Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 449. Фурманков Николай Алексеевич (Nikolai Furmankov) (1927-1986).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Алексеевич Фурманков — замечательный советский живописец, член Ленинградского союза художников.

Николай Фурманков родился в городе Орле. Фронтовик. В 1947 году поступил в Ленинградское художественно-педагогическое училище. Занимался у И. А. Сретенской, А. А. Громова, П. Н. Боронкина. В 1952 году окончил училище и в 1953 году был принят на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Занимался у Б. Д. Харченко, А. Д. Зайцева, Б. В. Иогансона. В 1959 году окончил институт по мастерской Б. В. Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.

Николай Фурманков получил известность как мастер тематической картины, пейзажа, портрета. Писал также жанровые и историко-революционные композиции, натюрморты. Участвовал в выставках с 1959 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1960 году был принят в члены Ленинградского союза художников. Персональная выставка произведений Фурманкова состоялась в 1985 году в Ленинграде в залах Ленинградского союза художников.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в фондах Музея Академии художеств, в Ленинградском отделении Союза художников России, в Музее истории Санкт-Петербурга, Архангельском управление культуры, художественных музеях, картинных галереях и частных коллекциях России, США, Германии, Японии, Франции и Венесуэлы, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Художник Николай Алексеевич Фурманков жил и работал в Ленинграде. Талантливый, но скромный от природы человек, он никогда не гнался за званиями и регалиями, а просто ходил на этюды и писал в своей мастерской в старом доме на Васильевском острове удивительные, полные любви и добра полотна. И то, на что он обращал свое внимание, что ложилось в основу его картин, стало замечательным художественным свидетельством ушедшего времени, передающим всю полноту и одухотворенность жизни» (А. Семёнова, искусствовед).

Николай Алексеевич Фурманков родился 18 января 1927 года (в ряде источников ошибочно фигурирует дата 18 декабря 1924 года) в городе Орле в простой рабочей семье. Глава семьи трудился на одном из промышленных предприятий города, а мама Николая была домохозяйкой. Осенью 1929 года отец Николая лишился постоянной работы, а случайными заработками уже не мог содержать семью, и в 1930 году родители приняли решение в поисках лучшей доли перебраться на Донбасс. Здесь на шахте «Золотая Балка» Макеевского района глава семьи смог устроиться на работу, а семья начала устраивать свой быт на новом месте.
«Заснеженная деревня», 1960-е годы, холст, масло, 73 х 92 см., частное собрание.

Здесь на Донбассе и прошло трудное и совсем не счастливое детство будущего художника, рано познавшего нужду и лишения, голод и потерю близких людей. Здесь Николай увлекся рисованием, удивив друзей и родителей, далеких от искусства. Здесь он встретил начало войны, страшного испытания не только для страны в целом, но и для каждого ее гражданина в отдельности, приведшего к потере друзей и тяжелой болезни нашего героя. К счастью, в 1943 году шестнадцатилетнему пареньку повезло. Его подобрали и определили в воинскую часть, с которой он попал на фронт.
«Шахтёр», 1960 год, картон, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Николай Фурманков прошел суровыми дорогами войны в качестве рядового стрелкового полка, командира отделения станкового пулемета 345-го Западного стрелкового полка. В 1944–1945 годах воевал в качестве десантника 23-й воздушно-десантной бригады. Участвовал во взятии Берлина и Вены. Был ранен, контужен, награжден двумя медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За взятие Вены». В 1945–1947 годах продолжил службу командиром отделения станкового пулемета в 353-м стрелковом полку и в 119-й отдельном парашютно-десантном батальоне. В редкие минуты отдыха не выпускал из рук блокнот с карандашом, делая зарисовки на военную тему, некоторые из которых много лет спустя использовал уже в своих профессиональных работах.
«Анимированная сцена, Урал», 1960-е годы, холст, масло, 66 х 92 см., частное собрание.

