Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 453. Френц Гарри Рудольфович (Harry Frents) (1926-1977).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Гарри Рудольфович Френц — замечательный советский живописец и график, член Ленинградского союза художников.

Гарри Френц родился Ленинграде в семье известного живописца Рудольфа Рудольфовича Френца. Обучался в СХШ. В 1947 году поступил на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у Бориса Фогеля, Леонида Овсянникова, Александра Деблера и Андрея Мыльникова. В 1953 году окончил Репинку по мастерской профессора М. И. Авилова с присвоением квалификации художника живописи.

Гарри Френц участвовал в выставках с 1954 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Участник многих всесоюзных и международных выставок. Член Ленинградского союза художников с 1954 года. Работал в различных художественных жанрах, но известность получил за свои северные пейзажи и работы, посвященные Ленинграду.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, музее города Санкт-Петербурга, во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях России и зарубежья, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Гарри Рудольфович Френц родился 20 ноября 1926 года в Ленинграде в семье известного советского живописца, графика и педагога Ленинградского высшего художественно-технического института (ЛВХТИ), будущего руководителя батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Е. Репина Рудольфа Рудольфовича Френца.
«Рыбацкий посёлок», 1970-е годы, картон, масло, 32 х 47 см., частное собрание.

Сказать, что самой судьбой было предопределено Гарри Френцу связать свою жизнь с искусством, и в частности с живописью, значит ничего не сказать, потому как не только отец Гарри был связан с отечественным искусством, но и дед будущего живописца Рудольф Фердинандович Френц (1831–1918) был известным российским художником-анималистом немецкого происхождения, выпускником Берлинской академии художеств, в 1857 году переехавшим в Россию для написания портретов великих князей Николая Николаевича и Владимира Александровича и других членов российской императорской фамилии, а позже ставший вольным общником и академиком Императорской Академии художеств.
«Карельская деревня», 1970-е годы, холст, масло, Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Неплохо, правда на любительском уровне, писала акварелью и мама Гарри, занимавшаяся ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, а у Гарри был еще младший брат Владимир, родившийся в 1937 году. Гарри был желанным и долгожданным ребенком в семье, поэтому с детства был окружен любовью и заботой близких ему людей. Он с детства рос в художественной среде и воспитывался в мире искусства.
«Северная деревня, 1973 год, картон, масло, 30 х 45 см., Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Родители будущего живописца были хлебосольными людьми, у них в гостях часто бывали многочисленные гости: литераторы, живописцы, деятели театрального искусства Ленинграда и столицы, создававшие особую ауру дома и вносившие в нее незримые элементы особой художественной атмосферы.
«Порт», 1960 год, картон, масло, 49 х 70 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

А еще маленькому Гарри с детства нравились особые ароматы, доносившиеся из отцовской мастерской, да и сам творческий процесс, когда отец работал, казавшийся маленькому мальчику некоторым таинством, когда на чистом светлом холсте из-под отцовской кисти неожиданно появлялись фигурки и изображения, о существовании которых еще мгновение назад невозможно было и предположить.
«Суровый край», 1970-е годы, картон, масло, 32 х 47 см., Мурманский областной художественный музей.

Рудольф Рудольфович старался всячески поддерживать интерес сына к тому, чем он занимался в мастерской, давая ему всякие мелкие поручения по разведения красок и подготовке холстов, а когда у Гарри появился интерес к рисованию, фактически стал для него и первым учителем.
«Первый снег» 1971 год, холст, масло, Вологодская областная картинная галерея.

Он же в 1937 году определил сына в изостудию Ленинградского Дворца пионеров к своему другу, замечательному педагогу, автору многочисленных статей и книг по обучению детей изобразительному искусству Соломону Давидовичу Левину (1907–1990), создателю особенной школы детского художественного воспитания, характерными чертами которой являлись сотрудничество, творческое и человеческое общение педагогов и воспитанников, основанное на доверии и взаимном уважении. Гарри посещал изостудию вплоть до 1939 года, когда был принят в Среднюю художественную школу при ВАХ, располагавшуюся на третьем этаже исторического здания Академии художеств на Университетской набережной, дом 17.
«Карелия», 1970-е годы, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

