Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 463. Крылов Порфирий Никитич (Porfiry Krylov) (1902-1990).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Порфирий Никитич Крылов — замечательный советский художник-живописец, график, карикатурист. Народный художник СССР (1958). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских премий (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1982).

Порфирий Крылов родился в Туле.Окончил высшее начальное училище, в течение двух лет работал на Патронном заводе и одновременно занимался в заводской изостудии под руководством Г. М. Шегаля. Затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где с 1921 по 1928 год учился у А. А. Осмеркина и А. В. Шевченко, в аспирантуре у П. П. Кончаловского.

В годы учебы сдружился с М. В. Куприяновым и Н. А. Соколовым. Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» существовал более 60 лет. Работали методом коллективного творчества. Кроме того, каждый также работал и индивидуально. Наибольшую известность принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи на темы внутренней и международной жизни, а также иллюстрации к книгам, созданные в карикатурном стиле. Индивидуальное творчество самого художника развивалось одновременно с его основной работой в коллективе. Работал в живописи и графике. Писал портреты, натюрморты и современный жанр. Много писал на пленэре. Пейзажи Крылова говорят о его глубоком чувстве природы.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Художественном музее имени П. Н. Крылова в Туле, в галерее Уффици во Флоренции и других музеях и частных коллекциях, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Порфирий Никитич Крылов родился 9 августа 1902 года в Туле в семье рабочего тульского Патронного завода Никиты Захаровича Крылова и дочери потомственного тульского оружейника Елизаветы Дмитриевны (в девичестве Полосатовой). В ряде источников местом рождения художника ошибочно указывается деревня Щелкуново (ныне Богородицкий район Тульской области), что опровергается записями метрической книги.
«…Года 1902, августа 9-го родился, 11-го крестился Порфирий. Родители Тульской губернии Богородицкого уезда Верхоупской волости сельца Щелкуновки крестьянин Никита Захаров Крылов и законная жена его Елизавета Дмитриева, оба православного вероисповедания».
«Музей Василия Поленова», 1953 год, холст, масло, Художественный музей имени П.Н. Крылова, Тула.

Данные о детских годах жизни Порфирия Крылова достаточно отрывочны, из воспоминаний самого художника известно, что дом семьи Крыловых находился на окраине Тулы, в Чулково, вблизи кладбищенской церкви Дмитрия Солунского. Метрические книги этой церкви сохранились, в них и была обнаружена запись о рождении художника, приведенная выше.
«Вечер. Стога», 1963 год, картон, масло, 33,5 х 48 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».

На основании этого документа можно утверждать, что художник появился на свет именно в Туле, а миф о его рождении в Богородицком уезде возник вследствие путаницы между местом рождения и сословном положением, ибо в официальных документах Порфирий, как и его отец, значился крестьянином деревни Щелкуновка.
«Поленово», 1946 год, ходст, масло, Государственный мемориальный историко-художественный и природный
музей-заповедник В. Д. Поленова.

Исследователи творчества Порфирия Крылова сумели по документам разыскать предков художника по отцовской и материнской линиям и воссоздать его родословную, в соответствии с которой прадедом художника по отцовской линии был крепостной крестьянин Трифилий Крылов, родившийся на рубеже XIX–XX веков. В это время в Богородицком уезде стали осваиваться земли Упско-Упёртского междуречья и вокруг старинного села Верхоупье возникли новые деревни, среди которых была и Щелкуновка. Их население составилось из крестьян графа Бобринского, переселенных из Епифанского уезда и других бобриковских селений. Возможно, что среди этих переселенцев был и Трифилий Крылов.
«Июль. Поленово» 1967 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Позднее, в 1842 году, в семье крестьянина Трифилия Крылова родился сын Захар, будущий дед художника. В начале 1860-х годов Захара Трифиловича забрали в армию, и по окончании срока службы он не вернулся в родную деревню, а остался в Туле на сверхсрочную. Со временем Захар женился и окончательно обосновался в Чулковской слободе на Замочной улице в скромном доме с большим садом. Здесь у него родилось четверо детей: Илья, Никита, Зиновия и Наталья.
«Зимнее поле», 1983 год, картон, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Младший сын, Никита Захарович, жил с отцом в Туле. Работал токарем на патронном заводе. Женился на Елизавете Дмитриевне Полосатовой (1877–1913), дочери потомственного тульского оружейника. Самым знаменитым членом этой семьи принято считать Алексея Григорьевича Полосатова, известного своими работами, хранящимися в Эрмитаже и Тульском музее оружия. Алексей выучился рисовать у заезжего итальянца и научил этому своих братьев.
«Розы и синие сливы», 1962 год, холст, масло, Художественный музей имени П.Н. Крылова, Тула.

