Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 441. Сорин Савелий Абрамович (Savely Sorin) (1878-1953).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Савелий Абрамович Сорин — замечательный российский художник-портретист.

Савелий Сорин родился в городе Полоцке Витебской губернии. В 1896–1899 годах учился у К. К. Костанди в Одесской художественной школе. С 1899 года занимался в Высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ у И. И. Творожникова и В. Е. Савинского, затем в мастерской И. Е. Репина. В 1907 году за картину «Вдохновенная минута» был выпущен из Академии со званием художника и правом пенсионерской поездки за границу, побывав в 1908 году в Голландии и Франции.

В 1911 году работы Сорина экспонировались на Всемирной выставке в Турине, Италия. В 1913, 1915 и 1917 годах художник принял участие в выставках объединения «Мир искусства» в Петербурге, в конце 1917 года — в выставке Нового общества художников в Петрограде. Также экспонировался на выставках ТПХВ. Весной 1920 года уехал в Париж, где быстро получил известность в европейских художественных кругах. В 1922–1923 годах Сорин выставлял свои работы на Осеннем салоне, в 1926–1930 — на салоне Тюильри. В 1920–1930 годах провел ряд персональных выставок в галереях Парижа и Лондона. Во время Второй мировой войны поселился в США.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Люксембургском музее в Париже, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Государственной Третьяковской галерее, а также в частных собраниях, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«И это делает искусство Сорина особенно симпатичным. Оно при этом овеяно духом легкой беллетристики. Если он начинал работу над портретом, то доводил до большой интенсивности характеристики — очень глубокой интенсивности, но при этом он никогда не выставляет свою модель напоказ с какой-либо смешной и странной сторон. Этим он отличается от Серова… У Сорина такой предвзятости и не найти даже при очень углубленном изучении его произведений. Но это не мешает его характеристикам обладать большой значительностью и убедительностью…» (А. Н. Бенуа).
«Портрет Анатолия Дюбуа (мужчина в шляпе)», 1942 год, бумага на холсте, акриловая краска, 137 х 91 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Имя этого удивительного художника практически неизвестно сегодня широкому кругу любителей живописи нашей страны, а между тем его судьба — яркий пример того, как талантливый провинциальный еврейский юноша из самых низов смог подняться к вершинам художественного мастерства, прославив при этом свою страну и увековечив свое имя в одном ряду с выдающимися мастерами мирового искусства. Имя его — Савелий Абрамович Сорин, и родился он в России!
«Казачка», 1930-е годы, холст, масло, частное собрание.

Творчество Савелия Сорина — одна из наиболее ярких страниц отечественного наследия, притом, что на протяжении долгих лет имя его незаслуженно замалчивалось в отечественных публикациях, а работы, даже находясь в коллекции наиболее известных отечественных музеев, практически никогда не попадали в действующие экспозиции по различным надуманным причинам. Яркий пример тому — Государственная Третьяковская галерея, располагающая двадцатью прекрасными соринскими портретами, подаренными его вдовой в начале 70-х годов, и определившая их на постоянное хранение в музейные запасники по причине того, что художник был эмигрантом.
«Философ Лев Шестов», 1922 год, бумага на холсте, цветные мелки, графит, 56.5 x 47.6 см., дар А. Сориной 1954 год. Метрополитен музей, США.

Были времена, когда Сорин был хорошо известен в СССР, но после эмиграции любую информацию о нем стали искоренять с упорством и последовательность, достойных лучшего применения. Но, как говорится, нет худа без добра. Вполне возможно, что именно отъезд художника за границу в преддверии страшного террора спас нашему герою жизнь. И не любовались бы мы его шедеврами сегодня, и не о чем было бы вести сегодня наше повествование. Как бы там ни было, но попытаемся сегодня восстановить историческую справедливость в отношении нашего выдающегося «трижды прославленного» соотечественника.
«Портрет киноактрисы Наталии Кованько», 1923 год, холст, масло, Донецкий областной художественный музей.

