Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 432. Канеев Михаил Александрович (Mikhail Kaneev) (1923-1983).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Михаил Александрович Канеев — замечательный советский живописец, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Михаил Канеев родился в деревне Канеево Чухломского района Костромской области. В 1931–1937 годах занимался в детской художественной школе и параллельно в Центральном доме воспитания детей у педагогов Е. В. Тихомировой и М. Ф. Кобышева. В 1937–1941 годах учился в СХШ при Всероссийской Академии художеств. В 1951 году окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской Р. Френца. Параллельно с учебой с 1947 по 1961 год преподавал в известной детской изостудии Дворца пионеров имени А. Жданова, где приобрел первый педагогический опыт.

С 1953 года Михаил Канеев постоянно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. В этом же году был принят в члены Ленинградского союза советских художников. Писал городские, архитектурные и ландшафтные пейзажи, жанровые картины, портреты, этюды с натуры. Работал в технике масляной живописи, рисунка и акварели. В 1961–1983 годах Канеев преподавал в ЛГПИ имени А. И. Герцена. Профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в ГРМ, ГТГ, музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Ленинградский живописец Михаил Александрович Канеев известен как мастер городского пейзажа. В своих полотнах, экспонировавшихся почти на всех республиканских и всесоюзных выставках последних лет, художник изображает и шумный, многолюдный Невский проспект, и задумчивую, лирическую Фонтанку, и умытые дождем улицы, и мерцающий цветовыми рекламами вечерний Ленинград» (Из журнала «Художник» 1962 года).
«Ленинград. Кировский мост», 1975 год, холст, масло, 130,0 × 130,0 см., частное собрание.

Михаил Александрович Канеев родился 5 апреля 1923 года в деревне Канеево Чухломского района Костромской области в крестьянской семье. Глава семьи Александр Евтифьевич Канеев был человеком мягким и уступчивым по характеру, возглавлял строительную артель, с которой регулярно ездил на заработки в Петроград (Ленинград), выполняя различные работы по заказам.
«Летний вечер», 1970 год, оргалит, масло, 32,7 х 49,8 см., Музей изобразительных искусств г. Комсомольск-на-Амуре .

Его супруга Елизавета Яковлевна, напротив, отличалась суровым нравом, решительностью и непреклонностью, пользовалась известным авторитетом у соседей. Ко всему прочему, была она женщиной образованной, родом из зажиточной семьи, занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей. Обладала от природы неплохими музыкальными, в частности вокальными, способностями. Детей воспитывала в строгости, мечтая дать им образование и вывести в люди. Поскольку деревенская обстановка такой возможности не предоставляла, настояла на том, чтобы семья переехала в город, и в 1928 году Канеевы, оставив родную деревню, переехали в Ленинград.
«Ленинград. Малая Садовая», 1976 год, холст, масло, частное собрание.

В Ленинграде Михаил пошел в школу, где неожиданно для родителей увлекся рисованием, чему очень обрадовался отец мальчика. Обнаружив у сына определенные способности, привел его в 1931 году в детскую художественную школу, в которой юноша на протяжении последующих шести лет обучения постигал основы художественной грамотности по рисунку, живописи и композиции.
«Пейзаж с рекой», 1971 год, оргалит, масло, частное собрание.

В 1937 году Михаил Канеев начал посещать изостудию ленинградского Дворца пионеров, параллельно занимаясь в Центральном доме воспитания детей у педагогов Е. В. Тихомировой (1901–1960) и М. Ф. Кобышева (1889–1958). Учителя отмечали большое природное дарование талантливого юноши, а многочисленные сохранившиеся похвальные грамоты Канеева тех лет только подтверждали это. Это радовало родителей Михаила и вселяло надежду на то, искусство и особенно живопись смогут стать делом всей его жизни.
«Русская провинция», 1974 год, холст, масло, 41 х 41 см., частное собрание.

