Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 436. Грушко Абрам Борисович (Abram Grushko) (1918-1980).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Абрам Борисович Грушко — замечательный советский художник, живописец, педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Абрам Грушко родился в Москве. Посещал занятия в частной студии известного художника и педагога А. Р. Эберлинга. В 1936–1939 годах продолжил обучение в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств. В 1939 году после окончания СХШ был принят на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Фронтовик. В 1952 году окончил Ленинградской институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской Бориса Иогансона с присвоением звания художника живописи.

После окончания института Грушко в 1952–1955 годах работал главным художником Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. С 1956 года участвовал в выставках ленинградских художников. Писал пейзажи, жанровые и тематические композиции, этюды с натуры. Основной темой творчества художника стали природа и люди Заонежья, ведущими жанрами — пейзаж и натурный этюд. В 1965–1980 годах преподавал живопись и рисунок в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной на кафедре общей живописи.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, США, Германии, на Украине, в Японии, Италии и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Абрам Борисович Грушко родился 6 июня 1918 года в Москве в семье учителя. Глава семьи Борис Абрамович Грушко работал в отделе народного образования Моссовета, образованного 15 мая 1918 года декретом наркома просвещения Михаила Покровского и получившего в свое ведение все учебные учреждения в Москве, за исключением имевших республиканское подчинение. Будучи человеком образованным, симпатизировал новой власти, связывая с ней свое будущее и будущее своей семьи.
«У крыльца», 1978 год, картон, масло, 24 х 34,5 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

Его супруга, мама будущего живописца, женщина культурная и образованная, занималась ведением домашнего хозяйств и воспитанием сына. Увлекалась музыкой и неплохо рисовала акварелью на любительском уровне. Семья была дружной, родители любили и заботились друг о друге, и появление на свет маленького Абрама было желанным и счастливым событием в жизни семьи. Родители мечтали дать сыну хорошее образование и вывести в люди.
«Деревенская баня», 1959 год, картон, масло, 29,3 х 42 см., Муромский Историко-Художественный Музей.

В 1928 году главу семьи перевели по службе в Ленинград. Отправилась за ним в город белых ночей и его семья. Поселились в центре Северной столицы. Красота архитектуры и грандиозное величие Невы, поразившее более двух веков назад самого Великого Петра, не оставило равнодушным и десятилетнего Абрама. Город влюбил в себя с первого взгляда и на всю жизнь. Учиться Абрам пошел в 21-ю школу Куйбышевского района. В школе увлекся рисованием, порадовав этим родителей, а в 1932 году начал посещать занятия в знаменитой в те годы частной художественной студии Дворца пионеров известного художника и педагога Альфреда Рудольфовича Эберлинга (1871–1951). Посещение этой студии являлось в то время было мечтой многих тогдашних ленинградских мальчишек и девчонок, увлекавшихся рисованием.
«Вечер на Онежском озере», 1977 год, холст, масло, 31,5 х 109, Онежский историко-мемориальный музей.

Четыре года длилось обучение в художественной студии, и все эти годы Абрам посещал занятия с большим желанием, с каждым годом делая все большие успехи, за которыми с большим вниманием наблюдали и родители, и опытный педагог. Именно Эберлинг, оценив природное дарование своего молодого ученика, настоятельно порекомендовал родителям юного Абрама продолжить его художественное образование и даже написал рекомендательное письмо коллегам, преподававшим в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств, располагавшейся на последних этажах в знаменитом здании на набережной.
«На этюдах», 1966 год, картон, масло, 30,5 Х 40,5 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

После предъявления приемной комиссии своих работ в 1938 году 18-летний Абрам Грушко продолжил свое художественное образование уже в стенах СХШ, которую успешно окончил в 1939 году. К этому монету никаких сомнений по поводу выбора дальнейшего жизненного пути у молодого и очень талантливого, по утверждениям многочисленных педагогов, художника Абрама Грушко, уже не было. Он твердо и совершенно осознанно решил посвятить свою жизнь искусству, а это требовало продолжения обучения, только уже на более высоком уровне.
«На берегу Онеги», 1976 год, картон, масло, 31,5 х 44,5 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

Его целью был ЛИЖСА, и в 1939 году Грушко поступает на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. В том же году Грушко с первого курса был призван в Красную армию. Участвовал в войне с белофиннами 1939–1940 годов и в Великой Отечественной войне. Был награжден медалями «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией».После Победы и демобилизации в 1946 году Абрам Борисович вернулся в ставший для него родным Ленинград. Город активно восстанавливался после страшной блокады, и недавний фронтовик принял в этом активное участие. Теперь уже ничего не мешало продолжению учебы, и Грушко вернулся на первый курс родной альма-матер.
«На онежском берегу», 1976 год, картон, масло, 26 х 44 см., Онежский историко-мемориальный музей.

