Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 455. Гагрина Лидия Ивановна (Lydia Gagarina) (1902-1984).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Лидия Ивановна Гагарина — замечательный советский живописец, график, член Ленинградского союза художников.

Лидия Гагарина родилась в Саратове. В период 1920–1925 годов в Царицыне, позже переименованном в Сталинград, училась на городских художественных курсах. В 1929 году поступила на первый курс живописного факультета ленинградского ВХУТЕИНа. Занималась у М. Бобышова, Р. Френца, А. Гончарова. В 1933 году окончила институт, защитив дипломную работу и получив квалификацию художника-постановщика.

Лидия Гагарина участвовала в выставка, начиная с 1925 года. Член и экспонент АХРР—АХР. С 1938 года являлась членом ЛССХ. Писала пейзажи, портреты, жанровые картины. В войну оставалась в блокадном Ленинграде, была среди защитников города, участвовала в блокадных выставках ленинградских художников. В послевоенные годы работала в технике масляной и темперной живописи, автолитографии, книжной иллюстрации.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, музеях и частных собраниях в России, Франции, Италии, Бельгии, Финляндии и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Лидия Ивановна Гагарина родилась 13 апреля 1902 года в Саратове в семье учителя местной мужской гимназии. Когда Лидии исполнилось три года, главу семьи перевели по службе в Царицын, куда вместе с ним переехала и семья. В городе на Волге прошли детство и юность нашей героини. Здесь же она училась в женской гимназии № 2, что на улице Успенской, здесь же благодаря гимназическому учителю рисования познакомилась с удивительным миром прекрасного, имя которому — искусство.
«Канал Грибоедова», 1957 год, автолитография, 47 × 62,5 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Если бы не увлечение рисованием, судьба Лидии Гагариной, возможно, сложилась бы обычно для выпускницы женской гимназии Министерства народного просвещения. Как известно, всем девушкам, окончившим семь классов гимназии, выдавали в то время аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим восемь классов — домашней учительницы, а получившим при этом медаль — домашней наставницы. Окончание восьмого класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Стала бы наша героиня простой учительницей, и ничего бы мы о ней не узнали…
«Цирк», 1957 год, бумага, цветная литография, 32,6 х 47,4 см., Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

К счастью, провидению угодно было распорядиться судьбой Лидии Гагариной иначе, и мы сегодня остановимся на этом поподробнее. Увлечение рисованием привело Гагарину в 1920 году на городские художественные курсы, занятия на которых продолжались до 1925 года. После их окончания никаких сомнений в выборе дальнейшего жизненного пути у Лидии уже не оставалось, и в 1928 году для продолжения обучения она отправилась в Ленинград, город о котором она так много слышала от преподавателей на курсах и который мечтала увидеть собственными глазами.
«Псков», 1960 год, картон, масло, 33 х 47 см., Псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник.

Волнительная встреча с городом на Неве не разочаровала девушку, что и не удивительно. Лучшего времени для знакомства с этим удивительным городом, чем период летних белых ночей, трудно было себе представить. Город поразил, удивил и ошеломил Лидию буквально с первой встречи, она влюбилась, и, как показали дальнейшие события, — навсегда. Даже блокада не смогла в последующем разлучить ее с любимым Ленинградом, а количество произведений, которые она посвятила удивительным и неповторимым улицам и площадям ее любимого города, трудно сосчитать.
«Весна на Мойке», 1955 год, бумага, автолитография, 50,2 х 70 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Но все это произошло позже, а пока в 1928–1929 годах Гагарина увлеченно занималась в знаменитом Ленинградском художественно-педагогическом училище, что на Таврической улице, готовясь к поступлению в главный художественный вуз страны, расположенный на Университетской набережной, 17. Императорская Академия художеств — так именовалось это заведение в дореволюционной России, и именно сюда стремились попасть все те, кто поставил в своей жизни цель стать художником.
«Стеклодувы на заводе «Красный май», 1974 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Мечты, как известно, сбываются, если к ним очень стремиться, и в 1929 году Лидия Ивановна Гагарина поступила на первый курс живописного факультета ленинградского ВХУТЕИНа. Именно так в те годы именовалось учреждение, где обучали профессии художника, и именно сюда в последующие четыре года старательно ходила Лидия Гагарина, обучаясь профессии.
«Ленинград. Университет», 1970 год, бумага, авторская литография, Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Ее педагогами в институте были советский театральный художник Михаил Павлович Бобышов (1886–1964), замечательный советский живописей и график Рудольф Рудольфович Френц (1888–1956), замечательный советский живописец и график Андрей Дмитриевич Гончаров (1909–1979). В 1933 году Гагарина окончила институт, защитив дипломную работу по сценарию «Фронт продолжается» с присвоением звания художника-постановщика.
«Инженерный замок», 1963 год, бумага, авторская литография, 46 х 63 см., Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

После окончания института Лидия Ивановна осталась жить и работать в Ленинграде, ставшим для нее второй родиной. В поисках своего собственного стиля Гагарина пробовала свои силы в разных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писала пейзажи, портреты, тематические картины; работала в технике темперы, занималась литографией. С 1925 года Гагарина участвовала в выставках и входила в Ассоциацию художников революции. В 1938 году была принята в члены Союза художников СССР.
«Смена ПТУ», 1976 год, холст, масло, частное собрание.

