Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 456. Бродская Лидия Исааковна (Lydia Brodskaya) (1910-1991).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Лидия Исааковна Бродская — замечательный российский живописец. Народный художник СССР.

Лидия Бродская родилась в Санкт-Петербурге. В 1921–1928 годах училась в Петроградском хореографическом училище (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В 1935–1938 годах в качестве вольнослушательницы посещала мастерскую отца И. И. Бродского в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ныне имени И. Е. Репина).

В 1940 году переехала в Москву. Работала в жанре натюрморта под руководством Н. М. Крымова, затем — в Окнах ТАСС. Посвятила свое творчество изображению родной природы. Автор многочисленных картин-пейзажей, посвященных природе Урала, Сибири, Дальнего Востока, Украины. Участник выставок с 1944 года. Работы экспонировались на выставках во Франции (1948), в Финляндии (1950), Польше (1951), Индии (1951), Китае (1954), Сирии (1955). Персональные выставки проходили в Москве в 1948, 1949 и 1955 годах.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных и краеведческих музеях и частных собраниях в России, Франции, Италии, Бельгии, Финляндии и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Искусство — главное в моей жизни. Звание “художник” — большая честь, но оно и ко многому обязывает. Каждый художник выбирает свой путь в искусстве. Ответственное отношение к искусству, по-моему, заключается в том, что художник не признает случайного в изображении родной природы, тщательно выбирает мотив для пейзажа и старается сделать законченное во всех отношениях произведение. Уверена, что все эти выверты и так называемые поиски пройдут, а настоящее реалистическое искусство будет развиваться и дальше, радуя зрителей, ждущих от художников правдивого и высокохудожественного изображения окружающего мира» (Л. И. Бродская).
«Ангара», 1970-е годы, холст, масло, Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова.

Лидия Исааковна Бродская родилась 13 марта 1910 года в Санкт-Петербурге в семье выдающегося художника и деятеля советской культуры Исаака Израилевича Бродского (1884–1939). Можно с уверенностью сказать, что сама судьба определила ее дальнейший жизненный путь. Маленькая девочка Лида Бродская с детства росла в художественной среде и воспитывалась в мире искусства. Она рано увлеклась рисованием на радость своим родителям, увидевшим в этом предзнаменование свыше, с трехлетнего возраста у нее был собственный уголок, где она рисовала кукол, клоунов, цветы и ей же придуманные пейзажи.
«Осень», 1960-е годы, холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

В семье Бродских вообще поощрялось любое проявление творчества, поэтому увлечение маленькой девочки еще и танцами тоже было встречено с пониманием. Так и разрывалась на первых порах маленькая Лида между двумя своими увлечениями, не зная, какому из них отдать предпочтение. И случилось так, что на первых порах в ее увлечениях победили танцы. В 1921 году одиннадцатилетняя Лидия Бродская поступила в прославленное Ленинградское хореографическое училище, где она обучалась вместе с такими выдающимися мастерами балета, как Галина Уланова и Татьяна Вечеслова, Вахтанг Чабукиани и Константин Сергеев.
«Вечер на Днепре», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание..

Последующие восемь лет в училище остались в памяти несостоявшейся балерины периодом ежедневного непрерывного труда, кропотливых занятий под руководством выдающегося педагога тех лет Агриппины Яковлевны Вагановой (1879–1951). Каждое утро учебного дня начиналось с урока классического танца, затем шли общеобразовательные предметы, чередуясь с занятиями мимикой, характерным и бальным танцем, музыкой, фехтованием. Лидия Бродская успешно окончила это училище, но балериной, к счастью для поклонников ее живописного таланта, так не стала и в течение ряда лет выступала на эстраде и в различных мюзик-холлах.
«Март», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

Трудно назвать причину постепенного охлаждения Лидии Исааковны к своему увлечению танцами, возможно, сыграло свою роль истинное призвание будущего художника, а может, оказало свое влияние на окончательное решение Бродской отдать предпочтение живописи пожелание отца и семейное воспитание.
«Зима», 1950-е годы, холст, масло, Новокузнецкий художественный музей.

Как бы там ни было, но вернувшееся увлечение живописью стало причиной того, что в 1935 году Бродская начала посещать вольнослушательницей ЛИЖСА в Ленинграде, который возглавлял ее отец. Он и его коллега по работе в институте Дмитрий Иосифович Киплик (1865–1942) стали ее первыми учителями. Отец Лидии к этому моменту занимался реорганизацией художественного образования в СССР, в 1932 году стал профессором, а с 1934 года директором Всероссийской Академии художеств, в состав которой и входил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры.
«Усть-Ильменский заповедник», 1960-е годы, холст, масло, частное собрание.

