Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 443. Лавский Иван Иванович (Ivan Lavsky) (1919-1977).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Иван Иванович Лавский — замечательный советский живописец, график, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Иван Лавский родился в Екатеринославе. Учился в Днепропетровском художественном училище, занимаясь живописью у Михаила Панина. Фронтовик. Орденоносец. В 1946–1949 годах занимался в студии ленинградского Дома офицеров у М. И. Авилова и А. Р. Эберлинга.

С 1947 года Иван Лавский участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал городские и ландшафтные пейзажи, жанровые и тематические композиции, этюды с натуры. В 1956 году был принят в члены Ленинградского союза художников. С 1957 года работал по договорам с Ленинградской организацией Художественного фонда РСФСР. Совершил творческие поездки в Старую Ладогу, Горячий Ключ, Гурзуф, Мончегорск, в Среднюю Азию.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Италии, Великобритании, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Иван Иванович Лавский родился 23 августа 1919 года в Екатеринославе в простой рабочей семье. О родителях Ивана достоверных сведений практически не сохранилось. Известно лишь, что оба они работали на Екатеринославском металлургическом заводе, а глава семьи в свое время входил в один из отрядов Красной гвардии, сформированных из рабочих завода еще в декабре 1917 года для борьбы с частями гайдамаков. Он также принимал участие в установлении советской власти в Екатеринославе, которая окончательно пришла в город в декабре 1919 года.

Детские и юношеские годы Ивана Лавского прошли в родном Екатеринославе, городе со славной героической историей, возведенном во славу Екатерины II Великой усилиями влюбленного в нее светлейшего князя Г. А. Потёмкина. Здесь Иван верховодил ватагой мальчишек, гоняя по тихим и уютным окраинным улицам города на горе близ Днепра. Здесь, когда пришло время, пошел в школу. Здесь, удивляясь неизвестно откуда взявшейся смелости, мечтал стать летчиком, как и все без исключения его друзья, здесь же делал первые робкие наброски на холст красот окружающих город пейзажей, когда неожиданно для многих решил связать свою жизнь с искусством.
«У Комаровского моста», 1961 год, картон, масло, 12,5 х 17,5см., частное собрание.

В 1926 году Екатеринослав был переименован в Днепропетровск в честь видного партийного деятеля тех лет Г. И. Петровского, а в 1935 году после окончания восьмилетки уже в Днепропетровске Иван Лавский поступил в Днепропетровской художественное училище. Это вызвало вполне законное удивление и у друзей, и у родителей, не имевших никакого отношения ни к искусству, ни к живописи. А причиной такого решения шестнадцатилетнего юноши, путь которому с рождения, казалось, был предначертан на завод, стало его страстное увлечение рисованием, пришедшее еще в школе. Родители не препятствовали этому увлечению, считая его мимолетным и несерьезным, как и многое в детские годы. Жизнь, однако, показала, что они сильно ошибались…
«Дюны», 1961 год, картон, масло, 12,5 х 17,5 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

В художественном училище судьба подарила Ивану Лавскому встречу с замечательным человеком, прирожденным педагогом, замечательным русским живописцем Михаилом Никитичем Паниным (1877–1963) – основателем художественной школы в Екатеринославе. Ученик Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) и Василия Евмениевича Савинского (1859–1937), с отличием окончивший в 1911 году Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, Михаил Панин 1925 году переехал в Екатеринослав и организовал там рабфак, впоследствии преобразованный в художественно-педагогический техникум. Панин стал его первым директором. В 1935 году техникум был переименован в Днепропетровское государственное художественное училище, ставшее в наши дни Днепропетровским государственным театрально-художественным колледжем. Михаил Панин оценил природное дарование своего нового ученика и многое сделал для его раскрытия. Именно его впоследствии Иван Лавский считал своим главным учителем, неизменно вспоминая с большой теплотой и уважением.
«Рота ушла вперед», 1962–1965 год, холст, масло, 110 х 141 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1939 году после окончания училища Иван Лавский был призван на действительную службу в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Службу проходил в Сибирском военном округе в городе Барнауле. С началом войны был переброшен в июле 1941 годы в действующую армию. Служил пулемётчиком, командиром отделения. Был награждён правительственными наградами. В 1943 году был откомандирован с фронта на учебу в Ленинградское военно-инженерное училище имени А. А. Жданова, по окончании которого зачислен на сверхсрочную службу в понтонно-мостовой полк. В 1950 году был направлен на учебу в Высший военно-педагогический институт имени М. И. Калинина в Ленинграде, а в октябре 1956 уволен с военной службы в запас.
«Крейсер «Аврора» на Неве», 1960 год, картон, масло, 12,5 х 17,5 см., Музей истории Санкт-Петербурга.

