Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 460. Кардовский Дмитрий Николаевич (Dmitry Kardovsky) (1866-1943).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Дмитрий Николаевич Кардовский — известный русский, советский живописец, график и педагог, профессор и действительный член Императорской Академии художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР (1929).

Дмитрий Кардовский родился в деревне Осурово, в настоящее время расположенной в Переславском районе Ярославской области. После окончания Владимирской гимназии в 1886 году поступил на юридический факультет Императорского Московского университета (1886–1891), одновременно посещая классы изящных искусств архитектора А. Гунста. Обучался в Академии художеств (1892–1902) под руководством П. П. Чистякова и И. Е. Репина. Посещал также студию А. Гауша. В 1896–1900 годах жил и учился за рубежом, в известной школе А. Ажбе в Мюнхене, в то время бывшей одним из лучших центров преподавания живописи. В 1901 году снова обучался в Академии художеств у И. Е. Репина.

С 1903 года Кардовский преподавал в Академии художеств, был помощником И. Е. Репина в его мастерской. С 1907 года — профессор Академии художеств, получил собственную мастерскую. С 1911 года — действительный член Академии художеств. Был одним из учредителей Нового общества художников, просуществовавшего до 1917 года. В 1918 году основал объединение художников, названное «Цех живописцев Святого Луки». В 1920 году переехал в Москву, где преподавал во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (по 1930 год), параллельно с этим, с 1922 года, работал в студии Ксаверия Павловича Чемко. С 1929 года — заслуженный деятель искусств РСФСР. В 1933–1934 годах преподавал во Всероссийской Академии художеств в Ленинграде.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Переславль-Залесском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, других художественных музеях России, а также в частных собраниях в России, Великобритании, Франции и США, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Дмитрий Николаевич Кардовский наиболее известен как иллюстратор произведений русской классической литературы и автор композиций на исторические темы. Ученик Павла Петровича Чистякова и Ильи Ефимовича Репина в Петербургской Академии художеств, он изначально усвоил принципы реалистического художественного метода, видел свою задачу не в том, чтобы слепо копировать природу, а в постижении ее законов и следовании им.
«Оборона Севастополя», 1910 год, бумага на картоне, акварель, 68 х 82 см., Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

Дмитрий Николаевич Кардовский родился 24 августа (5 сентября) 1866 года в поместье Осурово недалеко от старинного русского города Переславля-Залесского во Владимирской губернии в многодетной дворянской семье. Его мать Мария Фёдоровна Кардовская, в молодости закончившая Строгановское училище в Москве, увлекалась живописью и вокалом. Рано потерявшая супруга, Мария Фёдоровна вынуждена была сама ставить на ноги и воспитывать пятерых детей.
«Императрица Анна Иоанновна и ее двор», 1907 год, картон, гуашь, тушь, 59 х 81 см., Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Дети старались всячески помогать матери, в семье поощрялись любые проявления творчества. Рисовать Дмитрий начал рано, и Мария Фёдоровна старалась всячески способствовать развитию художественных способностей сына. Первые детские занятия, проходившие под руководством местной деревенской няньки-левши, будущий живописец вынужденно запомнил на всю свою жизнь — именно она обучила его писать и рисовать левой рукой. Позднее обучением сына занялась уже сама Мария Фёдоровна, преподавшая сыну первые художественные навыки и передавшая любовь к прекрасному.
«Петровская флотилия на Переславском озере 25 августа 1692 года», 1927 год, холст, масло, 263 х 142 см, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В 1875 году девятилетний Дмитрий был определен матерью в одну из гимназий города Владимира, где он по своим воспоминаниям «без конца рисовал». Образование в гимназии было классическим, все дисциплины преподавались талантливыми педагогами, воспоминания о которых будущий художник сохранил на всю жизнь. Из всех предметов более всего его увлекала история, которую в гимназии изучали по памятникам архитектуры и живописи родного края. При этом Дмитрий и в гимназии не переставал рисовать, удивляя зрелостью своих рисунков друзей и учителей. Рисовал много, увлеченно, любуясь красотой живописных окрестностей.
«Сельский дом», начало 1900-х годов, картон , масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

