Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 428. Ненартович Анатолий Акимович (Anatoly Nenartovich) (1915-1988).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Анатолий Акимович Ненартович — замечательный советский художник, живописец, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Анатолий Ненартович родился в селе Кухотская Воля Минской губернии. В 1938 году поступил на первый курс Ленинградского художественного-педагогического техникума. Был призван в Красную армию с первого курса. Фронтовик. После демобилизации в сентябре 1945 года вернулся к учебе в Ленинградском художественно-педагогическом техникуме, который окончил в 1949 году. В 1956-м окончил Репинку по мастерской профессора Бориса Иогансона с присвоением звания художника живописи.

С 1956 года участвовал в выставках. Писал жанровые и тематические композиции, городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. Работал в технике масляной и темперной живописи. В 1956 году был принят в члены Ленинградского союза художников. Наибольшую известность получил как автор жанровых картин и многочисленных натурных этюдов, запечатлевших городские сцены с дорожными и строительными работами.

Рассказ об этом талантливом художнике, работы которого находятся в музеях и частных собраниях в России, Великобритании, Германии, Франции, США и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Знаю А. А. Ненартовича как очень способного, вдумчивого художника, который уже зрело владеет и композицией, и цветом, и рисунком» (Е. Е. Моисеенко, художник, из рекомендации для приема в Союз художников).
«Зимняя стоянка судов на Неве», 1949 год, холст, масло, Брянский областной художественный музей.

Анатолий Акимович Ненартович родился 10 июля 1915 года в селе Кухотская Воля Минской губернии (ныне поселок Кухотская Воля Заречненского района Ровенской области Украины) в семье учителя начального образования. В селе была расположена двухклассная пятилетняя церковно-приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень, и в которой преподавал отец Анатолия. Мама вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. О детских годах Анатолия Ненартовича достоверных сведений, к сожалению, не сохранилось. Известно лишь, что после окончания начальной школы он проживал в родном селе, а позже переехал в город для получения рабочей специальности.
«В парке», 1952 год, картон, масло, 18,5 х 20,3 см., Мурманский областной художественный музей.

В 1935 году Анатолий Ненартович переехал в Ленинград, влюбивший его в себя сразу и на всю оставшуюся жизнь. Большой город предоставлял большие возможности для двадцатилетнего паренька из дальней глубинки. Шло активное строительство, возводились многочисленные промышленные предприятия, обеспечивавшие промышленное развитие города. Везде требовались руки, особенно если их обладатель владел рабочими специальностями, что в полной мере относилось к Ненартовичу.
«Строительство гидроэлектростанции», 1957 год, картон, масло, 16,3 х 40,5 см., частное собрание.

Молодой человек устроился электромонтером на фабрику «Советский картонажник», позже перешел на работу электромонтажником в «ВЭСО Сбытмонтаж». Все свободное от работы время проводил в Ленинграде и его пригородах, любуясь величием дворцов, красотой улиц и площадей, грацией мостов и прелестью каналов и рек. Увиденное своими глазами впечатлительному юноше хотелось запечатлеть, что он и делал, возвращаясь домой по вечерам. Так незаметно для себя Ненартович увлекся рисованием. Постепенно увлечение переросло в нечто большее, а после посещения экспозиции Русского музея, молодой человек понял, что живопись превратилась для него в ежедневную потребность, а желание стать художником стало смыслом жизни.
«Летний этюд», 1956 год, картон, масло, 13,8 х 21,5 см., частное собрание.

В 1938 году Ненартович поступает в Ленинградский художественно-педагогический техникум — одно из старейших и ведущих государственных художественных учебных заведений Ленинграда, готовивший дипломированных художников различных специальностей и располагавшийся на Таврической улице в доме 35, давшей впоследствии техникуму неофициальное название «Таврическое училище». Через год, осенью 1939 года, со второго курса техникума молодого студента призывают в ряды Красной армии.
«Восстановление дома», 1959 год, картон масло, 11,4 х 16,5 см., частное собрание.

Начало войны Ненартович встретил в рядах действующей армии. С первых дней участвовал в боевых действиях. В составе Юго-Западного фронта принимал участие в обороне Луцка, Киева, в боях за Воронеж, в тяжелейших оборонительных боях у станций Панфилово и Филоново под Сталинградом. Закончил войну в оперативном отделе штаба 8 корпуса ПВО Юго-Западного фронта. Был ранен и награжден правительственными наградами.
«Летний вечер». 1952 год, картон, масло, 19,5 х 20,8 см., Ивановский областной художественный музей.

