Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 457. Пахомов Алексей Фёдорович (Alexey Pakhomov) (1900-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Алексей Фёдорович Пахомов — замечательный российский живописец, график, педагог. Народный художник СССР.

Алексей Пахомов родился в деревне Варламово (ныне в Харовском районе Вологодской области). При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых) был направлен в начальное училище в Кадников, а в 1915 году — в Петроград, в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. В училище занимался в мастерской Н. А. Тырсы, и В. В. Лебедева. Работал учителем рисования в школе Кадникова В 1920–1925 годах учился во ВХУТЕМАС в Петрограде. Его учителями были А. И. Савинов, С. В. Чехонин, В. И. Шухаев.

В конце 1920-х годов начал работу в книжной графике, у своего учителя В. В. Лебедева, ставшего художественным редактором издательства «Детская литература» и привлекшего в него ряд талантливых молодых живописцев. В 1936 году с распространением офсетной печати стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. Войну художник пережил в блокадном Ленинграде. С 1942 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (с 1949 года — профессор). Руководил персональной мастерской станковой графики.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, художественных и краеведческих музеях Калуги, Новосибирска, Петрозаводска, Пскова, Смоленска, Тамбова, Твери, а также частных собраниях в России, Великобритании, Японии, Норвегии, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Ученик Алексея Фёдоровича Пахомова, художник Владимир Ветрогонский, сказал так: «XX век — век Пахомова, Пахомов — XX век. В пластике рисунка, композиции, живописи живут созданные автором благородные образы людей России. Здесь он органично переходит в новый век, в новое тысячелетие».
«Авиамоделисты», 1935 год, холст, масло, Калужский музей изобразительных искусств.

Алексей Фёдорович Пахомов родился 2 октября 1900 года в небольшой деревне Варламово Кадниковского уезда Вологодской губернии в простой крестьянской семье. Когда попадаешь в эти места, сразу становится ясно, откуда взялся этот удивительный и неповторимый взгляд художника на мир. Простор, широко открытые дали, живописность местности — все это в свое время оказало влияние на детское восприятие мира. А ребенку, который тонко чувствовал и был удивительным образом художественно одарен, это передалось с детства.
«Утренняя дойка», 1958 год, бумага, литография, акварель, 55,5 х 41,5 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Рисовать Алексей начал рано, по его собственному утверждению с пяти лет, а учитывая тот факт, что отец мальчика Федор Дмитриевич Пахомов (1859–1933) был человеком грамотным, не раз выбиравшимся деревенским старостой, бумага и карандаши в доме всегда имелись. Алексей мастерски рисовал портреты односельчан и копировал лубочные картинки, в большом количестве развешенные в доме отца. На удивление друзьям и родителям Алексея, его детское увлечение не прошло, как многие другие, а наоборот, мальчик пристрастился к рисованию, делая при этом заметные успехи, и о нем, шестилетнем самородке, пошла гулять по окрестным деревням слава как о «мальчике, который хорошо рисует».
Иллюстрация к изданию В. Маяковский, «Что такое хорошо и что такое плохо», бумага, карандаш.

По просьбе учительницы местной церковноприходской школы Алексея отпустили учиться в школу, а позже им заинтересовался сам местный земский начальник, любитель искусства и владелец усадьбы В. Ю. Зубов, приехавший в деревню лично взглянуть на столь юное дарование. Рисунки мальчика ему понравились, и он пригласил Алексея в имение Кубин Бор, что в семи верстах от Варламова. Там Алеша познакомился с репродукциями картин известных художников и получил в подарок бумагу и карандаши.
«Пионеры у единоличника», 1931 год, холст, масло, Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

В дальнейшем Владимир Юльевич Зубов фактически дал путевку в большую жизнь своему юному земляку, поместив Алексея на казенный счет в начальное уездное училище в городе Кадникове, а позже оказав помощь в продолжении его художественного образования: на средства, собранные им среди кадниковской интеллигенции, Алексея отправили в 1915 году учиться в Петроград в училище рисования барона Штиглица.
«Рисую Ленина», 1939 год, бумага, цветная литография, 49,2 х 32,7 см., частное собрание.