В 1886 году после успешного окончания владимирской гимназии Кардовский по настоянию деда поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, при этом одновременно посещая занятия в Училище изящных искусств Анатолия Оттовича Гунста (1858–1919) — знаменитое в те годы московское учебное заведение художественного профиля, ставшее первым в Москве частным художественным учебным заведением. Училище располагалось в бывшем особняке князя Урусова на углу Пречистенки с Зубовской площадью, занимая там первый и второй этажи. Здесь простое увлечение искусством юного художника переросло в профессиональный интерес, что привело Кардовского в мастерскую Николая Александровича Клодта (1865–1918), где учили рисунку и живописи. С 1887 по 1891 год были проведены четыре разнообразные по жанру выставки работ учащихся, причем последняя состоялась в залах Исторического музея в Москве. В 1891 году Училище изящных искусств было закрыто. В этом же году Кардовский успешно окончил юридический факультет Московского университета и был призван отбывать обязательную воинскую повинность.
«Портрет Софьи Семеновны Миримановой и Ефима Митрофановича Овсянникова», 1905 год, холст, масло, темпера, 89 х 135 см., Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Еще обучаясь в стенах университета, Кардовский твердо решил после его окончания связать свою жизнь с искусством. Посещения Третьяковской галереи, Румянцевского музея и многочисленных выставок, на которых появлялись работы Сурикова, Поленова, Репина, постоянно давали новую пищу его увлечению, и в 1892 году он сумел выдержать сложный вступительный экзамен в Императорскую Академию художеств в Петербурге, обойдя на экзаменах многих кандидатов, имевших за плечами оконченные курсы специальных художественных училищ в провинции. Дмитрий Кардовский оказался в классе одного из лучших педагогов Императорской Академии художеств тех лет, преподавателя натурного класса, профессора Павла Петровича Чистякова (1832–1919), получившего золотую медаль академии за историческую картину «Патриарх Гермоген в темнице».
«Декабристы на Сенатской площади», 1929 год, бумага на картоне, акварель, белила, гуашь, Пермская художественная галерея.

Обучение у Чистякова длилось два года. Эти годы своего пребывания в академии новоиспеченный студент Кардовский провел на гипсах, позже на короткое время был переведен в натурный класс. Но в 1894 году в результате реорганизации учебного процесса, когда была произведена реформа И. И. Толстого, сопровождавшаяся сменой всего профессорско-преподавательского состава, в Академии художеств был распущен натурный класс и профессор П. П. Чистяков лишился своих учеников, уйдя преподавать в Императорское художественное училище. Студент Дмитрий Кардовский после просмотра работ по результатам этюдов был принят Ильёй Ефимовичем Репиным (1844–1930) в свою мастерскую вместе со студентами-живописцами А. Остроумовой (1871–1955), Ф. Малявиным (1869–1940) и К. Коровиным (1861–1939).
И.Е. Репин «Портрет Дмитрия Кардовского», 1896-1897 год, холст, масло, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

За время пребывания в репинской мастерской Дмитрий Кардовский получил ту серьезную школу реалистической живописи, которую позже передавал своим ученикам. Два года учился Кардовский в мастерской Репина. Будучи значительно старше своих сокурсников, имеющий свои жизненные принципы, Кардовский в то же самое время оставался на прекрасном счету у знаменитого педагога и в качестве старосты мастерской был к нему особенно близок. К сожалению, востребованный как блестящий портретист, И. Е. Репин в указанные годы большую часть своего времени посвящал творчеству, редко бывая в стенах академии и почти не занимаясь педагогической деятельностью. Студенты были предоставлены сами себе. Этих двух лет оказалось достаточно, чтобы Кардовский окончательно разочаровался в академии и методах обучения в ней. К весне 1896 года дальнейшее пребывание в мастерской Репина сделалось для студента Кардовского очевидно бессмысленным.
«Москва в сентябре 1812 года», издание И. Кнебеля, Москва, 1908–1913 год, частное собрание.

Весной 1896 года он сообщил своему учителю о своем желании поехать для продолжения обучения за границу. Как впоследствии рассказывал сам Кардовский, его потянуло в Европу, на учебу к мастерам. Изначальной целью поездки был выбран Париж, а учителем — знаменитый в те годы Андерс Цорн (1860–1920), мастер виртуозного, внешне блестящего импрессионистического стиля, по преимуществу в портрете. Однако в силу ряда причин Кардовский по предложению своего друга Игоря Грабаря (1871–1961) изменил конечную цель поездки, выбрав Мюнхен и известную в те годы художественную школу Антона Ажбе (1862–1905).
«На Невском проспекте», 1904 год, бумага, акварель, 28 х 21 см., Новгородский музей-заповедник.