Дед Порфирия Крылова по материнской линии Дмитрий Григорьевич Полосатов был известным гравером и хорошо рисовал. Перед большими праздниками его мастерская была заставлена самоварами — все хотели украсить их дарственными надписями с рисунками. Рисовать Порфирий начал в пять лет под влиянием деда и отца. С малых лет любил наблюдать за работой деда, а тот всячески поощрял любопытство внука и был первым учителем рисования и критиком первых детских работ мальчика. В мае 1913 годав возрасте 36 лет от неудачных родов скоропостижно скончалась мать Порфирия Елизавета Дмитриевна. Позже скарлатина унесла жизни его младших братьев Аркадия и Дмитрия и сестры Серафимы.
«Художник на этюдах», 1949 год, холст, масло, частное собрание.

После смерти жены Никита Захарович повторно женился на дочери тульского цехового Никиты Ефимовича Глаголева Александре Никитичне. Дому требовалась хозяйка, поскольку на руках у овдовевшего отца Порфирия осталось трое малых детей, старшему из которых было одиннадцать лет, а младшему едва исполнился год. Александра Никитична сама незадолго до этого овдовела, схоронив дочь Зинаиду и мужа, служителя тульской контрольной палаты, потомственного дворянина Владимира Ивановича Добрынина.
«Весна», 1960-е годы, холст, масло, Художественный музей им. П.Н. Крылова, Тула.

Решившись на новый брак, она все силы отдала воспитанию детей Никиты Крылова.Во втором браке детьми супруги так и не обзавелись. Именно мачеха всячески поощряла развитие художественного таланта Порфирия, надоумив отца подарить мальчику кисти и краски, а ее дальние родственники, художники, уже научили Порфирия азам масляной живописи.
«Натюрморт. Розы в кувшине», 1960-е годы, картон, масло, 50,5 х 34,5 см., Вологодская областная картинная галерея.

Александра Никитична была культурной и образованной женщиной. При ней в доме Крыловых появились книги, стал выписываться журнал «Нива», репродукциями в котором живо интересовался герой нашего повествования.
Когда пришло время, Порфирий стал посещать 7-е городское училище имени императора Николая II на углу улиц Веневской и Ложевой. Незаконченное среднее образование станет в дальнейшем препятствием при поступлении Порфирия во ВХУТЕМАС в Москве — тогда ему придется одновременно посещать рабфак и учиться живописи, но это будет в будущем, а пока революция изменила налаженную жизнь семьи Крыловых. С конца 1917 года и всю первую половину 1918 года в Туле стоял патронный завод. В стране полыхала гражданская война, проходила мобилизация в РККА. Члены РКСМ шли в армию с 16 лет, и среди населения города ходили слухи, что скоро всех подростков погонят на фронт.
«На балконе. Гурзуф», 1954 год, холст, масло, Художественный музей имени П.Н. Крылова, Тула.

Будущее Порфирия не могло не тревожить семью, поэтому когда в городе объявили набор рабочих на Патронный завод, Никита Захарович приложил все усилия, чтобы устроить туда сына, поскольку работа на этом оборонным заводе приравнивалась к службе в Красной армии и позволяла избежать призыва в ее ряды. Для этого он даже упросил местного священника подделать метрику, так как на завод брали с 16 лет, а Порфирию было на тот момент лишь 15. Днем он работал на заводе, а вечером с братом Анатолием ходил заниматься в заводской клуб «Заря Просвещения» в изостудию, руководителем которой был художник Григорий Михайлович Шегаль (1889–1956). Участники изостудии изготавливали агитационные плакаты. Так продолжалось два года.
«Натюрморт с цветами», 1958 год, картон, масло, 33,5 х 26,5 см., частное собрание.

В 1920 году по совету педагога Порфирий повез свои работы в Москву, где показал их преподавателям Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) Александру Александровичу Осмеркину (1892–1953) и Владимиру Андреевичу Фаворскому (1886–1964). Те одобрили его творчество, и в следующем 1921 году Крылов не без труда поступил в ВХУТЕМАС — центр советского модернизма и авангарда, где он сначала попал в мастерскую Осмеркина, затем к Александру Васильевичу Шевченко (1883–1948), который раскрыл ему всю красоту работы с акварелью. После окончания ВХУТЕМАСа Крылов до 1928 года учился в аспирантуреу Петра Петровича Кончаловского (1876–1956).
«Натюрморт с цветами», 1934 год, холст на оргалите, масло, 74 х 64 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Еще обучаясь в ВХУТЕМАСе, в 1922 году Порфирий Крылов познакомился с сокурсником Михаилом Куприяновым (1903–1991). Художники подружились и стали рисовать в стенгазете ВХУТЕМАСа, подписывая совместные работы как Кукры и Крыкуп. В 1924 году к ним присоединился Николай Соколов (1903–1995), который ставил под своими рисунками подпись Никс. Вместе они стали публиковаться уже как «Кукрыниксы». Созданный в середине 1920-х годов творческий коллектив «Кукрыниксы» просуществовал более 60 лет.
Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в русском искусстве и получили всемирную известность.

