Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 439. Овчинников Владимир Иванович (Vladimir Ovchinnikov) (1911-1978).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Иванович Овчинников — известный советский живописец-пейзажист, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Владимир Овчинников родился в деревне Есиповка, Саратовский уезд, Саратовская губерния. Окончил Саратовский художественный техникум. Обучался в Институте пролетарского изобразительного искусства (с 1932 года — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры), однако, окончив первый курс, оставил учебу по семейным обстоятельствам. В 1932–1941 годах занимался живописью и рисунком сначала в частной студии Василия Савинского, затем в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств у Павла Наумова, Александра Карева, Рудольфа Френца. Фронтовик, орденоносец.

После окончания войны Владимир Овчинников работал в Ленизо. С начала 50-х работы художника неизменно экспонировались на ленинградских, республиканских и всесоюзных выставках вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Основным жанром для него являлся пейзаж. В 1960–1970-е годы путешествовал по городам Поволжья, а также писал старинные русские города: Торжок, Старицу, Старую Ладогу. В 1989–1992 годах работы Овчинникова с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее в Петербурге, в музеях и частных собраниях в России, Франции, Японии, Италии, Великобритании, США и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«В 1961 году я участвовал во Всесоюзной художественной выставке в Москве. Идя по выставке, я вдруг был остановлен: что-то страшно родное, нашенское, саратовское. Я не удержался, подбежал к холсту. Мать моя! Там написано: „Овчинников В. И.“ Пейзаж, видимо, был написан по материалам, которые он собирал у нас в Пристанном. Хорошо узнавались наши избушки, овраг и это замечательное, чудесное, очаровательное небушко. Как он умел взять его, вот это небо! Самое главное, пейзаж этот был невероятно светлым, до такой степени светлым, что я был совершенно потрясен…» (Из воспоминаний художника Ивана Новосельцева).
«Деревня Пристанное», 1958 год, картон, масло, 33 х 47,5 см., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Владимир Иванович Овчинников родился 14 июля 1911 года в деревне Есиповка, расположенной на 8-й версте Астраханского тракта, выходившего из Саратова на юг, в крестьянской семье. Когда Владимиру исполнилось пять лет, от чахотки умерла его мама Надежда Яковлевна. Отцу мальчика Ивану Дмитриевичу Овчинникову, работавшему на местной скотобойне, некогда было ухаживать за сыновьями (а у Владимира был еще младший брат Григорий), поэтому все заботы о детях взяли на себя бабушка и многочисленные тетки, проживавшие в этой же деревне. Детство и юность будущего живописца прошли на Волге, в городе Саратове.
«На Днепре», 1956 год, холст, масло, 100 х 175 см., частное собрание.

Большую часть времени местные ребятишки были предоставлены сами себе, фактически проводя все светлое время дня на улице, играли в лапту, козны-бабки, казаки-разбойники, часто большой компанией уходили в незнакомые интересные для них места на природе, чаще всего на большие пруды, в овраги и даже на берега Волги. Эти детские воспоминания, связанные с местными красотами и волжским раздольем, навсегда остались в памяти маленького мальчика, оказав большое влияние на формирование художественного вкуса уже у будущего художника. Детские впечатления наполнили его любовью к волжской земле и к местным жителям.
«Погрузка овощей», 1954 год, картон, масло, 35 х 50 см., Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

В 1920 году Володя пошел учиться в школу, а в третьем классе свел дружбу с ребятами, занимавшимися в то время в кружке изобразительного искусства при саратовском Дворце культуры железнодорожников. Новые друзья рассказывали о кружке столь увлекательно, что Владимир тоже решил к ним присоединиться и записался в кружок. Понравилось и увлекло, как оказалось впоследствии — на всю жизнь…
«Улица в Пристанном», 1966 год, холст, масло, 60 х 70 см., Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

