Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 447. Труфанов Михаил Павлович (Mikhail Trufanov) (1921-1988).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Михаил Павлович Труфанов — замечательный советский живописец, заслуженный художник РСФСР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Михаил Труфанов родился в селе Нижние Пены Курской губернии. В 1937–1940 годах занимался в Одесском художественном училище. Фронтовик. В 1941 и 1943 годах трижды был ранен. В 1945–1951 годах учился на живописном факультете ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у Бориса Фогеля, Леонида Овсянникова, Александра Зайцева, Бориса Иогансона. В 1951–1953 годах получил второе высшее образование, обучаясь в Репинке.

Михаил Труфанов участвовал в выставках начиная с 1951 года. Экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал портреты, жанровые и тематические картины, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. В 1952 был принят в члены Ленинградского союза художников. Персональная выставка произведений художника была показана в Ленинграде в 1986 году. Труфанов стал основоположником утверждения в советской живописи 1950-х годов нового образа рабочего человека.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, США, Великобритании, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Можно с полной уверенностью сказать, что героический труд советских рабочих для Михаила Труфанова был не просто “производственной темой”, а подлинной основой его художнического мировоззрения. Художник сумел создать большой цикл картин о горновых, шахтерах, доменщиках Донбасса, при этом хорошо зная и чувствуя своих героев. “Работать так, чтобы было не стыдно показать шахтерам”, — такова была главная жизненная установка творчества Труфанова, посвященного землякам. Творчества, правдиво повествующего о людях Донбасса без какой бы то ни было лести, одновременно сурово и лаконично» (Б. Игнатьев, искусствовед).
«Кировцы», 1969 год, холст, масло, 175 х 220 см., частное собрание.

Михаил Павлович Труфанов родился 22 ноября 1921 года в селе Нижние Пены Курской губернии в простой рабочей семье. Отец Михаила работал на крупном металлургическом заводе в Макеевке, а Михаил с мамой жили в селе на ее родине. Когда Михаилу исполнилось три года, он с мамой переехал к отцу в Донбасс, в индустриальный город Макеевку, расположенный в 25 километрах от Донецка. Здесь и прошли детские и юношеские годы нашего героя — рядом с шахтами и огромным металлургическим заводом, где в листопрокатном цехе работал его отец.
«Прививка», 1960-е годы, холст, масло. Вологодская областная картинная галерея.

Здесь Михаил мальчишкой каждый день бегал через территорию завода в макеевскую среднюю школу № 6, восемь классов которой окончил в 1937 году. Здесь он учился живописи в местном Дворце пионеров, когда детское увлечение рисованием переросло в нечто большее, вытеснив все другие увлечения и определив дальнейший жизненный путь талантливого паренька из глубинки. Так получилось, что именно яркие впечатления тех лет повлияли впоследствии на формирование характера молодого художника и выбор в будущем главной темы его творчества.
«В кабинете», 1960-е годы, холст, масло, Новокузнецкий художественный музей.

Горновые и доменщики со временем стали главными героями многих его произведений. В Труфанове-художнике как бы преломились впечатления детства, проведенного в Донбассе, когда в душу будущего художника проникло острое ощущение грандиозности совершающихся работ, и многочисленные беседы с доменщиками и сталеварами, происходившие уже при последующих поездках молодого живописца на родину. При этом не менее важным являлось также и острое желание художника сказать в искусстве что-то свое.
«Формовщики за работой», 1950-е годы, картон, масло, 10,3 х 17,5 см., Коллекция leningradart.com, ТРУФАНОВ М.П. «Производственная тема.Подготовительный материал. 1950-е г.г.»

«Рабочий горячего цеха», 1950-е годы, картон, масло, 13,7 х 18,7 см., Коллекция leningradart.com, ТРУФАНОВ М.П. «Производственная тема.Подготовительный материал. 1950-е г.г.»