Почему «трижды прославленного»? Судите сами: сначала Сорину удалось прославиться как портретисту в России. Потом, когда после Октябрьского переворота ему пришлось эмигрировать во Францию, художник и там добился большого успеха и прославился. Наконец, спасаясь от угрозы фашистской оккупации, он пересек океан и оказался в США, где его причислили к «Галерее величайших художников Америки». Савелий Сорин был живописцем и графиком, писал портреты и пейзажи, рисовал книжные иллюстрации, прославился как портретист.
«Портрет Ванды Вейнер (Быховец)», 1916 год, сангина, черный и белый мел на бумаге, 93,5 x 68 см., Государственный музей изобразительных искусств и́мени А. С. Пушкина, Москва.

Савелий Абрамович Сорин родился 14 февраля (26 февраля по новому стилю) 1878 года в Полоцке Витебской губернии в небогатой еврейской семье. Его отец был известным в городе портным, мать состояла в секте молокан, являвшихся последователями одного из течений христианства. Молокане представляли собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении и соблюдаемых праздниках. Отец Савелия хотел, чтобы сын пошел по его стопам, поэтому его увлечение рисованием воспринял крайне негативно, считая художественное «каляко-маляние» пустой тратой времени. С матерью, полностью поддерживавшей отца, у Савелия были сложные отношения, напряженность которых с годами только усиливалась.
«Портрет девочки», 1910-е годы, пастель, 63 х 85 см., Тбилисский художественный музей.

В 1894 году шестнадцатилетний Савелий, окончательно рассорившись с родителями, покинул отчий дом и ушел куда глаза глядят. Два года он скитался по различным городам центральной России. Жил в Туле, Орле, бродяжничал, брался за любую работу, чтобы добыть денег на пропитание, нередко голодал. Отказывая себе во многом необходимом, юноша регулярно тратил деньги только на бумагу и карандаши, не в силах отказать себе в увлечении, не покидавшем его с детских лет. Рисовал он все, что видел, рисовал увлеченно, иногда выполняя и случайные заказы на портреты. Узнав в 1896 году о существовании художественного училища имени Великого князя Владимира Александровича, отправился в Одессу, в знаменитый город у моря, который на последующие три года великодушно приютил гостя.
«Портрет художника графа Андрея М. Ланского», 1936 год, бумага на холсте, акварель, графитный карандаш, белила, 118 x 94 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Приемом учеников в Одесское художественное училище в те годы занимался известный на юге и в столице украинский живописец греческого происхождения, основатель Товарищества южнорусских художников, академик Кириак Константинович Костанди (1852–1921), занимался он этим в высшей степени серьезно и крайне придирчиво: из пяти претендентов четырех неизменно заворачивал назад. Худенький и угловатый Сорин его совсем не впечатлил. Даже не взглянув на новенького, он просто протянул ему бумажный лист и сказал: «У вас пять минут, нарисуйте что-нибудь…» Савелию хватило трех минут, чтобы… беглыми штрихами нарисовать портрет самого академика.
«Портрет балерины Ольги Спесивцевой», 1917 год, акварель, белила, сангина, пастель на бумаге, 68 x 55 см., Музей М.Глинки, Москва.

Видавший виды живописец только восхищенно покачал головой и без лишних разговоров принял дерзкого мальчишку в свои ученики. А это, надо сказать, дорогого стоило, ведь учениками прославленного мастера были Алексей Шовкуненко (1884–1974), Иван Шульга (1889–1956), Амшей Нюренберг (1887–1979) и многие другие известные представители южной школы. Костанди был удивительным художником, полотна которого были построены на стыке мастерства и понимания трагичности бытия, и характеризовались широким спектром социальных проблем, которые трогали и волновали. Опытный педагог сразу оценил природное дарование своего нового ученика, много занимался с ним, не жалея ни сил, ни своего личного времени. Он, как опытный огранщик, кропотливо превращал из природного драгоценного камня абсолютное совершенство художественного вкуса и технической подготовки.
«Портрет В.М.Соловьева», 1915 год, бумага, графитный карандаш, акварель, уголь, сангина, белила. 58.8 X 39.5 см., Екатеринбургский художественный музей.