Будучи уже взрослым и состоявшимся художником, Алексей Федорович часто приезжал в родительский дом «восстанавливать силы». «Я любил деревню и каждое лето уезжал в свое родное Варламово, и эти летние месяцы были самыми плодотворными в моей работе. Кажется, все мои творческие находки возникали именно в деревне, и там я, как аккумулятор, творчески заряжался на всю остальную часть года. И, естественно, я охотнее всего брал темы из деревенской жизни», –– писал он позднее в автобиографической книге «Про свою работу».
«В детском саду», 1939 год, бумага, тушь, 40 х 30 см., частное собрание.

В училище Алексей Пахомов старательно рисовал гипсы, пробовал свои силы в технике итальянского карандаша и туши. После Февральской революции в училище пришли преподавать новые педагоги, такие замечательные художники, как мастер городского пейзажа Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957), известный русский художник и график Сергей Васильевич Чехонин (1878–1936), Василий Иванович Шухаев (1887–1973). Главным занятием Пахомова стало изображение обнаженной натуры. Значительную роль в становлении творчества молодого художника сыграли советы Сергея Чехонина по правильной компоновке листа.
«На военно-топографических занятиях», 1940 год, бумага, литография, 42 х 49 см., частное собрание.

Между тем учиться становилось все тяжелее. Голод и лишения давали о себе знать. Пахомов вынужден был прервать свои занятия и вернуться домой. Голодный 1918 год он пережил в Кадникове, куда был приглашен на должность преподавателя школы первой и второй ступени. Несмотря на материальные трудности, это время он вспоминал с благодарностью: «Весь год я читал. Передо мной раскрывался мир, которого я, оказывается, почти не знал». Далее была служба в Рабоче-крестьянской Красной армии и возвращение в Петроград для продолжения обучения.
«Жница», 1929 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В училище Пахомов попал в мастерскую известного русского живописца, графика, специалиста прикладного искусства и педагога Николая Андреевича Тырсы (1887–1942). Многочисленные авангардистские течения, господствовавшие в первой четверти XX века, оказали заметное влияние на преподавателей и саму систему обучения в училище. По воспоминаниям художника, Н. Тырса часто доказывал, что ученик А. Пахомов находится в плену прошлого, в плену старых, рутинных художественных понятий. О царившей в училище атмосфере говорят лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить — это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем свое прошлое», «Пролетарий — творец будущего, а не наследник прошлого».
«Девочка и кошка», 1962 год, автолитография, 46 х 30 см., частное собрание.

Пройдя через увлечения современными течениями в искусстве, Пахомов тем не менее неизменно обращался к работе с натуры, выполняя многочисленные наброски и зарисовки. Карандашные наброски не ценил, считая их вспомогательным материалом для будущих серьезных работ. Однако Н. Тырса и позже В. Лебедев убедили его, что такого рода рисунки, выполненные выразительно, с чувством и знанием предмета изображения, могут являться произведениями самостоятельной художественной значимости. Советы учителей сыграли важную роль в формировании собственного стиля и творческого мировоззрения молодого художника.
«Сестрички», 1962 год, бумага, карандаш, 30 х 49 см., частное собрание.

После реорганизации училища и образования в августе 1921 года в Петрограде нового учебного заведения ВХУТЕМАС Алексей Пахомов продолжил в нем обучение у В. В. Лебедева (1891–1967), А. И. Савинова (1881–1942) и В. И. Шушаева. В 1925 году Пахомов успешно окончил ВХУТЕМАС, представив художественному совету дипломную работу «Сенокос», которая была написана им на своей родине в Варламово, вдали от столичных педагогов. На современников это полотно произвело сильное впечатление, а выпускник ВХУТЕМАСа А. Пахомов, выдающимся критиком тех лет Н. Н. Луниным был признан «первым по талантливости» среди соискателей диплома 1925 года.
«Сенокос». Эскиз к картине, 1925 год, холст, масло, Новосибирский государственный художественный музей.