«Горячий цех. Разливают металл», 1950-е годы, картон масло,10,2 х 17 см., Коллекция leningradart.com, ТРУФАНОВ М.П. «Производственная тема.Подготовительный материал. 1950-е г.г.»

В 1937 году после окончания макеевской восьмилетки у Михаила Труфанова уже не было сомнений относительно выбора дальнейшего жизненного пути. Он твердо решил связать свою жизнь с искусством, а потому отправился в Одессу, в знаменитый город у моря, поступать в местное художественное училище. Почему именно в Одессу? Во-первых, это было первое художественное заведение на территории Украины, основанное еще в мае 1865 года стараниями вице-президента Одесского общества изящных искусств Франца Осиповича Моранди (181–1894) и впоследствии ставшее ведущим художественным учебным заведением на юге уже стараниями Кириака Константиновича Костанди (1852–1921). А во-вторых, это был совет педагогов макеевского Дворца пионеров, сопровождаемый соответствующими рекомендациями. Три года занимался Труфанов в Одесском художественном училище, пока в 1940 году молодого художника не призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Учебу пришлось прервать — как оказалось, на долгих четыре года…
«Портрет художника Ю.Н. Тулина на зимней рыбалке», 1960-е годы, холст, масло, 38 х 45 см., Коллекция leningradart.com, выставка «ТРУФАНОВ М.П. Портрет. 1950-1980-е г.г.»

С первых месяцев Великой Отечественной войны Михаил Труфанов участвовал в боевых действиях, героически сражаясь на разных фронтах. В 1941 и 1943 годах был трижды ранен. Долго лечился в госпиталях. Участвовал в боях под Киевом, На Орловско-Курской дуге. В 1944 году демобилизовался по инвалидности в звании старшего сержанта. Был отмечен медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией». После демобилизации вернулся в освобожденную Одессу, продолжил обучение и в 1945 году окончил Одесское художественное училище.
«Одесса. Городской пейзаж, 1944-45 годы, холст, масло, 31 х 22 см., Коллекция leningradart.com, выставка ТРУФАНОВ М.П. «Живопись, графика. 1944-1945 г.г.»

Далее путь нашего героя лежал в Ленинград, в знаменитую Репинку, и в 1945 году он по квоте, как фронтовик, без экзаменов поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Знаменитое здание на Университетской набережной, 17 гостеприимно распахнуло свои двери для нового студента на ближайшие шесть лет. Занимался Труфанов с большим желанием и усердием, а педагогам импонировал этот целеустремленный молчун, отличавшийся удивительной работоспособностью, помогавшей ему успешно осваивать далеко не простой академический курс.
«Одесса. Улица», 1944-45 годы, холст, масло, 32 х 41 см., Коллекция leningradart.com, выставка ТРУФАНОВ М.П. «Живопись, графика. 1944-1945 г.г.»

«Одесса. Доки», 1944-45 годы, картон, масло, 34 х 48 см., Коллекция leningradart.com, выставка ТРУФАНОВ М.П. «Живопись, графика. 1944-1945 г.г.»

анимался Михаил Туфанов у выдающихся педагогов Репинки первых послевоенных лет: Бориса Александровича Фогеля (1872–1961), Леонида Фёдоровича Овсянникова (1880–1970) и Александра Дмитриевича Зайцева (1903–1982). На третий год обучения, когда пришло время выбирать персональную художественную мастерскую педагога для продолжения обучения и написания дипломной работы, Труфанов выбрал мастерскую замечательного советского художника и графика, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973). Именно по мастерской профессора Иогансона в 1951 году Михаил Павлович Труфанов окончил институт. На суд художественного совет выпускник представил свою дипломную работу — картину «В штабе Ковпака». Картина получила высший балл у членов совета и принесла автору диплом и квалификацию художника живописи.
«Бухта. Буксир у причала», 1944-45 годы, картон, масло 35 х 44 см., Коллекция leningradart.com, выставка ТРУФАНОВ М.П. «Живопись, графика. 1944-1945 г.г.»

