Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 452. Фокин Леонид Андреевич (Leonid Fokin) (1930-1985).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Леонид Андреевич Фокин — замечательный советский живописец и график, член Ленинградского союза художников.

Леонид Фокин родился в городе Павлограде Днепропетровской области. Учился в Кишинёвском художественном училище. В 1950 году поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина на факультет живописи. Занимался у Александра Деблера, Елены Табаковой, Андрея Мыльникова, Владислава Анисовича. В 1956 году Фокин окончил институт по мастерской профессора Виктора Орешникова с присвоением квалификации художника живописи.

Леонид Фокин участвовал в выставках с 1957 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Член Ленинградского союза художников с 1957 года. Писал портреты, пейзажи, жанровые и исторические композиции, натюрморты. Талантливый колорист.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, США, Италии, Великобритании и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Леонид Андреевич Фокин родился 9 июля 1930 года в небольшом украинском городке Павловграде в простой рабочей семье. Родители мальчика работали на местном оборонном заводе, так что воспитание будущего художника легло на плечи бабушки, души не чаявшей во внуке.
«Вечером», 1956 год, холст, масло, Белгородскоий художественный музей.

Детство Леонида прошло в Павловграде, городе со славной героической историей установления советской власти, городе тихих солнечных улиц, одноэтажных домов в окружении больших садов на окраинах и спокойного течения размеренной провинциальной жизни. При этом родина Леонида Фокина была еще и центром каменноугольного бассейна Западного Донбасса, городом, где все было пропитано горняцкой славой и тем или иным образом связано с тяжелым горняцким трудом. Павлодар был городом, где мальчишки с юных лет мечтали связать свою жизнь с забоем, а девчонки искренне расстраивались от того, что девушкам путь в забой был закрыт.
«Базарный день в Сиднево», 1970-е годы, холст, масло, Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Наш герой ничем не отличался от своих сверстников ни в плане юношеских предпочтений, ни в плане жизненного планирования. Правда, мечтал он о небе, а не о забое, и видел себя за штурвалом юркого краснозвёздного ястребка, а не рядом с вагонеткой, груженой углем. Все изменилось в школе, когда Леонид неожиданно и для друзей, и для родителей, весьма далеких от искусства и от живописи, вдруг увлекся рисованием. Что послужило толчком для такого увлечения, сказать трудно, но, как впоследствии говорил сам художник, возможно, в этом была заслуга школьного учителя рисования, сумевшего увидеть в своем ученике большое природное дарование и открывшего мир искусства для самого Леонида.
«Перед грозой», 1960 год, холст, масло, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Размеренное и привычное течение жизни нарушила война, безжалостно изменившая судьбу страны и ее граждан. С 11 октября 1941 года по 18 сентября 1943 года город был оккупирован немецкими и итальянскими войсками и разрушен на три четверти. Леонид провел это время в эвакуации, возвратившись домой уже после изгнания фашистов. 17 февраля 1943 года город был освобожден от оккупантов советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Ворошиловградской операции.
«Зима в деревне», 1971 год, холст, масло, Кемеровский областной музей изобразительных искусств.

После окончания школы-семилетки Леонид Фокин в 1947 году поступил в Кишинёвское художественное училище, окончательно решив посвятить свою жизнь искусству. Война, эвакуация и недавние годы лишений закалили характер юноши, приучив его рассчитывать только на свои силы. Успешно завершив обучение в училище в 1950 году (в архивном списке выпускников Кишинёвского художественного училища имени И. Е. Репина (в настоящее время Республиканского колледжа художественного искусства имени А. Плэмэдяле) за 1947–1951 годы Фокин указан под номером 45), герой нашего повествования отправился в Ленинград для продолжения учебы.
«Портрет М.С.Белова, бригадира и старшего плавильщика завода имени К.Е.Ворошилова», 1976 год, холст, масло, 90 х 70 см., частное собрание.

В 1950 году успешно пройдя вступительные испытания, Леонид Фокин был зачислен на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Знаменитое здание на Университетской набережной, 17 гостеприимно распахнуло свои двери для нового талантливого студента, став для него на последующие шесть лет фактически родным домом. Репинка, о поступлении в которую упорный и настойчивый провинциал из далекого украинского городка мог только мечтать, была покорена, приблизив Леонида к его главной цели –– стать художником.
«На посту», 1978 год, картон, масло, 34 х 51 см., частное собраните.