Сразу после окончания института написанные в том же 1925 году первые картины Пахомова «Сенокос», «Спартаковка» и «Утро на покосе» стали весьма заметным художественным событием. О них много писалось в те годы в печати. В то время, в 1926–1928 годы, Пахомов еще находился под сильным влиянием «левого» искусства и входил в группировку «Круг художников». Но вскоре он разочаровался в левом формализме, и уже в 1927 году создал реалистические иллюстрации к детской книге «Лето». Детская книжная графика захватила художника почти целиком. В этом жанре он нашел свое истинное призвание. Зарисовывая и изучая детвору, художник пришел к большому реализму, добился четкости и наглядности образа, понятного даже дошкольнику.
«Утро на покосе», 1925 год, холст, масло, Государственная Третьяковская Галерея, Москва.

Именно у В. Лебедева Пахомов заимствовал лаконичность образов, четкость силуэтов и выразительность линий. Николай Тырса –– один из учителей Пахомова по ВХУТЕМАСу, привел его в редакцию детского отделения Госиздата к Владимиру Лебедеву, стоявшему у истоков создания новой детской книги. К тому времени Лебедев стал художественным редактором издательства «Детская литература» и привлекал в него талантливых молодых живописцев. Как истинный мастер, В. Лебедев не боялся привносить немало своего в работы учеников, иной раз самостоятельно полностью переделывая их рисунки. В 1936 году с распространением офсетной печати А. Пахомову удалось уговорить В. Лебедева попробовать изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. Маршака с иллюстрациями А. Пахомова. После этого он стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере.
Иллюстрация к изданию С. Маршак, «Рассказ о неизвестном герое», бумага, карандаш.

Иллюстрация к изданию В. Маяковский, «История Власа — лентяя и лоботряса», бумага, карандаш.

В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж». За годы работы с В. Лебедевым у художника сложился свой собственный узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг. Пахомов занимал одно из ведущих мест среди художников детской книжной графики Ленинграда 1920–1940-х годов. Яркими вехами творческой биографии художника можно назвать оформленные им книжки «Лагерь» Е. Шварца, «РВС» А. Гайдара (1925), «Впереди всех» В. Каверина, «От моря до моря» Н. С. Тихонова, «Пионер» А. Барто, «Отряд» С. Маршака (1927), в которых пионеры с радостью для себя находили живые образы своих сверстников, всегда деятельных и увлеченных. В рисунках к книжке С. Маршака «Мастер-ломастер» (1930) открылась новая грань дарования художника –– светлый добродушный юмор, также очень близкий детскому восприятию.
Оформление книги С. Маршака «Мастер-ломастер», 1930 год.

К работе над детской книгой одновременно с Пахомовым приступили писатели В. В. Маяковский («Мяч», 1934), А. Л. Барто, О. Ф. Берггольц («Манька-нянька», 1930), Л. А. Будогоская («Как Саньку в очаг привели», 1933), С. Я. Маршак («Мастер», 1927; «Лодыри и кот», 1934; «Четыре конца», 1935; «Рассказ о неизвестном герое», 1937), Н. М. Олейникова («Танки и санки», 1928), Д. Свифт («Гулливер у лилипутов», 1931), Е. Л. Шварц («Лагерь», 1925; «На морозе», 1927; «Ведро», 1929–30), художники В. М. Конашевич, К. И. Рудаков, В. М. Ермолаева. Детская тема в творчестве Пахомова появилась не случайно: делая наброски с натуры, он часто изображал ребят, улавливал в своих рисунках пластически интересные позы и движения. Лучшие графические произведения художника, несомненно, посвящены детям.
«Маленькая швея», 1957 год, смешанная техника, Тамбовская областная картинная галерея.

