Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 438. Мухо Николай Антонович (Nikolai Mukho) (1913-1986).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Антонович Мухо — замечательный советский художник, график, портретист, жанровый живописец и педагог.

Николай Мухо родился в Кронштадте. По рекомендации комсомольской организации в 1934 году поступил в Ленинградское художественно-педагогическое училище, которое окончил в 1940 году. В том же году поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Фронтовик. В 1944 году вернулся к учебе в институте. Занимался у Михаила Бернштейна, Семёна Абугова, Александра Зайцева, Генриха Павловского, Глеба Савинова, Бориса Иогансона. В 1950 году окончил институт по мастерской Б. В. Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.

Работал по договорам с Ленизо. С 1953 года Николай Мухо участвовал в выставках ленинградских художников. В 1957 году был принят в члены Ленинградского союза художников. Писал жанровые и тематические картины, морские, городские и ландшафтные пейзажи. Признание получил как мастер натурного этюда. Работы Николая Мухо отличают декоративность, яркий насыщенный колорит, энергичный мазок, играющий конструктивную роль. Мастерски владел приемами пленэрной живописи.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Франции, Германии, Великобритании, США, Японии и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Николай Антонович Мухо родился 6 декабря 1913 года в Кронштадте в семье рабочего. Глава семьи Антон Антонович Мухо трудился на Кронштадском пароходном заводе — одном из наиболее передовых предприятий дореволюционной России. В те годы на пароходном заводе в Кронштадте осуществлялся ремонт и изготовление механизмов и паровых котлов всего парового флота. Изделия завода, многие из которых представляли собой оригинальные изобретения заводских умельцев, прославили Кронштадт далеко за пределами России. Мама Николая занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сына. Семья была дружной и жила в достатке.
«Ленинград после снегопада», 1953 год, холст, масло, 68 х 105 см., Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

Детство Николая прошло в Кронштадте, знаменитом городе-крепости на острове Котлин в Финском заливе в тридцати километрах к западу от Петрограда. Как и все кронштадтские мальчишки, Николай с детства мечтал связать свою жизнь с морем. Встречая и провожая военные корабли с гранита Петровской пристани, как и остальные сверстники, видел себя в будущем на мостиках воображаемых военных кораблей, а пока играл с друзьями в мальчишеские игры на глухих аллеях местного Летнего сада, заложенного, как и его старший брат в Петрограде, еще Великим Петром в 1711 году, и любовался красотой и величием морского собора святителя Николая Чудотворца, открытого тоже в 1913 году. А кроме этого, назубок знал историю родного города и очень ею гордился.
«На море», 1962 нод, картон, масло, 27,5 х 44 см., Мурманский областной художественный музей.

Отец Николая был известным на заводе человеком. Революцию встретил с большим воодушевлением и решимостью всеми силами защищать ее завоевания, что и пришлось делать в самом начале весны 1921 года, когда 28 февраля в Кронштадте вспыхнул контрреволюционный мятеж, спровоцированный белогвардейцами, кадетами, меньшевиками и эсерами — агентами американо-английской разведки. Мятеж 18 марта 1921 года был подавлен, но Антон Антонович Мухо в ходе одного из уличных боев погиб. Семилетнего Николая забрали к себе родственники, и в детстве будущему художнику пришлось много скитаться по родным. Школу-семилетку он окончил в Бешенковичах в Белоруссии, а в 1929–1931 годах учился рабочей специальности в ФЗУ города Великие Луки.
«Строительство моста через Неву», 1959 год, картон, масло, 28,5 х 40,5 см., частное собрание.

Мама Николая все эти годы жила в Ленинграде, и в 1931 году после окончания ФЗУ Николай переехал к ней. Город активно развивался в эти годы, и городской промышленности остро требовались рабочие руки. В городе на Неве Николай поступил на работу слесарем-станочником на завод «Прогресс». На заводе вступил в комсомол. По заданию комитета комсомола начал участвовать в выпуске заводской стенгазеты, время от времени помещая в очередные номера свои рисунки на злободневные заводские темы. Увлекся рисование. С экскурсией от завода неоднократно посещал различные городские художественные музеи и особенно часто корпус Бенуа, в котором в начале 1930-х годов открылся вновь созданный отдел Русского музея, посвященный современному искусству. Корпус получил имя Леонтия Николаевича Бенуа (1856–1928) — своего создателя, профессора Академии художеств. Именно после посещения бывшего музея Александра III и знакомства с шедеврами отечественного искусства, Николай Мухо загорелся желанием стать профессиональным художником.
«Строительство набережной в Ленинграде», 1964 год, картон, масло, 35 х 50 см., Музей истории Санкт-Петербурга.

Но для этого необходимо было учиться, и в 1934 году Николай Мухо поступил в Ленинградский художественно-педагогический техникум, располагавшийся на Таврической улице, дом 35, имевший в то время неофициальное название Таврическое училище. Это было одно из ведущих в те годы государственных художественных учебных заведений Ленинграда, готовившее дипломированных художников различных специальностей. Педагогами Николая Мухо в училище стали Всеволод Владимирович Воинов (1880–1945) — известный советский живописец, график, театральный художник и искусствовед и Сергей Александрович Чугунов (1901–1942) — известный ленинградский художник, живописец и художник-оформитель, член общества «Круг художников» и его секретарь в 1926–1931 годах.
«Зимний пейзаж», 1982 год, холст, масло 56 × 87 см., Ивановский областной художественный музей.

