Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 429. Бабасюк Николай Лукич (Nikolay Babаsyuk) (1914-1983).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Николай Лукич Бабасюк — замечательный советский живописец и педагог, член Ленинградского союза художников.

Николай Бабасюк родился селе Кальня Летичевского уезда Подольской губернии на Украине. Окончил Художественно-педагогический техникум в Иркутске. В 1939 году был зачислен на первый курс живописного факультета ЛИЖСА. Фронтовик. После демобилизации продолжил обучение и в 1949 году окончил институт по мастерской профессора Р. Р. Френца с присвоением квалификации художника живописи. В 1949–1951 годах работал в творческой мастерской Академии художеств под руководством А. М. Герасимова. Одновременно в 1949–1950 годах преподавал в Ленинградской СХШ, а с 1951 года — в ЛИЖСА имени И. Е. Репина.

В 1949 году Николай Бабасюк был принят в члены Ленинградского союза советских художников. Участвовал в выставках с 1949 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Работал преимущественно в жанре историко-революционной и жанровой картины, а также портрета и пейзажа. Персональные выставки Николая Бабасюка в Ленинграде состоялись в 1940 году в Академии художеств (рисунки и акварели с финского фронта) и в 1965 году — в залах Союза художников, а затем в ДК имени И. И. Газа.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Творчество Николая Лукича Бабасюка отличается большой целеустремленностью. С первых самостоятельных шагов в искусстве, с дипломной картины и до настоящего времени, в течение почти двадцати лет, Николай Лукич работает над образом величайшего гения человечества В. И. Ленина. Порой художника привлекают другие темы нашей современности, но и как двадцать лет тому назад, так и теперь революция, ее героика, ее пафос и неразрывно связанные с нею образы народа и его великого вождя — центральная тема творчества художника» (С. Игнатьева, искусствовед).
«Тревога», 1951 год, картон, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Николай Лукич Бабасюк родился 9 мая 1914 года в селе Кальня Летичевского уезда Подольской губернии на Украине в крестьянской семье. Спустя несколько лет семья будущего живописца переехала на постоянное местожительство в Сибирь, где в далекой сибирской деревне Красноярского края среди крестьян прошли детство и юность Николая, своими глазами видевшего их нелегкую трудовую жизнь. В дальнейшем и ему самому, прежде чем встать у холста с кистью в руках, придется перепробовать в жизни не одну рабочую профессию, что в итоге выльется в одну из основных тем творчества Бабасюка — люди труда, рабочие, колхозники и их работа.
«Прокатчики», 1961 год, холст, масло, Художественно-мемориальный музей А.Осмеркина, Кировоград.

Это будет в будущем, а пока в 1927 году Николай Бабасюк окончил начальную школу на станции Клюквенная Красноярского края и в 1929 году поступил в подготовительные классы Художественно-педагогического техникума в Иркутске. Причиной этому послужило увлечение 15-летнего юноши рисованием, появившееся еще в начальной школе, что было странным уже само по себе, поскольку родители Николая были очень далеки как от искусства в целом, так и от живописи в частности. Тяжелый крестьянский труд не оставлял им свободного времени для этого, да и с народным творчеством они не соприкасались в своей повседневной жизни.
«По местам боевой славы», 1969 год, холст, масло, Мурманский областной художественный музей.

Николай же и на любительском уровне рисовал очень прилично благодаря своему природному дарованию, поэтому желание связать свою судьбу с искусством стало его осознанным выбором, и в 1930 году он был принят в Иркутский художественно-педагогический техникум, который дал возможность шестнадцатилетнему пареньку получить первые профессиональные навыки художника. В период обучения в техникуме ученические работы Николая Бабасюка экспонировались на выставках в Чите и Иркутске. В 1935 году молодой художник окончил техникум и в том же году был принят в Иркутское отделение Союза художников.
«Тарас Бульба», 1950-е годы, холст, масло, 52 х 70 см, каталог коллекции «Соцреализм. Ленинградская живописная школа. 1930-1980. Некоторые имена», Ивановский областной художественный музей.

Далее была срочная служба в армии, которую Николай проходил в 1936–1938 годах в Забайкальском военном округе и в Монголии. Служебные обязанности, естественно, не предоставляли достаточно свободного времени для занятия любимым делом, но зато время, проведенное в армии, стало своеобразной школой для будущего художника: он много рисовал с натуры и участвовал в выставках Восточно-Сибирского края.
«Оборона», 1960-е годы, картон, масло, 34 х 34 см., Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В августе 1938 года после демобилизации Николай Бабасюк отправляется в Ленинград, где поступает в подготовительные классы при ВАХ. Годом позже его зачисляют на первый курс живописного факультета ЛИЖСА, где его первым учителем становится известный советский живописец и педагог, член Ленинградского союза художников Иван Петрович Степашкин (1882–1960). Недолгой оказалась учеба Николая Лукича в ЛИЖСА. Страна вступила в войну с белофиннами, и студента-первокурсника осенью 1939 года вновь призвали в Красную армию. Ранение и последующая демобилизация позволили Николаю вернуться в институт и продолжить обучение.
«Отступление», 1960 — е годы, холст, масло, 40 х 60 см., частное собрание..

