Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 462. Пластов Аркадий Александрович (Arkady Plastov) (1893-1972).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Аркадий Александрович Пластов — известный советский художник-живописец. Народный художник СССР (1962).

Аркадий Пластов родился в селе Прислониха (ныне Карсунский район, Ульяновская область). С 1908 года учился в Симбирской духовной семинарии, а затем переехал в Москву. Занимался рисованием у Д. И. Архангельского и в мастерской И. И. Машкова. В 1912 году поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где одним из его учителей был Ф. Ф. Федоровский. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурное отделение. Его учителями были живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак и скульптор С. М. Волнухин.

В 1917 году вернулся на родину в Прислониху, где начал заниматься живописью. С 1935 года выступал с жанровыми картинами, в которых приукрашивание быта советской деревни, искусственность образов сочетались с живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах обычно выступали односельчане. Общая черта его картин — жанровые сцены на полотнах —никогда не существовала вне лирической русской природы. Художник при жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музее А. А. Пластова — филиале Ульяновского художественного музея, Музее-усадьбе А. А. Пластова в селе Прислониха и в других музеях России и зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Я люблю эту жизнь. А когда из года в год видишь ее… думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные, будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать…» (Аркадий Пластов).
«Стадо тагилок», 1945 год, холст, масло, 200 х 210 см., поступление в 1959 году, Нижнетагильский музей изобразительного искусства.

Аркадий Александрович Пластов родился 19 (31) января 1893 года в селе Прислонихана Симбирской земле (ныне Карсунский район, Ульяновская область),расположенном в тридцати километрах к северо-востоку от города Карсун на обоих берегах живописной реки Урень в многодетной семье потомственных иконописцев. Дед и прадед будущего художника были известными местными иконописцами. Семья была патриархальной, и в ней свято соблюдали древнерусские традиции.
«Тройка (Ребятишки у речки)», 1937 год, холст, масло., Музей А. А. Пластова — филиал Ульяновского художественного музея, Ульяновск.

Отношения между мужчиной и женщиной, родителями и детьми в таких семьях зависели не только от их желаний и установок, но и от принятых общественных норм. Сохранялись крепкие родственные связи с другими поколениями, и на будущее творчество Пластова повлияла атмосфера воспитания в верующей семье, в которой Аркадий был шестым ребенком. Жили трудно, несмотря на то что это был большой и знатный род, в котором все были грамотными образованными людьми — священники, архитекторы и иконописцы. Церковь в самой Прислонихе была построена по чертежам главы семьи Александра Пластова, который кроме того служил в ней псаломщиком, и расписана дедом Аркадия.
«Из прошлого», 1969 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Мать будущего художника Ольга Ивановна была дочерью сельского лекаря, из обрусевших немцев. В детстве художника, кроме родителей, была еще маленькая, сухонькая бабушка, старушка Степановна, которая домовничала в их доме. Она рассказывала детям сказки и былины про Егория Храброго и бел-горюч камень, Илью Муромца, Алёнушку, прививая им интерес и уважение к русской культуре и воспитывая любовь к православной вере. По словам самого Аркадия Пластова, годы,проведенные в родном доме, являлись настоящим блаженством, которому уже никогда не суждено было повториться.
«Солнышко», 1965-1966 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Рисовать маленький Аркадий начал рано, и первым педагогом для него выступил отец, который самостоятельно обучал талантливого сына азам живописного и иконописного мастерства. Его первые акварели и работы гуашью изобиловали православными сюжетами, посвященными храму в родной Прислонихе, позже, в середине пятидесятых годов, варварски разрушенному на глазах у местных прихожан по распоряжению властей. Аркадий Пластов запечатлел его также на своем известном полотне «Праздник Флора и Лавра», написанном им после 1915 года, и на картине «Летний праздник в Прислонихе» 1920-х годов.
«День Флора и Лавра», 1915–1920 годы, бумага, акварель, белила, 19,5 × 47,5 см., Тверская областная картинная галерея, Тверь.

С детства желая стать профессиональным художником, Аркадий при этом не мог пойти против воли родителей, желавших ему карьеры священнослужителя (они видели в нем архиерея), и после окончания сельской школы и Симбирского духовного училища в 1908 году вынужден был продолжить свое обучение уже в стенах Симбирской духовной семинарии, где живописному мастерству его обучал известный в Симбирске художник Дмитрий Иванович Архангельский (1885–1980), рассказавший своему талантливому ученику о Павле Третьякове, о русском искусстве и передвижниках.
«Солнечный март», 1941-1942 годы, холст, миасло, 56 х 67 см., Ростовский областной музей изобразительного искусства.