Три года продолжалась учеба Савелия Сорина в Одесском художественном училище, и когда в 1899 году он окончил учебное заведение с золотой медалью, дававшей право поступления в Императорскую Академию художеств (ИАХ) без экзаменов, путь его лежал в столицу империи, навстречу новым вызовам и событиям. В 1899 году начался период его обучения в Высшем училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств у замечательного живописца-жанриста Ивана Ивановича Творожникова и известного в те годы русского живописца, графика, профессора и действительного члена Императорской Академии художеств Василия Евмениевича Савинского (1859–1937), а позже — в мастерской самого Ильи Ефимовича Репина (1844–1930).
Савелий Сорин тщательно изучал и кропотливо осваивал эстетические принципы, методы и приемы классической живописи и рисования во время учебы в Императорской Академии художеств.
«Портрет княжны Элисо Дадиани», 1919 год, бумага на холсте, смешанная техника, Национальный музей изобразительных искусств Грузии. Тбилиси.

Это видно по уже ранним работам Сорина, например, по портрету Максима Горького. В 1902 году, еще, будучи учеником, Сорин исполнил в Арзамасе один из первых портретов Максима Горького. Исполненная студентом работа выглядит так, будто ее сделал уже вполне зрелый мастер репинской школы. Позже уже с подачи Репина студенту Сорину было предложено участвовать во Всемирной выставке в Сент-Луисе США в 1904 году. Эта выставка — первая международная выставка Савелия Cорина, и этот портрет мало кому тогда в Америке известного человека (М. Горького), написанный никому не известным художником, привлек внимание и был куплен богатым коллекционером, а позже передан Музею изящных искусств имени Юнга города Сан-Франциско, где он хранится и по сей день. В 1907 году за картину «Вдохновенная минута» Савелий Сорин был выпущен из Академии со званием художника и правом пенсионерской (за государственный счет) поездки за границу. В 1908 году Сорин воспользовался предоставленным правом и выехал за границу, посетив Голландию и Францию, где сумел отточить свое мастерство и приобрести многочисленных друзей в мире искусства.
«Портрет М.Горького», 1902 год, холст, масло, 77.5 Х 95.3 см., Музей изящных искусств им. Юнга, Сан-Франциско, США.

Уже в начале творческой карьеры Савелий Сорин определился как живописец-портретист. В 1900–1910 годах художник исполнил портреты Ф. И. Шаляпина, А. А. Ахматовой, А. С. Лурье, Т. П. Карсавиной, князя С. М. Волконского, княгини О. К. Орловой, баронессы Ю. Т. Штейнгель и многих других. Произведения художника часто репродуцировались в журналах «Солнце России», «Столица и усадьба», «Аполлон». В 1911 году работы Сорина экспонировались на Всемирной выставке в Турине. В 1913, 1915 и 1917 годах он принимал участие в выставках «Мира искусства» в Петербурге, в конце 1917 года — в выставке Нового общества художников в Петрограде. Также экспонировался на выставках ТПХВ. И хотя в то время в России и Европе работало много талантливых художников, к мольберту Сорина выстроилась целая очередь желающих портретироваться.
«Портрет Тамары Карсавиной в балете «Сильфиды», 1911 год, холст, масло, Театральный музей им. Бахрушина. Москва.

Работу в Петербурге совмещала с выступлениями в «Русских сезонах» в Париже, впоследствии в «Русском балете» Сергея Дягилева, где в течение многих лет исполняла ведущие партии. Была музой балетмейстера М. М. Фокина, ее партнером был В. Ф. Нижинский.
Для нее ставил и другой балетмейстер дягилевской антрепризы Л. Ф. Мясин . Ее ум и талант высоко ценил сам Дягилев – она была его близким другом и единственной женщиной в «художественном совете» его антрепризы. В 1918 г. она навсегда покинула Россию и осела в Англии, где и провела большую часть жизни. Автор интереснейших мемуаров, учебных пособий по методике классического танца. Являлась вице-президентом Королевской академии танца. В 1917 году Сорин в Ялте исполнил портрет графини Орловой. До Сорина Орлову писали Валентин Серов и Леон Бакст, но и работа Савелия Сорина удостоилась восторженного одобрения. Знаменита актриса русского немого кино и камерного театра, художник прикладного искусства и живописец Вера Артуровна Судейкина (1888–1982) так писала в своем крымском дневнике: «Когда Сорин приносит портрет Орловой, все восхищаются — он действительно изумителен».
«Портрет графини О.К. Орловой», 1917 год, бумага на коленкоре, графика, карандаш, сангина, белила, акварель, 95 × 77 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Октябрьский переворот Савелий Сорин не принял, а сами революционные события произвели на художника тягостное впечатление. Он уехал в Крым, где в 1918 году познакомился и подружился с молодым офицером добровольческой армии, героем Первой мировой, георгиевским кавалером князем Сергеем Петровичем Оболенским. В тот момент у князя совершенно не было денег, и когда художник предложил написать его портрет, тот смущенно отказался — нечем платить. Но Сорин был непреклонен: «Я напишу Вас бесплатно» и сделал карандашный портрет типичного белогвардейца, позже получивший большую известность.
«Портрет Белого офицера, князя С.П. Оболенского, Крым», 1918 год, бумага на холсте, карандаш, частное собрание.

