Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 459. Тырса Николай Андреевич (Nikolay Tyrsa) (1887-1942).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Андреевич Тырса — замечательный русский, советский живописец, график, специалист прикладного искусства и педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Один из создателей ленинградской школы книжной графики.

Николай Тырса родился в селе Аралых Эриванской губернии (ныне Аралык, Турция) в семье офицера Кубанского казачьего войска. В 1905–1909 годах обучался с перерывами на архитектурном отделении Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге (курса обучения не закончил) и в частной школе живописи и рисования Е. Званцевой у Л. Бакста и М. Добужинского (1906–1910).

С 1921 года Тырса стал заниматься книжной графикой. Среди его работ иллюстрации к таким книгам, как «Осада дворца» В. А. Каверина, «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева, «Снежная книга» В. В. Бианки, «Военные кони» Н. С. Тихонова, «Детство» М. Горького. В 1940–1941 годах работал вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, занимаясь дизайном изделий из стекла. 14 июня 1941 года в Русском музее в Ленинграде открылась первая и последняя прижизненная персональная выставка произведений художника.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, художественных и краеведческих музеях Петрозаводска, Пскова, Смоленска, Тамбова, Твери, а также в частных собраниях в России, Великобритании, Норвегии, Франции, США, Канады и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«То, что он сделал с “Республикой ШКИД”, казалось (и кажется) мне стоящим на грани волшебства, — писал в биографическом очерке “Тырса” Л. Пантелеев. — Это очень точный реалистический рисунок с едва уловимым оттенком гротеска. Короче говоря, это стиль самой повести. <…> Не забуду, как поразило меня и моего соавтора, покойного Григория Георгиевича Белых, почти фотографическое сходство многих персонажей повести, людей, которых Николай Андреевич не видел и не мог видеть. Рисовал он, полагаясь только на наш далекий от совершенства текст и на собственную интуицию».
«Два горшка с цветами», 1930 год, холст, масло, Тверская областная картинная галерея.

Николай Андреевич Тырса родился 27 апреля (9 мая) 1887 года в небольшом селении Аралых Эриванской губернии (ныне Аралык, Турция) в семье казака, офицера Кубанского казачьего войска. Увлекся рисованием в раннем детстве, удивив и друзей, и родителей, весьма далеких от искусства вообще и живописи в частности. С годами увлечение не прошло, а даже наоборот — только усилилось, практически вытеснив все остальные. Усилилось настолько, что родители наняли сыну учителя — профессионального художника, который и познакомил юного Николая с азами художественного мастерства.
«Натюрморт с васильками», 1930-е годы, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

В 1905 году Николай Тырса поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге. Академического курса не закончил. В 1909 году посещение училища прекратил, разочаровавшись в архитектуре. Параллельно с занятиями в училище начиная с 1906 года посещал частную школу живописи и рисования Елизаветы Николаевны Званцевой (186–1921), обучавшейся у Ильи Ефимовича Репина, владелицы знаменитого имения Тарталеи и основательницы школ живописи и рисования в Москве и Санкт-Петербурге.
«Мойка», 1931 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Педагогами Николая Тырсы в школе выступили замечательный мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и будущих театрально-художественных проектов С. П. Дягилева (1872–1929), один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм начала ХХ века Лев (Леон) Самойлович Бакст (1866–1924) и известный мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик и мемуарист Мстислав Валерианович Добужинский (1975–1957).
«За чтением», 1932 год, бумага, акварель, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Обучение в школе Званцевой продолжалось вплоть до 1910 года. Как отмечал позже сам Тырса, качество обучения и сами учителя дали ему так много как художнику, что он всю жизнь считал себя продолжателем традиций «Мира искусства». В последние годы обучения Тырса увлекся реставрацией. Начиная с 1909 года он неоднократно выезжал в творческие поездки для изучения и реставрации старинных росписей в Ферапонтовом монастыре, церквях Новгорода, Ярославля и других городов. В 1911 году Николай Рерих (1874–1947) пригласил начинающего художника в помощники, получив заказ на художественное оформление церкви в Талашкино под Смоленском, в имении известного мецената княгини Марии Тенишевой.
Церковь Святого Духа в Талашкино, образ Спаса (Николай Рерих и Николай Тырса)