После окончания третьего курса семинарии в жизни семинариста Пластова произошло знаменательное событие. Губернская управа Симбирска постановила выдать талантливому юноше Аркадию Пластову стипендию в двадцать пять рублей ежемесячно для дальнейшего обучения художественному ремеслу в Москве, куда Пластов и переехал. Год брал уроки у известного московского художника, одного из основателей и участников художественного объединения «Бубновый валет» Ильи Ивановича Машкова (1881–1944). В 1912 году поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище, где одним из его педагогов был замечательный русский художник-живописец, будущий известный советский театральный художник Фёдор Фёдорович Федоровский (1883–1955).
«Дорога во ржи», 1940-е годы, холст, масло, 34 х 49 см., Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова», Прислониха.

В 1914 году после двух лет обучения в Строгановском училище Аркадий Пластов поступил на скульптурное отделение Московского училища живописи ваяния и зодчества. Поскольку лучшими образцами для подражания Аркадий Пластов навсегда считал живопись художников Поленова, Васнецова, Репина, Сурикова и Нестерова, позже он перевелся на живописное отделение, где его педагогами в разные годы обучения выступили живописцы Аполлинарий Михайлович Васнецов (1856–1933), Абрам Ефимович Архипов (1862–1930), Алексей Степанович Степанов (1858–1923), Леонид Осипович Пастернак (1862–1945) и скульптор Сергей Михайлович Волнухин (1859–1921).
«Сентябрьский вечер», 1960 год, холст на картоне, масло, 55 х 42 см., Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова, Прислониха.

События Февральского переворота Аркадий Пластов,студент третьего курса МУЖВЗ, встретил настороженно. Пришлось вернутьсяв родную Прислониху, где он оказался к этому времени одним из самых образованных людей. Десятки односельчан приходили к нему с жизненными вопросами, которые ему приходилось решать. Восемь трудных лет прожил он в Прислонихе, трудился в поле вместе с односельчанами и был секретарем сельского совета и Комитета бедноты Прислонихи. Жизнь все эти годы оставалась очень тяжелой, в братоубийственной гражданской войне погибли и пропали без вести многие односельчане и родные художника.
«Юность», 1953 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1920-е — начале 1930-х годов художник в основном рисовал иллюстрации к произведениям русских писателей и политические плакаты. В 1925 году в жизни Аркадия Пластова произошло радостное событие — он обвенчался с Натальей Алексеевной фон Вик, за которой долго ухаживал и которой делал предложение шесть раз. Летом, как все крестьяне, он работал на сельхозработах в селе, а на зиму уезжал на заработки в Москву, которую по-прежнему любил. В конце 1920-х годов Пластов написал замечательный по своему исполнению пасхальный натюрморт, который был назван «Праздничный». Это было очень привычно в пасхальные весенние дни готовиться к светлому празднику Пасхи, о котором в двадцатые годы вслух никто не говорил.
«Праздничный натюрморт», 1920 год, холст, масло, частное собрание.

Летом 1931 года в деревне случился большой пожар, выгорели 59 усадеб, у Пластовых остался один огород и корова. Сгорел и сундук со всеми творческими работами и эскизами художника. Надо было начинать все с начала, и Пластов сосредоточился только на живописи, чтобы восполнить утраченные произведения. Начиная с середины 1930-х годов Аркадий Пластов приступил к работе с жанровыми картинами, в которых происходило активное приукрашивание художникомбыта советской деревни, а некоторая искусственность образов сочеталасьс живописным мастерством. В качестве действующих лиц на его полотнах, как правило, выступали односельчане. В 1935 году в Москве с большим успехом впервые были показаны картины Пластова «Колхозная конюшня», «Стрижка овец», «На сенокосе».
«Стрижка овец в колхозе», 1935 год, холст, масло, Челябинская областная картинная галерея.