По настоянию отца, внимательно следившего за успехами сына, Михаил показал свои работы преподавателям Средней художественной школы (бывшей Школы юных дарований) при ВАХ, и в 1937 году начал в ней свое обучение, продолжавшееся практически до начала войны. Летом 1941 года после окончания СХШ Канеев готовился к поступлению в ЛИЖСА. Все планы нарушила начавшаяся война. Михаил был призван в Красную армию, и городской военкомат направил его курсантом в школу связистов Ленсовета. Пока шло обучение, враг подошел к стенам города. Началась блокада и первая, самая страшная блокадная зима, во время которой красноармеец Канеев тяжело заболел.
«Кондопога», 1974 год, холст, масло, 47,0 × 43,0 см., Мурманский областной художественный музей.

Весной 1942 года его, тяжелобольного и сильно истощенного, эвакуировали по льду замерзшей Ладоги на Большую землю и далее в Свердловск, в местный госпиталь. После выздоровления Канеев окончил школу фельдшеров и был зачислен в авиасанитарный полк, переправлявший на фронт кровь. Полк базировался в Тушино под Москвой, где состоялось знакомство Михаила с его будущей супругой Розой Васильевной, дочерью летчика. В конце 1944 года полк был перебазирован в Польшу, где Михаил Александрович и закончил войну. После демобилизации в 1945 году в звании лейтенанта Канеев вернулся в Ленинград, ставший для него второй родиной.
«Исаакиевский собор со стороны Невы», 1950-е годы, картон, масло, частное собрание.

В августе 1945 года Михаил Канеев, как недавний фронтовик, был зачислен без экзаменов на первый курс живописного факультета ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Через два года Михаил Александрович и Роза Васильевна зарегистрировали брак, а еще через год у них родилась дочь Марина. В стране и в семье Канеевых жизнь понемногу налаживалась. Восстанавливался и Ленинград. Канеевы всей семьей часто гуляли по городу, любовались лимонно-желтыми закатами, заходили в кафе на Садовой. Не пропускали ни одной постановки в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова и в Большом драматическом театре имени А. М. Горького.
«На бывшей Сенной», 1959 год, холст, масло, частное собрание.

Семейное благополучие благотворно сказывалось на процессе обучения Михаила Канеева в Репинке. Ему нравился сам процесс обучения, преподаватели его хвалили, а сам он успешно осваивал сложный академический курс. Занимался Канеев у замечательного советского художника-графика и педагога, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репина Леонида Федоровича Овсянникова (1880–1970), известного советского живописца и педагога Михаила Ивановича Авилова (1882–1954), известного советского художника и педагога, живописца, монументалиста, реставратора, профессора ЛИЖСА имени И. Е. Репин Ивана Петровича Степашкина (1882–1960) и выдающегося советского художника-живописца, графика, педагога Юрия Михайловича Непринцева (1909–1996).
«Новгородская улица», 1966 год, холст, масло, 110 х 81 см., Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.

Михаилу Александровичу приходилось учиться и содержать семью, поэтому параллельно с учебой с 1947 по 1961 год он преподавал в известной в те годы в Ленинграде детской изостудии Дворца пионеров имени А. А. Жданова, где приобрел первый педагогический опыт. В 1951 году Михаил Канеев окончил ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской выдающегося советского живописца, графика и педагога, профессора и руководителя батальной мастерской Рудольфа Рудольфовича Френца (1888–1956) с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа выпускника — картина «По сталинскому маршруту» («Перелет Чкалова, Белякова, Байдукова») получила высший балл членов Совета.
«Ленинград. Река Мойка», 1969 год, оргалит, масло, частное собрание.