В 1928 году после окончания школы-семилетки, по совету педагогов изокружка, Овчинников поступил в Саратовский художественный техникум, где занимался у известного в те годы художника-символиста, одного из организаторов нашумевших в свое время выставок символистов «Алая роза» в 1904 году в Саратове и выставки «Голубая роза» в 1907 году в Москве Петра Саввича Уткина (1877–1934), уроки которого впоследствии вспоминал с благодарностью. Опытный педагог, оценив природное дарование своего молодого ученика, посоветовал ему продолжить обучение в уже Ленинграде на более высоком уровне. В 1929 году Овчинников впервые участвовал в областной художественной выставке, удостоившись благодарственного письма от организаторов.
«Солнечный день в древней Старице», 1976 год, холст, масло, 60 х 70 см., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Осенью 1931 года после успешного окончания Саратовского техникума Овчинников вместе с большой группой молодых саратовских художников отправился в Ленинград поступать в художественный институт, при этом Волга на всю жизнь осталась для него основным источником творческого вдохновения, где он регулярно в будущем будет проверять справедливость и правильность своих живописных исканий.
«Саратов», 1967 год, картон, масло, 33 х 48 см., частное собрание.

Успешно пройдя вступительные испытания, молодой провинциал Владимир Овчинников был зачислен на первый курс Института пролетарского изобразительного искусства (с 1932 года — Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры), однако, проучившись год, оставил учебу по семейным обстоятельствам, в связи со сложным материальным положением. В это время у Овчинникова появился на свет первенец и необходимы были средства на содержание семьи.
«В морском порту», 1955 год, картон, масло, 35,2 х 50,4 см., Музей изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре.

Овчинников осваивает профессию художника-оформителя и в период 1932–1942 года работает по договорам с Ленизо в различных государственных учреждениях Ленинграда. При этом он старается продолжать свое обучение, занимаясь живописью и рисунком сначала в частной студии Василия Евмениевича Савинского (1859–1937) — известного русского исторического живописца, портретиста, графика, профессора и действительного члена еще Императорской Академии художеств, а позже, после его смерти, в Ленинградском институте повышения квалификации работников искусств у художника-символиста Павла Семёновича Наумова (1884–1942), советского живописца, графика и педагога Алексея Еремеевича Карева (1879–1942) и выдающегося советского живописца, графика и педагога, будущего профессора и руководителя батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Е. Репина Рудольфа Рудольфовича Френца (1888–1956).
«Время cбора урожая», 1957 год, картон, масло, 31 x 43,5 см., Курская государственная картинная галерея имени А. А. Дейнеки.

«Сбор урожая», 1957 год, картон, масло, 31 х 40 см., Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

22 июня 1941 года застало Овчинникова в городе на Неве. Вместе со всеми он участвовал в создании укреплений на подступах к Ленинграду, в ставшем для него родным городе встретил первые налеты вражеской авиации. В эти первые военные месяцы Владимир Иванович работал в ленинградском отделении ТАСС над оформлением «Агитокон». Зимой 1942 года по льду замерзшей Ладоги его, совершенно истощенного и обессиленного, вывезли по Дороге жизни из блокадного Ленинграда на Большую землю и далее в Саратов. После выздоровления Овчинников по ускоренной программе окончил военное училище и до конца войны состоял в рядах Красной армии. Демобилизовался в 1945 году в звании лейтенанта, орденоносцем.
«Братская ГЭС», 1958 год, картон, масло, 34 х 48 см., частное собрание.

Вернувшись в Ленинград, участвовал в восстановлении любимого города, продолжил работу рекламно-оформительского характера и выполнение заказов по договорам с Ленизо. Одновременно с этим активно занимался творчеством, много и плодотворно работая над натурным этюдом в пригородах Ленинграда, предпочитая пленэрную работу работе в мастерской.
«Художник Борис Утехин», 1953 год, картон, масло, 24,5 х 34 см., частное собрание.

