Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 448. Френц Рудольф Рудольфович (Rudolf Frenz) (1888-1956).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Рудольф Рудольфович Френц — замечательный русский и советский живописец, график и педагог, профессор и руководитель батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Е. Репина, профессор ЛВХПУ имени В. И. Мухиной, член Ленинградского союза художников.

Рудольф Френц родился в городе Мариенбург (исторический район города Гатчины) Петербургской губернии в семье известного художника-анималиста Рудольфа Фердинандовича Френца (1831–1918), который стал первым учителем будущего художника. В 1909 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге, где полтора года занимался в испытательном классе, затем полгода в мастерской Василия Савинского. В 1912 году перешел в батальную мастерскую Николая Самокиша. В марте 1918 года художник окончил Высшее художественное училище с присвоением звания художника.

После революции наряду с творческой работой активно занимался педагогической деятельностью в Декоративном институте, различных художественных студиях города. С 1929 года преподавал в ВХУТЕИН — ИНПИИ — Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, руководитель батальной мастерской (1935–1956), профессор живописи (с 1939). С 1949 по 1956 год по совместительству являлся профессором кафедры монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Писал батальные, жанровые и исторические композиции, портреты, городские и ландшафтные пейзажи, жанровые сцены. Работал в станковой и монументальной живописи, акварели, рисунке, создавал диорамы. Наибольшего признания Рудольф Френц добился как мастер тематической и батальной картины и панорамной живописи.

Рассказ об этом выдающемся художнике и педагоге, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, США, Великобритании, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Рудольф Рудольфович Френц родился в 23 июля 1888 года в небольшом городке Мариенбург Петербургской губернии в семье известного художника-анималиста Рудольфа Фердинандовича Френца (1831–1918). Мариенбург является историческим районом города Гатчины в Ленинградской области. Известен еще с конца XVIII века как поселение в четырех километрах от Гатчинской мызы. В советское время носил название Поселок имени Рошаля — в честь жившего здесь первого большевистского коменданта Гатчины Семёна Рошаля.
«Всадница», 1925 год, холст, масло, 89,5 х 89,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Рудольф, названный так в честь отца, был желанным ребенком в многодетной семье Френцов, а всего у Рудольфа Фердинандовича и его супруги было шестеро детей. Детство маленького Рудольфа прошло в обстановке любви и заботы со стороны близких ему людей. Доброжелательная и гостеприимная семья Френцов всегда находилась в центре культурной жизни небольшого городка. В гостях у вольного общника и будущего академика Императорской Академии художеств Рудольфа Фердинадовича и его хлебосольной супруги любили бывать многочисленные друзья семейства, известные литераторы и художники Санкт-Петербурга.
«Извозчичий двор», 1922 год, холст, масло, 80 х 118 см., Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Глава семьи, уроженец Германии и выпускник Берлинской академии наук, в 1859 году приехал в Санкт-Петербург в надежде найти здесь более высокий заработок. Являясь по-настоящему талантливым живописцем, он выполнял частные заказы и постепенно попал в поле зрения царской семьи и ее окружения. При императоре Александре II стал придворным художником. Изображая императорскую охоту, он также сопровождал царскую свиту во время военных маневров и путешествий и создал целую серию работ на охотничьи темы. В 1884 году Рудольф Фердинаддович Френц принял русское подданство, в 1885 году получил звание почетного вольного общника Академии художеств, став почетным членом академии. В 1904 году был возведен в почетное гражданство.
«Село», 1922 год, фанера, масло, 43 х 61 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

В семье Френцов всегда соблюдались строгие порядки в воспитании детей, но в то же время неизменно приветствовались любые проявления творчества, поэтому когда в детстве у Рудольфа появилось увлечение рисованием, а он единственный их шести детей впоследствии пошел по стопам отца, родители отнестись к этому с радостью и вниманием, а отец выступил в качестве первого учителя для своего сына, передав ему базовые художественные навыки. Серьезно начал заниматься живописью будущий художник с пятого класса реального училища. С этого времени он стал принимать участие и в выставках Петербургского общества акварелистов как пейзажист. Вместе с отцом он написал ряд совместных картин, работая, главным образом, над выполнением их пейзажной части.
«Обсуждение военного плана», 1930-е годы, бумага, темпера, 29 х 51 см., Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Кемерово.