После окончания института Михаил Канеев остался жить и работать в Ленинграде. На предложение продолжить свое обучение в аспирантуре молодой художник ответил отказом. Он всеми силами стремился поскорее приступить к воплощению в жизнь своих творческих замыслов. Эти годы в творчестве художника были посвящены поискам своей темы, отработке особенностей живописной манеры и совершенствованию приемов работы над образом. Этот период стал временем становления творческого мировоззрения художника, которое проявилось через серию портретов и этюдов, созданных им в Доме творчества в Комарово. Там же он провел персональную выставку, на которой продемонстрировал около ста своих работ. Активная творческая деятельность стала основанием его приема в Союз художников СССР.
«На Неве у Заячьего острова», 1965 год, бумага, карандаш, частное собрание.

Канеев много и охотно участвовал в различных художественных выставках. Впервые это произошло на выставке «Уральский военный округ» в Свердловске в 1943 году, где он получил первую премию за серию рисунков «Героический Ленинград в тяжелые дни блокады». С 1953 года он уже постоянно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«Вид на стрелку Васильевского острова», 1965 год, бумага, карандаш, частное собрание.

Канеев работал в разных художественных жанрах. Писал городские, архитектурные и ландшафтные пейзажи, жанровые картины, портреты, этюды с натуры. Работал в технике масляной живописи, рисунка и акварели. Об интенсивных поисках своей темы, особенностях живописной манеры и приемах работы над образом говорят показанные на многочисленных выставках этих лет произведения Канеева, среди которых выделяются «Награждение революционным знаменем Первой Конной армии», «Старый Киев» (обе 1956), «Переулок Крылова» (1958), «Ленинград. Улица Гороховая», «Ленинград. На бывшей Сенной» (все 1959), «На гумне» (1959), «Фонтанка», «Ленинградский цирк» (обе 1961), «Чехословакия. Улица города Зноймо» (1962).
«На гумне», 1959 год, картон, масло, 35,8 х 47,8 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Постепенно художника все более захватывала пейзажная живопись. Его пейзажи –– картины и этюды –– овеяны спокойным величием и одновременно гармонией быстротекущей жизни. Чтобы ни изображал художник: деревенские дома, перспективы улиц, по которым идут люди, просторы полей, –– во всем ощущалась неразрывная связь человека с родной землей, городом, страной, ее историей. Работа с натуры всегда являлась для Михаила Александровича потребностью. Создавая картину, художник не просто искал мотив, он всегда старался находиться в самой гуще жизни, соприкасаясь с ней непосредственно, обогащаясь новыми открытиями, новыми идеями.
«Нарвские ворота в Ленинграде» , 1964 год, холст, масло, Рязанский государственный областной художественный музей имени И. П. Пожалостина.

Конец 1950-х годов в творчестве Канеева отмечен серией картин, выполненных художником по заказу Музея Арктики и Антарктики в Ленинграде. Среди них картины «Прибытие самолета на дрейфующую станцию» (1955), «На Севере» (1957), «Беседа В. И. Ленина с учеными об освоении Севера» (1959). Эта большая работа сыграла важную роль в его профессиональном становлении. Среди других заказов этого периода следует выделить «Портрет генерала А. А. Брусилова» (1963), написанный для Музея А. В. Суворова в Ленинграде.
«Севернный пейзаж», 1976 год, оргалит, масло, 43 х 43 см., Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Михаил Канеев сумел определиться с главной темой своего творчества к середине 1960-х годов. В эти годы он приобрел известность в первую очередь как мастер ленинградского пейзажа. Это подтвердила и его персональная выставка, показанная в 1966 году в залах ЛОСХ, на которой экспонировалось свыше семидесяти новых работ, созданных автором за последние годы. Сложился узнаваемый индивидуальный почерк художника.
«Стрелка Васильевского острова». 1960-е годы, оргалит, масло, 47 х 43 см., частное собрание.

