Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 431. Белоусов Пётр Петрович (Peter Belousov) (1912-1989).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Пётр Петрович Белоусов — выдающийся советский живописец, график и педагог, профессор, член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник РСФСР.

Пётр Белоусов родился в городе Бердянске. Занимался в студии Якова Соломоновича Хаста. В Ленинграде обучался рисунку у Исаака Бродского. Посещал занятия на рабфаке при Институте пролетарского изобразительного искусства. В 1939 году окончил ЛИЖСА по мастерской Исаака Бродского. В 1939 году был принят в члены ЛОСХ и с этого же года начал преподавать в ЛИЖСА. С 1956 года заведовал кафедрой рисунка, профессор с 1961 года.

Пётр Белоусов писал портреты, пейзажи, жанровые и исторические композиции. Работал в технике масляной живописи, карандашного рисунка, пастели, офорта, литографии. Ведущий жанр — историческая картина. Наибольшую известность приобрел как автор произведений на ленинскую и революционную тему.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Пётр Петрович Белоусов родился 16 (29 мая) 1912 года в городе Бердянске (ныне Запорожская область Украины) в обеспеченной мещанской семье. Достоверных данных об отце будущего живописца, к сожалению, не сохранилось, но зато известно, что его мама Матрена Гавриловна Белоусова, в девичестве Каракаш, была далеко неординарной, художественно одаренной женщиной.
«Портрет матери», 1948 год, холст, масло, 56 х 62 см., Бердянский художественный музей им. И.И. Бродского.

Будучи большой мастерицей по вышиванию художественных картин, сюжеты которых создавала, как правило, сама, была известна и очень популярна в городе. Вела собственные курсы по освоению искусства вышивания, многим помогала в обучении и приложила много сил в популяризации в городе этого непростого искусства. Ей старались подражать, и сегодня работы ее исполнения украшают экспозицию Бердянского краеведческого музея и многочисленные частные коллекции.
«Март», 1944 год, картон, масло, 23 х 19 см., Ивановский областной художественный музей.

Здоровая творческая обстановка в семье была крайне благоприятна для проявления и развития различных творческих начал у детей. Увлечение рисованием появилось у юного Петра Белоусова, когда он учился в младших классах школы № 2, размещавшейся на втором этаже здания на углу нынешних проспекта Ленина и улицы Ульяновых. В этой школе, которую юноша посещал до 5-го класса, школьным учителем рисования в те годы был известный в будущем советский художник-портретист Яков Соломонович Хаст (1873–1953). Он-то и обратил внимание на одаренного ученика и дал ему начальные сведения по композиции и правилам работы над рисунком.
«Письмо (Портрет Екатерины Борисовны)», 1985 год, холст, масло, 50 х 68 см., Картинная галерея, г. Красноармейск.

Конечно, необходимо признать, что судьба была крайне благосклонна к Петру Белоусову, подарив ему на жизненном пути встречу с таким замечательным учителем. Выпускник Одесской художественной школы, ученик известного живописца и скульптора Жана-Леона Жерома в Парижской национальной академии изящных искусств, близкий друг Амедео Модильяни (1884–1920), Оскара Клода Моне (1840–1926), Марка Шагала (1887–1985), других ярких представителей Парижской школы, обладатель золотой медали и Гран-при на Всемирной выставке в Бельгии в 1905 году, Яков Хаст к тому времени был признанным в Европе художником, а его работы на протяжении 16 лет выставлялись в лучших художественных салонах на Елисейских Полях в Париже.
«Папанин», 1939 год, холст, масло, Центральный государственный архив литературы и искусства, Санкт-Петербург.

Неожиданная и скоропостижная смерть отца вынудила Петра Белоусова оставить занятия в школе и поступить в ученики к парикмахеру, не прекращая при этом самостоятельных занятий рисованием. Делая в свободные минуты быстрые зарисовки с клиентов парикмахерской, Пётр нередко приводил их в настоящий восторг от увиденного. Работы юного художника тут же приобретались посетителями, и зачастую именно они являлись причиной их новых будущих посещений парикмахерской. Хотя, будем справедливы, искусством парикмахерского ремесла Белоусов владел тоже мастерски.
«Женский портрет», 1950-е годы, холст, картон, масло, 23, 6х 18,5 см., частное собрание.

