Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 442. Роскин Владимир Осипович (Vladimir Roskin) (1896-1984).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Осипович Роскин — замечательный советский живописец, один из столпов советского плаката, мастер архитектурно-художественного проектирования.
Владимир Роскин родился в Москве. В 1913 году посещал воскресные классы Строгановского училища, в 1915 году учился в школе Фёдора Рерберга, в 1916 году — в студии Ильи Машкова. В 1915 году поступил в натурный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В первые годы после революции Роскин много путешествовал по России с лекциями о современном искусстве и отбирал работы авангардистов для коллекций провинциальных музеев. По приглашению В. Маяковского сотрудничал в Окнах РОСТА, позже в Окнах Главполитпросвета. Работал художником-оформителем на крупных международных выставках: в Лондоне (1930 год), на Международной выставке пушнины в Лейпциге (1932 год), на Всемирной выставке в Париже (1937 год), где получил гран-при, на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1938 год). В 1967 году за поддержку молодых художников, и в частности Оскара Рабина, был уволен с поста председателя художественного совета КДОИ, но продолжал писать до последних дней своей жизни. Работал в книжной графике, сценографии, станковой живописи, дизайне интерьера.

Рассказ об этом замечательном художнике, чьи работы входят в собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея В. В. Маяковского, Государственного литературного музея, галереи Ореады Les Oreades, Британского музея, а также находятся в российских и зарубежных частных коллекция, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Владимир Осипович был одним из первых даровитых оформителей книг Маяковского, с которым его связывали тесная дружба и карты. У этих художников хватало вкуса не ломаться под Маяковского, которого они боготворили, английский же стиль возник как самозащита. Все они принадлежали к авангарду и, не желая в годы торжества фотографического реализма отступиться от собственного лица, подались в оформители и если не вовсе забросили станковую живопись, то уже не выставлялись: маска невозмутимого, молчаливого джентльмена хорошо скрывала разочарование» (Юрий Нагибин).
«Автопортрет», 1918 год, холст, масло, 88 х 71,5, Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар.

Владимир Осипович Роскин родился 17 мая 1896 года в Москве в семье присяжного поверенного Московской судебной палаты Иосифа Гершевича (Григорьевича) Роскина и Веры Львовны Роскиной (урождённая Ривка Лейбовна Дынкина). Глава семьи был известным в Москве адвокатом, много времени посвящал судебной практике, поэтому ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, а у Владимира было еще два брата, занималась его супруга.
«Полёт Уточкина», 1972 год, холст, масло, частное собрание.

Вера Львовна всеми силами стремилась создать дома условия для всестороннего развития детей, привить хороший вкус и чувство прекрасного. Она занималась с ними музыкой и словесностью. В семье поощрялось любое проявление творчества, поэтому, когда Владимир увлекся рисованием, мама отнеслась к этому с большой радостью, тем более что она сама неплохо писала акварелью на любительском уровне. Видя несомненное природное дарование среднего сына, в 1913 году Вера Львовна настояла на том, чтобы Владимир наряду с обучением в реальном училище начал посещать воскресные классы Строгановского училища, имевшего славную историю: учебное заведение было основано в Москве графом С. Г. Строгановым в далеком 1825 году и изначально именовалось Школой рисования в отношении к искусствам и ремёслам.
«Карнавал в гавани», 1978 год, холст, масло, 85 х 78 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

Школа была рассчитана на 360 человек, и на начальном этапе существования в ней имелись три специализации: черчение, геометрия, рисование машин; рисование фигур и животных; рисование цветов и украшений. В 1830 году появился класс технического набивного рисунка, а в 1837 году — класс «лепления из глины украшений и фигур». В 1843 году Строганов передал школу в ведение государства. Ее преобразовали во Вторую рисовальную школу и заложили традицию комплектации преподавательских кадров из собственных воспитанников.
«19 год — мой паёк продано», 1974 год, ходст, масло, 95 х 100 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва

В 1860 году училище объединилось с первой рисовальной школой в Строгановское училище технического рисования. Авторитет училища как поборника национального искусства был подтвержден почетными дипломами за экспозиции училища на выставках в Вене в 1873 году и на Всемирной выставке в Филадельфии в 1876 году.
«Парашютисты», 1965 год, холст, масло, 87 х 103 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

