Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 444. Поздняков Евгений Михайлович (Evgeny Pozdnyakov) (1923-1991).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Евгений Михайлович Поздняков — замечательный советский художник, живописец, декоратор, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Евгений Поздняков родился в Петрограде. В 1933–1937 годах параллельно с учебой в средней школе занимался в студии Ленинградского дворца пионеров у Б. В. Горкевич и Е. В. Тихомировой. В 1938–1939 годах занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у Владимира Горба. Фронтовик. Воевал на Ленинградском фронте, участник боев на Ораниенбаумском плацдарме — сначала в качестве пулеметчика 98 стрелковой дивизии, затем 2-го зенитно-пулеметного полка. В 1948 году поступил на факультет декоративно-монументального искусства Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Занимался у Ивана Степашкина, Глеба Савинова, Петра Бучкина.

После окончания училища Евгений Поздняков занимался реставрацией живописи и памятников архитектуры, работал в творческой мастерской КЖОИ ЛОХФ, писал пейзажи для реализации через художественные салоны и выполнял творческие заказы на портреты. С 1961 года и до конца жизни работал в художественно-оформительской мастерской № 2, где занимался проектированием и выполнением музейных и выставочных экспозиций. В 1985 году был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Германии, Великобритании, США и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Евгений Михайлович Поздняков родился 9 июля 1923 года в Петрограде в рабочей семье. Достоверной информации о родителях мальчика практически не сохранилось, известно лишь, что глава семьи был высококвалифицированным рабочим, чья трудовая биография включала несколько промышленных предприятий города, неплохо зарабатывал, что позволяло семье иметь в доме определенный достаток. Мама Евгения вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием сына.
«Дворик в Малоярославце», 1959 год, картон, масло, 48,5 х 50 см., частное собрание.

Увлечение рисованием у Евгения появилось рано, что вызвало удивление друзей и родителей, не имевших к искусству какого-либо отношения и потому не обративших на способности сына особого внимания. Однако, когда спустя некоторое время это увлечение не пропало, а наоборот укрепилось, потеснив в предпочтениях сына традиционные детские игры, в 1933 году родители привели его в на улицу Чайковского, в дом 29, где в двухэтажном доме, бывшем особняке Трубецких-Нарышкиных, располагалась в те годы студия художественного воспитания детей имени Лилиной — в просторечии ДХВД, организованная в начале 1930-х годов по инициативе Златы Ионовны Лилиной (1882–1929) — известного партийного и государственного деятеля, журналиста и второй жены всесильного тогда Григория Евсеевича Зиновьева (1883–1936) — первого секретаря Ленинградского обкома партии.
«Молодая смена», 1958 год, холст, масло, 66 х 82 см., Тверская областная картинная галерея.

Среди энтузиастов, создавших и преподававших в ЛДХВД, работали талантливые педагоги: Соломон Давидович Левин (1907–1990) и Константин Александрович Кордобовский (1902–1988). Из воспоминаний преподавателя живописи отдела ИЗО ЛДХВД 1930-х годов Константина Александровича Кордобовского: «ЛДХВД — Ленинградский дом художественного воспитания детей. Сегодня эта загадочная надпись незнакома большинству ленинградцев, в те же годы [1930-е гг.] она была для нас светлым лучом — тропкой в лучезарное будущее. Здесь группа молодых преподавателей начала работу по эстетическому воспитанию детей города, подготавливая творческие кадры будущей советской интеллигенции. Разнообразные кружки воспитывали и обучали детей, развивая их природные способности. Литературные, драматические, музыкальные, хореографические, кружки изобразительного искусства воспитывали и обучали сотни ребят».
«Утро», 1964 год, картон, масло, 34 х 48,5 см., Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

Позже, когда в 1935 году ЛДХВД начал переезд в помещения Аничкова дворца, где после его окончания 12 февраля 1937 года по инициативе С. М. Кирова был открыт дворец пионеров, самый большой в СССР, к преподавателям студии ИЗО Ленинградского дворца пионеров присоединились известные ленинградские художники Б. В. Горкевич (1901–1942) и Е. В. Тихомирова (1905–1939), которые наряду с С. Д. Левиным фактически и стали первыми педагогами будущего художника. Занятия Евгения в студии ИЗО проходили параллельно с его учебой в средней школе, но он везде успевал, а в 1937 году на городском конкурсе юных дарований Поздняков был отмечен премией, а его работа «Партизаны у костра» напечатана в журнале «Юный художник». Это был уже серьезный успех, гордость за который вместе с автором разделяли и его педагоги.
«Стрелка Васильевского острова», 1960-е годы, холст, масло, 52,7 х 70,3 см., частное собрание.

В числе особо одаренных детей Лениграда в 1938–1939 годах Евгений Поздняков занимался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у замечательного советского художника, графика, педагога, профессора ЛИЖСА Владимира Александровича Горба (1903–1988). После успешного окончания СХШ в 1939–1941 Поздняков работал в качестве художника-портретиста в портретной мастерской товарищества Ленизо, размещавшейся на Невском проспекте в доме № 16, работал и готовился к поступлению ЛИЖСА, поскольку твердо решил связать свою жизнь с искусством. Планам помешала война…
«Осення тема». 1963 год, холст, масло, 51 х 96 см., Астраханская государственная картинная галерея имени П.М. Догадина.

