Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 440. Орешников Виктор Михайлович (Victor Oreshnikov) (1904-1987).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Виктор Михайлович Орешников — выдающийся художник-живописец, педагог, мастер портрета. Народный художник СССР (1969). Лауреат двух Сталинских премий третьей степени.

Виктор Михайлович Орешников родился в Перми. Посещал частную школу И. И. Туранского, затем занимался в Пермских высших художественно-промышленных мастерских (с 1921 года — Пермский художественный техникум) у В. А. Оболенского. В 1927 году окончил ВХУТЕИН в Ленинграде, мастерская К. С. Петрова-Водкина. В 1936 году окончил аспирантуру Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, мастерская И. И. Бродского.

Живописец, автор жанровых, историко-революционных картин, портретов, натюрмортов, пейзажей. Во время войны в эвакуации продолжал много работать, создавал агитационные антигитлеровские плакаты, панно, рисунки для газет, портреты, картины, этюды. В 1930–1987 годах Орешников преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, руководил творческой мастерской монументальной живописи (1948–1950). С 1953 по 1977 год — ректор института. В 1989–1992 годах, уже после смерти художника, его работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее в Петербурге, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Японии, Италии, Великобритании, США и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Его учителями были К. Петров-Водкин и В. Беляев, однако Виктор Орешников никогда не следовал стилю своих учителей напрямую… Вероятно, именно от них он получил любовь к классическому искусству, его простоте и чистоте линий, за что Орешникова часто называют гением чистой красоты…» (И. Ю. Самойлова, искусствовед).
«Пейзаж с избушками», 1953 год, картон, масло, 32,6 х 46,7 см., Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-­Петербург.

Виктор Орешников принадлежит к числу советских художников молодого поколения, получивших художественное образование уже после Октябрьской революции, своим творчеством участвовавших в создании нового пролетарского искусства и повсеместном насаждении социалистической культуры. В течение всей жизни он постоянно работал над созданием ярких художественных образов, правдиво отражавших окружавшую социалистическую действительность, стремясь при этом показать богатый внутренний мир человека труда.
«Спящий сын», 1945 год, холст, масло, 70 x 88 см., частное собрание.

Виктор Михайлович Орешников родился 20 января 1904 года в городе Перми. Отец Виктора надворный советник Михаил Петрович Орешников был известным в городе юристом, владел собственной юридической конторой и мечтал, что сын продолжит его дело. Его жена Ольга Николаевна Орешникова была культурной и образованной женщиной, занималась домом и воспитанием сына, увлекалась музыкой и вокалом, устраивая небольшие домашние концерты, и неплохо рисовала акварелью на любительском уровне. Мечтала привить сыну любовь к прекрасному и ради этого готова была пойти на определенные жертвы в своей спокойной размеренной жизни.
«Пейзаж «Деревья», 1940-е годы, картон, масло, 47,5 х 64,5 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

В семье всегда поощрялось любое творческое начало, будь то подготовка театрализованного представления к Новому году или организация представления детского кукольного театра для юных зрителей, поэтому увлечение маленького Виктора рисованием и всем, что имело отношение к изобразительному искусству, встретило радость и понимание со стороны родителей, пожелавших это увлечение всячески развить. Наибольший интерес для его пытливого ума представляла полная подборка журналов «Нива», которые выписывал отец и которые хранились в доме. Просматривая журналы, Виктор особое внимание уделял опубликованным в них многочисленным репродукциям с работ выдающихся русских художников. Первое время Ольга Николаевна сама с удовольствием занималась с сыном, а позже, видя реальные успехи с его стороны, настояла на приглашении к Виктору в качестве учителей местных художников.
«Вечер в Солотче», 1954 год, холст, масло, 25 х 45 см., Ставропольский краевой музей изобразительных-искусств.