Начало Великой Отечественной войны Николай Бабасюк встретил в Ленинграде. Участвовал в создании оборонительных рубежей на подступах к городу, по ночам дежурил в городских противовоздушных расчетах, а в октябре 1941 года вновь был призван в Красную армию. Службу проходил рядовым в 14-м запасном полку связи Ленинградского фронта. Война надолго оторвала нашего героя от искусства. В суровые военные годы работать ему удавалось лишь урывками. Больших, монументальных полотен он в эти годы не создал, но его путевые альбомы заполнились сотнями зарисовок боевых товарищей, эпизодами из их жизни в бою, походе, на отдыхе. И еще он участвовал в выставках работ художников-фронтовиков Ленинградского фронта.
«Солдат Геннадий Ромашкин», 1969 год, холст, масло, 15 х12 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

После окончания войны и демобилизации Николай Лукич вернулся в ставший для него родным Ленинград. Город после снятия блокады активно восстанавливался. Везде требовались рабочие руки, и недавний фронтовик не мог оставаться в стороне. Он вновь возвращается к учебе в ЛИЖСА, выбирая мастерскую замечательного советского живописца, графика и педагога, профессора и руководителя батальной мастерской ЛИЖСА имени И. Е. Репина Рудольфа Рудольфовича Френца (1888–1956). В 1949 году Николай Бабасюк успешно окончил институт по мастерской профессора Френца с присвоением квалификации художника живописи.
«Портрет жены», 1974 год, холст, масло, частное собрание.

После окончания учебы в Репинке Николай Бабасюк получает приглашение продолжить работу в качестве ассистента в творческой мастерской Академии художеств под руководством выдающегося советского художника-живописца, архитектора, теоретика искусства, педагога, профессора Александра Михайловича Герасимова (1881–1963). Два года, с 1949 и по 1951-й, продолжалась работа молодого выпускника в мастерской под руководством прославленного мастера. Приобретенный опыт и его значение для дальнейшего творческого становления молодого художника трудно переоценить.
«Парад Победы в Москве. 24 июня 1945 года», 1951 год, холст, масло, Музей Академии художеств, С-Петербург.

Одновременно с этим в 1949 году начался важный период педагогической деятельности Николая Лукича Бабасюка. В 1949–1950 годах он преподавал в Ленинградской СХШ, а начиная с 1951года — в ЛИЖСА имени И. Е. Репина.
«В.И.Ленин в Смольном», 1957 год, холст, масло, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

В 1949 году, сразу по окончании института, Николай Лукич был принят в Ленинградское отделение Союза советских художников. Начиная с этого времени он — непременный участник всех ленинградских и всесоюзных выставок, экспонирует свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда, а в Союзе художников берет на себя еще и ведение большой общественной работы. Уже через год после окончания Репинки Бабасюк участвовал в работе всесоюзной художественной выставки со своей картиной «Молодая гвардия», которая обратила на себя внимание и получила хорошие отклики специалистов.
«Молодая гвардия», 1951 год, холст, масло, Муромский Историко-Художественный Музей.

Важно отметить, что Николая Бабасюка всегда привлекали темы большого общественного звучания. Работал он преимущественно в жанре историко-революционной и жанровой картины, а также портрета и пейзажа. Ему всегда были близки и темы, и люди, о которых он писал. К историческим сюжетам художник всегда подходил с большой тщательностью, кропотливо изыскивая все необходимые материалы. При этом ему всегда помогал большой запас жизненных впечатлений, которым он обладал и который неизменно использовал в своей работе над произведениями.
«Праздник», 1970 год, холст, масло, частное собрание.

Уже к 1955 году художником было создано такое большое количество произведений, что он совместно с двумя другими молодыми художниками — А. Папикяном (1926–1997) и Ю. Подляским (1923–1987) становится одним из организаторов нашумевшей в свое время «Выставки трех». На ней экспонировались пейзажи, портреты и картины на историко-революционные темы, написанные художником за эти годы. Затем тематика произведений Бабасюка заметно расширилась.
«Портрет капитана»,1970 год, холст, масло, частное собрание.