Летом 1929 года у Петра Белоусова произошла еще одна знаменательная встреча, серьезным образом повлиявшая на его дальнейшую судьбу. В Бердянск приехал земляк нашего героя Исаак Израилевич Бродский (1883–1939), уроженец небольшого украинского села Софиевка, что недалеко от Бердянска. Уже известному в то время художнику и педагогу, ученику великого Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) показали рисунки Петра Белоусова. Познакомившись с ними, Бродский пожелал лично встретиться с их автором, а после встречи со скромным и серьезным юношей взял его с собой в Ленинград для дальнейшей учебы.
“Портрет художника И.И.Бродского”, 1937 год, холст, масло, Бердянский художественный музей им. И.И. Бродского.

Так наш герой оказался в Ленинграде. Исаак Израилевич определил талантливого провинциального самородка в студию АХРа и в Общество художников имени А. И. Куинджи. Приобщившись таким образом к художественной среде Ленинграда, периодически встречаясь с крупными и известными деятелями искусства в мастерской учителя, наблюдая за работой самого Иосифа Бродского и пользуясь его советами, Пётр Белоусов получил то необходимое, что в дальнейшем сыграло неоценимую роль в творческом развитии одаренного юноши.
«Киров на трибуне XVII съезда ВКПб» 1930-е годы, холст, масло, Государственный музей истории С-Петербурга.

В 1932 году Белоусов был принят на четвертый курс рабфака при Институте пролетарского изобразительного искусства, а вскоре стал полноправным студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Его педагогами на первых курсах выступили замечательный советский живописец, график, профессор ЛИЖСА Михаил Давидович Бернштейн (1875–1960), известный художник-символист Павел Семенович Наумов (Заступец) (1884–1942), известный советский художник и график Александр Михайлович Любимов (1879–1956) и выдающийся советский художник, педагог и общественный деятель, живописец, график, будущий лауреат Сталинских премий Владимир Александрович Серов (1910–1968).
«Портрет молодой женщины (Т. Мясоедова)», 1932 год, пастель, бумага, 41 x 33 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Позже его сокурсниками по возглавляемой Иосифом Бродским мастерской оказались, ставшие впоследствии известными художниками, Юрий Непринцев (1909–1996), Александр Лактионов (1910–1972), Алексей Грицай (1914–1998), Анатолий Яр-Кравченко (1911–1983), Николай Тимков (1912–1993), Борис Щербаков (1916–1995). Все они души не чаяли в своем педагоге, которого в 1934 году назначили еще и ректором института и директором ВАХ.
«Их дневника блокады», 1950-е годы, холст, масло, Государственный музей истории С-Петербурга.

Наступало время коренных преобразований в системе художественного образования страны Советов, закладывался ее прочный фундамент. Утверждались реалистические основы преподавания рисунка и живописи, обращалось особое внимание на тесную связь студенческих работ с содержанием самой жизни. В 1935–1936 годах Бродский возглавил летнюю практику студентов, в числе которых был и Пётр Белоусов, в Бердянске и Бердянском районе. В 1937 году летняя практика студентов проходила в Днепропетровске, Запорожье, на металлургическом заводе в Днепродзержинске. Эти поездки укрепляли связи молодых художников с жизнью, заставляли их взглянуть на собственный труд глазами тех, кому они готовились посвятить свое искусство.
«Троице-Сергиева лавра», 1944 год, бумага; итальянский карандаш, 43 × 33 см., частное собрание.

Еще будучи студентом, Пётр Белоусов начал активно выставлять свои работы на различных художественных выставках. В 1936 году он написал картину «Экскурсия красноармейцев в Эрмитаж» и показал ее на Всесоюзной юбилейной выставке «XX лет РККА и Военно-Морского флота», а в 1939 году стал участником Всесоюзной выставки молодых художников, представив зрителям несколько офортов, среди которых был портрет его учителя И. И. Бродского. К моменту окончания института Пётр Белоусов превратился уже во вполне сформовавшегося художника с определенным вкусом и пристрастиями, кругом тем и основных жанров, в которых он станет наиболее часто выступать в последующие годы.
«Чайхана», 1940 год, Тиражная продукция, цветная литография, 32 × 21,7 см., частное собрание.