Учителями Фокина в художественном институте выступили замечательные педагоги из знаменитого послевоенного профессорско-преподавательского состава ЛИЖСА имени И. Е. Репина: Александр Адольфович Деблер (1908–1981), Елена Ильинична Табакова (1919–2010), Андрей Андреевич Мыльников (1919–2012) и Владислав Леопольдович Анисович (1908–1969). Фокину нравилось учиться в ЛИЖСА, а педагогам импонировал этот скромный и уверенный в своих силах провинциал, без труда осваивавший далеко не простой академический материал.
«Зимой», 1980-е годы, картон, масло, 49 х 34 см., Вологодская областная картинная галерея.

На третьем курсе, когда пришло время выбора персональной мастерской педагога для продолжения обучения в институте, Фокин, не колеблясь, выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца, общепризнанного мастера портретного жанра Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987). В 1956 году Леонид Фокин успешно окончил Репинку по мастерской профессора Орешникова, представив художественному совету в качестве дипломной работы картину «Вечером». Полотно получило высший балл у членов совета и принесло автору диплом и квалификацию художника живописи.
«Русский мотив», 1978 год, картон, масло, 70 х 48 см., Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

После окончания института Леонид Андреевич остался жить и работать в Ленинграде, ставшим для него второй родиной. Пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работал в различных техниках. Являясь талантливым колористом, писал портреты, пейзажи, жанровые и исторические композиции, натюрморты. В 1957 году был принят в члены Ленинградского союза художников.
«Портрет женщины», 1950-е годы, холст, масло, Самарский областной художественный музей.

Художник-реалист Леонид Фокин являлся ярким представителем ленинградской школы живописи, мастером сюжетной картины, продолжателем традиций художников-передвижников, умеющий в одном мотиве найти цельный художественный образ и воплотить его с живописностью, свойственной великим предшественникам мастера, таким как Суриков, Серов и Коровин, творчество которых было ему особенно близко.
«Женский портрет», 1979 год, картон, масло, частное собрание.

Живопись Фокина всегда узнаваема. Высокий профессионализм, который он приобрел, пройдя все этапы репинской школы, органично соединился с его большим природным дарованием. Виртуозный рисовальщик и чуткий колорист, Леонид Фокин сумел создать энергетически мощные и одновременно лирически наполненные произведения, которые, помимо несомненных художественно-изобразительных достоинств, отличает ощущение точности характера, времени и места.
«Пастух», 1950-е годы, холст, масло, Музейно-выставочный центр «Петербургский художник», С-Петербург.

Леонид Фокин принимал участие в различных художественных выставках с 1957 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Вступив в члены Ленинградского союза художников, Леонид Андреевич принимал участие во многих выставках, создавал тематические картины для Художественного фонда, проявляя свое мастерство в области крупных исторических произведений, отражающих основные этапы жизни страны.
«В тылу врага», 1974 год, холст, масло, Новосибирский государственный художественный музей.

Фокин принимал участие в выставке произведений ленинградских художников «1917–1957» 1957 года, осенних выставках произведений ленинградских художников 1958 и 1978 годов, выставке «Советская Россия» 1960 года, выставке произведений ленинградских художников «Ленинград. Зональная выставка» 1964 года, весенней выставке произведений ленинградских художников 1974 года, зональных выставках произведений ленинградских художников» 1975 и 1980 годов.
«На Академической даче», 1981 год, холст, масло, Тверская областная картинная галерея.

Творческое наследие Леонида Андреевича Фокина обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «Тревожная молодость» (1957), «Портрет художницы А. Костиной» (1958), «Сын полка» (1959), «Базарный день в Седневе», «К ночи» (обе 1961), «Трудовой день кончился», «Перед грозой» (обе 1964), «Алла», «Миллиционер», «Зацвела ива» (все 1973), «Ижорские богатыри» (1975), «Весенние голоса» (1980), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Милиционер», 1973 год, холст, масло, Орловский музей изобразительных искусств.

Леонид Андреевич Фокин скончался осенью 1985 году в Ленинграде. Сегодня его произведения украшают экспозиции Музейно-выставочного центра «Петербургский художник», Белгородского художественного музея, других художественных и краеведческих музеев в России, а также частные собрания в России, Франции, США, Италии, Великобритании и других странах.
«Мартовское утро», 1970 год, холст, масло, 48 х 66 см., Ярославский художественный музей.

«Совхозное строительство», 1971 год, картон, масло, 42 х 68 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980.
2. Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
3. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
4. Всесоюзная художественная выставка, посвященная 40-летию Октябрьской революции: каталог. М.: Советский художник, 1957.
5. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
6. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959.
«С легким паром», 1981 год, холст, масло, 101 х 81 см., Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»