Некоторое время художник жил в Ялте, где в 1918 году был экспонентом выставки «Искусство в Крыму». В 1919 году переехал в Тифлис, там встречался с С. Ю. Судейкиным, В. В. Каменским, Н. Н. Евреиновым. Принял участие в выставке «Малый круг». 8 мая 1920 года Сорин выехал вместе с Судейкиными из Батума в Марсель на пароходе «Souirah», и 20 мая они прибыли в Париж.
«Портрет княжны Ирины Оболенской (леди Беддингтон)», 1948 год, бумага на холсте, акварель, карандаш, 80.5 x 64.5см., частное собрание.

Там он быстро снискал известность в европейских художественных кругах. В 1922–1923 годах Сорин выставлял свои работы в популярном Осеннем салоне, в 1926–1930 годы — в салоне Тюильри. Постоянно участвовал в вернисажах русских художников-эмигрантов, в том числе в 1927 году выставил свои картины в старейшей художественной галерее Парижа — «Бернхейма», где проходила последняя выставка общества «Мир искусства».
«Портрет неизвестной под деревьями», 1911 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Савелий Сорин хорошо знал новые тенденции в живописи, дружил с П. Пикассо, А. Модильяни, с художниками-абстракционистами, с художниками Парижской школы, с монпарнасскими художниками и другими западными и российскими авангардистами. Из соотечественников был близко знаком с М. Шагалом, Х. Сутиным, А. Бенуа, А. Шервашидзе, С. Судейкиным, Б. Григорьевым, К. Коровиным, К. Петровым-Водкиным, А. Яковлевым, В. Шухаевым и другими. Но он не примыкал ни к одному из художественно-идеологических объединений или направлений, хотя и участвовал вместе с некоторыми из этих художников в выставках. В парижский период эмиграции Савелий Сорин выполнил много портретов знаменитостей, в частности великих русских балерин Анны Павловой и Тамары Карсавиной, юмористической писательницы Надежды Тэффи, философа Льва Шестова, актрисы Вивьен Ли, получившей мировую славу после фильма «Унесённые ветром». А в 1929 году в Париже он снова встретился с князем Оболенским и сделал новый его портрет — на фоне хмурого осеннего неба и с куполами русской церкви на дальнем плане.
Портрет киноактрисы Вивьен Ли, 1930-е годы, холст, масло, 47.5 x 46 см., музей Савелия Сорина Монако.

В 1920–1930 годах Савелий Сорин провел ряд персональных выставок в галереях Парижа и Лондона. Часто бывал в США, подолгу жил в Нью-Йорке, его персональные выставки прошли в Бруклинском музее (1923), галерее «Вильденштайн» в Нью-Йорке (1927, 1934), Вашингтоне (1924), Питтсбурге (1924–1925), Чикаго (1927). В 1932 году принял участие в выставке современного русского искусства в Филадельфии. В 1931 году на проходившем в городе всех влюбленных — Париже конкурсе красоты среди девушек русской эмиграции «Мисс Россия» победу одержала 19-летняя Марина Шаляпина, дочь великого оперного певца, получившая заветный титул. Савелий Абрамович Сорин настоял на том, чтобы сделать ее портрет. Фёдору Ивановичу Шаляпину портрет дочери чрезвычайно понравился, и он, в свою очередь, заказал художнику и свой собственный.
«Портрет Марины Шаляпиной-Фредди(мисс Россия 1931 года) дочери Шаляпина», 1931 год, бумага на холсте, пастель, акварель, карандаш, 83 x 68 см., Музей Савелия Сорина, Монако.

