Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 451. Штейнмиллер Надежда Павловна (Nadezhda Steinmiller) (1915-1991).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Надежда Павловна Штейнмиллер — замечательный советский художник, сценограф, декоратор, живописец, график, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Надежда Штейнмиллер родилась в Петрограде. С 1934 по 1937 год занималась в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств. По окончании в 1937 году была переведена в число студентов Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занималась у Бориса Фогеля, Михаила Бернштейна, Александра Зайцева, Игоря Грабаря. В 1946 году окончила ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской Михаила Бобышова с присвоением квалификации художника-декоратора.

После окончания института Надежда Штейнмиллер около года работала в Петрозаводске главным художником республиканского театра музкомедии. Вернувшись в Ленинград, преподавала живопись и рисунок в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной. С 1947 года участвовала в выставках как живописец и театральный художник, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писала портреты, пейзажи, натюрморты, а также эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам. Работала в технике акварели, масляной и темперной живописи. Талантливый колорист, мастерски владела приемами пленэрной живописи.

Рассказ об этом талантливом художнике и заслуженном педагоге, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Великобритании, Германии, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Надежда Павловна Штейнмиллер родилась 16 февраля 1915 года в Петрограде в семье банковского служащего. Глава семьи был из обрусевших немцев, предки которых переехали в Россию в поисках лучшей доли еще в годы правления Екатерины Великой. Мама Надежды занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
«Яхты», 1961 год, холст, масло, 40,5 x 50,5 cм., частное собрание.

Надежда была долгожданным и желанным ребенком в семье, рождение которой было встречено с большой радостью. Достоверных сведений о детских годах ее жизни, к сожалению, не сохранилось, известно лишь, что рисованием она увлеклась в раннем детстве, и родители всячески поддерживали это увлечение, словно заранее предполагая, что оно перерастет в нечто большее, чем проходящее с годами увлечение детства.
«Вечерний свет», 1958 год, картон, темпера, 69 х 99 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера, Архангельск.

После окончания школы-семилетки на родной Петроградской стороне в 1930 году Надежда Штейнмиллер поступила в ленинградский педагогический техникум. После двух лет обучения в 1932 году устроилась работать сортировщиком писем на ленинградском почтамте. Все это время не переставала заниматься любимым увлечением — живописью и сомневаться в предначертанности судьбой посвятить свою жизнь искусству. Все решил счастливый случай. Работы Надежды увидел профессиональный художник, преподававший в подготовительных классах при ВАХ. Увидел, оценил и посоветовал посвятить себя живописи.
«Маленькая купальня на Старой Ладоге», 1959 год, картон, масло, 48,5 x 34,7 cм., частное собрание.

Надежда долгожданный совет приняла и в 1934 году поступила в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств. Мечта стать профессиональной художницей приблизилась, а три года напряженных занятий позволили сделать мечту реальностью. В 1937 году после успешного окончания подготовительных занятий Надежда Павловна Штейнмиллер была зачислена на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Знаменитое здание на университетской набережной, 17 гостеприимно распахнуло свои двери для нового полноправного студента.
«Лодки на Неве», 1947 год, картон, масло 15 x 21,3 cм., Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

Надежде Штейнмиллер посчастливилось заниматься у выдающихся педагогов предвоенного профессорско-преподавательского состава храма трех основных искусств. Педагогами Штейнмиллер в разные периоды ее обучения были Борис Александрович Фогель (1872–1961) — русский и советский живописец, профессор ЛИЖСА, член Ленинградского союза художников, Михаил Давидович Бернштейн (1875–1960) — русский и советский живописец и график, член Ленинградского союза художников, Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982) — советский живописец, профессор ЛИЖСА, член Ленинградского союза художников, Игорь Эммануилович Грабарь (1871–1960) — русский и советский художник-живописец, реставратор, искусствовед и теоретик искусства, просветитель и будущий музейный деятель.
«На Финском заливе», 1959 год, картон, масло, 12,5 x 17,5 cм., Вологодская областная картинная галерея.