Антон Ажбе, словенский художник и педагог, в 1891 году открыл в Мюнхене знаменитую частную художественную школу, которая в течение 14 лет привлекала множество молодых художников со всего мира. Педагогический метод Ажбе сыграл важную роль в стилистическом развитии искусства Восточной Европы и России в конце XIX — начале XX века. Школа Ажбе была рекомендована одним из знакомых Грабаря и оказалась одним из многочисленных мюнхенских центров, где объединялась разнородная художественная молодежь тех лет. Именно здесь, в Мюнхене, в тесной дружбе с Игорем Грабарём и Алексеем Явленским (1864–1941), находясь в обществе русских художников Марианны Верёвкиной (1860–1938) и Василия Кандинского (1866–1944), Кардовский провел плодотворные четыре года, напряженно работая и являясь в мастерскую ежедневно в восемь часов утра. Прилежный и строгий к себе, он старался наверстать потерянные годы, подводя фундамент твердых знаний под случайный и разрозненный опыт своего обучения и нащупывая основы строгой системы в несколько сумбурном преподавании Ажбе.
«Мостик. Этюд», 1906 год, холст, масло, 33 х 49 см., Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Для развития живописного дарования Кардовского учеба в художественной школе Ажбе имела большое значение, позволив художнику постепенно эволюционировать от классического академизма к пленэрной живописи. Четыре года систематической работы в мастерской, посещение галерей и выставок, тесное общение с художниками, далекими от традиций петербургской академии и передвижнических взглядов на искусство, вооружили Кардовского широкими знаниями, помогли ему разобраться и в самом себе, и в недостатках превалировавшего в те годы на родине академического обучения.
«Иллюстрация к рассказу А. П. Чехова «Каштанка»», 1903 голд, уголь, тушь, Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-­Петербург.

В 1901 году Дмитрий Николаевич вернулся в Россию и продолжил обучение в Императорской Академии художеств у Ильи Ефимовича Репина. Обучение в академии Кардовский закончил конкурсной академической программой «Самсон и Далила», за которую совет академии присудил Кардовскому звание художника. Полотно погибло во время наводнения 1924 года в подвалах академии. Необходимо отметить, что мюнхенские влияния сказались в этой работе еще с полной силой, и сам Кардовский с характерной для него строгостью к себе считал ее печальную судьбу вполне заслуженной. «Самсон и Далила» прошла мало замеченной, но ряд рисунков, сделанных Кардовским в мастерской еще до выхода на конкурс, сразу обратили на себя внимание глубокой зрелостью и серьезностью подхода.
«Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»», 1904 год, итальянский карандаш, Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-­Петербург.

