Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 434. Веселова Нина Леонидовна (Nina Veselova) (1922-1960).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Нина Леонидовна Веселова — замечательный советский художник, живописец, кандидат искусствоведения, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Нина Веселова родилась в Петрограде. Посещала Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств, которую окончила в 1941 году. В 1941 году была принята на первый курс живописного факультета ЛИЖСА. Всю блокаду провела в Ленинграде. В 1943–1944 годах занималась в возобновившем работу Таврическом художественном училище. В 1944 году после возвращения ЛИЖСА из эвакуации продолжила свое обучение. В 1950 году окончила Репинку по мастерской Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи.

После окончания института в 1950–1954 годах Нина Веселова занималась в аспирантуре при творческой мастерской народного художника СССР профессора Александра Герасимова. Кандидат искусствоведения. В 1950 году была принята в члены Ленинградского союза художников. Писала портреты, жанровые и тематические композиции, пейзажи, натюрморты. Талантливая портретистка и рисовальщица. Тяготела к жанру портрета-картины с развитой сюжетной основой. Живописную манеру отличает мягкая пластика рисунка, сдержанный декоративно-плоскостный колорит, изысканность тональных отношений.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в музеях и частных собраниях в России, Японии, США, Франции, КНР, Германии, Италии и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Нина Леонидовна Веселова родилась 6 января 1922 года в Петрограде в семье бухгалтера. Глава семьи Леонид Георгиевич Веселов трудился на одном из городских предприятий, а мама Анастасия Ивановна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием дочери. Семья была дружной, в доме царила обстановка любви и уважения. Несмотря на то что Нина была долгожданным ребенком в семье, мама воспитывала ее в строгости, с раннего детства приучая дочь к труду и порядку.
«Юные хоккеисты», 1950-е годы, холст, масло, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург.

Нина рано увлеклась рисованием, что стало полной неожиданностью для ее родителей, далеких от искусства вообще и от живописи в частности. Способности девочки проявились на уроках рисования в школе, и именно учитель рисования в школе, где училась юная Нина, настоял на участии девочки со своими рисунками в конкурсе юных дарований, который в 1934 году проходил в Ленинграде под покровительством руководителя ленинградской парторганизации Сергея Мироновича Кирова (1886–1934).
«Астры», 1960 год, холст, масло, 52 х 65 см., частное собрание.

Работы талантливой девочки были замечены, и в том же году Нина Веселова была принята в Школу юных дарований при ВАХ, как тогда называлась Средняя художественная школа при Всероссийской Академии художеств. Школа юных дарований была вечерним учреждением, дети проходили курс обучения, не отрываясь от занятий в обычной школе; никаких общеобразовательных дисциплин в школьную программу не включалось. Уроки проходили три раза в неделю, начинаясь в три часа дня. Школа являлась первой ступенью начального художественного образования, а учащимся назначались стипендии в размере 40 рублей в месяц. Школа располагалась на третьем этаже исторического здания Академии художеств на Университетской набережной, дом 17. Два первых этажа здания и прочие помещения занимал Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры — мечта многих учеников школы того времени.
«На Пятницкой», 1960-е годы, бумага, карандаш, 29,7 Х 41,7 см., частное собрание.

В 1941 году Веселова окончила СХШ и поступила на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Казалось, мечта исполнилась, и первые два этажа здания на набережной на ближайшие годы станут для молодой студентки отчим домом. Жизнь рассудила по-другому… Начало войны Нина Веселова встретила в Ленинграде, вместе со всеми участвовала в возведении укреплений на подступах к городу, а осенью и зимой старательно посещала занятия в ЛИЖСА.
«Перед третьим гудком», 1958 год, холст, масло, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М Васнецовых, Кировск.

В эвакуацию с институтом не поехала — тяжело болел отец, который в итоге так и не смог пережить первую, самую тяжелую блокадную зиму. Работала в осажденном городе на заводе, воспитателем детского сада, на лесозаготовках. Вместе со всеми недоедала, недосыпала и как могла сопротивлялась смерти. На оборонных работах во время блокады Нина сильно простудилась, а общая дистрофия и ослабленность организма привели к тяжелому заболеванию сердца, что, в конце концов, станет причиной ее ранней кончины. В 1943–1944 годах занималась в возобновившем работу Таврическом художественном училище.
«Стекло на голубом фоне», 1958 год, Дерево, масло, 93 х 60 см., частное собрание.

После возвращения из эвакуации родного института в июле 1944 года Веселова возобновила учебу на факультете живописи. Сильно поредел к тому времени профессорско-преподавательский состав родной Репинки. Некоторым из учителей Веселовой так и не удалось дожить до счастливого дня снятия блокады. Новыми педагогами студентки Веселовой стали советский живописец, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Борис Александрович Фогель (1872–1961), советский художник-график, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Леонид Фёдорович Овсянников (1880–1970), советский живописец, график, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Семён Львович Абугов (1877–1950), советский живописец Генрих Васильевич Павловский (1907–1973) и советский живописец, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982).
«В буфете в Москве», 1950-е годы, бумага, карандаш, 30 Х 41,5 см., частное собрание.

Нине нравился процесс обучения в художественном институте, а преподавателям нравилась эта хрупкая, серьезная и очень решительная студентка, с успехом осваивавшая сложный академический курс. Годы обучения пролетели быстро, и в 1950 году Веселова окончила ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973) с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «Поздравление учителя с наградой» (в более поздних источниках встречается иное название: «Награжденный учитель») получила высший балл членов Совета на защите и была с успехом показана в том же году на Всесоюзной художественной выставке в Москве.
«Награжденный учитель», 1950 год, холст, масло, Художественный фонд России, Москва.

