Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 445. Пушнин Александр Тихонович (Alexander Pushnin) (1921-1991).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Тихонович Пушнин — замечательный советский живописец, педагог, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Александр Пушнин родился в городе Моршанске Тамбовской губернии. В 1943 году поступил на отделение живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 года — имени И. Е. Репина). Занимался у Ивана Степашкина, Михаила Авилова, Юрия Непринцева, позже — в творческой мастерской Александра Герасимова. В 1950 году окончил институт по мастерской Рудольфа Френца с присвоением квалификации художника живописи. Кандидат искусствоведения.

Участвовал в выставках с 1948 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В 1950 году Александр Пушнин был принят в члены Ленинградского союза советских художников. Писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи, этюды с натуры. Живописную манеру отличали широкое свободное письмо, интерес к сложным ракурсам. В совершенстве владел техникой рисунка. С 1953 года преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Профессор кафедры рисунка.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Германии, США и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Александр Тихонович Пушнин родился 28 марта 1921 года в небольшом городке Моршанске Тамбовской губернии, расположенном по обоим берегам реки Цны в 90 километрах к северу от Тамбова, в простой семье недавних переселенцев из деревни. Глава семьи работал в деревне шабашником-столяром, выполняя различные заказы односельчан, и этим содержал семью. Его жена вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей.
«Волжанка», 1961 год, холст, масло, Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

Тамбовская губерния считалась одной из наиболее крестьянских и многолюдных губерний России: на более чем 3,5 миллиона населения приходилось всего 250000 горожан (около 8%). Губерния вывозила в год до 60 миллионов пудов хлеба, в том числе почти половину — за границу. Близость к центру и относительная удаленность от фронтов сделали Тамбовщину одной из главных продовольственных баз страны. Все изменилось после революции. Хлебный край испытал на себе всю тяжесть большевистской продразверстки. К октябрю 1918 года в губернии действовали десятки продотрядов из Петрограда, Москвы, Череповца и других городов общей численностью до пяти тысяч человек. Пожалуй, такого размаха конфискаций не знала ни одна губерния. В тамбовских лесах тогда скрывалось немало вооруженных дезертиров, уклоняющихся от военной мобилизации как «красных», так и «белых».
«Деревня», 1978 год, картон, масло, 42 х 30 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Но в 1920 году положение деревни стало особенно трагическим, поскольку Тамбовщину поразила засуха. Мизерный урожай и без продразверстки ставил крестьянина в безвыходное положение, а губернская разверстка оставалась исключительно высокой. Перед крестьянами вполне реально возникла проблема физического выживания. Заказы главе семейства практически прекратились, и семья Пушниных приняла решение в поисках лучшей доли переехать в город, где и родился Александр. Осенью 1920 года на Тамбовшине вспыхнуло крестьянское восстание, жестоко подавленное летом 1922 года. Спасаясь от репрессий советской власти, развернувшихся по всей Тамбовщине, семья Пушниных с маленьким Александром на руках отправилась в далекий Петроград, впоследствии ставший для нашего героя второй родиной.
«На ярмарке», 1960 год, холст, масло, Орловский музей изобразительных искусств.

В Петрограде, ставшим в 1924 году, после смерти вождя мирового пролетариата В. И. Ленина, Ленинградом, Саша Пушнин пошел в школу, когда на то пришло время. В Ленинграде он увлекся рисованием, немало удивив и друзей, и родителей, весьма далеких от искусства и живописи. В середине 1930-х годов, когда увлечение рисованием окрепло настолько, что стало вытеснять все остальные увлечения Александра, а успехи юного художника стали настолько очевидны, что заставили обратить на себя внимание и родителей и школьных педагогов, Пушнин начал заниматься в Средней художественной школе при ВАХ. СХШ в те годы располагалась на третьем этаже знаменитого исторического здания на Университетской набережной, 17, и наш герой мечтал со временем спуститься вниз на первые этажи, помещения которых занимал Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры.
«Девушка в белом», 1950 год, холст, масло, 50 х 35 см., частное собрание.

Юношеским мечтам суждено было сбыться в далеком Самарканде в 1943 году. Именно там после окончания СХШ Александр Пушнин поступил на первый курс живописного факультета находящегося в те годы в эвакуации в Средней Азии ЛИЖСА. Его педагогами в институте в разные годы обучения выступили Иван Петрович Степашкин (1882–1960), Михаил Иванович Авилов (1882–1954), Юрий Михайлович Непринцев (1909–1996) и Александр Михайлович Герасимов (1881–1963). Звездный перечень имен, не правда ли? И на этом он не закончился. На третьем курсе, когда пришло время выбирать персональную мастерскую для продолжения обучения, Пушнин выбрал мастерскую замечательного советского живописца, графика и педагога, профессора и руководителя батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Е. Репина Рудольфа Рудольфовича Френца (1888–1956).
«Медсестра», 1950 год, холст, масло, 50 x 35 см., Самарский областной художественный музей.