В 1939 году Белоусов окончил институт по мастерской Исаака Бродского с присвоением звания художника живописи. Дипломная работа выпускника — картина «Свидание Ленина со Сталиным» получила высший балл членов художественного совета, а выступавшие на защите дипломных работ Б. Иогансон, В. Серов, Е. Чепцов и другие известные художники отмечали большое портретное мастерство Петра Белоусова. Работа была признана одной из лучших работ выпускников ЛИЖСА 1939 года и отмечена дипломом с отличием.
«Греческая патриотка в фашистском застенке», 1954 год, картон, масло, 23 х 16 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

После окончания института Белоусов остался жить и работать в Ленинграде. В 1939 году он был принят в члены ЛОСХ и с этого же года начал преподавать в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, будучи зачислен в штат преподавателей кафедры рисунка ЛИЖСА ВАХ. Параллельно с преподавательской деятельностью Пётр Петрович продолжал заниматься творчеством. В эти годы он сумел заявить о себе и как талантливый график, в совершенстве овладевший техникой офорта.
«Константин Сергеев в роли принца. Балет «Золушка», 1960 год, картон, карандаш, мел, 66,5 х 45 см., частное собрание.

При этом необходимо отметить, что графике и литографии Белоусов никогда и нигде специально не обучался. Он внимательно присматривался, как работали преподававшие в то время в Академии мастера: Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) — выдающийся советский художник, знаменитый иллюстратор русских сказок и былин и Константин Иванович Рудаков (1891–1949) — петербургский художник, живописец, график, мастер акварельного портрета, книжный иллюстратор. Пётр Белоусов пользовался советами этих известных мастеров, а работа над графическими листами постепенно стала как бы второй специальностью для него.
«Э. Меченок и В. Семенов. Вальс», 1960 год, картон, карандаш, мел, 65,5 х 51 см., частное собрание.

К значительным графическим работам Петра Белоусова, исполненным в 1930-е и позже 1940-е годы, можно смело отнести его многочисленные пейзажи, и это прежде всего серия офортов о природе Бердянска и его окрестностей, а также посвящённые Загорску. Особенностью его метода являлось то, что пейзажи исполнялись им на офортной доске с натуры без предварительных эскизов. Это сообщало графическим листам определенную живость, эффект непосредственного рисования в гравюрном материале.
«Загорск», 1944 год, бумага, карандаш, 30 х 44 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Творчество и преподавание в ЛИЖСА нарушила война, начало которой Белоусов встретил в Ленинграде. В призыве в Красную армию и отправке на фронт ему было отказано, так как он и его трудовая деятельность нужны были в тылу. Он участвовал в создании оборонительных рубежей на подступах к городу Ленина, позже в самые трудные дни обороны города и его блокады работал в молодежной газете «Смена», в которой часто появлялись его рисунки, посвященные защитникам города. Он рисовал во время поездок на ледовую трассу Дороги жизни, в прифронтовые районы, в освобожденный Тихвин.
«Летний сад. Ленинград», 1969 год, Офорт, 44.5 x 64 см., частное собрание.