22 июня 1941 года Евгений Поздняков встретил в родном Ленинграде. С первых дней войны вместе с другими ленинградцами участвовал в создании оборонительных укреплений на подступах к городу, а уже в конце июля был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Принимал участие в тяжелых боях на Ленинградском фронте, сражался на Ораниенбаумском плацдарме — сначала в качестве пулеметчика 98 стрелковой дивизии, затем 2-го зенитно-пулеметного полка. Был тяжело ранен, находился на излечении в госпиталях в тылу.
«Наводнение», 1963 год, холст, масло, 51 х 96 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

После выздоровления вернулся в ряды действующей армии и воевал в частях ПВО Ленинградского фронта в должности зенитного пулеметчика. После победы в январе 1946 года остался на сверхсрочную службу в 176 зенитно-артиллерийском полку. Демобилизовался уже в 1948 году в звании младшего сержанта, командира 85 мм зенитного орудия 1176 зенитно-артиллерийского полка. Был награжден многими медалями.
«Церковный староста», 1955 год, картон, масло, 35 х 25 см., частное собрание.

После демобилизации Евгений Михайлович вернулся в город на Неве и поступил на факультет декоративно-монументального искусства Ленинградского высшего художественно-промышленного училища. Его педагогам в училище выступили Иван Петрович Степашкин (1882–1960), Глеб Александрович Савинов (1915–2000) и Пётр Дмитриевич Бучкин (1886–1965). Евгению Позднякову нравилось учиться в ЛВХПУ, а педагогам нравился этот уравновешенный старательный студент, еще совсем недавно сражавшийся с врагом на фронтах Великой Отечественной. Семь лет обучения пролетели словно один миг, и в 1955 году Поздняков успешно окончил училище, представив дипломную работу — многофигурный декоративный фриз «Строители коммунизма» для фойе концертного зала Калининского райсовета Ленинграда, исполненный в технике гризайль.
«Панорама русского города», 1950-е годы, картон, масло, 17.5 х 44 см., частное собрание.

«Синий дом», 1960-е годы, холст, масло, 35 х 51, 5 см., частное собрание.

После окончания учебы Евгений Михайлович остался жить и работать в родном Ленинграде, занимаясь реставрацией предметов живописи и памятников архитектуры. Период 1957–1961 годов в творческой биографии художника был посвящен работе в творческой мастерской КЖОИ ЛОХФ, где он писал пейзажи для реализации через художественные салоны города и выполнял различные творческие заказы на портреты. Начиная с 1961 года и уже до конца жизни художник трудился в художественно-оформительской мастерской № 2, где занимался проектированием и выполнением музейных и выставочных экспозиций. При его участии, в частности, были выполнены экспозиции музеев здравоохранения в Ленинграде и Караганде, мемориальных музеев И. П. Павлова в Ленинграде, Колтушах и Рязани.
«Псковская земля», 1959 год, холст, масло, 65 х 110 см., Псковский государственный объединенный историко-архитектурныйи художественный музей-заповедник.

При этом Евгений Михайлович продолжал и активную творческую деятельность, участвуя в различных художественных выставках и демонстрируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Пробуя свои силы в разных художественных жанрах и техниках, Поздняков постепенно стал отдавать предпочтение в своем творчестве жанру пейзажа, главной темой которого стали живописные окрестности Малоярославца и Красного Холма. Поздняков тяготел к панорамным пейзажам с широким охватом пространства, с изображением множества ясно читаемых планов. Использовал разнообразную фактуру письма. В стилистическом отношении опирался на опыт русской пейзажной живописи конца XIX — начала XX века.
«Заготовка кругляка» 1960-е годы, холст, масло, 33,5 х 51, 5 см., Вологодская областная картинная галерея.

«Колесо спустило», 1960-е годы, картон, масло, 32 х 70 см., Музейный комплекс имени И.Я. Словцова, Тюмень.

«Сельский пейзаж», 1960-е годы, картон, масло, 23,5 х 46 см., Самарский областной художественный музей.

Творческое наследие Евгения Позднякова обширно и многогранно, однако, при всем этом особого внимания заслуживают картины «Набережная в Рыбинске» (1957), «Дворик в Малоярославце», (1959), «Пионы» (1959), «На Юкковских холмах» (1967), «Весенний мотив. Юкки» (1968), «Дождливый день в Терентьево» (1979), «Свежий день на озере Имандра» (1981), «Большая вода в Малоярославце» (1984), «Весенний разлив в Малоярославце», «Апрель в Юкках» (обе 1985), ярко и наглядно показывающие художественный потенциал и технические возможности мастера. В 1985 году Евгений Михайлович Поздняков был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
«Пионы», 1959 год, холст, масло, 76,5 х 83,5 см., частное собрание.

Евгений Михайлович Поздняков скончался в Ленинграде весной 1991 года.
Сегодня его произведения украшают экспозиции многочисленных художественных и краеведческих музеев России, а также частные собрания в России, Германии, Великобритании, США и других странах.
«Мечтатель», 1960-е годы, картон, масло, 43,5 х 31 см., Ярославский художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1987.
2. Центральный государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф.78. Оп.8. Д.395.
3. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: Союз художников России, 2000.
4. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица. Кафедра монументально-декоративной живописи. СПб.: Искусство России. 2011.
5. Русская зима. Живопись. Выставка произведений петербургских художников: каталог. СПб.: Мемориальный музей Н. А. Некрасова, 1995.
6. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
«Деревья ветераны», 1954 год, холст, масло, 57 х 70 см., частное собрание.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»