Учеба в СХШ была мечтой всех мальчишек и девчонок предвоенного Ленинграда, имевших хоть какое-то, пусть даже весьма отдаленное отношение к живописи. Дело в том, что школа располагалась в том же здании, где на первых двух этажах располагался знаменитый ЛИЖСА — храм трех основных наук и лучшее на тот момент высшее художественное учебное заведение страны, помнившее славные времена Императорской Академии художеств. Ученики школы не только получали начальное художественное образование под руководством ведущих отечественных педагогов, но и могли присутствовать на защите дипломов студентов ЛИЖСА, ощущая таким образом, и себя в некотором роде студентами. Большая часть учащихся СХШ впоследствии поступала в художественный институт, выпускаясь уже профессиональными художниками.
«Порт», 1970-е годы, холст, масло, Калининградский областной музей изобразительных искусств.

Обучение в СХШ было нарушено войной, начало которой Гарри Френц встретил в родном Ленинграде. Был свидетелем обстрелов и бомбежек города фашистскими войсками, рвавшимися к городу. Первую, самую страшную блокадную зиму 1941–1942 годов провел в блокадном Ленинграде. Вместе со всеми после занятий помогал родному городу в строительстве оборонительных сооружений. В процессе эвакуации из города знаменитых экспонатов Эрмитажа помогал упаковывать картины и другие произведения искусства. В феврале 1942 года по льду замерзшей Ладоги бы эвакуирован вместе с составом СХШ на Большую землю и далее в Среднюю Азию, в Самарканд, позже в январе 1944 года — в Загорск.
«Карельский поселок», 1970-е годы, холст, масло, Брянский областной художественный музей.

В освобожденный от блокады Ленинград Гарри Френц вернулся уже в июне 1944 года. Участвовал в восстановлении города и продолжил обучение в школе. В 1947 году Гарри Френц был зачислен на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался Гарри Френц у замечательных педагогов ЛИЖСА первых послевоенных лет: Бориса Александровича Фогеля (1872–1961), Леонида Фёдоровича Овсянникова (1880–1970), Александра Адольфовича Деблера (1908–1981) и Андрея Андреевича Мыльникова (1919–2012).
«Город строится», 1970-е годы, холст, масло, частное собрание.

На третий год обучения, когда пришло время выбирать персональную художественную мастерскую педагога для продолжения обучения и написания дипломной работы, Френц выбрал мастерскую замечательного советского живописца и педагога, народного художника РСФСР (1953), действительного член Академии художеств СССР (1947), лауреата Сталинской премии первой степени 1946 года Михаила Ивановича Авилова (1882–1954). Именно по мастерской профессора Авилова в 1953 году Гарри Френц окончил институт. На суд художественного совет выпускник Френц представил свою дипломную работу — картину «На лесных дорогах». Картина получила высший балл у членов совета и принесла автору диплом и квалификацию художника живописи.
«Деревня», 1970-е годы, картон, масло, 32 х 47 см., Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.

После окончания Репинки Гарри Рудольфович Френц остался жить и работать в родном Ленинграде. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах и разных техниках. Писал портреты, пейзажи, жанровые композиции, натюрморты. В 1954 году был принят в члены Ленинградского союза художников. Художник был участником многочисленных художественных выставок, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«Москва. Красная площадь», середина 1960-х годов, бумага, масло, 20,5 х 39 см., частное собрание.

Творческое наследие Гарри Рудольфовича Френца обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «Порт» (1960), «Москва. Красная площадь» (1960-е гг.), «Смольный дворец зимой» (1970), «Карельский посёлок» (1970-е), «Карелия» (1970-е), «Карельская деревня» (1970-е), «Первый снег» (1971), «Порт» (1974), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Порт», 1974 год, холст, масло, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Гарри Рудольфович Френц скончался летом 1977 года в Ленинграде. Похоронен рядом с могилой отца на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
Сегодня произведения художника украшают экспозицию Государственного Русского музея в С-Петербурге, многочисленных художественных и краеведческих музеев в нашей стране, а также частные собрания в России, Италии, Великобритании, Японии, Норвегии, Франции и других странах.
«Смольный дворец. Золотая осень», 1970 год, картон, масло, 32 х 47 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3.Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1962 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1962.
«Смольный дворец зимой», 1970 год, картон, масло, 27.5 х 47 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»