Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 446. Соколов Александр Иванович (Alexander Sokolov) (1918-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Иванович Соколов — замечательный советский художник, живописец и педагог, заслуженный художник РСФСР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Александр Соколов родился в селе Алешки Тамбовской губернии. Обучался в Средней художественной школе при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. В 1939 году поступил на первый курс живописного факультета ЛИЖСА. Фронтовик. Участник двух войн. После демобилизации в 1945 году вернулся к учебе, занимался у Вениамина Белкина, Михаила Бернштейна, Павла Наумова, Андрея Мыльникова. В 1950 году окончил институт по мастерской В. М. Орешникова с присвоением звания художника живописи. Преподавал на кафедре рисунка Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Кандидат искусствоведения.

Александр Соколов начал участвовать в выставках в 1950 году, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал жанровые и тематические картины, историко-революционные композиции, портреты, пейзажи. Получил известность как автор тематических картин и многочисленных натурных этюдов. В 1970 году ему было присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Великобритании, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Александр Иванович Соколов родился 1 декабря 1918 года в селе Алешки Тамбовской губернии (ныне — Терновского района Воронежской области) в многодетной крестьянской семье. Родители Александра работали на земле, занимались тяжелым крестьянским трудом и приучали к этому детей с раннего детства. Достоверных данных о детских годах Александра Соколова не сохранилось, но известно, что когда ему исполнилось одиннадцать лет, родители в поисках лучшей доли решили переехать в Ленинград, где проживали в то время их дальние родственники по линии матери.
«Сейнеры», 1971 год, картон, масло, 32,8 х 47,8 см., Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Город активно развивался в конце двадцатых — начале тридцатых годов, открывались новые промышленные предприятия, которым остро требовались рабочие руки. В Ленинграде отец Александра быстро устроился на местный судоремонтный завод, а мама занялась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Александр, начавший свое обучение в сельской школе на Терновщине, продолжил его уже в городской ленинградской школе, имевшей несомненные отличия и преимущества. И касались они в первую очередь его любимого школьного предмета — рисования, заниматься которым Александр готов был целыми днями напролёт.
«Залив», 1957 год, холст, масло, 31 х 48 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Увлечение рисованием пришло к Александру еще в начальных классах, и объяснить причину этого увлечения никто не мог — ни родители, крайне далекие от искусства и от живописи, ни друзья, для которых это стало полной неожиданностью. Тем не менее в Ленинграде педагоги сразу обратили внимание на яркое природное дарование своего нового ученика и настоятельно посоветовали родителям Александра показать его педагогам Школы юных дарований при ВАХ, открывшейся в Ленинграде в марте 1934 года на базе Начальной школы рисования при Всероссийской Академии художеств.
«Магнитка», 1968 год, холст, масло, 27 х 34,8 см., Калининградский областной музей изобразительных искусств.

Родители вняли совету школьных учителей, и осенью 1935 года Александр Соколов поступил в Школу юных дарований при ВАХ, позже преобразованную в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. Школа являлась первой ступенью начального художественного образования, а учащимся назначались стипендии в размере 40 рублей в месяц. Продолжительность обучения в школе составляла четыре года. Программа художественных дисциплин утверждалась Академией художеств, в их число входили рисунок, лепка с живой натуры, беседы по истории искусств.
«Этюд рабочего», 1960-е годы, картон, масло, 33,5 х 22 см., частное собрание.

Главным моментом обучения было рисование с натуры и рисование по представлению различными способами. Живопись (натюрморты) почти не преподавалась, занятий композицией в программе не было. Завершением каждого учебного года были входившие в программу обучения отчетные выставки. Существенным отличием СХШ от других подобных художественных школ являлось прежде всего то, что она находилась в институте. Дети, хотя и учились в школе, но чувствовали себя студентами и нередко ходили на защиту дипломов. Школа располагалась на третьем этаже исторического здания Академии художеств на Университетской набережной, дом 17. Два первых этажа здания и прочие помещения занимал Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры — заветная мечта всех учеников СХШ.
«Металлургический завод в ремонте», 1960 год, картон, масло, 32,5 х 47 см., частное собрание.