Выполняя работы над церковными росписями, Николай Тырса пробовал свои силы и в декоративных работах на вполне светские сюжеты, расписывая в 1915 году вместе с товарищами по цеху помещения, перестроенные после ремонта в Юсуповском дворце в Петрограде. Годом ранее, в 1914 году, Николай Тырса впервые удостоился внимания взыскательной столичной критики, представив на суд зрителей серию блестящих рисунков с изображениями обнаженных натурщиц, которые сразу стали пользоваться большим успехом у публики.
«Сидящая обнаженная», 1914 год, бумага, пастель, 40,5 х 32,5 см., частное собрание.

1915 год стал годом начала полноценного участия молодого художника в выставках объединения «Мир искусства». На фронтах вовсю полыхала Первая мировая война, и летом 1916 года герой нашего повествования был призван в действующую армии. Службу художника проходил в автомобильном батальоне. Видя все ужасы войны, Тырса стал ее активным противником. Как и многие солдаты Первой мировой был «разагитирован» и с энтузиазмом и пониманием встретил революционные события 1917 года.
«Портрет Анны Ахматовой», 1928 год, бумага, ламповая копоть, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

После Февраля 1917 года Тырса организовал левое художественное объединение «Свобода искусству», вступил в Союз молодежи и стал активно интересоваться политикой. В 1918 году художнику было поручено праздничное оформление Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. Его панно и лозунги украсили Невский проспект. В первой половине 1920-х годов Тырса много занимался общественной деятельностью, организовывал новые художественные группы и объединения, выставлял свои работы вместе с другими советскими художниками на выставке в Берлине.
«Плотина», 1929 год, бумага, акварель, Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Николай Тырса стал одним из основателей ВХУТЕМАСа, однако в середине 1920-х годов художник вполне сознательно отступил с первых позиций ведущих мастеров Петрограда. Он активно занялся книжной иллюстрацией, в первую очередь детской, преподавал на художественных курсах и в вузах — в петроградском ВХУТЕМАСе, Государственных художественно-промышленных мастерских (1918–1922) и Ленинградском институте гражданских инженеров (1924–1942). Первой его работой в книжной иллюстрации стало оформление книги «Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе».
Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого «Анна Каренина», бумага, литография, частное собрание.

Середина 1920-х годов — это время, когда все внимание художника было сосредоточено на графике. Тырса старательно оттачивал свое мастерство в станковой графике — многочисленных рисунках и акварелях с натуры. Увлеченно работал и в промышленной графике, хотя она и была для него прежде всего средством заработка на жизнь. Творческие интересы художника были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.
«Портрет девочки (Спящая девочка)», 1929 год, бумага, акварель, частное собрание.

Его работы этого периода лишены, как правило, какой бы то ни было идеологической нагрузки, которая была столь востребована действующей властью, писались исключительно для близких друзей и для себя. В 1927–1928 года художник создал серию удивительных по исполнению графических портретов Анны Ахматовой. Работы более позднего периода 1930-х годов как бы продолжают эту тенденцию. Они написаны словно вне существующего времени и, возможно, именно поэтому и сегодня кажутся удивительно современными. Близкие художнику люди, красивые женщины, дети, лирические пейзажи, натюрморты с цветами…
«Портрет Анны Ахматовой», 1928 год, бумага, черная акварель, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В 1937 году Николай Тырса уехал на два года в Киев на преподавательскую работу. Возможно, благодаря тому что он постепенно ушел в тень своих более активных товарищей по цеху, не добился высокого положения и громкой славы в 1930-х годах, волна репрессий, развернувшаяся в стране в этот период, обошла его стороной. В 1939 году он стал одним из организаторов «Боевого карандаша».
«Мойка у синего моста», 1933 год, бумага на холсте, смешанная техника, Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-­Петербург.