При этом ошибкой будет утверждать, что только детская тема вдохновляла художника. Алексей Фёдорович всегда с большим интересом следил за окружавшей его социалистическая действительность. Внимание художника привлекали испытание турбин, работа ткацких фабрик, новое в жизни сельского хозяйства («Молотьба», «Ночная пахота», «Силосование», «Уборка кукурузы», все –– 1930). В его произведениях раскрывались темы, связанные и с коллективизацией, и с введением техники на поля, и с использованием комбайнов, и с работой тракторов ночью, и с жизнью армии и флота («Купание краснофлотцев с борта корабля», 1933).
«Купание краснофлотцев с борта корабля», 1933 год, холст, масло, 137 х 206 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Начало войны Алексей Фёдорович встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми участвовал в строительстве укреплений на подступах к городу. Всю блокаду художник пережил в Ленинграде. В период тяжелейших испытаний он не прерывал своей деятельности, работал по заданиям фронта. Выполнил серию литографий «Ленинград в дни блокады» (1942–1944), посвященных жизни осажденного города. Эта серия –– одно из самых значительных произведений искусства военных лет, в нем художник раскрывает беспримерную доблесть и мужество советских людей.
«Юноши и девушки города Ленина!», 1930-40 годы, бумага, смешанная техника, 70,5 х 43 см., частное собрание.

В атмосфере послевоенного подъема и активизации сил жителей по восстановлению Ленинграда Пахомов создает цикл литографий «В нашем городе» (1944–1946). Бодрое настроение, заряд оптимизма передает художник в зарисовках людей, улиц и домов города. Листы отличают неожиданные точки зрения, смелые ракурсы фигур, придающие им динамичность. С 1948 года начинается период педагогической деятельности А. Ф. Пахомова в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 1949 года художник руководил отделением станковой графики в звании профессора.
«Регулировщица. Послевоенный Ленинград», 1946 год, бумага, смешанная техника, 61,5 х 42,5 см., частное собрание.

В последний период творчества, в 1950–1970-е годы, Пахомов сознательно избирал простые бытовые сюжеты, избегая решения сложных больших задач. Героями его работ становились трудящиеся, врачи, учителя, занимающиеся повседневной работой. Равнодушное повествование, консервативные художественные приемы ставят поздние работы Пахомова в один ряд с произведениями других советских художников. Лишь меткий взгляд и точная композиция выдают в них настоящего мастера.
Иллюстрация. Толстой А. Детство Никиты, 1958 год, бумага, карандаш.

Значителен вклад Пахомова в искусство графики. Его станковые и книжные работы, посвященные детям, относятся к выдающимся успехам в этой области. Один из основоположников советской иллюстрированной литературы, художник внес в нее глубокое и индивидуализированное изображение ребенка. Его рисунки увлекали читателей жизненностью и выразительностью. Без поучений, живо и наглядно мастер доносил мысли до детей, пробуждал их чувства. Умело затрагивал он и важные темы воспитания в школьной жизни.
Иллюстрация к рассказу Л.Н. Толстого «Филиппок», бумага, карандаш.

Желание творить било из него ключом. До последних дней своей жизни, уже будучи тяжело больным, он не расставался с палитрой. Хотелось нарисовать те картины детства, которые постоянно всплывали в памяти: идущий в морозную зимнюю ночь крестьянский обоз с усталыми заиндевевшими лошадьми и скрип полозьев саней на снегу. Это была яркая память его детства. «В детстве все видишь верней, да сказать не умеешь, а если кто научился, да опять одуреть может, как маленький, — тот и художник», — этими словами П. П. Чистякова, русского педагога и живописца, можно обозначить ранний расцвет пахомовского творчества.
«Зима», 1964 год, бумага, смешанная техника, частное собрание.

Творческое наследие Алексея Фёдоровича Пахомова обширно и многогранно. Как живописец он создал много значительных произведений, занявших свое почетное место в истории советского искусства ХХ века. В их числе работы «На покосе» (1925), «Жатва», «Крестьянский мальчик», «Девушка в голубом» (все 1929), «Стрелки из лука» (1930), «Подруги» (1930), «Авиамоделистка» (1936). На Международной выставке в Париже для советского павильона художник получил золотую медаль за панно «Юношеский стадион» (1937). Известны его прекрасные портреты молодых рабочих, колхозников, сельских тружеников: «Юноша в черной рубахе» (1925), «Портрет художницы М. Н. Бутровой» (1925–1926), «Жница» (1928), «Мельник» (1930), «Механик», «Портрет ударницы Молодцовой», «Конюх» (все 1931). Интересны и агитационные плакаты Пахомова, посвященные героическим защитникам города на Неве: «Ребята, заменим отцов и братьев, ушедших на фронт! Поможем убрать урожай!» (1941), «Ребята, защищайте Родину! Выслеживайте врагов, сообщайте взрослым» (1941), «Металлом по фашистам!» (1941), «Отомсти!» (1942), «Овладевайте техникой производства» (1943), «Товарищи! Укрепляйте группы самозащиты в домах!» (1943).
«В очаге поражения», 1942 год, серия рисунков «Ленинград в дни блокады» (1941–1944).