В напряженных учебных буднях незаметно пролетели последние предвоенные годы. Привычный ритм жизни нарушила война, смешавшая планы и искалечившая многие судьбы. 22 июня 1941 года Надежда Штейнмиллер встретила в Ленинграде студенткой четвертого курса института. Вместе со всеми она участвовала в возведении оборонительных сооружений на подступах к городу, вместе со всеми встретила первые обстрелы и первые бомбежки любимого города фашистами. Голод, холод, смерть близких — все эти ужасы первой блокадной зимы пришлось пережить в окруженном врагами городе Надежде Штейнмиллер, продолжавшей обучение и в эти страшные месяцы.
«Осенний букет», 1962 год, картон, масло, 75,8 x 52 cм., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

В феврале 1942 года по льду замерзшей Ладоги вместе с институтом Надежда Павловна была эвакуирована из блокадного Ленинграда на Большую землю и далее в Самарканд, позже в Загорск. В освобожденный от блокадного окружения Ленинград Штейнмиллер возвратилась вместе с институтом уже в июле 1944 года. Принимала участие в восстановлении города. Продолжила обучение и в 1946 году успешно окончила ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской замечательного советского театрального художника, живописца, графика и педагога, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина и члена Ленинградского союза художников Михаила Павловича Бобышова (1885–1964).
«Старые дома», 1956 год, картон, масло, 33,5 x 49,5 cм., Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Дипломная работа Штейнмиллер — оформление спектакля по пьесе Э. Ростана «Сирано де Бержерак» получила высший балл членов художественного совета и принесла автору диплом и квалификацию художника-декоратора. В 1946 году Надежда Павловна была принята в члены Ленинградского союза художников. После окончания Репинки Штейнмиллер по распределению уехала работать в Петрозаводск, где в течение года трудилась в должности главного художника республиканского театра музыкальной комедии. В родной Ленинград вернулась в конце 1947 года, начав преподавать живопись и рисунок в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной.
«Солнечный день», 1964 год, картон, темпера, 34 х 45 см., Орловский музей изобразительных искусств.

Одновременно с преподавательской деятельностью Надежда Павловна активно занималась творчеством, пробуя свои силы в различных художественных жанрах. Писала портреты, пейзажи, натюрморты, а также эскизы костюмов и декораций к театральным постановкам. Работала в технике акварели, масляной и темперной живописи. Являясь талантливым колористом, мастерски владела приемами пленэрной живописи, отдавая ей предпочтение перед скучной работой в мастерской.
«Портрет неизвестной», 1953 год, картон, масло, 62,5 x 49,5 cм., частное собрание.

Надежда Павловна с 1947 года участвовала в различных художественных выставках как живописец и театральный художник, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Наиболее значительными выставками в творческой карьере художника явились Всесоюзная художественная выставка в Москве в 1955 году и выставка «Советская Россия» в Москве в 1960 году. Надежда Павловна Штейнмиллер заслуженно считалась одним из ведущих представителей Ленинградской школы живописи.
«Двенадцатая комната» Студенческое общежитие после блокады, 1947 год, бумага, темпера, 51 х 71 см. , частное собрание.

Работы художника всегда узнаваемы. Удивительная красота колорита и органичность композиции придают работам Надежды Штейнмиллер мягкое и особенное поэтическое звучание, создавая, казалось бы простым и обыденным сценам, законченный и глубокий образ при неизменном развитии живописной манеры в направлении усиления декоративных качеств живописи.
«Рыболовные снасти», 1951 год, холст, масло, 18,5 x 29,5 cм., Музей изобразительных искусств республики Карелии, Петрозаводск.

Творческое наследие Надежды Петровны Штейнмиллер обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают ее работы «Буксиры на Неве» (1947), «Ленинградский пейзаж», «Яхты», «Завод», «На Неве», (все 1961), «Ростов Великий», «Старая башня (обе 1962), «Загорск», «Капитальный ремонт» (обе 1963), «Солнечный день (1964) и другие, а также эскизы декораций и костюмов к балету «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957), пьесам «12 комнат» Л. Ильяшова (1961), «У стен Ленинграда» В. Вишневского (1964), к инсценировкам повестей и романов «Хождение по мукам» А. Толстого (1966), «Разгром» А. Фадеева, «Тиль Уленшпигель» Ш. де Костера (обе 1980), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве художника.
«Яхты», 1961 год, масло на картоне, 12 x 18 cм., частное собрание.

Надежда Павловна Штейнмиллер скончалась 11 ноября 1991 года в Санкт-Петербурге на семьдесят седьмом году жизни. Сегодня ее произведения украшают экспозиции художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также находятся в частных собраниях в России, США, Великобритании, Германии, Франции и других странах.
«Лодки на берегу», 1951 год, холст, масло, 18,5 x 29 cм., Тверская областная картинная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Этюд в творчестве ленинградских художников. Выставка произведений: каталог. СПб., 1994.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.
5. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
«Яхт-клуб», 1962 год, картон, масло, 40 х 30 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2021.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»