«Шахтёрский город Комло», 1961 год, бумага, фломастер, акварель, 37 х 48 см., Коллекция leningradart.com, выставка Труфанов М.П. графический цикл «Из путешествия по Венгрии»

«Надьмарош», 1961 год, бумага, акварель, тушь, перо, 38 х 56 см., Коллекция leningradart.com, выставка Труфанов М.П. графический цикл «Из путешествия по Венгрии»

В 1951–1953 годах Михаил Труфанов получил второе высшее образование, обучаясь в Репинке. После окончания института художник остался жить и работать в ставшем для него родным Ленинграде. Пробовал свои силы в разных художественных жанрах и разных техниках. Писал портреты, жанровые и тематические картины, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры.
«Каток и городская крепость», 1961 год, бумага, графит, 45 х 53 см, Коллекция leningradart.com, выставка Труфанов М.П. графический цикл «Из путешествия по Венгрии»

«Рыбацкий бастион. Будапешт», 1961 год, бумага, фломастер, акварель, 45 х 60 см, Настоящая работа экспонировались на персональной выставке М.П. Труфанова в залах Научно-исследовательского музея Академии художеств в Ленинграде в 1986 году.

«Площадь героев. Будапешт», 1961 год, бумага, фломастер, 45 х 60 см., Коллекция leningradart.com, выставка Труфанов М.П. графический цикл «Из путешествия по Венгрии».

Участвовал в выставках с 1951 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Важное значение в творчестве мастера имели Всесоюзная художественная выставка, Москва, 1951 и выставка «Советская Россия», Москва, 1960. В 1952 году Михаил Труфанов был принят в члены Ленинградского союза художников. Постепенно основной темой творчества художника стала тема «человека труда», а основным художественным жанром — индустриальный пейзаж.
«Портрет врача», 1960-е годы, Коллекция leningradart.com, ТРУФАНОВ М.П. «Производственная тема.Подготовительный материал. 1960-е г.г.» картон, масло, 60 х 49,5 см., частное собрание.

Основными героями произведений художника стали горновые, доменщики, сталевары — люди, посвятившие свои жизни этим сложным, опасным и таким нужным профессиям.
Произведения Труфанова, воплотившие собирательный образ доменщиков, шахтеров, сталеваров, принесли автору заслуженное всесоюзное признание. На них были изображены суровые, измученные тяжелым трудом рабочие, но на их лицах видна не только усталость, а еще и радость от выполненной задачи, гордость от того, что их работа приносит пользу Родине.
«Портрет рабочего», 1950-е годы, Коллекция leningradart.com, ТРУФАНОВ М.П. «Производственная тема.Подготовительный материал. 1950-е г.г.» картон, масло, 18 х 13,5 см.

Герои работ Труфанова изображались, как правило, на переднем плане, привлекая к себе акцентированное внимание зрителей. При этом мастер неизменно использовал яркие и насыщенные цвета, которые только добавляют романтики и очарования в его произведения. Труфанов очень тонко чувствовал пластику и характер рабочих, четко передавая их настроение не только в момент труда, но и в момент короткого отдыха.
«Портрет рабочего горячего цеха», 1950-е годы, Коллекция leningradart.com, ТРУФАНОВ М.П. «Производственная тема.Подготовительный материал. 1950-е г.г.», картон, масло, 18,3 х 12,5 см.