Художники работали методом коллективного творчества. Кроме того, каждый из них также работал и индивидуально. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи на темы внутренней и международной жизни, а также иллюстрации к книгам, созданные в карикатурном стиле. С 1933 года художники стали постоянными карикатуристами газеты «Правда», что сделало их главными пропагандистами (в сатирической форме) официальной политической линии.
Кукрыниксы «Конец», 1948 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Во время войны «Кукрыниксы» выпустили большое количество агитационных антифашистских плакатов, первым из которых стал «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» — с Гитлером, разрывающим пакт о ненападении между СССР и Германией, и сатирических «Окон ТАСС».

Знаменитых карикатуристов Гитлер внес в расстрельный список вместе с диктором Юрием Левитаном. B 1944 году «Кукрыниксы» приехали в только что освобожденный Новгород, варварски разрушенный гитлеровской армией — был разбит памятник «Тысячелетие России», полуразрушен Софийский собор. Свои переживания Кукрыниксы передали тогда на картине«Бегство фашистов из Новгорода». «Кукрыниксы» были военными художниками, в форме полковников они дошли до Берлина, своими глазами видели бункер Гитлера. Коллектив художников был удостоен множества наград и премий, в том числе золотой медали Всемирной выставки в Париже (1937) и Брюсселе (1958).
Кукрыникся «Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946 годы, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Индивидуальное творчество Порфирия Никитича Крылова развивалось параллельно с его основной работой в коллективе. Работал он в различных художественных жанрах. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, композиции на темы советского быта. Работал в живописи и графике.
«Пейзаж Поленово», 1962 год, холст на картоне, масло, 34,5 х 46,5 см., частное собрание.

Занимался станковой живописью, много работая на пленэре. Пейзажи художника говорят о глубоко развитом у него чувстве природы. Крылов писал Тулу, Москву, подмосковные усадьбы художников и писателей, во время путешествий запечатлевал на холстах Карелию, Крым, города России и Европы. Много работал в Ясной Поляне, Поленово Тульской области.
«Париж. Нотр-Дам. Маленький мост», 1960 год, холст, масло, Художественный музей имени П.Н. Крылова, Тула.

Впервые Порфирий Никитич побывал в Поленово в 1946 году, и с тех пор любил здесь гостить. Светлой, лирической красоте этих мест посвящены многие пейзажи художника. Ф.Д. Поленов (внук В.Д. Поленова и директор поленовского музея-заповедника с 1962 по 1990 год) в своей книге «Хранители родников» вспоминал: «Мне выпало немалое счастье видеть за работой Крылова-художника, видеть, как создавались на берегах Оки его проникновенные пейзажи. В Поленово Порфирий Никитич жил и работал обычно летом. Привычной стала его “вписанность” в летнее Поленово».
«Сентябрь. Поленово», 1950 год, холст, масло, Художественный музей имени П.Н. Крылова, Тула.

Пейзажи и натюрморты Порфирия Крылова можно отнести к традициям русского импрессионизма, представителями которого являются Исаак Левитан и Константин Коровин. Произведения художника экспонировались на многих художественных выставках в России и других странах.
«Закат. Поленово», 1951 год, холст, масло, Художественный музей имени П.Н. Крылова, Тула..

В 1997 году в Туле был открыт мемориальный Дом-музей П.Н. Крылова (филиал Тульского музея изобразительных искусств), где хранится около двух тысяч произведений живописи, графики, архивных документов и мемориальных вещей, переданных в дар музею сыновьями художника и им самим.

Порфирий Никитич Крылов умер 15 мая 1990 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище рядом со своими товарищами по перу Куприяновым и Соколовым (участок № 10).
Могила П. Н. Крылова на Новодевичьем кладбище Москвы.

Сегодня произведения художника находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Художественного музея имени П. Н. Крылова в Туле, в галерее Уффици во Флоренции и других музеях и частных коллекциях.
«Март», 1965 год, бумага, акварель, 32,5 х 50 см., частное собрание..

«Осень. Окрестности Суханова», 1944 год, холст на картоне, масло, 17,5 х 23,8 см., Новокузнецкий художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. КУКРЫНИКСЫ. М.: Изд-во Изобразительное искусство, 1988.
2. Порфирий Никитич Крылов. Живопись. Графика: альбом. Тула: ИПП «Гриф и К», 2002.
3. СоколоваН. Кукрыниксы. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962.
4. Кукрыниксы. Втроём. М.: Советский художник, 1975.
5. Герценберг В. Р. Кукрыниксы об искусстве. М.: Изобразительное искусство, 1981.
6. Пистунов А.М. Единосущная троица. М.: Советская Россия, 1978.
7. ПероваД. Кукрыниксы. Великие художники. М.: ИД«Комсомольская правда»; изд-во «Директ-Медиа», 2011.
«Завтрак на террасе», 1934 год, холст, масло, Художественный музей имени П.Н. Крылова, Тула.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»