Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 450. Шмидт Александр Владимирович (Alexander Schmidt) (1911-1987).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Владимирович Шмидт — замечательный советский художник, педагог, живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Александр Шмидт родился в небольшом городке Речица Минской губернии Российской империи. В 1933 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры, занимался у Александра Савинова, Аркадия Рылова, Кузьмы Петрова-Водкина, Василия Савинского.

Александр Шмидт пробовал свои силы в жанрах портрета, городского и ландшафтного пейзажа, натюрморта и жанровой картины, при этом ведущим жанром в творчестве художника был ленинградский пейзаж. Работал в технике масляной живописи и акварели. В 1951 году был принят в члены Ленинградского союза художников. Творческую работу Александр Шмидт успешно совмещал с многолетней педагогической деятельностью в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (1947–1949) и художественной студии Выборгского дома культуры (1949–1971).

Рассказ об этом талантливом художнике и заслуженном педагоге, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Германии, Великобритании, США, Японии, Италии и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Творчество и личность Александра Шмидта оставили яркий след в истории ленинградской художественной школы. Среди его учеников живописцы, мастера декоративно-прикладного искусства, литераторы, архитекторы, реставраторы, люди многих творческих профессий. В каждом из них навсегда заложена частица щедрой души Александра Владимировича» (В.В. Исаченко, искусствовед).
«Городской пейзаж», 1950-е годы, картон, темпера, 28 х 33,5 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Александр Владимирович Шмидт родился 15 августа 1911 года в небольшом городке Речица в Белоруссии в семье юриста. Глава семьи был известным в городе человеком и служил в судебном ведомстве. Его супруга занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Александр был желанным и долгожданным ребенком в семье, рос в любви и заботе, получая все возможное внимание со стороны близких, однако если отец всячески баловал сына, то мама, наоборот, воспитывала его в строгости.
«Осень», 1950-е годы, картон, масло, 39,5 х 30 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В семье всячески поощрялись любые творческие начала, поэтому, когда юный Александр увлекся рисованием, родители очень обрадовались этому, стараясь это увлечение всячески развить. К слову, мама Александра и сама неплохо рисовала акварелью, выступив, по сути, первым учителем для будущего художника, а когда его успехи стали очевидны даже неискушенному зрителю, показала работы сына профессиональным художникам и позже наняла одного из них для занятий с талантливым юношей.
«Бахчисарай», 1950-е годы, бумага, масло, 27,4 х 42,4 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В 1928 году после окончания школы Александр Шмидт отправился в Ленинград, где с первого раза успешно выдержал вступительные испытания и поступил на первый курс во ВХУТЕИН на отделение живописи. Сбылась детская мечта скромного юноши из далекой провинции, и на последующие пять лет храм трех искусств на Университетской набережной, 17 стал для него родным домом. Занимался студент Шмидт у выдающихся педагогов того времени: Василия Евмениевича Савинского (1859–1937) –– русского исторического живописца и портретиста, графика, профессора и действительного члена еще Императорской Академии художеств, Аркадия Александровича Рылова (1870–1939) –– русского художника, живописца-пейзажиста и графика, члена-учредителя Ленинградского союза художников и Кузьмы Сергеевича Петрова- Водкина (1878–1939) –– советского живописца, графика и теоретика искусства.
«Городской пейзаж с деревьями», 1950-е годы, картон, темпера, 28 х 33,5 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В 1933 году Александр Шмидт успешно окончил институт, который после очередной реорганизации стал называться Институтом живописи, скульптуры и архитектуры при ВАХ. После окончания был призван на действительную службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии в войска связи. После демобилизации вернулся в Ленинград, ставший для него родным за годы учебы, работал художником по договорам с Городским комитетом ИЗО, в городских журналах, театре, занимался декоративно-оформительскими работами. В 1939 году после начала военных действий с Финляндией Шмидт был вновь призван в Красную армию, участвовал в боях с белофиннами. После окончания войны вновь вернулся в Ленинград. С 1941 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«Осенний мотив», 1951 год, картон, масло, 32,5 х 49 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Начало Великой Отечественной войны Александр Шмидт встретил в родном Ленинграде. Вместе с другими горожанами участвовал в возведении оборонительных укреплений на подступах к городу, а осенью 1941 года был призван в Красную армию, служил в отдельном батальоне связи на Карельском фронте. Позже был начальником экспедиции узла связи 14-й армии, входившей в состав Северного, а затем Карельского фронта. С 1943 года служил начальником штаба 329-го стрелкового полка Ленинградского фронта. На фронте делал зарисовки о военных буднях солдат, работе штаба 14-й армии, а также пейзажные наброски. В марте 1946 был демобилизован и вернулся в Ленинград. Принимал активное участие в его восстановлении.
«Градоши», 1970-е годы, бумага, гуашь, 65.5 х 68.5 см, частное собрание.

