Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 454. Френц Владимир Рудольфович (Vladimir Frents) (1937-1986).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир (Рейнгардт) Рудольфович Френц — замечательный советский живописец, график, член Ленинградского союза художников.

Владимир Френц родился Ленинграде в семье известного живописца Рудольфа Рудольфовича Френца. Обучался в СХШ. В 1955 году поступил на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у Б. Д. Харченко, А. Д. Зайцева, Б. В. Иогансона. В 1961 году окончил Репинку по мастерской профессора Е. Е. Моисеенко с присвоением квалификации художника живописи.

Владимир Френц участвовал в выставках с 1959 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1963 году был принят в члены Ленинградского союза художников. В ноябре того же года в залах ЛОСХ прошла первая персональная выставка произведений художника. На ней были показаны 50 листов рисунков, посвященных Кубе, где автор провел несколько месяцев. Владимир Френц писал пейзажи, жанровые картины, портреты. Центральное место в творчестве художника заняли природа и люди Камчатки, Сибири, Дальнего Востока.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, музеях и частных собраниях в России, Японии, Франции, Италии, Финляндии и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Владимир Рудольфович Френц родился 11 февраля 1937 года в Ленинграде в семье известного советского живописца, графика и педагога Ленинградского высшего художественно-технического института (ЛВХТИ), будущего руководителя батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Е. Репина Рудольфа Рудольфовича Френца. Семья, в которой суждено было родиться нашему герою, тесным образом была связана с отечественным искусством: дед будущего живописца Рудольф Фердинандович Френц (1831–1918) был известным российским художником-анималистом немецкого происхождения, выпускником Берлинской академии художеств, в 1857 году переехавшим на постоянное место жительства в Россию. Писал портреты великих князей Николая Николаевича и Владимира Александровича, а также других членов российской императорской фамилии, а позже стал вольным общником и академиком Императорской Академии художеств.
«За чёрным соболем», 1974 год, холст, масло, частное собрание.

Связал свою жизнь с искусством и старший брат Владимира Гарри, выпускник ЛИЖСА имени Репина, экспонент многочисленных художественных выставок в стране, с успехом работавший в жанре пейзажа и сюжетно-тематической композиции. На любительском уровне писала акварелью и мама Владимира, занимавшаяся ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Как и его старший брат, Владимир с детства был окружен любовью, заботой и вниманием близких ему людей. Это особенно проявилось в суровые годы войны, когда семья была вынуждена эвакуироваться из блокадного Ленинграда и, как и все советские люди, испытывала тяготы и лишения сурового военного времени.
«Районный уполномоченный», 1972 год, холст, масло, Тамбовская областная картинная галерея.

При этом Владимир рано увлекся рисованием, во всем беря пример со своего старшего брата. Первым учителем Владимира выступил отец, с большим удовлетворением отмечавший наличие несомненного природного дарования у своего младшего сына, в чем он совсем не отличался от своего старшего брата. Часто обращаясь к нему за помощью и советом, Владимир всегда ощущал на себе его родственную опеку, сыгравшую большую роль в его начальном творческом становлении как художника.
«Зимний пейзаж», 1983 год, холст, масло, 103 х 129 см., Красноярский государственный художественный музей имени В. И. Сурикова.

Здесь стоит отметить, что в случае с сыновьями Рудольфа Рудольфовича Френца мы можем наблюдать тот самый редкий случай, когда природа с одинаковой щедростью наделила удивительным талантом живописца обоих братьев к радости и удовлетворению родителей юношей, всеми силами старавшихся этот талант сохранить и всячески развить. После окончания СХШ в 1955 году Владимир Френц поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, фактически продолжив славную семейную традицию.
«Возвращение на базу», 1970-е годы, холст, масло, Художественный фонд России, Москва.