В 1945 году после окончания войны и демобилизации вернулся в Ленинград, залечивавший раны после тяжелой блокады. Восстановившись в ЛХПТ, продолжил свое обучение. Его педагогами были известный советский живописец, член Ленинградского союза художников Александр Диомидович Дашкевич (1912–1984) и известный советский живописец Алексей Васильевич Можаев (1918–1994).
«Праздник ВМФ в Ленинграде» 1956 год, картон, масло, 16,8 х 34,8 cм., Художественный фонд России, Москва.

В 1949 году Ненартович успешно окончил Таврическое училище и на следующий год поступил на первый курс живописного факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина АХ СССР. В художественном институте его педагогами выступили известный советский художник-график, живописец, преподаватель Леонид Васильевич Худяков (1915–1995), замечательный советский живописец, народный художник РФ, лауреат Сталинской премии первой степени Василий Васильевич Соколов (1915–2013) и замечательный советский живописец, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982).
«Укладка асфальта в Лениграде», 1961 год, картон, масло, 14 х 35 см., частное собрание.

Ненартовичу нравился процесс обучения в Репинке. Преподаватели его хвалили, отмечая его удивительную работоспособность и умение решать самые сложные художественные задачи. На третьем курсе, когда шло распределение студентов по мастерским, Ненартович выбрал мастерскую Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973) — замечательного советского художника, графика, педагога, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи. Именно его в дальнейшем будет считать Анатолий Ненартович своим главным учителем, давшим ему путевку в профессию и научившим этому сложному ремеслу.
«Прокладка теплосети», 1957 год, картон, масло, 15,8 х 27,5 см., частное собрание.

В 1956 году Анатолий Ненартович успешно окончил Репинку по мастерской Бориса Иогансона. Выпускник представил художественному совету дипломную работу — историческое полотно «1905 Год. На Семянниковском заводе». Картина получила высший балл художественного совета и принесла автору звание художника живописи. Уже в своей дипломной картине Ненартович показал себя вдумчивым зрелым мастером, способным успешно решать задачи, стоящие перед художником при создании произведений в жанре тематической многофигурной композиции.
«Строительство дороги», картон, масло, 15,5 х 40,8 см., частное собрание.

После окончания института Анатолий Ненартович остался жить и работать в Ленинграде, ставшим для него второй родиной. Здесь он обзавелся семьей — в 1947 году женился на Н. П. Штейнмиллер, выпускнице ЛИЖСА имени И. Е. Репина (мастерская М. П. Бобышева), талантливом живописце и театральном художнике. Брак оказался долгим и счастливым, супруги прожили вместе всю жизнь, радуясь совместным удачам и поддерживая друг друга в тяжелые времена.
«Праздник военно-морского флота в Ленинграде», 1956 год, картон, масло, 16,8 х 34,8 см., частное собрание.

Начиная с 1956 года Ненартович много времени уделял участию в различных художественных выставках. При этом большую часть времени отдавал творчеству. Пробовал свои силы в разных художественных жанрах, работал в разных техниках, много экспериментировал в поисках собственного стиля. Писал жанровые и тематические композиции, городские и ландшафтные пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. Работал в технике масляной и темперной живописи. В 1956 году был принят в члены Ленинградского союза художников.
«Натюрморт с арбузом», 1981 год, холст, масло, 80 х 100 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Анатолию Ненартовичу удалось рано найти свою тему, ею стали сцены городских пейзажей с уличными ремонтно-строительными работами, развернувшимися в Ленинграде со второй половины 1950-х годов. Это было время активных городских преобразований. В ленинградские дома на смену керосинкам и печам приходил газ, вместо дровяного — центральное отопление. Вдоль улиц прокладывались газопроводы и теплотрассы, а затем укладывалось новое асфальтовое покрытие. В этой динамике жизни художник ощущал не только пульс времени, но и находил богатейший живописный материал для своих произведений.
«Ленинградские строители», 1958 год, картон, масло, 25 х 33,8 см., частное собрание.

Если его первые работы в жанре городского этюда, относящиеся к концу 1940-х годов, имеют тематику общего городского пейзажа и показывают городские достопримечательности и красоту набережных Невы, изображенных на картинах «Зимняя стоянка кораблей на Неве», «Зимой у моста Лейтенанта Шмидта» (обе 1949), то во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов написанные в этом жанре работы посвящены именно уличным ремонтно-строительными работам: «Асфальтирование улицы» (1956), «На строительстве ГЭС», «Прокладка теплотрассы» (обе 1957), «Прокладка теплоцентрали», «Ленинградские строители», «Ленинградская улица», «Строительные работы» (все 1958), «Асфальтировщицы», «Укладка аксфальта», «Асфальтирование улицы», «Прокладка газопровода», «Асфальтировка улицы» (все 1959), «Завод» (1960), «Дорожницы» (1961).
«Прокладка газопровода», 1959 год, картон, масло, Муромский Историко-Художественный музей.