В начале 1950-х годов работы Владимира Овчинникова начинают регулярно появляться на различных художественных выставках районного, городского и регионального уровней вместе с работами ведущих художников Ленинграда. В эти годы художник начинает активную работу над большими пейзажными полотнами, а после картины «На Волге» (не сохранилась), представленной на городской выставке 1953 года, Владимира Овчинникова принимают в члены ЛОСХ, что открывает его произведениям путь на республиканские и всесоюзные выставки.
«Днепр», 1954 год, картон, масло, 32 х 48 см., частное собрание.

Он много пишет в эти годы. В поисках собственного неповторимого стиля пробует свои силы в различных художественных жанрах, работает в разных техниках. Постепенно ведущим жанром в его творчестве становится пейзаж, а основными формами — натурный этюд и большие пейзажи-картины. В панорамных пейзажах 1950-х годов художник стремился к охвату как можно большего пространства, к изображению множества ясно читаемых планов. К известным образцам живописи художника этого периода творчества можно отнести работы «На Волге» (1951), «Вечер. У колодца» (1953).
«Вечер. У колодца», 1953 год, холст, масло, 78 х 150 см., Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева.

Начиная с 1953 года каждое лето Овчинников совершает творческие командировки в небольшой городок Канев на Днепре.
«Причал в Каневе», 1957 год, картон, масло, 35 х 50 см., Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

Восхищенный удивительной красотой местных пейзажей, выразительностью днепровских берегов в окрестностях города, он пишет в этих местах множество этюдов, стараясь выразить в них живое, непосредственное впечатление от величественной картины увиденного.
«Близ города Канева», 1956 год, картон, масло, 20 х 43 см., частное собрание.

Здесь им были написаны «Перед дождем» (1954), «Днепровские обрывы» (1955), «Вечер на Днепре», «Весна», «На берегу Днепра» (все 1956), «Ночь», «Приднепровье» (обе 1957). Уделяя особое внимание в своих произведениях написанию неба, как определяющего для всего живописно-художественного решения работы, Овчинников вместе с тем создает произведения, отличающиеся особой изысканностью колорита и богатством тональных отношений в передаче состояний природы и световоздушной среды.
«Вечер на Днепре», 1956 год, картон, масло, 32 х 65 см., Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

Конец 1950-х годов в творчестве Владимира Овчинникова был отмечен несколькими творческими командировками на Каспий. Очень близкими оказались для художника и его творческого восприятия южная живописная природа этих благословенных мест, щедро напоенная ярким жарким солнцем и удивительным по своему отражению светом. В содержательных каспийских этюдах и картинах в полной мере раскрывается мощный живописный талант Владимира Овчинникова, а его живописная манера приобретает четкую фактуру, особую звонкость и необыкновенный колорит. В этом плане характерны произведения художника «Махачкала. Порт» (1958), «Суда ночью (1958), «Рыбаки Каспия» (1958), «Моряна. Каспий» (1959), » Каспий. Рыбацкие лодки», «Когда идет путина (Каспий)» (1959).
«Каспий. Рыбацкие лодки», 1959 год, картон, масло, 16,2 х 17,7 см., Северо-Осетинского республиканского художественного музея имени М. С. Туганова.

1960–1970-е годы в творчестве Овчинникова — это вновь Волга, родное село Пристанное, Ульяновск и Засвияжье, а также древний Волхов, старинные русские города Торжок, Старица.
В.И. Овчинников на этюдах в селе Пристанном Саратовской области. 1960-е годы.

В.И. Овчинников за работой над картиной «Вечер на Волге». 1975 год.