После демобилизации в 1947 году Фурманков приехал в Ленинград и устроился маляром на Кировский завод, позже перейдя работать художником-оформителем. Продолжая заниматься рисованием, стал посещать художественную школу, располагавшуюся на Таврической улице. Первым учителем Николая стала преподаватель Ленинградского художественного училища, имевшего тогда неофициальное название Таврическое училище, Татьяна Добротина, сумевшая оценить природное дарование своего ученика и уговорившая директора училища принять его в ЛХУ вне конкурса.
«Хозяйка дороги», 1964 год, холст, масло, Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

Педагогами Фурманкова в Училище стали Ирина Александровна Сретенская (1902–1962), Александр Александрович Громов (1886–1956) и Павел Николаевич Боронкин (1916–1986). Пять лет продолжалось обучение Фурманкова в Таврическом училище. Впоследствии Николай Алексеевич будет с неизменной теплотой вспоминать этот период своей творческой биографии, равно как и строгих, но внимательных преподавателей, сумевших дать ему основу необходимых знаний и фактически предоставивших путевку в профессию. В 1952 году Фурманков окончил училище, получив диплом художника-преподавателя рисования и черчения.
«На ферме», 1960-е годы холст, масло, 60 х 81 см., Новокузнецкий художественный музей.

В 1953 году Николай Фурманков был зачислен на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Педагогами новоиспечённого студента знаменитой Репинки выступили Борис Дмитриевич Харченко (1927–1985) и Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982). Николаю Фурманкову нравилось учиться в храме трех искусств на Университетской набережной, 17, а педагогам нравился этот старательный и серьезный молодой человек, уверенно осваивавший далеко не простую академическую программу.
«Прополка», 1978 год, картон, масло, 32 x 49,5 см., частное собрание.

На третьем курсе, когда пришло время выбирать персональную мастерскую наставника для продолжения обучения, Фурманков без колебаний выбрал мастерскую замечательного советского художника, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, педагога и профессора Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973). Именно по его мастерской в 1959 году Фурманков окончил Репинку, предоставив художественному совету в качестве дипломной работы картину «Весна в колхозе», получившую высший балл у членов совета и принесшую автору диплом и квалификацию художника живописи.
«У поленницы», 1967 год, картон, масло, 39 х 55 см., частное собрание.

После окончания института молодой выпускник был приглашен на работу в мастерскую Александра Михайловича Герасимова (1881–1963), где ему было предложено написать большую работу на тему жизни советских горняков. Фурманков с энтузиазмом взялся за воплощение в жизнь идеи создания картины. Состоялись его поездки в Кривой Рог, встречи с местными горняками, спуски в шахту, но идея не нашла поддержки у членов Президиума Академии, а Герасимов отстранен от руководства мастерской. Четыре года продолжалось написание картины, которая была закончена в 1963 году под названием «Горняки».
«Горняки»(эскиз), 1956 год, холст, масло, 60 x 84 см., частное собрание.

После окончания института Николай Фурманков остался жить и работать в Ленинграде, ставшим для него второй родиной. Художник активно включился в творческую жизнь города, одновременно работая по договорам с Комбинатом живописно-оформительского искусства (КЖОИ) Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР. С 1959 года он участвовал в различных художественных выставках, демонстрируя свои работы вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда. Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал пейзажи, жанровые и историко-революционные композиции, реже портреты и натюрморты. В 1960 году был принят в члены Ленинградского союза художников.
«Натюрморт с грибами», 1976 год, картон, масло, 69 х 81 см., частное собрание.

Творчество Николая Фурманкова развивалось в русле традиции русской реалистической живописи. Приверженность этому направлению сказалась не только в культуре цвета, яркости палитры, но и в широкой манере письма художника. Он был искренне увлечен деревенской жизнью, природой и на протяжении всего своего творчества особенно успешно разрабатывал именно эти мотивы. Фурманков получил наибольшую известность как пейзажист, мастер картины на «деревенскую» тему, и в этой области особенно полно раскрылось уникальное своеобразие его таланта. Художник создавал свой уникальный мир образов, находил свой эмоциональный настрой, свои колористические решения. Его картины рождены любовью к русским людям, к родной земле, они насыщены бодрым, поэтическим восприятием мира.
«В сумерках», 1982 год, холст, масло, 64 х 99 см., чяастное собрание.

«Колхозный сторож», 1959 год, картон, масло, 36 x 50 см., частное собрание.

Известен Николай Фурманков и как мастер тематической картины, ему принадлежит несколько многофигурных композиций на историко-революционную и военную темы. Для каждой такой работы мастер изучал материал по многочисленным источникам, искал выразительный типаж, тщательно отбирал предметы обстановки, что определило историческую достоверность изображенных событий.
«Во имя мира и свободы», 1982 год, холст, масло, 120 x 200 см., частное собрание.