Начало войны Лидия Гагарина встретила в Ленинграде. Вместе со всеми горожанами принимала участие в возведении оборонительных укреплений на подступах к городу. Затем, оставаясь уже в блокадном Ленинграде, писала агитационные портреты, панно и плакаты для воинских частей и госпиталей.
Участвовала в блокадных выставках ленинградских художников. Была награждена медалью «За оборону Ленинграда».
«Новая Голландия», 1973 год, бумага, авторская литография, 24 х 31 см, лист: 41х47 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В послевоенные годы Лидия Ивановна работала в технике масляной и темперной живописи, автолитографии, книжной иллюстрации. В 1960–1970-е годы совершила многочисленные творческие поездки в Псков и Пушкинские Горы, в Прибалтику (Паланга, Каунас, Клайпеда), в Подмосковье, на Украину, в Старую Ладогу, Среднюю Азию, на Байкал. Работала на Академической даче и в Доме творчества художников в Старой Ладоге. С большим удовольствием работала на натуре, предпочитая пленэрное письмо.
«Стеклодувы», 1974 год, холст, масло, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева.

Лидия Ивановна жила в знаменитом доме 28 с мозаиками на Большой Зелениной улице. Построенный еще в 1904–1905 годах по проекту замечательного архитектора Фридриха Фридриховича Постельса (Theodor von Postels) (1873–1960) как доходный дом для светлейшего герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского (Nikolaus de Beauharnais, Herzog von Leuchtenberg) (1868–1928), он изначально предусматривал на последнем этаже четыре помещения под художественные мастерские. В разные годы здесь жили и работали скульптор-анималист Артемий Обер (1843–1917), художники Василий Шухаев (1887–1973), Иван Пархоменко (1870–1940), Варвара Раевская-Рутковская (1895–1974) и Николай Рутковский (1892–1968), Александр Коровяков (1912–1993).
«Мойка. К весне», 1973 год, бумага, авторская литография, 34х45 см, лист: 47х60.5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Лидия Ивановна Гагарина участвовала во многих выставках: произведений ленинградских художников (1934, 1939, 1954, 1958, 1960, 1961), женщин-художников Ленинграда (1941, 1960, 1961), передвижной выставке советского эстампа (1960), произведений ленинградских художников, посвященной 25-летию победы над фашистской Германией (1972) и других. В Ленинграде состоялись персональные выставки произведений художника в 1936, 1967 и 1969 годах.
«Арбуз», 1956 год, бумага, автолитография, 40,8 x 54 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

Творческое наследие Лидии Ивановны Гагариной обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают ее работы «Асфальтирование проспекта Майорова» (1932), «Молотьба. Совхоз имени Володарского» (1936), «Сиверская» (1937), «Натюрморт с чайником» (1945), «Сосны» (1947), «Сирень. Натюрморт» (1953), «Автобусная станция» (1960), «Одуванчики» (1961), «Чайханщик» (1963), «Марийский пейзаж» (1964), «На чусовой» (1970), «Цветут яблони» (1974), «Узбекский натюрморт» (1978), «Сортавала», «Салют» (обе 1980).
«На Чусовой», 1970 год, картон, темпера, 33,3 х 47,8 см., частное собрание

Большого интереса заслуживают и ее графические работы — автолитографии, гравюры, акварели «Кинешма. Нижняя улица» (1939), «Автопортрет», «Сталинград. Во дворе» (обе 1940),»Лётчица» (1940-е), «Адмиралтейская набережная, «У Русского музея», «Уборка снега на Исаакиевской площади» (все — из серии «Ленинград в блокаде», 1943–1944), «Торжок. Река Тверца» (1945), «Новая Голландия» (1955), «Канал Грибоедова», «Цирк», «Домик на Мойке, где бывал А. С. Пушкин» (все 1957), «В мастерской», «Старая Ладога. Лунная ночь», «Старая Ладога. Собор Георгия XII века» (все 1963), «Ленинград. Утро» (1964), «Мать-Родина. Волгоград. Мамаев курган» (1969), «Новая Голландия» (1970), «Мойка. К весне» (1973), «В новом цехе», «Стеклодувы» (обе 1977), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Летчица», 1940-е годы, бумага, карандаш, 29 х 20.5 см., частное собрание.

Лидия Ивановна Гагарина скончалась 20 июня 1984 года в Ленинграде на восемьдесят третьем году жизни. Ее графические и живописные произведения находятся в Государственном Русском музее, в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева, Волгоградском музее изобразительных искусств, Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике, в других музеях и частных собраниях в России и за рубежом.
«Река Тверца»,1995 год, бумага, автолитография, 24 х 35.5 см., Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
2. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
3. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л.: Художник РСФСР, 1970.
4. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 25-летию Победы над фашистской Германией: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
5. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1971 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1972.
6. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М.: Искусство, 1972. Т. 2.
7. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
«Мастерская художника Шлейвите», 1960 год, картон, темпера, 33,2 х 48,5 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»