В эти годы художник часто работает на творческой базе ленинградских художников в Старой Ладоге, где, по его словам, особенно хорошо пишется, совершает поездки в Изборск. Произведения этого периода творчества Овчинникова отличает особое совершенство, потому как именно в них он предстает как крупнейший современный мастер пейзажа. Это прежде всего работы «Волхов» (1969), «Весна на Волхове» (1971), «Собор Георгия в Старой Ладоге» (1971), «Весна идет» (1972), «Собор Георгия. Ясный день» (1972).
«Весна идёт», 1972 год, холст, масло, 60 х 70 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Произведения этого периода приобретают широту, размах, колорит, тональность, которые будут являться главными чертами его индивидуального стиля, по которым его работы будут безошибочно узнаваться на выставках. Его стиль претерпевает важнейшее изменение, когда акцент смещается от передачи непосредственных натурных впечатлений к выражению сложных духовных переживаний. Среди наиболее известных произведений этого времени также стоит отметить работы «Улица в Пристанном» (1966), «Село Пристанное» (1967), «Бабье лето», «Вечер в деревне» (обе 1967), «Ветреный день» (1970), «Вечер на Волге» (1975), «Лунная ночь на Волге» (1975).
«Вечер на Волге», 1975 год. холст, масло, 148 х 192 см., частное собрание.

По словам художника Ивана Новосельцева, «работы Владимира Ивановича Овчинникова отличаются сугубой особенностью. Он не писал небо или землю, фигуры людей, дома и т. п., он ничего этого не делал. Он создавал поэзию. Поэзию! Вот в чем весь фокус Владимира Ивановича. И когда смотришь на его работы, то волнуешься! Просто волнуешься, черт возьми! И невозможно уйти от них, а когда уйдешь, то они преследуют тебя. Едешь ли по Волге пароходом, смотришь ли на небо — и опять видишь Овчинниковское небо. Смотришь на зелень — и … черт возьми! Опять Овчинниковская зелень! Его глазами начинаешь уже видеть! Это речь уже идет о силе воздействия его искусства. О его богатейшей особенности, поэтической особенности его искусства».
«На реке Волхов», 1969 год, холст, масло, 61 х 50 см., частное собрание.

В середине 1970-х годов Владимир Иванович Овчинников тяжело заболел, перенес две операции, и при этом продолжал заниматься творчеством, помогавшим ему на время забыть о тяжелейшем недуге.
«Волхов», 1969 год, холст, масло, 50 х 46 см., частное собрание.

В 1970-е годы Владимир Овчинников неоднократно обращался к ленинградскому пейзажу, сумев создать в этом жанре ряд значительных произведений, среди которых прежде всего обращают на себя внимание картины «Вид на Андреевский собор» (1974) и «У Калинкина моста в Ленинграде» (1977).
«У Калинкина моста в Ленинграде», 1977 год, холст, масло, 80 х 120 см., Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

Владимир Иванович Овчинников скончался 22 июня 1978 года в Ленинграде на шестьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга. В 1994 году, после смерти вдовы художника Веры Гавриловны, его прах был перезахоронен в колумбарии Петербургского крематория рядом с женой и сыном Вячеславом, скончавшимся в 1993 году.
«Перед дождём», 1954 год, холст, масло, 60 х 70 см., частное собрание.

В 1988 году в помещении ЛОСХ прошла персональная выставка произведений художника. В 1989–1992 годах работы Владимира Ивановича Овчинникова с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Канонерский судостроительный завод в Ленинграде», 1964 год, холст, масло, 60 х 100 см., частное собрание.

Сегодня произведения Владимира Ивановича Овчинникова украшают экспозиции Государственного Русского музея в Петербурге, многочисленных художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также частные собрания в России, Франции, Японии, Италии, Великобритании, США и ряде других стран.
«Вид Андреевского собора в Ленинграде», 1974 год.картон, масло, 48 х 35 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Владимир Иванович Овчинников. Выставка произведений: каталог / вступ. ст. Н. В. Васильева. Л.: Художник РСФСР, 1984.
2. Иванов С. В. Владимир Овчинников в воспоминаниях современников. К 100-летию со дня рождения // Петербургские искусствоведческие тетради. СПб., 2011. Вып. 21.
3. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: ЛССХ, 1951.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1956 года. Л.: Ленинградский художник, 1958.
6. Иванов С. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»