Поскольку Аркадий Александрович Пластов родился, вырос и большую часть своей жизни провел в деревне, это не могло не отразиться на его творчестве. Большинство картин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычныхна первый взгляд деталях жизни. Даже самый тяжелый труд на его полотнах выглядит как праздник. Одна из первых значительных работ художника «Купание коней» была выполнена им для выставки «Двадцать лет РККА» в 1938 году.
«Купание коней», 1938 год, холст, масло, 200 × 300 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Следующее десятилетие художник в своем творчестве отдавал предпочтение работе с натуры, писал пейзажи и простую крестьянскую жизнь в родном селе Прислониха, часто совершал поездки в Москву, работал с разными издательствами, для которых создавал графические иллюстрации к книгам классиков. Пейзажи родной Прислонихибыли запечатлены на картинах художника с невероятной любовью и точностью, а герои картин кажутся знакомыми и родными. Это может показаться удивительным, но Аркадий Александрович Пластов практически всю жизнь работал в своей родной деревне, где родился и вырос и которую покидал только ради того, чтобы получить художественное образование.
«Сенокос», 1945 год, холст, масло, 198 × 293 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1937 году для выставки «Индустрия социализма» Пластов написал картину под названием «Колхозный праздник», в которой «красочно передал новый быт социалистической деревни». Эта картина прославила художника. Полотно привлекает своей яркой красочностью и массовостью. Для данной работы Пластовым было сделано около двухсот этюдов простых колхозных рабочих людей, именно поэтому ее называли большим портретом русского крестьянства.
«Колхозный праздник (Праздник урожая)», 1938 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Еще одним ярким произведением художника явилась его картина«Колхозное стадо», написанная в 1938 году. Общими чертами большинства довоенных полотен мастера является то, что жанровая сцена каждой его картиныне мыслится вне пейзажа, вне русской природы, которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете, хотя при этом все равно создается поэтическая выразительность образа.
«Колхозное стадо. На пастбище», 1938 год, холст, масло, Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Уже перед самым началом Великой Отечественной войны Аркадием Пластовым был исполнен ряд больших композиционных полотен, в том числе «Выборы комитета бедноты».
«Выборы комитета бедноты», 1939-1940 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В первые годы войны, когда решался важнейший для нашей страны вопрос о скорейшем открытии второго фронта против гитлеровской Германии, Аркадий Пластов написал одну из своих наиболее известных картин «Фашист пролетел», в которой показал свой взгляд на сущность войны, смерть мальчика посреди тихой красоты мирной природы. В 1943 году это полотно висело в залах советского посольства в Тегеране во время проведения совещания лидеров СССР, США и Великобритании, на котором решался вопрос об открытии второго фронта, и произвело большое впечатление на лидеров стран антигитлеровской коалиции.
«Фашист пролетел», 1942 год, холст, масло, 138 x 185 см, Государственная Третьяковская галерея. Москва.

В 1947 году Аркадий Александрович Пластов стал академиком АХ СССР, в 1957 году — членом правления СХ РСФСР и СХ СССР, в 1956 году мастеру было присвоено звание народного художника РСФСР, а в 1968 году он стал секретарем правления СХ СССР. В 1947–1950 годах Аркадия Пластова избирали депутатом Ульяновского областного совета депутатов трудящихся.
«Первый снег», 1946 год, холст, масло, 146 × 113 см., Тверская областная картинная галерея, Тверь.

В 1946 году картины Аркадия Пластова «Сенокос» и «Жатва» экспонировались на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее. В 1953–1954 годах Пластов много работал над иллюстрациями к произведениям художественной литературы, в частности к рассказам Льва Толстого «Холстомер» (1952–1954) и «Три смерти» (1953–1954), выполненные акварелью и гуашью.
Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Холстомер». Холстомер узнает хозяина – старого князя (2-й вариант)
1953 –1954 годы, Бумага, гуашь, темпера, 54 × 78 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Одним из самых ярких впечатлений для Аркадия Пластова стали его поездки в Италию, Францию иЕгипет.Пластов трижды побывал в Италии, где посетил Рим, Венецию, Неаполь и Флоренцию. Это время ознаменовалось еще более активным периодом его творческой деятельности. Он создал цикл итальянских и французских этюдов, участвовал в международных художественных выставках «Венецианская биеннале» («Родник», «Юность», «Ужин трактористов»). Впечатления от итальянских путешествий не только отразились в многочисленных этюдах, стали основой нескольких картин художника(среди которых такие шедевры, как «Аппиева дорога» и «Венеция»), но и существенно повлияли на все позднее творчество мастера.
«Рим. Аппиева дорога», 1957 год, холст, масло, Ульяновский областной художественный музей.

Аркадий Пластов всегда горячо любил свою Родину, и когда доводилось ему покидать ее пределы, всегда брал с собой за рубеж пучок чабреца и душистой богородской травы. Ему не хватало там, на чужбине, аромата прислонихинских лугов и полей. Возможно, именно поэтому во всех его полотнах дышат травы, порхают бабочки, поют птицы, стрекочут кузнечики, живут, любят и мечтают люди, шумит спелая рожь.
«Жатва», 1945 год, холст, масло, 166 x 219 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Его картины, вне зависимости от времени их написания, — это мир, обильно населенный людьми, любимыми его современниками, малышами и древними дедами, красивыми молодухами и крепкими парнями. В его холстах щедро светит солнце, льют дожди, зреют хлеба, идет снег, словом, это сама наша жизнь, наш народ, Родина. Мало у кого в истории живописи найдешь такое слияние природы и человека.
«Внук рисует», 1959 год, холст, масло, Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова, Прислониха.