В 1940 году, уже после смерти отца, Лидия Исааковна по семейным обстоятельствам переехала на постоянное место жительства в столицу. В Москве произошло знаменательное и радостное событие в жизни Лидии Бродской — она вышла замуж за художника Фёдора Павловича Решетникова (1906–1988), союз с которым оказался долгим и счастливым, а в военном 1943 году у молодоженов родилась дочь Инна, впоследствии также ставшая известным художником.
«Осенние поля», 1985 год, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей имени А.H. Радищева.

В поисках собственного стиля Лидия Бродская пробовала свои силы в различных жанрах, работая в разных техниках. Писала натюрморты, непритязательные натурные этюды, исполнила несколько портретов. Постепенно, благодаря таланту, упорству и точным методическим советам своих учителей Николая Петровича Крымова (1884–1958) и своего супруга Фёдора Павловича Решетникова, постепенно овладела всеми секретами профессионального мастерства. С 1941 года работала в Окнах ТАСС. В 1943 году Лидию Исааковну Бродскую приняли в члены Союза художников. С этого времени начался ее самостоятельный творческий путь как профессионального художника-пейзажиста.
«Сибирская река», 1960-е годы, холст, масло, Музейный комплекс имени И.Я. Словцова (МК им. И.Я. Словцова), Тюмень.

Лидия Бродская посвятила творчество изображению родной природы, показывая на своих картинах-пейзажах природу Урала, Сибири, Дальнего Востока, Украины. Демонстрируя все художественное богатство этого жанра, Бродская мастерски раскрывает его в самом характере, образном строе своей живописи. Она сосредотачивала свое художественное внимание на нетронутой человеком, первозданной природе с лентами убегающих в бесконечные просторы рек, извивающимися лесными ручейками, привольными полями и широкими лесными полянами. Все это является привычными мотивами художественных произведений Лидии Исааковны Бродской.
«Колхозное поле», 1950-е годы, холст, масло, Тверская областная картинная галерея.

Пейзажи Лидии Бродской всегда узнаваемы прежде всего своей сложной и грамотной композиционностью и многоплановостью, сопровождаемой верность и выверенность цвето-световых отношений. Для них характерно четкое деление на планы, выделение композиционного центра. Эти пейзажи обладают большой художественной целостностью, при всей своей конкретности они наполнены множеством важных деталей. Работы художника отличает особая искренность, берущая за душу и не совместимая с равнодушием и безразличием. Эти качества в сочетании с национальными мотивами и традициями придают произведениям Бродской глубоко русский колорит.
«Зимний день», 1960-е годы, холст, масло, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Лидия Исааковна Бродская — глубокий художник-реалист, ее творчество продолжает традиции русского пейзажа. Больше всего она писала Подмосковье, Оку и Волгу, Урал и Сибирь. Пробовала писать также Кавказ, горные пейзажи, но они ей меньше удавались, как и изображения экзотических пейзажей зарубежных стран. Своя, особая и неповторимая нота внесена Бродской и в традицию реалистического изображения природы среднерусской полосы.
«Вдали Москва», 1952 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Лидия Исааковна с одинаковым мастерством представляла на своих холстах все времена года. Есть у нее и произведения, запечатлевшие переходное состояние природы — стремительный приход весны. Бродская, по ее собственному утверждению, очень любила эту пору года и всегда с особым удовольствием переносила ее на холст. Художника всегда привлекала причудливая форма деревьев с переплетающимися ветвями и сучьями и необыкновенная чарующая тишина. А еще Бродская очень любила зиму с ее белым очарованием и умиротворяющим покоем. Она одинаково блестяще писала зиму и ранним утром, и на умирающем закате, и глубокой ночью, освещенную призрачным светом луны.
«Зимний лес в снегу», 1960-е годы, холст, масло, Ярославский художественный музей.

Лидия Исааковна Бродская была участником многочисленных художественных выставок начиная с 1944 года. Работы художника с неизменным успехом экспонировались на выставках во Франции в 1948 году, Финляндии в 1950 году, Польше в 1951 году, в Индии в1951 году, Китае в 1954 году, Сирии в 1955 году. Персональные выставки художника проходили в Москве в 1948, 1949, 1955 годах.
«Весна на полях», 1983 год, холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

Лидия Исааковна Бродская скончалась 11 марта 1991 года в Москве и была похоронена рядом с мужем на Ваганьковском кладбище столицы. Сегодня ее произведения украшают экспозиции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, других крупных художественных и краеведческих музеев, многочисленные частные собрания нашей страны, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Бродский Исаак Израилевич // Большая советская энциклопедия [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969.
2. Лебедева И. В. Общество живописцев. К истории художественной живописи Ленинграда 1920-х годов // Советское искусствознание. Вып. 24. [сб. статей]. М.: Советский художник, 1988.
3. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М.: Искусство, 1972. Т. 1.
4. Государственный Русский музей. Живопись. Первая половина XX века: каталог. СПб.: Palace Editions, 1997. Т. 8. А—В.
5. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 1.
«Таежный мороз», 1962 год, холст, масло Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»