Мечта Саши Соколова сбылась в 1939 году, когда он после успешного окончания СХШ был зачислен на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Мирное течение жизни прервала начавшаяся война с Финляндией. Студент первого курса ЛИЖСА был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, в составе которой он прошел и Финскую и Великую Отечественную войны. Воевал на Ленинградском фронте в артиллерийских частях. Был ранен и удостоен боевых наград.
«На молотилке», 1952 год, холст, масло, 39 х 39 см., Астраханская государственная картинная галерея им. П. М. Догадина.

После Победы и окончания войны демобилизовался и вернулся в Ленинград, ставший для него второй родиной. Активно участвовал в восстановлении города. Восстановившись в ЛИЖСА, продолжил обучение. В разные годы занимался у Вениамина Павловича Белкина (1884–1951), Михаила Давидовича Бернштейна (1875–1960), Андрея Андреевича Мыльникова (1919–2012). Александру Соколову нравилось учиться в Репинке, где весь воздух был пропитан особым ароматом творчества и художественных фантазий, а педагогам нравился это спокойный и уверенный в своих силах студент, без особых проблем осваивавший далеко не простой академический курс.
«Пейзаж», 1956 год, холст, масло, 60 x 120 см., Сочинский художественный музей.

На третьем году обучения, когда пришло время выбора персональной творческой мастерской для продолжения обучения, Соколов без всяких колебаний выбрал мастерскую замечательного советского художника-живописца и педагога Виктора Михайловича Орешникова (1904–1987). Именно по его мастерской в 1950 году Александр Соколов успешно окончил ЛИЖСА имени Репина, предоставив художественному совету в качестве дипломной работы картину «Напутствие вождя партизанам» (в других источниках — «Прием Сталиным командиров партизанских отрядов»). Работа получила высший балл у членов совета и принесла автору диплом и квалификацию художника живописи.
«Кузнец», 1952 год, картон, масло, 35 х 24,5 см., частное собрание.

В том же году по результатам дипломной работы Александр Соколов был принят в члены Ленинградского союза советских художников. После окончания института занимался в аспирантуре и одновременно начал преподавательскую работу на кафедре рисунка Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. По окончании аспирантуры успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Диссертационная работа — картина «Хлеб пошёл!» В 1960 году Соколову присваивается звание доцента, в 1972 году — профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина.
«Колхозница», 1952 год, картон, масло, 34,5 х 24,5 см., частное собрание.

Александр Иванович Соколов участвовал в различных художественных выставках с 1950 года. Экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
Пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работая в разных техниках. Писал жанровые и тематические картины, историко-революционные композиции, портреты, пейзажи. Наибольшую известность получил как автор тематических картин и многочисленных натурных этюдов, в которых создал запоминающийся коллективный портрет современников — рабочих-сталеваров, женщин и детей послевоенной колхозной деревни.
«Деревенский мальчик», 1952 год, картон, масло, 35 х 25 см., частное собрание.

Творческое наследие Александра Соколова обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают его картины «Портрет художника Г. А. Песиса» (1958), «Дымы Магнитки», «Весна великого перелома» (обе 1960), «Старая Ладога. Сумерки», «Февраль» (обе 1962), «Весенний дождь» (1963), «Сталевары, «На пирсе» (обе 1964), «Рыбачки Заполярья» (1967), «Сумерки над рекой Поной», «Последний снег» (обе 1970), «Северная весна», «Весенний ветер» (обе 1973), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца. В 1970 году ему было присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР. В 1969–1973 годах Александр Соколов возглавлял секцию живописи Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
«Последний снег», 1970 год, холст, масло, 50 х 65,5 см., Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.

Александр Иванович Соколов скончался 9 мая 1973 года в Ленинграде на пятьдесят пятом году жизни. Был похоронен на Богословском кладбище.
В наши дни произведения художника украшают экспозиции многочисленных художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также частные собрания в России, США, Великобритании, Франции и других странах.
«В горячем цеху», 1959 год, картон, масло, 22,5 х 33,5 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Ленинградская художественная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965.
2. Справочник членов Ленинградского отделения Союза художников Российской Федерации. Л.: Художник РСФСР, 1972.
3. Мэтью К. Баун. Словарь русских и советских художников ХХ века 1900–1980-х годов. Лондон: Изомар, 1998.
4. Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
5. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
«Девушка в платке», 1952 год, картон, масло, 35 х 24,5 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»