Случилось это уже после того, как в 1913 году Виктор Орешников поступил в Пермское реальное училище, где его занятия искусством приобрели более системный характер. В реальном училище стараниями местного преподавателя рисунка Дмитрия Фёдоровича Николаева(1883–1925), выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества, был прекрасно оборудован рисовальный класс, а талант педагога во многом способствовал развитию у учеников интереса к предмету. Начиная с четвертого класса, после того как классным заданием для учеников стали гипсовые слепки, занятия рисунком стали в училище еще планомернее и глубже.
«Деревенская улица», 1951 год, холст, масло, 42 х 64 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

По утверждениям самого Орешникова, именно уроки рисования были для него любимыми в училище, а начальные занятия окончательно укрепили в нем желание посвятить себя сложной, но вместе с тем и такой интересной профессии живописца. Николаев оценил природное дарование своего ученика, много занимался с ним дополнительно и рекомендовал родителям мальчика продолжить его художественное образование. Виктор же с большим вниманием относился к советам и рекомендациям своего учителя, много работая над изучением основ искусства.
«Пейзаж «Деревья», 1940-е годы, картон, масло, 33 х 44 см., Оренбургский музей изобразительных искусств.

Перед самой революцией в Перми было создано Общество любителей живописи, ваяния и зодчества, объединившее всех городских художников и просто интересующихся искусством. Весной 1917 года Обществом была организована первая в городе художественная выставка, на которой были представлены художественные работы всех его членов. Несмотря на то, что наряду с профессионалами выставлялись и просто любители, выставка явилась событием выдающимся. Она произвела большое впечатление на зрителей и в том числе на молодого Орешникова.
«Портрет Котлярской», 1962 год, холст, масло, Художественный фонд России, Москва.

Весной 1918 года юноша начинает посещать частную художественную школу Ивана Ивановича Туранского (1891–1981), известного в Перми художника, ученика выдающегося русского живописца и педагога Ивана Силыча Горюшкина-Сорокопудова (1873–1954). Здесь он впервые попробовал свои силы в живописи маслом, исполнив несколько пейзажей и натюрмортов. В 1919 году Орешников успешно окончил реальное училище, получив аттестат о среднем образовании. Понимая, что художественное образование необходимо продолжить, он поступает в только что организованные высшие художественно-промышленные мастерские (с 1921 года — Пермский художественный техникум). Эти мастерские явились, по сути дела, первой художественной школой, созданной в Перми.
«Дали. Узбекистан», 1943 год, холст, масло, 36 х 50 см., частное собрание.

Как свидетельствуют историки искусства, мастерские с самого начала своего существования стали ареной серьезного соперничества различных направлений в искусстве, что заставило Виктора Орешников сразу же четко определить свои симпатии. Первое время он работал в мастерской известного портретиста Андрея Сергеевича Шестакова (1981–1941) — выпускника Императорской Академии художеств, сторонника реалистического направления в искусстве, а затем перешел в мастерскую декоративной живописи Владимира Ильича Иконникова. Значительные перемены произошли с приходом к преподаванию художника Владимира Андреевича Оболенского (1889–1954) — замечательного советского художника-графика, педагога и будущего искусствоведа, много сделавшего для укрепления реалистических основ в учебном процессе техникума. Наряду со всеми Орешников постоянно писал маслом, а также и клеевыми красками, что было обязательным для учащихся декоративного отделения.
«Портрет доктора М.С. Николаевского», 1972 год, холст, масло, Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.

В 1924 году после успешного окончания художественного техникума и получения квалификации художника-декоратора Виктор Орешников отправляется в Ленинград, где поступает в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Ректор института В. Л. Симонов с момента основания хлопотал перед советской властью о сохранении наименования и структуры Академии художеств, но неизменно получал отказ. Однако на протяжении своего существования, вплоть до закрытия в 1930 году, внутри института, в письменных документах и устной речи пользовались привычным наименованием «Академия художеств».
«Портрет девушки с книгой», 1955 год, холст, масло, Нижегородский государственный художественный музей.