В стране шли огромные преобразования, и художник, естественно, не мог пройти мимо них, оставаясь в стороне. Это в первую очередь касалось преобразований в области сельского хозяйства, и Петр Лукич с группой студентов института имени И. Е. Репина едет на Алтай, много встречается и тесно общается с колхозниками, что дает ему возможность много работать с натуры. Работа на целине принесла большую пользу всем участникам этой интересной художественной экспедиции. В созданных художником в этот период портретах колхозников по-новому остро передает он чувство современности, подчеркивая при этом их большую духовную красоту.
«Труженики войны (Прокладка кабеля через Ладожское озеро. 1942 год)», 1960 год, холст, масло, Музей истории Санкт-Петербурга.

Позже участники этой поездки организовали отчетную выставку своих работ в Барнауле, которая была отмечена в печати и имела большой общественный резонанс. К этому же 1957 году относится большая композиция Бабасюка «Обуховская оборона», в которой художник стремился по-новому раскрыть эпизод из революционной борьбы питерского пролетариата. Картина экспонировалась на Всесоюзной художественной выставке в Москве, посвященной 40-летию советской власти.
«Обуховская оборона. Петербург. Май 1901 года», 1950-е годы, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В своем творчестве Бабасюк не обходит стороной и тему прошедшей войны, один из эпизодов которой с непосредственным участием Николая Лукича глубоко запал в его душу. Художник хорошо запомнил, как ранним хмурым утром группа бойцов была привезена по Ладоге на катере к деревянным причалам Большой земли. Перед ними стояла задача протянуть кабель и тем самым соединить осажденный Ленинград со страной. Так родилась картина «Труженики войны». Искренне и взволнованно повествует Бабасюк о бойцах Красной армии, в трудных условиях совершавших свое благородное дело.
Н.Л. Бабасюк в мастерской у картины «Труженики войны», 1960 год.

Работая над своими полотнами, непосредственно общаясь с героями прошедшей войны, образы которых он переносил на холст, автор часто узнавал, что они и после окончания войны становились неизменными участниками мирных героических дел, сменив винтовки на орудия производства, а гимнастерки — на гражданскую одежду. Это в полной мере относилось и к рабочим Кировского завода, близкое знакомство и тесное общение с которыми сыграло большую роль в творчестве художника. По словам Николая Лукича, многие годы жизнь и труд этих славных борцов и созидателей вдохновляли его, в результате чего на свет появилась картина «Энтузиасты Кировского завода», которая открыла галерею полотен, посвященных труженикам предприятия.
«Энтузиасты Кировского завода», 1960 год, холст, масло, чаестное собрание.

Мастерская Николая Лукича Бабасюка всегда была заполнена многочисленными картинами, этюдами и эскизами, центральное место среди которых занимали произведения, посвященные В. И. Ленину. «Образ Ильича самый дорогой и близкий для меня, — неизменно говорил Николай Лукич, — я запечатлел его еще в дипломной работе, затем во многих своих картинах». От работы к работе художник стремился все глубже, полнее постигать, многогранный и вечно живой образ вождя.
«Первый день Советской власти», 1962 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Творческое наследие Николая Лукича Бабасюка обширно и многогранно. Среди произведений, созданных художником за годы своей творческой деятельности, хочется особо отметить»Портрет красноармейца» (1938), «Портрет писателя А. Прокофьева», «Прокладка кабеля» (обе 1945), «Выступление В. И. Ленина у Финляндского вокзала», «Молодая гвардия», «Портрет И. Сталина» (все 1950), «Карташёвка» (1955), «В. И. Ленин в Смольном», «Портрет новатора Кировского завода Логинова» «Портрет Героя Социалистического Труда В. Я. Корасёва» (все 1957), «Труженики войны (Прокладка кабеля через Ладожское озеро. 1942 год)», «Энтузиасты Кировского завода» (обе 1960), «Портрет художника Н. Е. Тимкова» (1963), «Кировцы. Групповой портрет», «Октябрьские костры» (обе 1964), «Вечный огонь», «Портрет художника А. Н. Семенова» (обе 1972), «Портрет художника В. Ф. Загонека» (1973).
«Портрет красноармейца», 1938 год, холст, масло, 60 х 38 см., частное собрание.

Николай Лукич Бабасюк скончался 6 апреля 1983 года в Ленинграде на шестьдесят девятом году жизни. Его многочисленные произведения сегодня украшают экспозиции Государственного Русского музея, региональных художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также частные собрания в России, ближнем и дальнем зарубежье.
«Ленинград. Русский музей», 1950-е годы, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Справочник членов Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Л.: Художник РСФСР, 1980.
2. Бахтияров Р. А. Бабасюк Николай Лукич //Страницы памяти: справочно-биографический сборник. 1941–1945.
3. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) союза художников — ветераны Великой Отечественной войны. СПб.: Петрополис, 2014.
4. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
5. Третья выставка работ художников ленинградского фронта. Л.: Военное издательство Наркомата обороны, 1945.
6. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.; М.: Искусство, 1951.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»