В разные годы своего обучения Абрам Грушко занимался у живописца и педагога, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина Бориса Александровича Фогеля (1872–1961), живописца, графика и педагога, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина Семёна Львовича (Шимона Лейбовича) Абугова (1877–1950), художника, живописца и графика, члена Санкт-Петербургского союза художников Лидии Александровны Островой (1914–2009), живописца и педагога, члена Ленинградской организации Союза художников РСФСР Генриха Васильевича Павловского (1907–1973), живописца и педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР, профессора Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Александра Дмитриевича Зайцева (1903–1982) и живописца, педагога, будущего народного художника СССР Иосифа Александровича Серебряного (1907–1979).
«Хмурый день», 1966 год, картон, масло, 33,2 х 48,2 см., Мурманский областной художественный музей.

В 1952 году Абрам Борисович Грушко успешно окончил Ленинградской институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина по мастерской выдающегося советского художника, графика, педагога, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973). Дипломная работа выпускника — картина «Выпуск чугуна на новой домне» получила высший балл членов Совета и принесла автору звания художника живописи.
«Гавань, Отходы», 1965 год, бумага, акварель, частное собрание.

После окончания института Грушко остался жить и работать в Ленинграде. Пробовал себя в разных художественных жанрах и техниках. Писал пейзажи, жанровые и тематические композиции, этюды с натуры. Постепенно основной темой творчества Грушко стали природа и люди Заонежья, ведущими жанрами — пейзаж и натурный этюд. Традиционное и характерное для творчества художника более ранних периодов пленэрное письмо в 1960-е годы постепенно начало замещаться декоративно-графическими решениями, близкими стилистике сурового стиля с характерной четкостью силуэта, насыщенным цветом, обобщенным рисунком.
«Весна в Заонежье», 1977 год, картон, масло, 23,8 х 48 см., Архангельский музей изобразительных искусств.

В 1952–1955 годах Грушко по приглашению администрации работал главным художником Музея артиллерии, инженерных войск и войск связи. С 1956 года участвовал в различных художественных выставках, неизменно демонстрируя свои работы вместе с произведениями ведущих художников Ленинграда.
«Парадная», 1965 год, бумага, акварель, 32 х 41 см., частное собрание.

В 1961 году Абрам Грушко был принят в Ленинградскую организацию Союза художников РСФСР. В 1965–1980 годах преподавал живопись и рисунок в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной на кафедре общей живописи. Персональная выставка его произведений была показана в Ленинграде в 1990 году. В 1989–1992 годах работы Абрама Грушко с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad и других во Франции.
«Яркий день», 1976 год, картон, масло, 32 х 46 см., Мурманский областной художественный музей.

«Северные будни». 1967 год, картон, масло, 30 х 46 см., Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

Творческое наследие Абрама Борисовича Грушко велико и многообразно. Среди созданных им за годы творческой деятельности произведений особо хотелось бы выделить картины «На опушке леса», «Снопы» (обе 1956), «Вечереет» (1957), «Банька» (1959), «Домой в отпуск», «Белая ночь» (обе 1964), «Весенние заботы» (1969), «Весна в Заонежье» (1977), «У крыльца» (1978), «Вечер на Онеге» (1980).
«Палатка в лесу», 1965 год, картон, масло, 24 х 34,5 см., частное собрание.

Абрам Борисович Грушко скончался 15 марта 1980 года в Ленинграде на 62-м году жизни. Был похоронен на Северном кладбище.
Памятник на могиле Абрама Борисовива Грушко на Северном кладбище.

Сегодня его произведения украшают экспозиции многих художественных и краеведческих музеев России, а также частные собрания в России, Великобритании, Германии, Франции, Израиле США и Канаде. Желанные гости они и на многочисленных зарубежных аукционах современной живописи.
«Дома», 1965 год, бумага, акварель, 36 х 51 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Абрам Борисович Грушко (1918–1980). Выставка произведений. Л.: ЛОСХ, 1990.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Осенняя выставка произведений ленинградских художников. 1956 года: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
4. 1917–1957. Выставка произведений ленинградских художников: каталог. Л.: Ленинградский художник, 1958.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959.
6. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»