В 1918 году Строгановское училище будет преобразовано в Первые свободные государственные художественные мастерские, затем, в 1920 году, на базе первых и вторых (бывшее МУЖВЗ) свободных государственных художественных мастерских будет организован ВХУТЕМАС, далее, в 1928 году, реорганизованный в Высший художественно-технический институт — ВХУТЕИН. В 1945 году Строгановское училище будет воссоздано под назва¬нием Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), в 1992 году будет переименовано в Московский художе¬ственно-промышленный институт имени С. Г. Строганова, а в 1996 году — Московский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова.
«Натюрморт с красной рыбой», 1975 год, холст, масло, 75 х 85 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

Все это будет в будущем, а пока лучшего места для получения азов начального художественного образования для начинающего таланта трудно было себе представить. В 1915 году Владимир Роскин начал посещать занятия в частном училище известного русского художника и педагога Фёдора Ивановича Рерберга (1865–1938), где помимо занятий по рисунку и живописи слушал лекции по истории искусства. Училище было открыто основателем в 1906 году. Позже в 1929 году училище Ф. И. Рерберга будет преобразовано в Государственные курсы живописи и рисунка Бауманского отдела народного образования.
«Столетник, хлеб, молоко», 1976 год, холст, масло, 103 х 85 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

В 1916 году Роскин продолжил свое обучение в частной художественной студии выпускника МУЖВЗ Ильи Ивановича Машкова (1881–1944). Ученик Валентина Серова (1865–1911), Константина Коровина (1861–1939) и Апполинария Васнецова (1856–1933), Машков преподавал с 1904 года, а частные уроки давал вплоть до сентября 1917 года. Из тех, кто учился у него рисованию, Машков выделял немногих: «…занимались серьезно Фальк, Грищенко, Фёдоров Мильман, Роскин, Татлин, Осмёркин, Блюменфельд, Родионов, Королёв». В 1916 году Владимир Роскин поступил в натурный класс МУЖВЗ.
«Москва вечерняя». 1967 год, картон, масло, 95 х 95 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

Октябрьский переворот Владимир Роскин встретил с настороженностью. С одной стороны, пугала полная неопределенность даже ближайшего будущего, а с другой — поражал и удивлял искренний энтузиазм восставшего народа. Ломалось все: устои, идеалы, представления и стереотипы, авторитеты. Новому народу требовалось новое искусство, освобожденное от буржуазных предпочтений и старой морали. В первые послереволюционные годы Роскин с головой погружается в работу отдела народного образования Московского совета, позже выступая в качестве инструктора школьного отдела изобразительных искусств в Наркомпросе.
«Натюрморт с красным чайником», 1917 год, холст, масло, 80 х 75 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

В эти годы отделом ИЗО Наркомпроса формировались коллекции губернских музеев и всевозможных художественных школ на местах. Роскин много путешествовал по России с лекциями о современном искусстве и отбирал работы авангардистов для коллекций провинциальных музеев, которые просили привозить им образцы нового, «левого» искусства: произведения К. Малевича, М. Шагала, В. Кандинского, В. Татлина, О. Разановой, А. Родченко, В. Степановой, П. Кончаловского, А. Лентулова, Р. Фалька и других.
Натюрморт «Мой стол», 1982 год, холст, масло, 90 х 70 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

В это время по приглашению Владимира Маяковского Роскин начал свое сотрудничество в Окнах РОСТА. В начале 1920 года выходят из печати его первые плакаты в Окнах: «В Америке сытно, в России голодно, но из Америки в Россию едут 15000 рабочих…», «В Германии независимых было два сорта: одни не боялись ни какого черта» (текст Рита Райт), «Рабочие и крестьяне, запомните истину эту: надо идти на фронт, надо помочь фронту, кроме самих себя у нас помощников нету» (текст Рита Райт). С большим увлечением работает художник и над оформлением театральных постановок в столице, выступает также художником-иллюстратором произведений Бориса Пастернака, Юрия Олеши, Алексея Толстого и других.
«Натюрморт с двумя зеркалами». 1980, 77 х 85 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

1921 год в творческой биографии художника отмечен началом его сотрудничества с Окнами Главполитпросвета, где большими тиражами печатаются ого плакаты «Дорога к социалистическому строю», «Когда говоришь о товарообмене…», «Декрет об обязательном оспопрививании», «Для возрождения экономической мощи страны…» (текст Владимира Маяковского), «Ремонтируй с.-х. инвентарь. Получишь хлеб!» (текст Риты Райт). Дружба с Маяковским выдвигает Роскина в число первых оформителей его книг.
«Кофе в мастерской», 1979 год, холст, масло, 84 x 75 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