Образы Петербурга и Ленинграда, его классическая строгость и красота северной столицы в последующие годы стали занимать особое место в творчестве художника, ставшего певцом города на Неве. Неизменно цельные картины Канеева отныне становились наполненными светом и воздухом. В его работах начинает прослеживаться и явственно ощущаться связь старинного Петербурга и его современности. При этом, помимо ленинградского пейзажа, Канеев пишет Москву, Псков, Новгород, Кострому, совершает творческие поездки в Румынию, Венгрию, Чехословакию, Австрию.
«Новгород. Старый город», 1979 год, картон, масло, 25,7 x 25,4 си., Нижегородский государственный художественный музей.

Среди работ этого периода творчества Канеева особого внимания заслуживают полотна «Театр комедии» (1961), «Нарвская застава» (1963), «Малая Садовая», (1964), «Псков. Церковь Михаила Архангела», «Новгородская улица» (обе 1965), «У Витебского вокзала», «У Исаакиевского собора» (обе 1967), «Набережная Макарова», «Будапешт. Собор Св. Иштвана» (обе 1971), «Русская старина» (1974), «Ленинград. Кировский мост» (1975), «Ленинград. Дворцовая площадь», «Ленинград. Мост Строителей», «Ленинград. На бывшей Сенной площади», «Ленинградский дворик», «Ленинград. Невский проспект» (все 1978), «Улица Садовая» (1981), «Смольный собор» (1982).
«Улица Садовая», 1981 год, картон, масло, 25,5 х 22 см., частное собрание.

В 1961–1983 годах Михаил Канеев преподавал в ЛГПИ имени А. И. Герцена. С 1966 года –– заведовал кафедрой графики и рисунка (ныне кафедра рисунка) на художественно-графическом факультете (ныне факультет изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена). Профессор (1972), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982).
«Старый Псков», 1979 год, картон, масло, 25,5 x 25,5 см., Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Михаил Александрович Канеев скончался 6 марта 1983 года в Ленинграде на 60-м году жизни.
«В порту», 1970-е годы, холст, масло, каталог коллекции «Соцреализм. Ленинградская живописная школа. 1930-1980. Некоторые имена», 97 х 90 см., Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Сегодня работы Михаила Канеева находятся в многочисленных музеях России, включая Государственный Русский музей, Государственную Третьяковскую галерею, Музей Арктики и Антарктики, Музей А. Суворова, Художественный фонд России, в картинных галереях и музеях Иваново, Комсомольска-на-Амуре, Костромы, Мурманска, Новокузнецка, Рязани, Саранска, в частных коллекциях в России и за рубежом.
«Обыск», 1960 год, холст, масло, каталог коллекции «Соцреализм. Ленинградская живописная школа. 1930-1980. Некоторые имена», 159 х 125 см., частное собрание.

Творчество Михаила Александровича Канеева сыграло значительную роль в развитии отечественной пейзажной живописи середины ХХ века. На протяжении всей своей жизни художник создал большую галерею художественных образов, в которых запечатлел удивительную и неповторимую душу Петербурга –– Ленинграда. Его произведения, отмеченные ярким и своеобразным талантом, раскрывают вдумчивое, серьезное отношение к природе и людям. Художник всегда оставался верен своим творческим установкам, не изменял своим идеалам, потому как на протяжении всей жизни был искренне убежден в высоком назначении искусства. А разве может быть иначе?..
«Котельнический мост в Москве», 1976 год, картон, масло, 25 х 25 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Советская Россия. 2-я республиканская выставка. М.: Советский художник, 1965.
2. По родной стране. Выставка произведений художников СССР – 1972: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1974.
3. Изобразительное искусство Ленинграда: каталог выставки / под ред. В. Пушкарева. Л.: Художник РСФСР, 1976.
4. Зональная выставка ленинградских художников «Наш современник» – 1975: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1980.
5. Гапеева В., Гусев В., Цветова А. Изобразительное искусство Ленинграда. Л.: Художник РСФСР, 1981.
6. Мы побратимы. 1-я выставка художников Ленинграда и Дрездена. Дрезден, 1975.
7. Мы побратимы –– сохраним мир. 3-я выставка художников Ленинграда и Дрездена. Дрезден, 1986.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»