Педагоги, отмечая большое природное дарование молодого студента, настоятельно рекомендовали ему продолжить художественное образование, и в 1940 году после успешного окончания Таврического училища Николай Мухо поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Мечта заводского паренька стать профессиональным художником начала постепенно сбываться. Всему помешала война, начало которой студент второго курса ЛИЖСА встретил в Ленинграде.
«Мурманский рыбный порт», 1962 год, картон, масло, 35 х 49,5 см., Мурманский областной художественный музей.

Уже 1 августа 1941 года Николай Мухо был призван в ряды Красной армии и направлен на фронт. Принимал непосредственное участие в тяжелых оборонительных боях под Ленинградом в районе Колпино. Получил тяжелую контузию. После лечения в эвакогоспитале в Вологде в ноябре 1943 года был демобилизован по инвалидности и в 1944 году, уже после снятия блокады и возвращения ЛИЖСА из эвакуации в Самарканд и позже в Загорск, вернулся к учебе в институте. Занимался у Михаила Давидовича Бернштейна 1875–1960) — художника-живописца, графика и педагога, Семёна Львовича (Шимона Лейбовича) Абугова (1877–1950) — советского живописца, графика и педагога, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина, члена Ленинградского союза художников, Александра Дмитриевича Зайцева (1902–1982) — советского живописца и педагога, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина, представителя ленинградской школы живописи, Генриха Васильевича Павловского (1907–1973) — советского живописца и педагога, члена Ленинградской организации Союза художников РСФСР, Глеба Александровича Савинова (19015–2000) — советского живописца и педагога, заслуженного художника РСФСР, члена Санкт-Петербургского союза художников.
«Рыбаки Балтики», 1967 год, холст, масло, Калининградский областной музей изобразительных искусств.

В 1945 году Николай Мухо был приглашен для участия в Третьей выставке работ художников Ленинградского фронта, развернутой в залах Академии художеств, на которой представил четыре свои живописные работы. В 1950 году Николай Антонович Мухо успешно окончил Репинку по мастерской выдающегося советского художника, графика, педагога, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973). Дипломная картина выпускника — «В шахте метростроя» (в некоторых источниках приводится другое название — «Ленинградское метро») получила высший балл членов художественного совета и принесла автору квалификацию художника живописи. После окончания института Николай Мухо был направлен по распределению для работы в Южно-Сахалинск в местное отделение Союза советских художников, членом которого был с 1951 по 1952 год. В 1951 году он принял участие в Южно-Сахалинской областной художественной выставке, получив диплом второй степени за портрет рыбака. В родной Ленинград Николай Антонович возвратился в 1952 году. Поступил на работу в Ленизо. С 1953 года участвовал в различных художественных выставках, демонстрируя свои работы вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда. В 1957году Николай Антонович Мухо был принят в члены Ленинградского союза художников.
«Облачный день», 1950 год, холст, масло, Музей изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре.

В поисках собственного стиля Николай Мухо работал в разных художественных жанрах, пробовал свои силы в разных техниках. С успехом писал жанровые и тематические картины, морские, городские и ландшафтные пейзажи. Заметное место в его творчестве занимала тема моря и жизни приморских городов. Помимо Южно-Сахалинска и Ленинграда, художник работал в Мурманске, Севастополе, Кронштадте, на Северной Двине. При этом наибольшее признание получил как мастер натурного этюда, чьи работы отличаются большой декоративностью и ярким насыщенным колоритом. Мастерски владел приемами пленэрной живописи.
«В Севастополе», 1961 год, картон, масло, 35 х 50 см., Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого.

Творческое наследие Николая Мухо обширно и многообразно. При этом особое внимание обращают на себя его работы «Ленинград» (1945), «Берег Южного Сахалина» (1954), «Строительство моста через Неву» (1959), «Рыбак на путине» (1961), «В море» (1962), «Ленинград. Средний проспект Васильевского острова», «Майская демонстрация» (обе 1964), «Лиговский проспект в Ленинграде» (1966), «Кольский залив» (1967), «Зазеленело» (1980).
«Лиговский проспект в Ленинграде», 1966 год, картон, масло, 35 х 50 см., частное собрание.

Николай Антонович Мухо скончался 6 августа 1986 года в Ленинграде на 73-м году жизни. В 1989 году уже после смерти художника в Ленинграде в залах ЛОСХ с большим успехом прошла персональная выставка произведений художника. Сегодня работы Николая Мухо украшают экспозиции музеев и частные собрания в России, Франции, Германии, Великобритании, США, Японии и Канады.
«Поздняя осень», 1957 год, холст, масло 58 × 89 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Центральный государственный архив литературы и искусства. СПб. Ф. 78.
2. Третья выставка работ художников ленинградского фронта. Л.: Военное издательство Наркомата обороны, 1945.
3. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1953 года: каталог. Л.: ЛССХ, 1953.
4. Весенняя выставка произведений ленинградских художников. 1954 год: каталог. Л.: Изогиз, 1954.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963.
6. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»