Вернувшись домой, художник с большим огорчением узнал, что все его довоенные полотна погибли в дни страшной ленинградской блокады. Это было тяжелым ударом для художника, прошедшего две войны. В 1946 году ему фактически пришлось все начинать заново. Желая наверстать упущенные годы, активно занимался творчеством. Писал пейзажи, портреты, натюрморты, жанровые картины.
«Башенный кран», 1969 год, картон, масло, 25 х 47 см., частное собрание.

Большое место в творчестве занимал ленинградский пейзаж. Ленинград стал для художника духовной родиной. Он был мастером пейзажа, воспевая в полотнах скромные уголки Петербурга-Ленинграда, его реки и каналы с высокими деревьями, ажурными мостами, старыми, типично петербургскими домами. Художник органично впитал в себя культурные вековые традиции города на Неве. Его работы полностью принадлежат ленинградской художественной школе.
«Малая Невка в Ленинграде», 1968, холст, масло, частное собрание.

В 1947 году в творческой биографии Александра Владимировича Шмидта начался длительный период педагогической деятельности сначала в ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, а затем в художественной студии Выборгского дома культуры, продолжавшийся до конца жизни художника. Параллельно с преподавательской работой Александр Владимирович продолжал заниматься творческой работой, писал портреты, городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, жанровые картины. Работал в технике масляной живописи и акварели. В 1951 году был принят в члены Ленинградского союза советских художников.
«Школьница», 1962 год, холст, масло, 52.2 х 41.2 см., Вологодская областная картинная галерея.

При всем многообразии работ Александра Шмидта ведущим жанром в его творчестве всегда оставался ленинградский пейзаж.
«Канал Грибоедова», до 1960-гo года, картон, масло, 30,5 х 41,5 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Его работы узнаваемы, а живописную манеру художника отличают мягкая лирическая трактовка образа, полупрозрачное акварельное письмо, внимание к передаче состояния световоздушной среды. Колорит работ сдержанный, строится на изысканных цветовых и тональных решениях.
«На горе», 1971 год, бумага, акварель, 49 х 57.5 см, частное собрание.

Творческое наследие Александра Шмидта обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «Заполярье (1944), «Снайпер Майя Урсул» (1945), «Набережная канала Грибоедова» (1951), «Девушка в интнрьере» (1951), «Терраса на море» (1953), «У окна» (1954), «Серый день. Канал Грибоедова» (1955), «Канал Грибоедова зимой», «Канал Грибоедова осенью» (обе 1956), «Летний сад в октябре» (1959), «Яхт-клуб» (1960), «Улочка в Бахчисарае» (1961), «Ленинградская улица» (1962), «Берега Волхова», «Крейсер «Аврора» в день 50-летия Октября» (обе 1967), «Выборгская набережная», «Дворик на юге» (обе 1968), «Девушка в студии» (1970), «Серёжа», «У берега Волхова» (обе 1974), «Гидролог Владимир Квараухелия» (1975), «Вязово» (1977), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«Девушка в интерьере», 1951 год, холст на картоне, масло, 59 х 44 см., частное собрание.

Персональные выставки произведений Александра Владимировича Шмидта прошли в Ленинграде в 1963, 1973 и 1983 годах. Посмертная выставка прошла в ЛОСХ в 1989 году. Там же в 2011 году к столетию со дня рождения художника была открыта выставка его произведений из частных собраний. В 1989–1992 годах, уже после смерти художника, его работы были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Напротив окна» 1954 год, картон, масло, 39 х 29.5 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

Александр Владимирович Шмидт скончался 5 мая 1987 года в Ленинграде на семьдесят шестом году жизни. Его произведения украшают экспозиции Государственного Русского музея, других художественных и краеведческих музеев России, а также многочисленные частные собрания в России, Франции, Германии, Великобритании, США, Японии, Италии и других странах.
«Сирень на солнце», 1974 год, холст, масло, 60 х 50 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Иванов С. В. Шмидт Александр Владимирович //Страницы памяти: справочно-биографический сборник. 1941–1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014.
4. 40 лет Великой Победы. Выставка произведений художников –– ветеранов Великой Отечественной войны: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1990.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.
6. Петербург –– Петроград –– Ленинград в произведениях русских и советских художников: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1980.
7. Иванов С. В. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб: Галерея АРКА, 2019.
8. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года: каталог. Л.: Изогиз, 1954.
«Пляж», 1970-е годы, картон, масло, 31 х 46,5 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»