В это время Николай Андреевич увлекся иллюстрированием произведений классиков русской литературы: Пушкина, Льва Толстого. Перед самой войной он выполнил ряд иллюстраций к произведениям Лермонтова. В 1940 году художник вернулся в Ленинград, где в течение двух лет работал вместе с В. И. Мухиной в экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики, занимаясь дизайном изделий из стекла (графинов, стаканов, ваз). В 1940 году он стал членом Ученого совета Русского музея, уделяя много времени и научной работе.
«Букет на полосатом фоне», 1932 год, бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Творческое наследие Николая Тырсы объемно и многогранно. Его работы разнообразны по жанру: среди них много портретов, натюрмортов, пейзажей, обнаженной натуры, иллюстраций детской и классической литературы. Творчество этого мастера включает также плакаты и предметный дизайн в области изделий из стекла. 14 июня 1941 года в Русском музее в Ленинграде открылась первая и последняя прижизненная персональная выставка произведений художника.
«Любовники», 1930-е годы, бумага, акварель, гуашь, 52 х 84 см., частное собрание.

Начало войны Николай Тырса встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в рытье окопов на подступах к городу. Когда город был окружен кольцом блокады, как мог помогал его защитникам, участвовал в выпуске плакатов и листовок. Первую самую суровую блокадную зиму оставался в городе, каждый вечер приходя к себе домой на улицу Глинки. Зимой 1941 года тяжело заболел. 29 января 1942 года по льду замерзшей Ладоги ослабленный от голода и тяжело больной художник был эвакуирован не Большую землю и далее в Вологду.
«Цветы в банке», 1930-е годы, холст, масло, 55 х 42 см., Ярославский художественный музей.

В первые годы Великой Отечественной войны Вологда фактически была превращена в город-госпиталь. Сюда эшелонами направлялись раненые с фронтов. Сюда же по Дороге жизни направляли обессиленных блокадой ленинградцев. Череповец и Вологда были первыми станциями, куда прибывали вывезенные из блокадного кольца люди. Самых тяжелых снимали с поездов здесь. Умерших, хоронили на местном Пошехонском кладбище в братских могилах. Один его участок горожане называют Малой Пискаревкой. В 1988 году на краю Пошехонского кладбища был открыт мемориал в память о погибших в Вологде ленинградцах. Автор памятника — В. Сторожук. У основания монумента зарыта капсула с землей с Пискаревского мемориального кладбища.

Меньше двух недель прожил больной художник в Вологде. Николай Андреевич Тырса умер 10 февраля 1942 года в Вологде и был похоронен на местном Пошехонском кладбище. О месте упокоения художника сегодня свидетельствует могильная плита с надписью: «Выдающийся русский художник Николай Андреевич Тырса. 1887–1942». Дочь художника Ольга Николаевна после эвакуации отца осталась в Ленинграде и умерла в апреле 1942 от дистрофии. Была похоронена в братской могиле на Волковском кладбище.
«Цветы в стакане», 1934 год, холст, масло, 46 х 37 см, Самарский областной художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 25-летию Победы над фашистской Германией: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
2. Петров В. Н. Из «книги воспоминаний». Встречи с Н. А. Тырсой / Панорама искусств. М.: Сов. художник, 1980.
3. Козырева Н. Николай Тырса // Художник. 1990. № 6.
4. Николай Андреевич Тырса (1887–1942). Живопись, графика, художественное стекло: каталог выставки. СПб.: Русск. музей, 1992.
5. Сурис Б. Д. Н. А. Тырса // Страницы памяти: справочно-мемориальный сборник. СПб., 2010.
6. Траугот В. Тырса и Басманов // Эксперимент: журнал русской культуры. № 16: Шестнадцать пятниц: Вторая волна ленинградского авангарда: в 2 ч. LA (USA), 2010. Ч. 2.
«Из окна. Кобрино», 1932 год, бумага, акварель, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»