После окончания института в 1950–1954 годах Нина Веселова продолжила обучение уже в аспирантуре при творческой мастерской народного художника СССР профессора Александра Михайловича Герасимова (1881–1963). После успешной защиты в 1954 году картины «Идет экзамен» получила ученую степень кандидата искусствоведения. В 1950 году была принята в члены Ленинградского союза художников.
Этюд к картине «Идет экзамен», 1954 год, холст, масло, частное собрание. Фрагмент.

Одновременно с этим после окончания института и начала самостоятельного творчества Нина Веселова вместе с такими же молодыми ищущими художниками Л. Кабачеком и А. Пушниным совершила длительную поездку по стране, стремясь запастись новыми впечатлениями и окунуться в реальную жизнь. Близкое знакомство с картинами родной природы, контакты и творческие встречи с простыми людьми труда оказали на нее большое воздействие, поразили и в то же время вдохновили ее. Где бы ни останавливались во время своей поездки художники, Нина Леонидовна самозабвенно впитывала новые впечатления, благодаря чему шире и глубже становился ее взгляд на мир. Как правило, простые советские люди становились героями ее картин, неизменно привлекавших внимание зрителей своей простотой, искренностью и поэтической свежестью.
«Съемочная группа на соревнованиях», 1950-е годы, бумага, тушь, 29,5 Х 41 см., частное собрание

Именно так, в содружестве с Леонидом Кабачеком, родилась картина «Праздник в Воронове» — одна из центральных в большом цикле произведений, созданных Кабачеком и Веселовой о быте и труде, буднях и праздниках Чувашии. Большое село Вороново стоит на старом тракте Нижний — Казань, у моста через реку Цивиль, на перекрестье дорог. С незапамятных времен было это село излюбленным местом традиционных народных праздников-гуляний. На одном из таких праздников и довелось побывать в 1956 году ленинградским художникам Н. Л. Веселовой и Л. В. Кабачеку во время их длительного путешествия по Приуралью, Поволжью, Чувашии. Надолго в памяти художников сохранилось яркое, нарядное зрелище праздника, а созданная ими картина «Праздник в Воронове» (1959) стала подлинной классикой советской живописи, выдержав испытание временем.
«Праздник в Вороново»(совместно с Кабачек Л.), 1959 год, холст, масло, Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

То же самое в полной мере относится и к еще одному известному произведению Веселовой — картине «Портрет председателя колхоза «Гвардеец» М. Г. Долгова». Необычайный успех этой картины был вызван в первую очередь тем, что художнику удалось создать необыкновенно яркий и типичный образ советского человека — современника, хозяина своей страны, сознательно и целеустремленно строящего основы нового справедливого общества. Веселова показала главного героя картины, не искусственно позирующего ради лучшего образа, а живущего на холсте естественной полнокровной жизнью, волнуя и покоряя зрителя своей яркой убедительностью.
«Портрет председателя колхоза «Гвардеец» М.Г.Долгова», 1959 год, холст, масло, Государственный Русский музей.

Веселова много и часто экспонировала свои произведения. Впервые это произошло на художественной выставке с 1939 году, а начиная с 1950 года она являлась постоянным участником городских, республиканских и всесоюзных выставок, представляя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Нина Веселова одинаково успешно писала портреты, жанровые и тематические композиции, пейзажи, натюрморты, графические работы, хотя с годами стала тяготеть к жанру портрета-картины с развитой сюжетной основой. Ее живописную манеру отличала мягкая пластика рисунка, сдержанный декоративно-плоскостный колорит, изысканность тональных отношений.
«На пляже», 1960-е годы, бумага, тушь, 28,8 Х 40,6 см., частное собрание.

Среди произведений, созданных Ниной Леонидовной Веселовой, в первую очередь обращают на себя внимание картины «В гидротурбинном цехе завода имени И. В. Сталина» (позднее встречается название «Сбор турбины для Цимлянской ГЭС») (в соавторстве, 1951), «Штрафной назначен» (1952), «Портрет участника революции 1905 года П. П. Александрова» (1955), «Перед третьим гудком», «Цветы. Натюрморт» (1958), «Портрет председателя колхоза «Гвардеец» М. Г. Долгова», «Астры» (1959).
«В гидротурбинном цехе завода имени И.В.Сталина» («Сбор турбины для Цимлянской ГЭС») (в соавторстве,c художниками Рубиным и Тулиным), 1951 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Нина Леонидовна Веселова скончалась 3 марта 1960 года в Ленинграде на 39-м году жизни. Была похоронена на Серафимовском кладбище.
Памятник на могиле Н.Л. Веселовой на Серафимовском кладбище С-Петербурга.

Сегодня произведения Нины Веселовой украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, музеев и частных собраний России, Японии, США, Франции, КНР, Германии, Италии и других стран.
«На привале», 1950-е годы, бумага, тушь, 29,5 Х 41,7 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Художественная выставка 1950 года. Живопись. Скульптура. Графика: каталог. М.: Советский художник, 1950.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.
5. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М.: Искусство, 1972. Т. 2.
6. Никифоров Б. Черты нового в жанровой картине наших дней // Искусство. 1958. № 2.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»