В 1909 году после успешного окончания реального училища Рудольф Френц поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Первые полтора года занимался в испытательном классе, затем полгода в мастерской известного русского исторического живописца, графика и профессора Императорской академии художеств Василия Евмениевича Савинского (1859–1937). В 1912 году Френц перешел в батальную мастерскую известного русского художника-баталиста, действительного члена Императорской Академии художеств Николая Семёновича Самокиша (1890–1944). В этом же году совершил поездку в Европу, посетив Италию, Францию и Британию.
«Двор», 1920-е годы, бумага, уголь, пастель, Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

После начала Первой мировой войны в 1914 году в целях прохождения практики и в качестве художника студент Императорской академии Рудольф Френц был направлен на фронт, где прикомандирован к Кавалерийскому полку Западной Двины, а год спустя он уже был мобилизован в действующую армию. Художник исполнил целый ряд батальных эскизов, объединенных единой темой и акварельных произведений, которые были опубликованы в различных популярных журналах того времени, в частности в журнале «Лукоморье». В составе группы художников во главе с Самокишем Френц побывал на Западном фронте, в крепости Осовец, в ставке главнокомандующего в Барановичах, на Черноморском флоте в Севастополе и на Кавказском фронте.
Батальная мастерская ИАХ на фронте. С-П Р.Р.Френц, К.Д.Трохименко, П.И.Котов, Н.С.Самокиш, П.В.Митурич, П.Д.Покаржевский. 1915 год.

Р.Р. Френц (сидит крайний слева) в батальоном классе Академии художеств. 1910-е годы.

В конце 1916 года Рудольф Френц был демобилизован из действующей армии и вернулся к обучению в стены Императорской Академии художеств. К сожалению, принять участие в конкурсе на Большую золотую медаль Академии недавнему фронтовику не удалось — он просто не успел в связи с послереволюционной реорганизацией Императорской Академии художеств. Как и остальные студенты выпускного курса, Рудольф Френц получил звание художника без конкурса.
«Тревога. Военный эпизод», 1916 год, бумага, смешанная техника. Обложка журнала «Лукоморье».

Октябрьский революционный переворот Рудольф Рудольфович Френц встретил с энтузиазмом. Наблюдая восторженный энтузиазм восставших народных масс, Френц сам заразился идеями революции и активно включился в процесс революционных преобразований в области культуры. С энтузиазмом занялся педагогической работой и наряду с творческой деятельностью, много сил и времени отдавал преподаванию в Декоративном институте и различных художественных студиях города. С 1929 года преподавал в ВХУТЕИН — ИНПИИ — Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, являлся руководителем батальной мастерской (1935–1956), профессор живописи с 1939 года. С 1949 по 1956 год по совместительству являлся профессором кафедры монументально-декоративной живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.
«Штурм Зимнего Двоца 25 октября 1917 года», 1923 год, бумага, смешанная техника. Вторая страница обложки журнала «Петроград».

В период 1918–1925 годов Рудольф Френц возглавлял агитационно-плакатную мастерскую, занимался плакатом, декоративным оформлением городских зданий Петрограда к революционным праздникам, выполнял эскизы росписи шкатулок, тарелок, подносов. Художник с одинаковым успехом работал в технике акварели и масляной живописи. То, что Рудольф Рудольфович Френц создал в 1920-е годы, осталось яркой, неповторимой страницей в его биографии, донесло до нашего времени его оптимизм и ясное мироощущение, непосредственность восприятия жизни.
«Декабристы», 1920 год, бумага, акварель, тушь, графитный карандаш 46,6 х 67 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В период 1920-х — 1930-х годов Рудольф Френц работал как баталист, продолжая традиции батальной живописи XIX века. Им была создана и получила признание одна из первых советских диорам «Штурм Зимнего» (1929), также выполнил диорамы «Оборона Петрограда» (1939), «Битва на Волге» (1946). Художник также работал в жанре городского пейзажа и портрета, писал жанровые сцены.
«На Перекопе», 1927 год, холст, масло, бывший Государственный музей Революции в Ленинграде.