В 1955 году Михаил Труфанов пишет свою самую знаменитую работу «Горновой», представленную в наши дни в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Опираясь на металлические перила и широко раскинув руки, рабочий стоит в непринужденной позе, и его сильная фигура ясным силуэтом вырисовывается в предрассветной дымке. И состояние природы, изображенной в тот момент, когда ночь начинает уступать свои права утру, созвучно ощущениям человека, отдыхающего после работы. За спиной горнового ощущается напряженная жизнь: мерцают огни, проносятся клочья дыма, мы словно слышим гудки маневрирующих паровозов, воспринимаем ритм грандиозного, не прекращающегося ни на минуту труда.
«Горновой» 1956 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Очень показательно смысловое построение этой работы. В образе горнового художник сочетает черты простоты и величия. Перед нами и обыкновенный рабочий, в руке которого мерцает горящий огонек папироски, и человек — творец большого дела, более того — хозяин всего того, что его окружает. Недаром его фигура, несколько приподнятая по отношению к линии горизонта, так пластически органично связана со всем пейзажем. Глубоко оправдан и вытянутый в ширину формат картины, помогающий почувствовать размах того дела, участником которого является рабочий.
«Шахтёр», 1959 год, холст, масло, 195 х 151 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

С картиной «Горновой» и другими производственными произведениями Труфанова связано утверждение в советской живописи 1950-х годов нового образа рабочего человека. «Горновой» — произведение больших мыслей и чувств, выражающее героический пафос нашей эпохи, эпохи борьбы и созидания.
«Сталевары», 1957 год, картон, масло, 30 x 27 cм., Оренбургский областной музей изобразительных искусств.

В своем творчестве Михаил Труфанов не концентрировался исключительно на жанре портрета с рабочими в качестве портретируемых. Художник с успехом писал и натюрморты, и пейзажи. К примеру, морские дали, величественные корабли, песчаные пляжи. В них чувствуется влияние детских воспоминаний художника, но это не делает их менее привлекательными. Творческое наследие Михаила Павловича Труфанова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его произведения «Горновой» (1955), «Шахтёр», (1956), «Сталевар» (1957), «Портрет шахтёра ( 1959), «За книгой», «Шахтёрка», «Чёрная речка» (все 1961), «Горняки», «Гурзуф», «Дикий пляж» (все 1962), «Пляж в Евпатории» (1965), «Портрет Б. Т. Штоколова» (1971), «Горняки Северного Урала», «Пирс», (обе 1972), «Портрет рабочего Кировского завода В. С. Кузнецова» (1974), «Северное озеро» (1975), «Люди Малой земли» (1980), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца. В 1963 году Михаил Труфанов был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР». В 1986 году в Ленинграде с большим успехом прошла персональная выставка произведений художника.
«Пляж в Евпатории», 1965 год, картон, масло, 24,5 x 37 cм., частное собрание.

Михаил Павлович Труфанов скончался 24 апреля 1988 года в Ленинграде на шестьдесят седьмом году жизни. Прах художника покоится на Ново-Волковом кладбище Санкт-Петербурга. Сегодня его произведения украшают экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галереи в Москве, региональных художественных и краеведческих музеев в нашей стране, а также находятся в частных собраниях в России, Великобритании, Франции, США, Италии и других странах.
«Сталевар», 1960-е годы, холст, масло, 100 х 58,5 см., Тверская областная картинная галерея.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Мочалов Л. Михаил Павлович Труфанов [творчество]. Л.: Художник РСФСР, 1965.
2. Жукова А. Красота человеческая. [Творческий портрет художника М. П. Труфанова] // Художник. М. 1970. Вып. 1.
3. Болотова А. И., Галушкина А. С., Захарова Д. В. [науч. ред.] и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1948–1953 гг.: справочник. М.: Советский художник, 1975. Т. 4.
4. Болотова А. И., Галушкина А. С., Ростовцева И. Т., Савелова Е. В. [науч. ред.] и др. Выставки советского изобразительного искусства. 1954–1958 гг.: справочник. М.: Советский художник, 1981. Т. 5.
5. Ефимова Н. [вст. ст.], Полякова Л. [сост.]. Заслуженный художник РСФСР Михаил Павлович Труфанов: каталог выставки. М.: Изобразительное искусство, Академия художеств СССР, 1985.
«Цветы», 1960-е годы, картон, масло, 50 х 38,5 см. частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»