сердце, –– несравненному Петербургу. Городу на Неве стал главным героем большинства его лучших произведений. Но это не был город величавых и стройных ансамблей, горделивых дворцов, прекрасных набережных, как у Бенуа, Лансере, а город глухих задворков, угрюмых окраин, подозрительных закоулков, как бы подбирающихся к прекрасно задуманному и совершенно изваянному граду Петра, разъедающих, оскверняющих его. Лишь осколки старого Петербурга –– города, соразмерного человеку, уютного, гармоничного, фрагментами входят в картины Добужинского.
Театральные работы (эскиз декорации), «Бесовское действо»
«Бесовское действо». Мистерия Алексея Ремизова. Театр В. Ф. Комиссаржевской, Санкт-Петербург, 1907.
Режиссер Ф. Ф. Комиссаржевский (сменил Мейерхольда)

Важно заметить, что если большие города на полотнах художника пронизаны скучной ежедневной работой, бессонницей, тоской, страданиями и одиночеством, то провинциальные города, словно специально противопоставляемые мастером, дышат неторопливостью, благодушием, покоем и стариной. Все это присутствует в одной из лучших картин Добужинского «Провинция 1830-х годов» (1907). Здесь ироничное и лиричное, гротескное и комичное, поэтичное и мелодичное составляют единый образ провинциального города, начиная от архитектуры, туалетов дам и природы со стаями ворон и прозрачными кронами деревьев, кончая рожицами на главном столбе, нелепой рекламой и купцами.
«Провинция 1830-х годов», 1907 год, бумага на картоне, акварель, гуашь, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1912 году Добужинский отправился в поездку по русским провинциальным городам, посетив Курск, Воронеж, Нежин. Их быт и культура становятся сюжетами многих картин и акварелей художника. Серия картин цикла «Русская провинция» экспонировалась в 1912 году на выставке «Мира искусства», а в 1976 году –– в Москве, в Третьяковской галерее. Художник с увлечение продолжает заниматься театральными работами.
Театральные работы «Месяц в деревне». И. С. Тургенев, Москва, МХТ. 1909 год, Эскиз костюма Верочки.

Барон Николай Николаевич Врангель, любивший творчество Мстислава Добужинского, писал про него так: «За эту своеобразную психологию, за это понимание быта и уменье правдиво и изысканно передать его, нельзя не ценить и не любить Добужинскаго. Тихое и степенное повествование его рисунков кажется говором той хорошей любимой книжки, что читал в детстве и перечитываешь теперь».
Театральные работы, «Месяц в деревне». И. С. Тургенев, Москва, МХТ. 1909 год, Эскиз костюма Наталии Петровны

Октябрьский переворот Добужинский воспринял настороженно. В первые годы советской власти художник активно работал, участвуя в оформлении уличных празднеств в Петрограде и занимая ряд ответственных должностей: члена Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, члена Государственных трудовых мастерских декоративного искусства, секретаря Особого совещания по делам искусств. В октябре 1918 года был избран ученым хранителем Эрмитажа. В ноябре 1918 года по заданию отдела изобразительных искусств при Комиссариате Северо-западных областей Добужинский прибыл в Витебск организовывать Народное художественное училище. В это время в городе оставался его отец, генерал-лейтенант Валериан Петрович Добужинский, пребывавший на должности помощника начальника окружного артуправления Двинского военного округа и только в начале 1919 года перебравшийся в Вильно.
«Петербургские крыши в снегу», 1916 год, бумага на картоне, акварель гуашь, частное собрание.

В конце декабря 1918 года Добужинский официально вступил в должность директора училища, а уже в начале февраля 1919 года вернулся в Петроград, где все это время оставалась его семья. За эти годы с иллюстрациями Мстислава Валериановича выходит довольно много изданий: «Новый Плутарх» М. А. Кузмина (1918), «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина (1919), «Белые ночи» Ф. М. Достоевского (1921), «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1921), «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина (1921), «Тупейный художник» Н. С. Лескова (1921) и др. С успехом оформляет он и книги для детей: «Свинопас» Г. Х. Андерсена (1917), «Веселая азбука» Н. Павловой (1924), «Примус» О. Мандельштама (1924). В 1921 году художник создал серию литографий «Петербург в 1921 году» До 1922 года работал в созданном при его участии Петроградском доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии художеств. Исполнил декорации для Большого драматического театра. В 1922 году написал серию литографий «Петербург в 1921 году».
«Вильно. Базар у стены», 1907 год, бумага на картоне, акварель, гуашь, 29,7 х 39 см., Национальный художественный музей им. М.К. Чюрлёниса, Каунас.

В 1924 году, окончательно разочаровавшись в новой власти, Мстислав Валерианович при содействии литовского переводчика и дипломата Юргиса Казимировича Балтрушайтиса принял литовское гражданство и вместе с семьей навсегда покинул СССР. Некоторое время жил и работал в Риге, в 1926 году переехал в Париж, где с 1926 по 1929 год работал над оформлением спектаклей в театре Н. Ф. Балиева «Летучая мышь», над художественным оформлением кинофильма «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» (для парижской фирмы «Сентраль Синема»), участвовал в организации выставки «Мира искусства» (1927), преподавал в Парижской школе декоративного искусства, основанной Н. В. Глобой.
«Ночь в Петербурге», 1924 год, гуашь, серая бумага на картоне, 47,5 х 78,5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1929–1935 годах художник жил главным образом в Литве, в Каунасе. Преподавал в Каунасской художественной школе, а в январе 1931 года был утвержден в должности главного художника Литовского государственного театра, создав впоследствии сценографию для 38 пьес. Там же открыл частную школу живописи (1930–1933). В июле 1939 года художник переехал в США. Активно занимался творчеством. Жил в Нью-Йорке. Оформил спектакли для «Метрополитен-опера», для других театров Америки и Европы, работал для кинематографа. Оформлял книги. Создал цикл воображаемых пейзажей блокадного Ленинграда (1943). В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок. Последние годы жизни художник провел в Европе, подолгу живя в Париже, Риме, Лондоне, путешествуя по Италии. Незадолго до смерти вернулся в США, общаясь в основном с русскими эмигрантами и не жалуя журналистов.
«Улица Тилто в старом Вильно», 1906 год, бумага на картоне, акварель, гуашь, 50 х 52 см., Литовский художественный музей.

Мстислав Валерианович Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке в доме своего младшего сына Всеволода. Был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже. Сегодня работы художника украшают экспозиции многих музейных собраний и частных коллекций, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Бахметевского архива (Колумбийский университет, Нью-Йорк). Желанные гости они и на многочисленных зарубежных художественных аукционах.
Могила Мстислава Добужинского на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Geneviève-des-Bois) в Париже.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Гусарова А. Книжная графика М. В. Добужинского // Очерки по русскому и советскому искусству. М., 1965.
2. История русского искусства. М., 1968. Т. 10, кн. 1. С. 431–443;
3. История русского искусства. М., 1969. Т. 10, кн. 2.
4. Маковский С., Нотгафт Ф. Графика М. В. Добужинского, Л., 1924.
5. Мстислав Добужинский. Семейный альбом. М.: Издатель Михаил Царёв, 2012.
«Петербург. Мойка у Нового Адмиралтейства», 1903 год, литография, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»