«Подавление Кронштадтского мятежа», 1935 год, холст, масло, 196 х 400 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В своих небольших картинах жанрового характера Френц сумел ярко проявить себя художником большого темперамента, яркий и своеобразный стиль которого легко узнаваем. Он ярко использовал и умело преломлял традиции народного творчества — лубок, вывеску, расписную игрушку, оставаясь при этом реалистом в изображении натуры. При этом его декоративно-графическая манера письма с характерной четкостью силуэта, локальностью и насыщенностью цвета, несколько условным конструктивным рисунком начиная с 1930-х годов постепенно вытесняется традиционным пленэрным письмом.
«Конь», 1922-1923 годы, бумага, смешанная техника, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«НЭП (Улица)», 1923 год, бумага, смешанная техника, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

«Тройка», 1923 год, бумага, смешанная техника, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Своего наибольшего признания Рудольф Френц сумел добиться именно как мастер тематической и батальной картины, а также панорамной живописи. Его творческое наследие объемно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают работы «На Знаменской площади в Февральские дни 1917 года» (1917), «Крюков канал» (1920), «Двор ломовиков на Международном проспекте» (1922), «Первые сельсоветы» (1924), «Штурм Зимнего дворца» (1925), «Портрет жены» (1926), «На Перекопе», «Взятие Зимнего дворца» (обе 1927), «Оборона Петрограда от Юденича» (1928), «Киров С. М. на первомайском параде» (1929), «Штурм Кронштадта» (1935), «С. М. Киров на Северном Кавказе» (1937), «М. В. Фрунзе руководит переправой через Сиваш» (1940), «Партизанские тропы» (1947), «Сталинград. 2 февраля 1943 года» (1950), «Штурм Зимнего» (1951), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
Панорама “Сталинградская битва», 1946 год, холст, масло, фрагменты 3-8.

Рудольф Рудольфович Френц участвовал в различных художественных выставках начиная с 1904 года. Он являлся членом и экспонентом самых различных художественных и профессиональных объединений, в том числе Общины художников (1922–1925) и АХРР — АХР (1924). Художник с успехом экспонировал свои работы на выставках эскизов и театральных декораций и работ мастерских декоративного института в 1922 году, Петроградских художников всех направлений в 1923 году, на юбилейной выставке театрально-декорационного искусства в 1927 году в Ленинграде, «Советский рисунок» в Куйбышеве в 1929 году, на выставке произведений советской революционной тематики 1930 года, на выставке «Социалистическое строительство в изобразительном искусстве» 1931 года в Москве.
«Троице-Сергиева Лавра», 1936 год, холст, масло, 69 х 101 см., частное собрание.

В 1928 году состоялась его персональная выставка в Ленинграде в Центральном доме работников искусств, в 1970 году — в залах ЛОСХ и в 2006 году — в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
«Парад на Красной площади в Москве», между 1929 и 1932 годами, бумага, смешанная техника, Тверская областная картинная галерея.

Рудольф Рудольфович Френц скончался 27 декабря 1956 года в Ленинграде на шестьдесят девятом году жизни. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. Авторы надгробия на могиле художника — скульптор А. В. Васильев и архитектор К. Л. Иогансен (1959).
Могила художника Рудольфа Рудольфовича Френца на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Сегодня произведения Рудольфа Рудольфовича Френца украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, многочисленных художественных музеев нашей страны, а также частные собрания в России и за рубежом. Частые и желанные гости они и на зарубежных аукционах современной живописи.
«Зима», 1908 – 1910 годы, бумага, акварель, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Рудольф Френц. СПб.: Государственный Русский музей, 2005.
2. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица. Кафедра монументально-декоративной живописи. СПб.: Искусство России, 2011.
3. Петербург — Петроград — Ленинград в произведениях русских и советских художников: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1980.
4. Иванов C. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
5. Рудольф Рудольфович Френц: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1970.
6. Связь времен. 1932–1997. Художники — члены Санкт-Петербургского союза художников России: каталог выставки. СПб., 1997.
«Морозный день», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»