Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 437. Любимов Александр Михайлович (Alexander Lyubimov) (1879-1955).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Михайлович Любимов — замечательный советский художник, график, портретист, жанровый живописец и педагог.

Александр Любимов родился в селе Пальцево Дмитриевского уезда Курской губернии. В 1895–1901 годах учился в Центральной школе технического рисования барона А. Штиглица. С 1901 года занимался как вольнослушатель в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в мастерской Ильи Репина. в 1912–1919 годах возглавлял Харьковское художественное училище.

Александр Любимов писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи. Создавал сатирическую графику, театральные зарисовки, шаржи. Работал в технике масляной живописи, акварели, гуаши, пастели, карандашного рисунка. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1934–1941, профессор с 1939 года) и Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (1949–1955, профессор с 1949 года). Учениками Александра Любимова были известные художники и педагоги Юрий Непринцев, Николай Тимков, Александр Дейнека, Александр Лактионов, Пётр Белоусов, Михаил Козелл и другие.

Рассказ об этом замечательном художнике и талантливом педагоге, работы которого находятся в Государственном Русском музее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Великобритании, США, Германии, Италии и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Александр Михайлович Любимов родился 25 февраля 1879 года в селе Пальцево Дмитриевского уезда Курской губернии в семье дворянина. Родители мальчика были культурными и образованными людьми, отец неплохо рисовал на любительском уровне, а мама, наделенная от природы безупречным слухом, увлекалась музыкой и даже давала небольшие домашние концерты. Александр был долгожданным ребенком в семье, с детства рос в любви и заботе. Детские годы Александра прошли в окружении красочных пейзажей центрально-черноземной полосы центральной России, что не могло не оказать влияния на формирование художественного вкуса будущего живописца.
«Портрет актрисы», 1923 год, холст, масло, 130,0 х 65,0 см., Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.

Родители связывали с сыном большие надежды, но они и в самых смелых фантазиях не могли предположить, что он сумеет прославить фамилию своими успехами на ниве искусства. Тем не менее, когда в семилетнем возрасте Александр увлекся рисованием, решили этому увлечению не препятствовать, а наоборот всячески способствовать его развитию, и в 1892 году, когда сыну исполнилось 13 лет, семья переехала сначала в Курск, а затем в Петроград. Большой город предоставлял большие возможности. В 1895–1897 годах Александру была предоставлена возможность обучения в вечерних классах Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, затем еще в течение трех лет в школе Общества поощрения художеств.
«Портрет девочки», 1930-е годы, холст, масло, Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

Педагоги, отмечая большое природное дарование Александра Любимова, настойчиво советовали ему продолжать свое художественное образование, и начиная с 1901 года он начал заниматься в качестве вольнослушателя в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств в мастерской самого Ильи Ефимовича Репина (1844–1930). Одновременно с живописью увлекся графикой, в первую очередь искусством шаржа.
«Портрет С.П. Дягилева», 1914 год, бумага, тушь, 30,3 х 24 см., частное собрание.

К этому времени Александр Любимов уже окончательно решил связать свою жизнь с искусством, выбрав путь профессионального художника, поэтому занимался он в мастерской великого мастера с большим рвением, упорством и настойчивостью, чем вызывал у наставника заслуженное одобрение. Несмотря на вольный характер посещения ученика, Репин с симпатией относился к Любимову, неоднократно ставя его в пример перед другими своими учениками, коих в мастерской всегда было много.
«Крестьянские сплетни», 1919 год, дерево, масло, 20 х 15,5, Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П.Пожалостина.

В период своей учебы в училище Александр Михайлович активно сотрудничал с журналом «Театр и Искусство» (1900–1912), создав обширную галерею образов театральных деятелей начала века, среди которых были Горький, Шаляпин, Мейерхольд, Комиссаржевская, Станиславский, Собинов и другие. Также в эти годы художник успешно работал в жанре портрета и жанровой картины в стилистике объединения «Союз русских художников»: «Портрет сестер Кравос» (1906), «Портрет девочки», «Крестьянские сплетни».
«Портрет сестёр Кавос», 1906 год, холст, масло, Северо-Осетинский государственный художественный музей им. М.С. Туганова.

В 1909 году Любимов успешно окончил Высшее художественное училище, получив звание художника за картину «Каин». После окончания училища был рекомендован Репиным на должность директора Харьковского художественного училища и после успешного согласования его кандидатуры переехал в Харьков, где руководил училищем в период 1912–1919 годов. Октябрьский переворот Любимов, как и многие либералы тех лет, встретил с пониманием. В годы Гражданской войны художник выполнял агитационные панно и плакаты, оформлял агитпоезда, работал в Кавказском и Закавказском отделениях Окон РОСТА, сотрудничал с журналами.
«Материнство», 1949 год, холст, масло, Бердянский художественный музей им. И. И. Бродского.