В 50-е годы в стране очень актуальна была тема труда, и она занимает особое место в творчестве Николая Фурманкова. Много сил и времени художник отдал разработке этой темы. Его всегда интересовали рабочие люди: горняки, литейщики, строители дорог, рыбаки. Появлению каждой его картины предшествовали напряженные поиски, многие творческие пробы. Особенно долго Фурманков работал над произведениями из шахтёрской жизни. Сила характера, убежденность, оптимизм рабочего человека, раскрытые Фурманковым в произведениях шахтерского цикла, составили одну из его значительных творческих удач. Созданные им портреты при всей их несомненной индивидуальности вырастают до обобщенных, типических образов современников.
«Портрет Володимирова Н.Н.», 1960 год, холст, масло, Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

В 1965 году Николай Алексеевич получил творческую мастерскую –– большую светлую комнату с высокими потолками в старинном доме на Васильевском острове. Это была мастерская с большой историей и славными традициями: ее стенах работал Аркадий Рылов, Константин Маковский, позднее Борис Щербаков и Александр Королёв.
«У конюшни», 1970-е годы, холст, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

Период 1960–1980-е годов в творчестве Николая Фурманкова отмечен рядом его творческих поездок для сбора натурного материала на Кавказ, в Туркмению, на Баренцево и Белое моря. Художник также писал этюды в Пскове, Загорске, Владимире, Суздале, Калининской области, под Вологдой и на Сенеже. Но самой близкой для него стала Старая Ладога. В 1960–1970 годы Фурманков неоднократно работал здесь на творческой базе ленинградских художников «Старая Ладога».
«Псков, Базар», 1956 год, холст, масло, 46 x 67 см., частное собрание.

«Загорск», 1972 год, холст, масло, 74 x 95 см., частное собрание.

Творческое наследие Николая Алексеевича Фурманкова объемно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его работы «Переславль-Залесский» (1959), «Майская зелень» (1960), «Туркменский мотив» (1962), «Хозяйка дорог», «Горняки» (обе 1964), «Мартовский вечер», «Облачный день» (обе 1965), «В годы войны», «Солдатки», «На Волхове» (все 1967), «Портрет М. А. Фурманковой» (1968), «Осень» (1970), «Дочка» (1971), «Баренцево море» (1972), «Ополченец» (1974), «Волховские партизаны», «Ладожане. Перед путиной» (обе 1975), «Натюрморт с лимоном» (1978), «Родник» (1980), «Вечер» (1980), «Мир отстоявшие» (1984), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«Вечер», 1980 год, картон, масло, 22 х 36 см., частное собрание.

«Волхов», 1970-е годы, холст, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

Персональная выставка произведений Николая Алексеевича Фурманкова состоялась за год до смерти художника, в 1985 году, в Ленинграде в залах Ленинградского союза художников. Живописец также был участником выставок советского искусства в Германии, Японии, Франции, Венесуэле.
«Мартовский вечер», 1965 год, холст, масло, 68,5 x 78,5 см., частное собрание.

«Парники. Бабино», 1960 год, картон, масло, 30 x 69 см., частное собрание.

Николай Алексеевич Фурманков скончался 3 марта 1986 года в Ленинграде на шестьдесят втором году жизни. Сегодня его работы находятся в фондах Академии художеств, в Ленинградском отделении Союза художников России, во многих городских и областных музеях страны, а также в частных коллекциях в России, Германии, США, Японии, Франции.
«Колхозный рынок», 1980 год, картон, масло, 34 x 47 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Центральный государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.178.
2. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1969 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1970.
3. Губарев А., Дмитренко А. В простом, казалось бы, мотиве… // Вечерний Ленинград. 1971. 5 января.
4. Шишло Б. Что вдохновляло художников. Размышления в связи с осенней выставкой // Смена. 1971. 7 января.
5. Богданов А. Ярче показывать жизнь // Вечерний Ленинград. 1971. 21 декабря.
6. Exhibition of modern Soviet Painting. 1977. Gekkoso Gallery. Catalogue. Tokyo, 1977.
7. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980.
8. Николай Алексеевич Фурманков. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1985.
«Осень», 1968 год, холст на картоне , масло, 44 х 54,5 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»