В творческой биографии Кардовского 1903 год имеет особое значений. В этом году начался длительный этап преподавательской деятельности в биографии художника. Дмитрий Николаевич был приглашен преподавателем в Императорскую Академию художеств — на первых порах как помощник Репина, а затем, с 1907 года, самостоятельным руководителем творческой художественной мастерской. В истории художественного образования педагог Кардовский занимает видное место как создатель системы преподавания рисунка и живописи. Он был одним из выдающихся педагогов. В 1907 году избирается профессором — руководителем мастерской Академии художеств. В 1911 году избирается действительным членом Академии художеств. В 1915 году ему присуждается звание академика. Начиная с 1903 года художник работал в двух направлениях: с одной стороны он вел большую педагогическую деятельность в Академии художеств, с другой — продолжил активно заниматься творчеством. В 1903 году Кардовский расписал Вознесенский собор в Новочеркасске в духе педантически строгого историзма.
«Заседание Сената при Петре I», 1908 год, смешанная техника, Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Кардовский являлся рисовальщиком с реалистичной манерой, как правило, максимально полно реализовывавшим идею автора литературного произведения, что, в конце концов, позволило ему стать крупным мастером книжной иллюстрации. Он сумел обобщить лучший опыт преподавания русской и европейской школ рисунка. Именно в графике Дмитрий Николаевич добился самых больших успехов, и в первую очередь — в книжной иллюстрации. Способность проникнуть во внутреннюю атмосферу литературных произведений, постичь характеры действующих лиц и образно передать это в рисунках, сделали его иллюстрации превосходными и во многих случаях непревзойденными («Каштанка» А. П. Чехова, «Невский проспект» Н. В. Гоголя, «Горе от ума» А. С. Грибоедова). Иллюстрации Кардовского украсили книги Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, И. А. Крылова. Л. Леонова, Д. Дефо и других писателей. Кардовский обладал феноменальной художественной памятью и исключительной наблюдательностью. По словам Игоря Грабаря, Дмитрий Кардовский «умел предать давно пережитое впечатление, точно восстановить события, обстановку,характеры действующих лиц — все до мельчайших подробностей».
«Уличное кафе», конец 1890-х годов, бумага, масло, 36,4 х 25 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Наиболее известные работы Кардовского в области книжной иллюстрации — рисунки к «Каштанке» А. П. Чехова (1903), «Невскому проспекту» Н. В. Гоголя (1904), большой цикл иллюстраций, в том числе цветных, к «Горю от ума» А. С. Грибоедова (1907). Причем если, иллюстрируя «Каштанку» и «Горе от ума», Кардовский проявляет талант бытописателя, мастера по созданию острых и метких типажей, то, обращаясь к «Невскому проспекту», он трансформирует свой стиль в сторону большего изящества и графической условности. Иллюстрации к «Невскому проспекту» выполнены Кардовским для «Кружка любителей русских изящных изданий» и отвечают скорее вкусам заказчиков, чем самого художника с его тягой к предметной конкретности и определенности типажей. Такова природа таланта художника, позволившая ему органично проявить себя в области театрально-декорационного искусства.
«А вас, сударь, прошу я толком…» Иллюстрация к комедии «Горе от ума», 1912 год, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

Удивительное умение почувствовать и воспроизвести наиболее характерные особенности исторической эпохи, вкус к передаче самой атмосферы времени позволили Кардовскому обратиться к исторической тематике. Здесь, как и в книжной графике, нельзя не заметить влияния художников «Мира искусства», сказавшегося прежде всего в интересе к личности Петра I. Так, в начале 1900-х годов Кардовский выполняет несколько сюжетов в серии школьных «Картин по русской истории» для московского издательства И. Н. Кнебеля: «Привал в походе времен Петра I» (1903), «Заседание Сената при Петре I» (1908), «Солдаты Петра I» (1908). Тему петровской эпохи в русской истории Кардовский не оставлял и позднее. В 1918 году он написал картину «Петр I под Переславлем», а в 1927-м году — «Петр I на Переславском озере».
«Бал в Петербургском Дворянском собрании 23 февраля 1913 года», 1915 год, холст, масло 794 х 1200 см., Государственный Эрмитаж, С-Петербург.

Октябрьский переворот Дмитрий Кардовский встретил спокойно, с некоторой настороженностью. В 1919–1920 годах художник жил в Переславле, активно участвуя в деятельности ПЕЗАНПРОБа, организации историко-краеведческого музея, создавал художественную галерею при музее. В 1920 году переехал в Москву, где преподавал во ВХУТЕМАСе — ВХУТЕИНе (по 1930 год), параллельно с этим, с 1922 года, работал в студии Ксаверия Павловича Чемко (1896–1942).
«Иллюстрация к поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины»», 1922 год, тушь, акварель, гуашь, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

В это же время Дмитрий Николаевич выступал в качестве художника-декоратора в Московском Малом театре: выполнил эскизы декораций и костюмов к ряду пьес («Ревизор» Н. Гоголя, «Завтрак у предводителя» и «Нахлебник» И. Тургенева, «Свои люди — сочтемся», «Бедность не порок» А. Островского). Театральные эскизы, созданные для постановки «Ревизора» в 1922 году, затем были изданы в виде книжных иллюстраций. Кроме наиболее удачных рисунков к произведениям Чехова и Гоголя, Кардовский также обращался к повестям Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», роману «Война и мир», басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева. Иллюстрировал он и «Петра Первого» А. Н. Толстого, «Соть» Л. М. Леонова, «Робинзона Крузо» Д. Дефо и другие произведения классической литературы.
«Иллюстрация к роману А. Н. Толстого «Петр I»», 1932 год, тушь, акварель, гуашь, Муромский Историко-Художественный Музей.