В 1946–1949 годах занимался в студии ИЗО при ленинградском Доме офицеров у замечательных педагогов студии тех лет Михаила Ивановича Авилова (1882–1954) и Альфреда Рудольфовича Эберлинга (1872–1951), много сделавших для раскрытия художественного потенциала своего ученика и его всестороннего творческого развития. С 1947 года Иван Иванович Лавский активно участвовал в различных выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Пробовал себя в разных художественных жанрах и техниках. Писал городские и ландшафтные пейзажи, жанровые и тематические композиции, этюды с натуры.
«Художник Татаринов Г.А. Дружеский шарж», Выставка «Ленинградские художники пишут сами себя и друг друга», 15 х 10 см, бумага, тушь, перо, 1975 год.

После увольнения в запас все свое время посвятил творчеству. В 1956 году Лавский был принят в члены Ленинградского союза художников. С 1957 года работал по договорам с Ленинградской организацией Художественного фонда РСФСР. Совершил творческие поездки в Старую Ладогу, Горячий Ключ, Гурзуф, Мончегорск, в Среднюю Азию. В 1947–1949 годы принимал участие в многочисленных выставках военных художников, представлял отечественное искусство на международной художественной выставке в Будапеште в 1960 году, участвовал в выставке «Советская Россия» в 1960 году, всесоюзной выставке акварели в 1970 году и многих других.
«Художник Лев Эвентов. Дружеский шарж», Выставка «Ленинградские художники пишут сами себя и друг друга», 15 х 10 см, зеленоватая бумага, бумага, перо, тушь, 1976 год.

При этом наибольшего признания Иван Лавский добился в жанре натурного этюда. В этих пленэрных работах в полной мере проявилось мастерство, с которым художнику удавалось решать сложнейшие задачи живописи: передачу настроения пейзажа и главных отношений, определяющих его колорит. Яркая отличительная особенность живописи Лавского — композиционное и колористическое мастерство, свободное оперирование большими пятнами цвета, умело привносящими в работы художника особый декоративный эффект.
«Художник Лякин Т.П. Дружеский шарж», выставка «Ленинградские художники пишут сами себя и друг друга», 15 х 10 см, бумага, тушь, перо, 1975 год.

Творческое наследие художника обширно и многогранно. При этом особого внимания заслуживают произведения «Тёплый день. Парголово» (1954), «На набережной Макарова» (1956), «На Неве», «Площадь Островского. Ленинград» (обе 1960), «Пляж в Гудауте», «Ветреный день» (обе 1962), «Перевал» (1967), «Ленинград. Дождик» (1968), «Пейзаж с рекой» (1970), «Яхт-клуб» (1970), «Волхов у Старой Ладоги» (1972), «Сельцо Горки» (1973), «Белая Ночь» (1977), ярко характеризующие художественное мастерство и творческий потенциал мастера.
«Яхт-клуб», 1970 год, картон, масло, 46 х 56 см., Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

Иван Иванович Лавский скончался 10 октября 1977 года в Ленинграде на 59-м году жизни. Произведения художника украшают экспозиции многочисленных художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также частные собрания в России, Японии, Италии, Великобритании, Франции и других странах.
«Большая охта», 1961 год, холст, масло, Государственный музей изобразительного искусства Республики Татарстан.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1954 года: каталог. Л.: Изогиз, 1954.
2. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года: каталог. Л.: ЛССХ, 1956.
3. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
4. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963.
6. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
«Пляж в Гудауте», 1962 год, картон, масло, 12,5 х 17,5 см., Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.М. Машкова.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»