Три года отучился Орешников в институте. Несмотря на то что в эти годы имело место влияние формалистов на художественное образование, молодой художник взял все самое лучшее, что мог дать в то время учебный процесс. Рисунки Орешникова и его этюды с натуры говорят о стремлении художника правдиво и искренне передать виденное им в жизни. В тот период в институте существовало обязательное правило написания по окончании наряду с выпускной художественной картиной еще и теоретического реферата, подтверждавшего полученные за годы обучения знания.
Выпускной реферат Орешникова на тему «Этюд и картина» получил высокую оценку членов художественного совета и после некоторой корректировки был рекомендован к печати.
«Букет роз», 1952 год, холст, масло, частное собрание.

В 1927 году Виктор Орешников успешно окончил ВХУТЕИН в Ленинграде по мастерской известного русского художника, графика и педагога Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина с дипломной работой «Смерть Борчанинова», получившей высокую оценку членов художественного совета Академии. Заказ на эту работу, содержанием которой являлся эпизод из революционных событий 1905 года в Перми: убийство полицейскими одного из руководителей рабочего движения Борчанинова, входившую в цикл картин из истории революционного движения на Урале, Орешников получил еще учась на последнем курсе института от Пермского музея Революции.
«Портрет Натальи Мирошниковой», 1984 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

После окончаниям института Орешников продолжил работать над картинами для Перми. Так, были написаны «Расстрел чусовских комиссаров», «Разгром большевистской демонстрации в Перми», «Террорист Лбов». Художник специально ездил на места событий, беседовал с их участниками, собирал документальный материал, делал зарисовки. Это была первая самостоятельная творческая работа Орешникова, и он отдался ей целиком, работая с большим увлечением. В этих ранних работах художник большое внимание уделил вопросам живописной техники, экспериментируя и изучая свойства и характер работы маслом. Все картины, исполненные для Перми, были приняты музеем и экспонированы.
«И.В. Сталин в госпитале навещает раненых солдат», 1950 год, картон, масло, 30 х 40 см., частное собрание.

В 1930 году начинается продолжительный этап преподавательской деятельности Виктора Михайловича на факультете монументального искусства ЛИЖСА. Вплоть до 1987 года он преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, являясь руководителем творческой мастерской монументальной живописи (1948–1950), с 1949 года — профессор. С 1953 по 1977 год занимал пост ректора института. С 1960 года руководил творческой мастерской живописи АХ СССР в Ленинграде.
«Портрет И.С.Ковалёвой», 1964 год, холст, масло, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

За время своей работы в институте имени И. Е. Репина Орешников воспитал целую плеяду петербуржцев — мастеров русского искусства. Среди них Б. С. Угаров (1922–1991) — народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР и ее президент, профессор; П. Т. Фомин (1919–1996) — народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор; В. И. Рейхет (1922–2000) — народный художник России, профессор; В. В. Пименов (1903–1977) — народный художник России, профессор; А. К. Соколов (1931–2007) — заслуженный художник России, профессор; А. Л. Королев (1922–1988) — заслуженный художник России, профессор.
«Загорск», 1944 год, бумага, акварель, 32 х 43,5 см., Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

В 1933 году Орешников поступил в аспирантуру ЛИЖСА. Работая в мастерской замечательного советского живописца и графика, педагога и организатора художественного образования, заслуженного деятеля искусств РСФСР Исаака Израилевича Бродского (1883–1939), параллельно продолжал вести педагогическую деятельность. В годы аспирантуры произошел перелом в творчестве художника, имевший огромное значение для дальнейшего формирования и развития его профессионального мастерства. Именно с этого времени живая модель заняла главное, определяющее место в его творчестве.
«Портрет Тамары», 1984 год, холст, масло, Министерство культуры России.