В 1929 году Кардовский стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. В 1933–1934 годах Дмитрий Николаевич преподавал в ленинградском ИнЖСА. Его педагогические принципы сводились к тому, что «задачи школы» всегда отделялись от «задач искусства». И если в школе будущий художник должен был крепко усвоить «то, что идет от закона природы», то в дальнейшем, формируя свой творческий метод, он должен опираться на другой закон, «который на основе природы» открывает сам, так как «понять этот закон в школе невозможно», считал Кардовский. Тем самым он не посягал на выбор учеником собственного пути в искусстве, внимательно относился к поискам индивидуальности уже в ученических работах. Вот почему с таким уважением вспоминали о Кардовском его бывшие ученики Д. А Шмаринов (1907–1999), Б. А Дехтерев (1908–1993), В. П. Ефанов (1900–1978), Н. Э. Радлов (1889–1942), С. В. Ряпгина (1891–1955), П. М. Шухмин (1894–1955) и многие другие художники, оставившие заметный след в истории отечественного искусства.
«Солдаты Петра Великого». Лист № 24 из серии «Картины по русской истории». Москва: Гроссман и Кнебель. 1908 год, бумага, хромолитография, 58,5 × 80 см, частное собрание.

Дмитрий Николаевич Кардовский учил своих студентов прежде всего думать и анализировать свой опыт. В основе его концепции образования — натура, изучение натуры и работа с ней. Умение владеть формой шло через рисунок, роль которого была первостепенной. Неслучайно именно в мастерской Кардовского получили такое развитие карандашный рисунок, уголь и сангина — материалы, дающие богатейшую систему возможностей. У графических работ появилась высокая светотеневая пластичность. Линия и штрих обрели новый потенциал, преображающий рисунок, все ближе соединяя его с натурой. Методика Кардовского уникальна несложностью используемых здесь приемов, освоение которых требует внимания и добросовестной работы. Все его ученики, да и сам Кардовский были блестящими рисовальщиками и великолепно чувствовали материал, с котором работали. Их студенческие работы вошли в историю Академии художеств, стали образом для следующих поколений. Большое внимание в своей методике преподавания Дмитрий Николаевич уделял пониманию тона в работе как способа образования формы, говорил о живописи и цветовой палитре выдержанной в определенной, выбранной художником тональности.
«Переславль. Вид на реку Трубеж», 1930-е годы, холст, масло, 34 × 47 см., Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Одной из любимых тем творчества Дмитрия Николаевича Кардовского всегда были пейзажи такого милого его сердцу Переславля-Залеского. Он писал живописные окрестности города и портреты местных жителей, отличавшихся колоритностью и выразительностью образов. Дмитрий Николаевич часто приезжал на Родину, там же и провел последние годы жизни. Дмитрий Николаевич Кардовский скончался 9 февраля 1943 года в своем доме в Переславле-Залесском. Был похоронен согласно завещанию на территории Переславского Горицкого монастыря. В наши дни память о художнике бережно сохраняется на его родине. В Переславле в честь Дмитрия Кардовского была названа центральная улица. В Переславле-Залеском открыта для посещения творческая дача Дмитрия Николаевича Кардовского, а в местном музее его жизни и творчеству посвящена уникальная экспозиция.
Могила художника Дмитрия Николаевича Кардовского.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Каталог выставки картин московских и ленинградских художников, организованной к 25-летию художественной и педагогической деятельности проф. Д. Н. Кордовского. М., 1929.
2. Кардовский Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма / сост. Е. Д. Кардовская. М., 1960.
3. Подобедова О. Дмитрий Николаевич Кардовский. М., 1957.
4. Подобедова О. Дмитрий Николаевич Кардовский. 1866–1943. М., 1953.
5 С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2.
6. Кузьминский К. С. Художник книги Д. Н. Кардовский // Печать и революция. М., 1926. Кн. 2.
7. Кузьминский К. С. Д. Н. Кардовский // Мастера современной гравюры и графики: сб. материалов / под ред. Вячеслава Полонского М.: ГИЗ, 1928.
«Под Алупкой», около 1910 год, холст, масло, 20,5 х 45 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»