С 1921 года Алексей Пахомов являлся неизменным участником большинства крупных художественных выставок в СССР и за рубежом: США (1925), Япония (1927), Венецианская биеннале (1930), ХХХ международная выставка живописи (1931–1932, США) и других. Персональные выставки Пахомова состоялись в Ленинграде (1937–1940, 1951, 1960, 1970, 1973), Москве (1960, 1970) и других городах страны.
В 1944 году в Русском музее состоялась выставка пяти работавших в блокаду художников: В. М. Конашевича, В. В. Пакулина, А. Ф. Пахомова, К. И. Рудакова и А. А. Стрекавина. Позднее, в феврале 1945 года, эта выставка экспонировалась в Москве.
«За водой», 1942 год, серия рисунков «Ленинград в дни блокады» (1941–1944).

Алексей Фёдорович Пахомов скончался 14 апреля 1973 года в Ленинграде. Был похоронен на Богословском кладбище. На его могиле был установлен памятник: маленький мальчик, присев на корточки, делает наброски карандашом на листе бумаги. К сожалению, вандалы не пощадили памятника, и его сейчас нельзя увидеть. Памятник на могиле был заменен.

В Академии художеств, в стенах которой художник преподавал более четверти века, бережно хранят память о нем. Постановлением Совета Министров от 5 сентября 1989 года учреждена стипендия имени А. Ф. Пахомова для студентов Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Один из талантливых студентов ежегодно обучается на эту стипендию. Так когда-то В. Ю. Зубов и кадниковская интеллигенция поддержали талант самого Пахомова.
«Портрет ударницы Молодцовой», 1931 год, холст, наклеенный на картон, масло. 56,5 х 39,2 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Алексей Пахомов по праву считается одним из крупнейших рисовальщиков современности. Он виртуозно владел различными материалами. Работы тушью и акварелью, пером и кистью соседствовали с блистательными рисунками графитным карандашом. Достижения мастера выходят за рамки отечественного искусства и становятся в ряд выдающихся творений мировой графики.
«Я сама», 1962 год, бумага, автолитография, 47 x 31 см., частное собрание.

«Кораблик.» 1963 год, бумага, автолитография, 47 x 31 см., частное собрание.

Работы А. Ф. Пахомова находятся в Государственном Русском музее , Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ, Калужском музее изобразительных искусств, Кемеровском областном музее изобразительных искусств, Новосибирском государственном художественном музее, Тамбовской областной картинной галерее, Чувашском государственном художественном музее, в музеях Архангельска, Петрозаводска, Пскова, Смоленска, Твери, в крупных частных российских и зарубежных коллекциях. Литографии и тиражные плакаты художника хранятся в фондах Российской государственной библиотеки, Музея истории города Санкт-Петербурга, Музея обороны Ленинграда, Владимиpо-Суздальского истоpико-аpхитектуpного и художественного музея-заповедника, в отделе эстампов Российской национальной библиотеки, в частных собраниях советского плаката.
«С.М.Киров среди авиамоделистов», 1936 год, бумага, акварель, Чувашский государственный художественный музей.

Данный Выпуск подготовлен по материалам:

1. Пахомов Алексей Фёдорович (1900–1973). artvedia.ru. Дата обращения: 14 октября 2015.
2. Памятные дни и годы. Записки художника. СПб.: Арсис, 1994.
3. Изобразительное искусство Ленинграда: Каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976.
4. Пахомов А. Ф. Про свою работу. Л., 1971.
5. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М.: Искусство, 1972. Т. 2.
6. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века: каталог. СПб.: Palace Editions. 1997. Т. 8.
7. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
«Еж и чиж», 1930 год, плакат, автолитография, 61 х 54 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»