В это самое время на родине художника стали забывать. Правда, однажды Игорь Грабарь назвал дамские портреты Сорина «гадостью неестественной». Возможно, Грабарю подобное творчество и было чуждым. Тем не менее, в 1924 году он все же признал: «Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет, музеи ищут его картины… Сорин в моде, Сорин в цене, Сорин мог бы быть доволен и почивать на лаврах… Но его счастье в том, что он недоволен и продолжает искать. Он знает, что в его вещах все еще немало банальной и дешевой красивости… Сорин очень упорен и может еще развернуться в неожиданном направлении».
«Портрет балерины Русского балета Монте-Карло Наталии Красcовской», 1934 год, бумага на холсте, акварель, белила, цветные карандаши, карандаш, Музей Савелий Сорина, Монако.

Савелий Сорин любил часто и подолгу бывать за океаном — в Нью-Йорке. В его судьбе огромную роль сыграл миллионер, меценат Отто Кон, обративший внимание на одаренного мастера. Благодаря поддержке мецената Савелий Сорин стал частым гостем знаменитой студии Роберта Чанлера в Нижнем Манхэттене, где собиралась художественная элита Нью-Йорка. Талантливые работы Сорина стали выставлять на художественных выставках русского искусства в Нью-Йорке, проходивших в 1923 году в Бруклинском музее и в 1924 году в Grand Central Palace.
«Портрет А.С.Лурье», 1943 год, бумага на холсте, смешанная техника, 138 x 92 см., Донецкий областной художественный музей. Артур Лурье — композитор, щеголь, остроумец и кумир чуть ли не всех женщин Серебряного века.

Необходимо отметить, что настоящую мировую известность Сорину принесла коллекция великолепных портретов Джорджа Баланчина, Михаила Фокина, Льва Шестова, Сержа Полякова. Также славились пленительные женские портреты Анны Павловой, Элеоноры Дузе, Лилиан Гиш, Надежды Тэффи. «Я никогда не видел ничего такого прелестного и волнующего, как лица этих женщин, если смотреть на них долго. Увы, нам редко выпадает такой случай: или нам не хватает времени, или даже нет понимания, что рассматривать следует долго», — писал о портретах работы Савелия Сорина французский журналист Александр Арснэ, посетивший в 1921 году выставку «Мира искусства» в Париже, где он впервые увидел эти работы. В 1929 году берлинское издательство выпустило альбом избранных произведений Сорина «Портреты».
«Портрет М. Фокина», 1928 год, бумага н холсте, графитный карандаш, акварель, белила, пастель, лак, 120 Х 102 см., Государственный русский мкзей, С-Петербург.

Судьба была благосклонна к талантливому художнику: выставки в Европе и Америке, многочисленные заказы от сильных мира сего. Когда началась война в Европе, Сорин смог уехать в Америку буквально на последнем пароходе. Вместе с другими деятелями русской эмиграции Сорин неоднократно делал взносы в Фонд помощи СССР и получил от Советского правительства грамоту «За вклад в победу над врагом», подписанную от лица страны А. Громыко, который в то время был послом СССР в США.
После войны Сорин продолжает активно работать, много ездит, готовит к изданию большой альбом своих лучших работ.
«Портрет Ф.М. Шаляпина», 1943 год, бумага на холсте, смешанная техника, 93 x 76 см., Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва. Дар А.С.Сориной, 1974 года.

Интересный факт: в оккупированном немцами Париже портрет балерины Анны Павловой работы Савелия Сорина, хранившийся в Люксембургском музее, привлек внимание рейхсмаршала Германии Германа Геринга, который увез его в свою резиденцию в Германию. После окончания войны портрет был возвращен во Францию.
«Портрет Анны Павловой в балете Сильфиды», 1924 год, холст, масло, Люксембургский дворец, Париж.

Савелий Сорин многократно участвовал в групповых и персональных выставках. Особенно удачно прошли ретроспективные выставки его картин в Нью-Йорке в 1942, 1948 и 1949 годах.
«Портрет В.К. Сомовой», 1936 год, бумага на холсте, смешанная техника, Государственый Русский музей, С-Петербург.