Одной из лучших в этом жанре является работа Ненартовича «Асфальтировщицы», созданная художником в 1961 году и показанная им на зональной выставке в 1964 году. В ней художник живописными средствами создал необычайно выразительный и правдивый образ эпохи, понятный и узнаваемый. С сожалением приходится констатировать, что Анатолий Ненартович был подвергнут неожиданной и несправедливой критике за это полотно. Художник изобразил на холсте группу дорожных рабочих: женщин-асфальтировщиц и их бригадира. Не считаясь с правдивостью и художественными достоинствами картины, автора упрекали в поэтизации и пропагандировании средствами искусства использования женщин на тяжелых физических работах. Глубоко задетый несправедливой критикой, художник после этого уничтожил часть своих работ.
«Асфальтировщицы», 1961 год, холст, масло, Музей Академии художеств, Сант-Петербург.

Для живописной манеры Ненартовича характерно широкое энергичное письмо, отличающееся мастерской передачей изображаемого и артистизмом исполнения. Своими произведениями мастер старался передать реальное ощущение эпохи рубежа 1950–60-х годов. Его произведения всегда узнаваемы. Их отличает усиленная декоративность и конструктивная роль цветового пятна с ярким насыщенным колоритом работ, который строится на светотеневых контрастах и изысканных цветовых отношениях.
«Асфальт на улице», 1959 год, картон, масло, 16 х 35,5 см., частное собрание.

При этом стоит отметить, что большое внимание в своем творчестве Анатолий Акимович уделял также жанру пейзажа. В этом жанре им были написаны многочисленные этюды и картины. Особого внимания в этой связи достойны его работы «Зимой у моста Лейтенанта Шмидта» (1949), «На Неве (1949 год, «Завод» (1960), «Березы», «Солнечно» (1963), «Новый район», «Яхты», «На окраине» (все 1964), «Площадь Льва Толстого» (1973).
«На Неве», 1949 год, картон, масло, 20,3 х 32,7 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

С конца 1970-х годов Анатолий Ненартович в силу ряда причин редко участвовал в художественных выставках, предпочитая преимущественно работать в мастерской на улице Чайковского, которую занимал вместе с женой Н. П. Штейнмиллер, известным ленинградским живописцем и театральным художником.
«Укладка асфальта на Невском проспекте», 1959 год, картон, масло, 23 х 28 см., частное собрание.

Эти годы в его творчестве характеризуются преобладанием декоративных натюрмортов и реже пейзаей, которые он писал в основном по памяти. В этом плане стоит отметить работы «Натюрморт на красной ткани» (1979), «Натюрморт с чашкой» (1980), «Натюрморт с арбузом» (1981), «Натюрморт с подносом» (1982).
«Натюрморт на красной ткани», 1979 год, хорт, масло, 60 х 80 см., частное собрание.

Анатолий Акимович Ненартович скончался 1 января 1988 года в Ленинграде на семьдесят третьем году жизни.
Сегодня его произведения украшают экспозиции многочисленных отечественных художественных и краеведческих музеев, а также частных собраний в России, Великобритании, Германии, Франции, США и других странах. Частые и желанные гости они и на зарубежных художественных аукционах.
«Строительные работы», 1958 год, холст, масло, Серпуховский историко-художественный музей.

Трагичной оказалась судьба работ Анатолия Ненартовича и его супруги, хранившихся после их смерти в мастерской на Чайковского. В 1993 году там произошел сильный пожар, в результате которого погибли все находившиеся в мастерской работы, включая дипломную картину А. А. Ненартовича «1905 Год. На Семянниковском заводе», взятую им незадолго до смерти для авторской реставрации.
«Натюрморт с подносом», 1982 год, холст, масло, 80 х 100 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1958 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1959.
2. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
3. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964.
4. Ленинград. Зональная выставка. Л.: Художник РСФСР, 1965.
5. Каталог весенней выставки произведений ленинградских художников 1965 года. Л.: Художник РСФСР, 1970.
6. Шишло Б. Что вдохновляло художников. Размышления в связи с осенней выставкой // Смена. 1971. 7 января.
7. Каталог произведений художников Российской Федерации, переданных в дар организациям и учреждениям культуры (1963–1971 гг.). М.: СХ РСФСР, 1972.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»