Надо сказать, что у Пушнина с Френцем сложились очень доверительные отношения, продолжавшиеся и после окончания студентом Пушниным Репинки в 1950 году. Френцу нравился этот вдумчивый, спокойный, уравновешенный и целеустремленный студент большого природного дарования и удивительной работоспособности. На выпускном экзамене Пушнин представил художественному совету свою дипломную работу — картину «Владимир Ульянов в Казанском университете», получившую высший балл и принесшую автору диплом и квалификацию художника живописи. Удачная защита позволила Александру Пушнину продолжить обучение в аспирантуре ЛИЖСА, и 1952 году он получил ученую степень первой ступени — кандидата искусствоведения.
«Владимир Ульянов в Казанском университете», 1950 год, холст, масло, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

После окончания аспирантуры Александр Пушнин остался жить и работать в Ленинграде. Художник пробовал свои силы в различных художественных жанрах, работал в разных техниках. Писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи, этюды с натуры. Участвовал в различных художественных выставках с 1948 года. Экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Важными в его творческой биографии оказались: Всесоюзная художественная выставка, Москва, 1950; Всесоюзная художественная выставка, Москва, 1951; Всесоюзная художественная выставка, Москва, 1952; выставка «Советская Россия», Москва, 1960.
В 1950 году Пушнин был принят в члены Ленинградского союза советских художников.
«Дом родной», 1965 год, холст, масло, 50 x 35 см., Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

В 1953 году начался длительный этап педагогической деятельности Александра Тихоновича в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 1986 года Пушнин служил в должности профессора кафедры рисунка. Студенты любили своего педагога, отмечая, во-первых, его честность и бескомпромиссность в оценке творчества работ и, во-вторых, готовность в любой момент оказать всестороннюю помощь в решении самых сложных технических и художественных задач.
«Первое мая», 1975 год, холст, масло, Новокузнецкий художественный музей.

Живописную манеру мастера отличали широкое свободное письмо и интерес к сложным ракурсам. Пушнин в совершенстве владел техникой рисунка. Сдержанный колорит его работ строился на искусной передаче богатых оттенков цвета и отношений теплых и холодных тонов. Александр Тихонович Пушнин являлся ярким представителем ленинградской школы живописи, которую отличает приверженность традиционализму, ориентация на общие для европейского и русского искусства ценности.
«Саша», 1958 год, холст, масло, 50 x 35 см., частное собрание.

В 1960 году художник создал одно из лучших своих произведений — картину «В районе новостроек», которая после Всесоюзной выставки в Москве 1961 года поступила в собрание Радищевского музея. Композиционно работа напоминает кадр из хроники, выхваченный объективом фотоаппарата.
Александр Тихонович изобразил строительство домов в новом районе города. На первом плане грузовик, в кабине, за рулем, загорелый водитель, в кузове две женщины в белых платках. Грузовик несется на зрителя, буквально «выпадает» из плоскости холста — таким образом художник показывает движение как грузовика, так и советского народа в светлое будущее.
«В районе новостроек», 1960 год, холст, масло, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

Творческое наследие Александра Тихоновича Пушнина обширно и многогранно, при этом особого внимания заслуживают картины «На Волге», «Портрет передовой доярки Маньковой» (обе 1957), «Портрет девушки», «Мокрые крыши» (обе 1958), «Первое Мая» (1958), «В районе новостроек (1960), «Волжанка», «На Волге», «Портрет доярки» (все 1961), «На тренировку», (1964), «Гайдар с пионерами» (1969), наглядно свидетельствующие о творческом потенциале, технических возможностях и художественном мастерстве живописца.
«Гайдар с пионерами», 1969 год, холст, масло, 180 х 280 см., Мурманский областной художественный музей.

В 1992 году в Ленинграде с успехом прошла персональная выставка работ Александра Пушнина, получившая хорошие отклики специалистов и широкое освещение в городских газетах.
«Первое Мая», 1958 год, холст, масло, Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

Александр Тихонович Пушнин скончался в Ленинграде 5 сентября 1991 года на 71-м году жизни. В наши дни произведения художника украшают экспозиции Государственного Русского музея, других художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также многочисленные частные собрания в России, Франции, Германии, США и других странах.
«Сумерки», 1975 год, холст, масло, Ярославский художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Школа в Ленинграде: каталог. Париж: Друо Ришелье, 1990 [21 декабря].
2. Peinture Russe: каталог. Paris: Drouot Richelieu, 1991 [26 Avril].
3. Сергей В. Иванов. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
4. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
6. Республиканская художественная выставка «Советская Россия»: каталог. М.: Советский художник, 1960.
7. Архангельский В. О детях и для детей // Художник. 1960. № 8.
8. К новым творческим успехам. С собрания ленинградских художников // Вечерний Ленинград. 1960. 14 мая.
«На Неве», 1959 год, холст, масло, 230 х 147 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»