Многочисленные женские портреты Савелия Сорина поражали необыкновенной эмоциональностью. Каждое из них являлось гимном женской красоте. Огромное впечатление творения Сорина произвели на королевскую семью Великобритании. В послевоенные годы художник изредка приезжал в Париж, а в 1947 году ему пришло приглашение посетить королевский дворец в Лондоне: художнику был заказан портрет принцессы Эдинбургской Елизаветы, готовящейся ко вступлению в брак. Сорин написал его за месяц до свадьбы принцессы — нынешней королевы Великобритании Елизаветы II.
«Портрет принцессы Эдинбургской Елизаветы (будущей королевы Великобритании Елизаветы II)», 1948 год, бумага на холсте, акварель, собрание Букингемского дворца, Лондон.

В 1950 году Савелий Абрамович написал одну из лучших своих работ — портрет знаменитого подвижника православия и поэта русской эмиграции в годы Гражданской войны, «белого» воина, добровольца Вооруженных Сил Юга России, автора пронзительных духовных стихов, архиепископа Сан-Францисского Иоанна (в миру — князя Дмитрия Шаховского). Написанный за три года до смерти художника, он стал как бы лебединой песнью мастера. В нем проявились все высшие достижения Сорина-портретиста: тонкий психологизм, чуткое внимание к личности своего героя и умение передать на картине не просто внешние черты, но характер, сложный внутренний мир человека.
Портрет Архиепископа Сан-Франциско Иоанна (князя Дмитрия Шаховского), 1950 год, бумага на холсте, смешанная техника, 64 х 48 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

К наиболее удачным работам можно по праву отнести и портрет жены художника Анны Степановны Сориной. Живописность, игра цветовых контрастов, веселая и звонкая гамма свидетельствуют прежде всего о настроении самого художника и о его отношении к молодой женщине. Сдержанный, изящный рисунок рук, ритм линий подчеркивают подвижность, живой темперамент изображенной; ясный взгляд, чуть заметная лукавая улыбка создают ощущение непосредственности и жизнерадостности.
«Портрет Анны Степановны Сориной — жены художника», 1943 год, бумага на холсте, акварель, графитный карандаш, белила, 115 x 92 см., Музей Савелия Сорина, Монако.

К сожалению, многим планам художника не было суждено осуществиться. В 1951 году, находясь в Париже, семидесятитрехлетний художник почувствовал себя плохо, он был помещен в госпиталь, но врачи не смогли поставить диагноз и отнесли его плохое самочувствие к обычному переутомлению, прописав длительный отдых. Выйдя из госпиталя, Сорин с женой отправились отдыхать в Швейцарию и Италию, а в октябре 1951 года вернулись в Нью-Йорк, там болезнь вернулась снова, на этот раз диагноз был неутешительный — рак. Сорину сделали операцию, но было поздно. Последний месяц художник провел в Вестпорте, маленьком городке в штате Коннектикут. Скончался Савелий Сорин 22 ноября 1953 года в Нью-Йорке.
«Автопортет в саду», 1952 год, холст, масло, 64,5 x 53,5 см., частное собрание. Последний автопортрет художника Сорина, как и в юности не выпускающего сигареты изо рта.

Как портретист, Савелий Сорин имел высочайший авторитет в Европе и Америке, но мечтал об известности в родной стране и перед смертью завещал отправить в Россию, если она освободится от коммунизма, тридцать портретов деятелей русского искусства, исполненных им в 1920–1940 годы. Волю художника выполнила его вдова после падения железного занавеса: Анна Степановна Сорина отправила в дар музеям Советского Союза двадцать полотен, в числе которых портреты Ф. Шаляпина, А. Бенуа, А. Лурье, А. Сориной, М. Фокина (ныне они экспонируются в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве). Правда, история их возвращения оказалась достаточно показательной. В течение двадцати лет Анна Степановна обращалась в ведомства правительства СССР с просьбой принять завещанные Родине картины мастера, но не была удостоена даже ответом. Лед тронулся, когда вдова художника смогла встретиться с Екатериной Фурцевой, бывшей по своим делам в Нью-Йорке, и ей удалось рассказать министру о завещании своего мужа.
«Портрет дамы с терьером», 1948 год, бумага на холсте, смешанная техника, Музей Савелия Сорина, Монако.