В конце 1930-х годов Роскин принимает активное участие в оформлении различных выставок молодой республики Советов за рубежом: в 1928 году — Международной выставки печати «Пресса» в Кёльне, в 1930 году — советского отдела Международной выставки авиации в Берлине. Кроме этого, Роскин работал художником-оформителем на крупных международных выставках: в Лондоне (1930 год), на международной выставке пушнины в Лейпциге (1932 год), на Всемирной выставке в Париже (1937 год), где получил гран-при, на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1938 год), где он совместно с К. Сапегиным оформлял зал «Трудовые резервы», и других.
«Красное солнце», 1968 год, хзолст, масло, 78 х 88 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

22 июня 1941 года Владимир Осипович встретил в Москве. В начале Великой Отечественной войны вместе с семьей был эвакуирован в Уфу, затем в Свердловск. В 1941 году на фронте погиб младший брат Владимира Роскина. В 1943 году после успехов Красной армии на фронтах Владимир Осипович с семьей возвратился из эвакуации в Москву, в свою квартиру в переулке Малый Головин, в доме 12, что между Костянским переулком и Сретенкой — от Сретенки по направлению к Кировским воротам. Вернулся и с горечью узнал, что во время войны погибло собрание работ, оставленных им перед отъездом. В 1944 году Роскин совместно с Алексеем Левиным (1893–1967) оформлял выставку-праздник «Годовщина освобождения Донбасса от гитлеровских захватчиков» в Сталино, приуроченную к первой годовщине освобождения Донбасса.
«Театральный натюрморт», 1978 год, холст, масло, 85 х 103 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

1960-е годы в творчестве Владимира Роскина были посвящены созданию графики на газетных страницах. В 1967 году художника назначили председателем художественного совета Комитета декоративно-оформительского искусства, правда, в этом же году он был отстранен от должности за поддержку художника Оскара Рабина. В начале 1970-х годов Роскин делает эскиз панно «Маяковскому посвящается» для новой экспозиции музея Владимира Маяковского в Лубянском проезде, а затем создает ряд картин, в которых словно прослушивает прошлое и мечтает стать неким его летописцем. Он продолжал писать до последних дней жизни.
«Я слышу голоса» 1974 год, холст, масло, 90 х 83 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

Владимир Осипович Роскин скончался летом 1984 года в Москве и был похоронен на Введенском кладбище. Сегодня произведения художника украшают экспозиции ГМИИ имени А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея В. В. Маяковского, Государственного литературного музея, галереи Les Oreades Ореады, Британского музея, а также находятся в российских и зарубежных частных коллекциях.
Могила художника Владимира Осиаповича Роскина на Введенском кладбище столицы.

В феврале 2010 года в выставочном зале Российской академии искусств открылась выставка произведений Владимира Роскина «Я слышу голоса». На выставке была представлена экспозиция, включавшая 50 полотен художника. Выставка прошла с большим успехом, поскольку представила московским любителям живописи наиболее значительное собрание произведений художника, в которых мастер стремился передать дух преобразования, мечту о новых городах и новой жизни человечества.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений Владимира Осиповича Роскина. Живопись, графика, декоративно-оформительское искусство: каталог выставки / Московская орг. Союза художников РСФСР [авт. вступ. ст. Я. Белопольский]. М.: Советский художник, 1977.
2. Роскин В. Наша молодость // Литературное обозрение. 1993. № 6.
3. Владимир Осипович Роскин, 1896–1984. Живопись. Графика. Декоративно-оформительское искусство / авт. ст.: В. С. Турчин. М., 2003.
4. Роскина Н. Архивные письма Натальи Роскиной. Университет и литературные объединения // Чайка. 2016. 2 октября.
5. Турчин В. С. Художник Владимир Роскин // Г.О.С.Т. 1996.
6. Рабочие и крестьяне, запомните истину эту: надо идти на фронт, надо помочь фронту, кроме самих себя у нас помощников нету: плакат [худож. В. О. Роскин, текст Р. Я. Райт]. М.: РОСТА, 1920 [сентябрь]. № 341.
7. Для возрождения экономической мощи страны…: плакат [ худож. В. О. Роскин, текст В. В. Маяковского]. М.: Главполитпросвет, 1921 [июль]. (Окно Главполитпросвета, № 230).
«Натюрморт с палитрой», 1979-83 годы, холст, масло, 85 х 76 см., Галерея «Les Oreades-Ореады», Москва.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»