Еще будучи студентом, Орешников увлекся портретом, так как самым трудным, но вместе с тем благородным для художника всегда считалось умение выразить в искусстве внутренний мир человека, черты его характера и мировоззрения. Орешников много работал в этом жанре. Несколько сдержанными, несущими на себе печать официальной репрезентации, предстают перед нами написанные мастером мужские портреты — как рассказ о судьбе, духовном поиске человека. Модель всегда писалась художником так, чтобы у зрителей не оставалось сомнений — перед ними выдающаяся личность.
«Портрет академика Б.Б. Пиотровского», 1971 год, холст, темпера, 112 х 102 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Совсем иными предстают перед нами работы В. М. Орешникова над женскими образами — каждый раз олицетворение женственности. В них есть изящество и грация, которые не часто можно встретить в портретах, особенно советских, ХХ века. Жемчужными переливами сверкает портрет примы Кировского театра Анны Шелест. Прекрасно одухотворенное лицо художницы Савельевой. И конечно, муза и любимая модель художника — его жена. В каждой своей модели Орешников неизменно находил черты идеала гармоничной и потому вечной, неподвластной изменениям моды красоты.
«Портрет жены», 1953 год, холст, масло 70 x 60 см, овал, Пермская государственная художественная галерея.

В 1935 году художник создает одну из наиболее значимых своих работ этого периода творчества — картину «Начальники политотдела», находящуюся ныне в Бакинском музее. Орешников изобразил на картине начальника политического отдела МТС в сопровождении бригадиров и председателя колхоза, проверяющих качество тракторной вспашки. Один из бригадиров наклонился, измеряя глубину борозды. Начальник политотдела, доставая из кармана гимнастерки записную книжку, внимательно наблюдает за проверкой. Лицо его сосредоточенно и серьезно, движения спокойны и уверенны.
«Начальники политотдела МТС», 1935 год, холст, масло, Национальный музей искусств Азербайджана им. Рустама Мустафаева.

Непосредственно перед самой войной Виктор Михайлович приступил к созданию двух своих знаковых больших полотен: «В. И. Ленин и И. В. Сталин в штабе обороны Петрограда» и «Выступление С. М. Кирова на 27-м съезде ВКП(б)». Художник с большим увлечением начал работу над реализацией своих замыслов, однако в связи с войной работа была прервана, и начатым холстам суждено было простоять в пустой мастерской в течение пяти лет. Орешников часто вспоминал две свои картины, начатые им и оставленные в далеком осажденном Ленинграде. Война прервала работу художника, но он мысленно продолжал ее, стремясь найти более правильное решение этой волнующей и ответственной темы.
«В штабе обороны Петрограда»,(Сталинская премия третьей степени 1950 года) 1949 год, холст масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва..

Начало войны Виктор Михайлович встретил у себя на родине в городе Молотове (Перми). Совместно с художником В. А. Оболенским он участвовал в агитационно-пропагандистской работе в местных газетах, в «Окнах сатиры», средствами своего искусства разоблачая врага и вселяя уверенность в победе советского народа. Создавал агитационные антигитлеровские плакаты, панно, рисунки. Деятельность художника в этот период являлась необычайно разнообразной. Орешников с удовлетворением вспоминал это время напряженной работы в Молотове, когда все было подчинено единому стремлению и одной цели — победе над врагом.
«Военный эшелон», 1942 год, бумага, пастель, 13 х 20 см., Мурманский областной художественный музей.

В конце 1942 года художник переехал в Самарканд, где присоединился к учебному процессу в эвакуированном сюда ЛИЖСА. Продолжая преподавать, Орешников не забывал и о своем творчестве, исполнив здесь ряд этюдов и пейзажных зарисовок, выполненных уже после того, как первые впечатления от необычной для художника обстановки Средней Азии несколько улеглись и он получил возможность сосредоточиться и синтезировать свои представления о далекой солнечной республике. Не все пейзажи этой серии закончены, однако в каждом из них есть много остроты правды.
«Узбекский дворик», 1965 год, холст, темпера, 75 x 90 см., частное собрание.

В 1944 году вместе с коллективом Академии художник переехал в город Загорск, а летом 1944 года после разгрома врага под Ленинградом и полного снятия блокады наконец вернулся в ставший для него родным Ленинград, которому он впоследствии посвятил немало своих произведений. Его Ленинград — особый и всегда хорошо узнаваемый. Его Ленинград похож на светлую, утреннюю грезу. Здесь нет места мрачным легендам, тоске и безысходности Петербурга Достоевского.
«Ледоход на Неве», 1950-е годы, картон, масло, частное собрание.