В 1927 году по приглашению «Красной газеты» Александр Михайлович вернулся в Ленинград, начал сотрудничать с журналами «Красная панорама» и «Вокруг света», работал в области киноплаката, создал множество портретов деятелей искусств. По настоятельной просьбе Иваака Израилевича Бродского (1883–1939) в 1934 году Любимов начал преподавать в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Преподавал вплоть до самого начала войны, став в 1939 году там профессором, а уже после войны в 1949 году начал преподавать в Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, став профессором в 1949 году.
«Портрет ребенка с апельсином», 1908 год, холст, масло, Северо-Осетинскмй республиканский художественный музей имени М. С. Туганова.

В начале 1930-х годов Александр Любимов активно увлекся агитационным искусством, выполнив ряд плакатов, пропагандирующих индустриальную и оборонную мощь советского государства. Одновременно с этим Любимов много времени уделял и традиционной живописи, обращаясь к темам детства и пионерии и придерживаясь реалистических традиций: «Две пионерки (1932), «Портрет пионера» (1930-е). Тогда же выполнил ряд портретов известных деятелей искусства: артиста И. В. Ершова (1930), композитора Д. Д. Шостаковича (1935), художника И. И. Бродского (1938) и др.
«Две пионерки», 1932 год, картон, масло, 80 х 54,8 см., Ивановский областной художественный музей.

В годы Великой Отечественной войны Александр Любимов, как и большинство художников, делал все возможное для приближения победы — создавал антифашистские плакаты, нарисовал несколько карикатурных листов, изображал Гитлера и фашистов в жалком и неприглядном виде: «Н-да, Адольф, что-то у тебя тут не получается» (1941), «Кто вместе с фашистским сбродом хочет править нашим народом» (1941).
«Кто вместе с фашистским сбродом Хочет править нашим народом»,( Докторов З.Л., редактор, Тимофеев, автор текста.) 1941 год, бумага, ткань, типолитография, 69,5 х 102 см., Собрание фондов музея В.И.Ленина.

Первый плакат отражал торжество по поводу срыва фашистских планов блицкриг — молниеносной войны. На плакате Гитлер изображен в виде обезьяны с усами и в наполеоновском головном уборе, которая сидит в задумчивости на стволе пушки, а рядом стоит фигура русского царя, наспех собранного в Берлине, но также несостоявшегося. Наполеоновский головной убор напоминает, что в свое время в Отечественной войне 1812 года французские войска также позорно бежали из России.
«Н-да, Адольф, что-то у тебя тут не получается…», 1941 год, бумага, ткань, типолитография,
Собрание фондов музея В.И.Ленина.

Творческое наследие Александра Михайловича Любимова обширно и многообразно. Его живопись узнаваема, а живописную манеру отличают прежде всего совершенный рисунок и богатство тональных отношений при широком свободном письме с использованием разнообразной фактуры — от пастозно положенных цветовых пятен до прозрачных рефлексов и теней, создающих объемно-пространственную характеристику формы. Он работал в технике масляной живописи, акварели, гуаши, пастели, карандашного рисунка. Писал портреты, жанровые и исторические композиции, пейзажи. Создавал сатирическую графику, театральные зарисовки, шаржи.
«Юный пионервожатый в кепке», 1932 год, картон, масло, 80,5 х 53,4 см., Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

Александр Любимов участвовал в выставках начиная с 1900 года. Персональные выставки произведений художника с успехом прошли в 1949 году в Ленинграде и в 1991 и 1998 годах в Санкт-Петербурге.
«Портрет художника П.Д. Бучкина», 1951 год, холст, масло, Угличский Государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Александр Любимов был членом Ленинградского союза художников с 1932 года. Учениками Александра Любимова были известные художники и педагоги Юрий Непринцев (1909–1996), Николай Гриднев (1928–1980), Николай Тимков (1912–1993), Александр Дейнека (1899–1969), Александр Лактионов (1910–1972), Пётр Белоусов (1912–1989), Михаил Козелл (1911–1993) и другие.
«Урок музыки», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

Александр Михайлович Любимов скончался 19 декабря 1955 года в Ленинграде на 77-м году жизни от инсульта. Был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Памятник на могиле художника Александра Михайловича Любимова на Литературных мостках Волковского кладбища.

Сегодня произведения Александра Любимова украшают экспозиции Государственного Русского музея, Курской государственной картинной галерее имени А. А. Дейнеки, Северо-Осетинского республиканского художественного музея имени М. С. Туганова, Воронежского областного художественного музея имени И. Н. Крамского и других музеев и галерей, а также многочисленных частных собраний в России, Великобритании, Германии, Италии, США, Франции и других странах.
«Портрет художника И.И. Бродского», 1912 год, бумага, карандаш, 20,5 х 16,5 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1989.
2. Выставка произведений ленинградских художников 1947 года: каталог. Л.: ЛОСХ, 1948.
Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.
3. Выставка русского дореволюционного и советского искусства: каталог. М.: Государственная Третьяковская галерея, 1954.
4. Выставки советского изобразительного искусства: справочник. 1941–1947 годы. М.: Советский художник, 1973. Т. 3.
5. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
6. Романычева И. Г. Академическая дача. История и традиции. СПб.: Петрополь, 2009.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»