Весной 1942 года руководство, преподаватели и студенты Академии художеств, ЛИЖСА и СХШ были эвакуированы из блокадного Ленинграда на Большую землю и далее в Самарканд, а уже весной 1943 года руководство Академии художеств вызвало в Самарканд и Петра Белоусова для продолжения педагогической работы. В Средней Азии художник много писал маслом, обращался к акварели и рисунку, продолжал совершенствовать технику офорта. В начале 1944 года, когда Академия, ЛИЖСА и СХШ переехали в Загорск, вместе с ними в этот город переехал и Белоусов. Здесь им была выполнена большая серия рисунков пейзажных и архитектурных мотивов, переведенных впоследствии в офорт на картоне.
«Пейзаж. Загорск», 1944 год, бумага, карандаш, 32 х 43 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Пётр Белоусов вернулся в Ленинград в конце 1944 года уже после снятия блокады. Продолжил работу над темами, разработку которых начал еще в предвоенные годы. Много работал над образом В. И. Ленина, в результате чего в 1949 году завершил полотно «В. И. Ленин среди делегатов III съезда РКСМ», а в 1951 году представил зрителям на Всесоюзной художественной выставке работу «Мы пойдем другим путем». Образу В. И. Ленина он посвятил и несколько специальных циклов офортов «В. И. Ленин в Праге», «В. И. Ленин в Париже» и другие. Одновременно с этим продолжил преподавательскую деятельность в Репинке. В 1949 году Павла Петровича Белоусова утвердили в звании доцента, в 1956 году — в звании заведующего кафедрой, а в 1961 году — в звании профессора по кафедре рисунка в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Всероссийской Академии художеств.
«Мы пойдем другим путем!», 1951 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Творческое наследие Петра Петровича Белоусова обширно и многогранно, при этом работы мастера всегда узнаваемы. Его манеру письма отличала приверженность традициям академической школы и совершенное владение техникой рисунка. Среди многочисленных произведений, созданных Белоусовым в разные периоды его творчества, особого внимания заслуживают «Портрет молодой женщины» (Т. П. Мясоедова-Бродская) (1932), «С. М. Киров на XVII съезде ВКП(б)» (1939), «В. И. Ленин среди делегатов III съезда комсомола» (1949), «Мы пойдем другим путем» (1951), «Патриотка Греции» (1954), «За чтением», «Покушение на В. И. Ленина в 1918 году» (обе 1957), «Портрет дочери» (1977), «В. И. Ленин в Швейцарии», (1978), «Из дневника блокады» (1980).
«Из дневника блокады». 1980 год, картон, масло, по каталогу коллекции «Соцреализм. Ленинградская живописная школа. 1930-1980. Некоторые имена», 22 х 16 см., частное собрание.

В 1970 году П. П. Белоусову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1978 году — звание народного художника РСФСР, а в 1979 году его избрали членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Персональные выставки произведений Петра Петровича Белоусова состоялись в Вологде в 1959 году, в Москве в 1982 году и в Ленинграде в 1987 году.
За обсуждением картины. Слева направо: Ю.М. Непринцев, И.А. Серебряный, П.Д. Бучкин, П.П. Белоусов, М.И. Авилов. Фотография 1950-х годов.

П.П. Белоусов (справа), дирижер Д.И. Похитонов, В.Н. Кучумов (слева) у портрета А.В. Суворова работы П.Д. Бучкина. 1950 год.

В 1988 году после долгих лет отсутствия Пётр Петрович приехал на родину в Бердянск. На встречу с живописцем в местный художественный музей имени И. И. Бродского пришли многочисленные поклонники его таланта и те, кто был рядом с ним в далекие годы детства и юности. Встреча была трогательной и душевной. В свой приезд известный художник подарил жителям города большую серию своих лучших гравюр, которые сегодня являются украшением музейной коллекции.
«Памяти учителя (А.И. Лактионов пишет портрет больного И.И. Бродского)», 1985 год, холст, масло, Бердянский художественный музей им.И.И. Бродского.

Пётр Петрович Белоусов скончался 31 марта 1989 года в Ленинграде на семьдесят седьмом году жизни. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Сегодня произведения Петра Петровича Белоусова украшают экспозиции Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Государственной Третьяковской галереи в Москве, Центрального государственного архива литературы и искусства в Санкт-Петербурге, многочисленных региональных художественных и краеведческих музеев России, а также частные коллекции в России и за ее пределами.
Могила П. Белоусова на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 1.
2. Художники народов СССР. Биографический словарь. М.: Искусство, 1970. Т. 1.
3. Пётр Петрович Белоусов: каталог выставки. Л.: Искусство, 1987.
4. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
5. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
6. Ленинградские художники. Живопись 1950–1980 годов: каталог. СПб., 1994.
7. Белоусов П. П. Портрет молодой женщины // 80 лет Санкт-Петербургскому союзу художников. Юбилейная выставка. СПб.: Цветпринт, 2012.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»