Творческое наследие Аркадия Александровича Пластова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его полотна, посвященные испытаниям советского народа в годы войны («Фашист пролетел», 1942), патриотическому труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945), празднику выборов в Верховный Совет («Едут на выборы», 1947), послевоенному трудовомуподъему(«Колхозный ток», 1949, «Ужин трактористов», 1951), быту русской деревни («Первый снег. Сумерки», 1938 — 1939, «Родник», 1952, «Летом», 1954, ), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«Первый снег. Сумерки», 1938-1939 год, холст, масло, 57 х 74 см., Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова», Прислониха.

Творец станковой живописной картины, художник-иллюстратор и настоящий мастер пейзажного этюда, Аркадий Александрович Пластовпри жизни стал признанным классиком советской живописи. Его картины постоянно включались во все советские школьные учебники и хрестоматии. Работы художника часто экспонировались на художественных выставках:
-30 января 1973 года состоялось открытие выставки художника в Ульяновском областном художественном музее, посвященной 80-летию со дня рождения;
— 6 августа 1974 года состоялась академическая выставка работ художника;
— 13 июля 2006 года в Мраморном дворце Государственного Русского музея состоялось открытие персональной выставки произведений художника. Выставка была включена в число официальных мероприятий, проходивших в рамках культурной программы саммита «Большой восьмёрки» в Санкт-Петербурге. В состав экспозиции в те дни вошло более 50 живописных произведений из собраний ГРМ, ГТГ, Ульяновского областного художественного музея и коллекции наследников художника.
«В деревне»(Кружка молока), 1961-1962 годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Аркадий Александрович Пластов не переставал работать до самых последних дней жизни. Умер художник 12 мая 1972 года в родном селе Прислониха, где и был похоронен на местном кладбище. Сегодня его картины обрели свое место в экспозициях прославленных музеев и собраний нашей страны, в том числев Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Музее А. А. Пластова — филиале Ульяновского художественного музея, Музее-усадьбе А. А. Пластова в селе Прислониха и в других музеях России, Беларуси, Украины, Армении, Молдавии, Таджикистана, Болгарии, Германии. 8 сентября 1979 года в Москве, по адресу Зубовский бульвар, 27, был открыт музей художника.
Могила художника Аркадия Александровича Пластова на кладбище в селе Прислониха (Ульяновская область, Карсунский район).

В 2010 году по распоряжению правительства Ульяновской области под патронажем губернатора С. И. Морозова и председателя Счетной палаты РФ С. В. Степашина, при поддержке и помощи семьи Пластовых состоялось открытие Музея А. А. Пластова — нового филиала Ульяновского художественного музея. В музее экспонируются более 50 подлинных произведений живописца, охватывающих период с 1920-х до начала 1970-х годов.
Музей А. А. Пластова — филиал Ульяновского художественного музея, Ульяновск.

Еще один музей работает в селе Прислониха, где родился художник. Музей-усадьба народного художника СССР А. А. Пластова был открыт в 1988 году и являлся филиалом Ульяновского художественного музея. В 2017 году филиал переименован в Историко-художественный музей-заповедник «Прислониха — родина А. А. Пластова». В составе комплекса: музей А. А. Пластова, памятник художнику, восстановленная церковь Богоявления Господня, гостевой дом, а также объекты ландшафтно-рекреационной зоны.
25 сентября 2011 года на родине художника, в селе Прислониха, установлен памятник.
Памятник художнику Аркадию Пластову в Прислонихе.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Пластов Аркадий Александрович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969.
2. Arkadi Aleksandrovich Plastov.
3. Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных. 2011.
4. Пластов Аркадий Александрович / А. М. Муратов // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2004–2017.
5. Brandergofer: 124 года назад открылось Симбирское духовное училище. Улпресса.
6. Биография Аркадия Пластова. РИА Новости (20130131T0930).
7. Ульяновская правда / Подготовил О. М.Репьёв.1974.6 авг.
8. Произведения А.А. Пластова — на академической выставке.
9. Постановление СМ СССР № 37 от 12.01.1973 г. «Об увековечении памяти народного художника СССР А. А. Пластова».
31 января 2003 года на бульваре Пластова в Ульяновске был установлен памятник художнику.
Памятник художнику Аркадию Пластову в Ульяновске.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»