У Анны Степановны на тот момент уже было настойчивое предложение Великого князя Монако Ренье III передать картины в его дворец для устройства там музея Савелия Сорина с тем, чтобы сама Анна Степановна пожизненно находилась бы на полном содержании правительства Монако. Но она не могла согласиться на это, так как художник завещал все свои картины Родине. Фурцева решила показать, как трепетно советское правительство относится к людям, сделавшим вклад в русскую культуру и достойно представлявшим ее за рубежом. Она собрала пресс-конференцию с телевидением и журналистами. Ролик снятой тогда телехроники существует и демонстрируется иногда и теперь в передачах о Фурцевой. Фурцева предложила Анне Степановне переехать в СССР вместе со всеми картинами Савелия Сорина и заверила ее, что завещание художника будет выполнено. Анна Степановна поверила Фурцевой и, собрав все остававшиеся в мастерской картины, отправилась в Москву.
«Портрет графини Ланской», 1930-е годы, бумага на холсте, смешанная техника, Музей Савелия Сорина, Монако.

Два портрета грузинских красавиц были по завещанию отправлены в Тбилиси, а остальные портреты, согласно завещанию, должны были все вместе храниться и экспонироваться либо в Третьяковской галерее, либо в Русском музее. Вдове художника был устроен царский прием, ее возили по городу в автомобиле «Чайка» и, как водится, приставили сопровождающих в штатском. Однако полностью изолировать вдову художника от контактов не удалось, и Анна Степановна вскоре узнала, что портреты уже отправляются в различные периферийные музеи СССР. Обещание министра культуры СССР, что завещание художника будет выполнено в точности, не было исполнено.
«Портрет княжны Мелиты Чолокашвили», 1927 год, картон, темпера, 90 х 68 см., Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.

Вдова художника тут же заявила, что забирает картины, так как не выполняется завещание ее супруга, и пригрозила вмешательством принца Ренье. Упоминание принца Ренье подействовало, и ей дали уехать и увезти с собой часть картин. Остаток своих дней, воспользовавшись гостеприимством князя Ренье, Анна Степановна провела в Монако, недалеко от княжеского дворца, в четырех залах которого был устроен музей Савелия Сорина. После смерти принца Ренье III доступ зрителей к картинам был прекращен…

В наши дни Савелий Сорин — признанный мировой классик ХХ века. Его произведения, помимо частных собраний, находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, в том числе в Люксембургском музее в Париже, Бруклинском музее в Нью-Йорке, Государственной Третьяковской галерее. Главное дело жизни художника — большая портретная галерея его современников, в основном представителей русской эмиграции, притом как знаменитых, так и совсем неизвестных, но оставшихся на портретах Сорина свидетелями времени и участниками истории.
«Княжна Мери. Портрет Марии Прокофьевны Эристовой-Ширвашидзе-Чачба», 1920 год, бумага на холсте, графитный карандаш, акварель, частное собрание. По легенде, полотно в конце концов «поселилось» в спальне принцессы Монако Грейс Келли. Проснувшись, она сначала смотрела на картину и лишь потом в зеркало, определяя, таким образом, хорошо ли выглядит сегодня.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кондаков С. Н. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2.
2. Письма И. Е. Репина И. Н. Крамскому / Т. А. Дядьковская М.; Л.: Искусство, 1949.
3. Кузьмин Н. А. Портретное искусство. СПб.: Азбука, 2003.
4. Беспалова Е. Р. Cавелий Сорин // Искусствознание. 2011.
5. Смирнова М. К. Сорин в Париже. М.: БуксМАрт, 2016.
6. Третьяковская галерея. 2006 (18). № 1.
7. Жена художника и портрет княгини // Нева. 2002. № 2.
8. Голынец С. Р. С. П. Дягилев и современная культура: материалы Международного симпозиума «Дягилевские чтения» / сост. и науч. ред. О. Р. Левенков. Пермь: Книжный мир, 2014. Май.
«Портрет Екатерины Пешковой», 1902 год, холст, масло, Музей-квартира А.М. Горького в Москве.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»