Педагогами Владимира Френца были Владимир Александрович Горб (1903–1988) — замечательный советский живописец и график, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР Михаил Семёнович Копейкин (1905–1983) — известный советский живописец и график, и Александр Дмитриевич Романычев (1919–1989) — советский живописец и график, профессор ЛИЖСА имени Репина. На третьем курсе, когда пришло время выбирать персональную мастерскую наставника для продолжения обучения, Френц выбрал мастерскую известного советского художника-живописца, графика и педагога Евсея Евсеевича Моисеенко (1916–1988). Именно по мастерской Моисеенко в 1961 году Френц успешно окончил художественный институт, представив художественному совету дипломную работу — картину «В пути». Полотно получило высший балл и принесло автору диплом и квалификацию художника живописи.
«За полярным кругом», 1980 год, картон, масло, Государственное бюджетное учреждение культуры «Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи»

После окончания Репинки Владимир Френц остался жить и работать в родном Ленинграде. Пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал пейзажи, жанровые картины, портреты. Постепенно центральное место в творчестве художника заняли природа и люди Камчатки, Сибири, Дальнего Востока, принесшие художнику всесоюзную известность и признание. Стихией Владимира Френца стали пейзажи и жанровые картины. Повествуя о романтической природе и животном мире Камчатки, Сибири и Дальнего востока, художник мастерски создавал на ее фоне портреты геологов, охотников и рыбаков, тех кто трудится на этой судовой, но такой благодатной земле.
«Лес на склоне горы», 1980-е годы, картон, масло, 42 х 32 см, Мурманский областной художественный музей.

С 1959 года Владимир Френц принимал активное участие в художественных выставках. Экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1963 Владимир Рудольфович был принят в члены Ленинградского союза художников. В ноябре того же года в залах ЛОСХ прошла первая персональная выставка произведений художника. На ней были показаны 50 листов рисунков, посвященных Кубе, где автор провел несколько месяцев в творческой командировке. В последующие годы персональные выставки художника прошли в Венгрии, Болгарии, ГДР и Финляндии.
«Возвращение с охоты», 1976 год, картон, масло, 49 х 69 см., Оренбургский музей изобразительных искусств.

Творческое наследие Владимира Рудольфовича Френца обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «В походе» (1961), «Электричка» (1962), «Кета пошла» (1965), «Пастух, разводящий огонь» (1967), «Лето. Путь на перевал», «Лов красной рыбы на Камчатке», «По камчатской реке» (все 1968), «Ночёвка геологов», «Охотничий домик на озере Кунч» (обе 1969), «Сквозь тайгу» (1972), «Камчатская осень» (1973), «На таёжном ручье», «Охота на соболя» (обе 1977), «Посёлок золотоискателей», «Разлив Оби» (обе 1980), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Лов красной рыбы на Камчатке», 1968 год, холст, масло, Камчатский краевой художественный музей, Петропавловск-Камчатский.

Владимир Рудольфович Френц скончался 29 сентября 1986 года в Ленинграде. Похоронен рядом с могилой отца и могилой брата на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Сегодня произведения художника украшают экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музея истории города в Санкт-Петербурге, Музея Академии художеств в Санкт-Петербурге, Музея изобразительных искусств в Харькове, Художественного музея в Минске, картинных галерей и художественных музеев Астрахани, Волгограда, Калининграда, Минска, Новосибирска, а также находятся в частных коллекциях в России, Японии, Франции, Италии, Финляндии и других странах.
«Конец путины», 1980 год, холст, масло, 120 × 155 см., ГМВЦ «РОСИЗО», Москва.

Данный Выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений ленинградских художников. 1961: каталог. Л., 1964.
2. Зональная выставка «Ленинград». 1964: каталог. Л, 1965.
3. Мы побратимы. 1-я выставка художников Ленинграда и Дрездена. Дрезден, 1975.
4. Изобразительное искусство Ленинграда: каталог выставки / под ред. В. Пушкарева. Л.: Художник РСФСР. 1976.
5. По родной стране. Выставка произведений художников Российской Федерации / сост. Э. Голубова. Л.: Художник РСФСР, 1976.
6. Пейзаж. Выставка художников РСФСР. М.: Советский художник, 1978.
«Первый снег на озере», 1972 год, холст, масло, 46 х 65 см., Музей изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»