В конце 1944 года Ленинградский государственный университет заказал Виктору Орешникову большое полотно «В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете». Над картиной художник работал три года и закончил ее только осенью 1947 года. Исполненное полотно вызвало живой интерес зрителей на ленинградской выставке, а затем и в Москве. Ответственность темы картины требовала от художника внимательного и глубокого изучения документального материала воспоминаний о В. И. Ленине, мемуаров, и Орешников отлично справился с поставленной задачей, полностью удовлетворив запросы заказчика.
«В. И. Ленин на экзамене в Петербургском университете», (Сталинская премия третьей степени 1948 года), 1947 год, холст, масло, 75 x 64 см., Санкт-Петербургский государственный университет.

В послевоенные годы художник много работал в жанре портрета, сделав его основным в своем творчестве. В 1945 году им был написан большой портрет жены с книгой на коленях, находящийся в наши дни в Пермской государственной художественной галерее. Очень красивый и выразительный композиционно, он производит большое впечатление на зрителя. Свободное владение художника изобразительными средствами проявилось здесь в полной мере.
«Портрет жены художника», 1945 год, холст, масло, 115 х 90 см., Пермская государственная художественная галерея.

Столь же интересен и созданный художником в 1948 году портрет балерины А. Я. Шелест. В этом произведении художнику удалось выразить свое собственное проникновенное отношение к искусству балета и стремление найти, возможно, более правдивое и выразительное решение образа. А. Я. Шелест изображена в танцевальном костюме, сидящей в спокойной позе. В этом произведении сказался весь накопленный опыт работы художника над портретом. В этом портрете нет ни лишних деталей, ни лишнего движения.
«Портрет балерины А.Я. Шелест», 1949 год, холст, масло, 145 х 90 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Творческое наследие Виктора Михайловича Орешникова обширно и многогранно. Живописец, автор жанровых, историко-революционных картин, портретов, он с большим мастерством писал также и натюрморты. Желанной гармонией мироустройства дышат созданные его рукой пейзажи. Их главные герои — свет, воздух и небо. Здесь царствуют тишина и покой.
«Весна», 1963 год, картон, масло, 25 x 35 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

Виктор Орешников был художником, не искавшим специальных драматических эффектов. Мир, созданный кистью Орешникова, разнообразен и отличается ясностью и кристальной чистотой горного источника. Художник умел видеть красоту сущего мира — талант редкий, особенно в наше время. Зеленые луга, зимний лес, пышные стога, разнообразие деревьев, синее южное море: он писал разную природу, в разное время года. И каждый раз он влюблялся в написанное.
«Пасмурный день. Давыдово», 1951 год, картон, масло, 10 х 17,5 см., Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

Персональные выставки Виктора Михайловича Орешникова с большим успехом прошли в Ленинграде в 1954, 1974, 1985 годах и в Москве в 1975 году. В 1989–1992 годах, уже после смерти художника, его работы представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Портрет И. В. Сталина», 1947–1948 годы, холст, масло, 114,5 x 92 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Виктор Михайлович Орешников скончался 15 марта 1987 года в Ленинграде. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища. В Санкт-Петербурге на доме, где в 1967–1987 годах жил Орешников (Петровская набережная, 4), установлена мемориальная доска.
Могила В. М. Орешникова на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Выставка произведений ленинградских художников. 1947 год. Живопись. Скульптура. Графика. Театрально-декорационная живопись: каталог. Л.: ЛССХ, 1948.
2. Бойков В. Изобразительное искусство Ленинграда. Заметки о выставке ленинградских художников // Ленинградская правда. 1947. 29 ноября.
3. Иванов П. Лицо современника // Искусство. 1965. № 8.
4. Аникушин М. О времени и о себе // Вечерний Ленинград. 1967. 17 октября.
5. Изобразительное искусство Ленинграда: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1976.
6. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 60-летию Великого Октября. Л.: Художник РСФСР, 1982.
7. Левандовский С. Живопись на Ленинградской зональной // Искусство. 1981. № 2.
8. L’ Ecole de Leningrad. Auction Catalogue. Paris: Drouot Richelieu, 12 Mars 1990.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»