Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 426. Осипов Сергей Иванович (Sergey Osipov) (1915-1985).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Сергей Иванович Осипов — замечательный советский художник, живописец и педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Сергей Осипов родился деревне Степанково Бежецкого уезда Тверской губернии. Занимался в вечерней художественной школе на Таврической улице в Ленинграде у известных педагогов В. В. Сукова и С. Л. Абугова. В 1932 году поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств, а в 1935-м стал студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. Занимался у С. Л. Абугова, М. Д. Бернштейна. Фронтовик. В 1943 году после тяжелого ранения и демобилизации по инвалидности и уехал в Самарканд для продолжения учебы в институте и в декабре того же года окончил его по мастерской А. А. Осмеркина с присвоением квалификации художника живописи.

В 1944 году после полного снятия блокады Осипов вернулся в Ленинград, где спустя год началась его педагогическая деятельность, сначала в ЛХПУ, затем, в 1946–1949 годы, в изостудии при ДК имени М. Горького, а с 1949 и до конца 1970-х годов — на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Произведения Осипова 1960–1970-х годов выдвинули художника в число ведущих ленинградских живописцев со своею самобытной оригинальной манерой.

Рассказ об этом замечательном художнике, работы которого находятся в собрании Государственного Русского музея, в музеях Томска, Волгограда, Петропавловска-Камчатска, Чебоксар, Абрамцево, в частных собраниях в России, Италии, Великобритании, США, Австрии, Финляндии и в других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Моя творческая жизнь началась с работы над пейзажем. Пейзаж всегда интересовал и волновал меня как художника. Работая над ним, я стремился выразить свои чувства и любовь к родной природе… Надо напомнить зрителю о скрытой энергии, наполнявшей каждую вещь. Для меня именно здесь родник поэзии, а не в рассказах о действии или событии» (Сергей Осипов, из автобиографии).
«Старая Ладога», 1958 год, картон, масло, 34,5 х 46,8 см., частное собрание.

Сергей Иванович Осипов родился в 22 сентября 1915 года в небольшой деревне Степанково Бежецкого уезда Тверской губернии в крестьянской семье. Отец художника, известный в округе мастер плотницких дел, работал по заказам в окрестных деревнях и тем содержал семью, а перед революцией, когда с заказами стало плохо, подался на заработки в Петроград. Мама будущего художника вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей.
«Пейзаж с зеленым домом», 1965 год, холст, масло, 51 х 74 см., Мурманский областной художественный музей.

Детство Сергея прошло в окружении местных красот равнинных заливных лугов и живописных лесистых холмов, простиравшихся до самой Тресны. Живописная местная природа сыграла большую роль в формировании художественного вкуса будущего живописца и стала ведущей темой многих его будущих произведений. Учиться юный Сергей Осипов начал в единственной в округе школе в села Поречье, а в 1927 году перебрался к отцу в Ленинград, где продолжил свое обучение. Здесь он и увлекся рисованием благодаря местному учителю, сумевшему увидеть в его первых рисунках большое природное дарование.
«Пристань на Волге», 1959 год, холст, масло, 42 x 57,5 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

После окончания семилетки, не желая больше быть иждивенцем на шее у отца, который продолжал содержать проживавшую в деревне семью, Сергей поступил учеником на завод «Электроприбор», позже вместе с отцом работал на строительстве. Все это время не оставлял своего увлечения и по совету друзей начал заниматься в известной в те годы на весь Ленинград вечерней художественной школе на Таврической улице, которой еще суждено будет сыграть определенную роль в его творческой биографии.
«В Изборске древний город», 1968 год, холст, масло, 60 х 69,5 см., Ивановский областной художественный музей.

Занятия в художественной школе вели в те годы замечательные ленинградские педагоги: Владимир Всеволодович Суков (1865–1942 — советский живописец и график и Семён Львович (Шимон Лейбович) Абугов (1877–1950) — советский живописец, график, будущий профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, член Ленинградского союза художников. По их рекомендации в 1932 году Сергей Осипов поступил в подготовительные классы при Всероссийской Академии художеств, а уже в 1935 году стал студентом живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры.
«Домики на Волге», 1959 год, холст, масло, 57 х 66 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В институте Осипов продолжил обучение у Семёна Львовича Абугова и начал посещать занятия известного советского художника-графика Эммануила Бенционовича Бернштейна (1914–2003), а начиная с третьего курса, когда начиналось распределение студентов по персональным мастерским педагогов, выбрал мастерскую замечательного советского художника, участника знаменитой в свое время художественной группы «Бубновый валет» Александра Александровича Осмеркина (1892–1953), которого впоследствии будет считать своим главным учителем.
«Псковский Кремль», 1970 год, холст, масло, 51,5 х 73 см., Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

О своем педагоге и годах, проведенных в мастерской А. А. Осмеркина, Сергей Иванович впоследствии будет вспоминать: «Александр Александрович был, по-моему, прирожденный педагог, умевший, как никто, объяснить трудности, возникавшие в работе, находя при этом удивительно точные, порой не прямые, но дающие пищу для размышлений слова. Писали модель. Я бился над холстом, стремясь собрать в целое всю постановку, и наносил тысячи дробных мазков маленькими кистями. Осмеркин сказал: “Осипов, неплохо бы Вам немного Фешина…” И как-то все стало ясно».
«В Пскове», 1959 год, холст, масло, 42 х 58 см., Мурманский областной художественный музей.

«Изборск. Маленькая Улица», 1959 год, холст, масло, 40,5 х 57 см., Муромский Историко-Художественный Музей.

Обучение в ЛИЖСА было прервано войной, которую Сергей Осипов встретил в Ленинграде студентом последнего курса института. Посчитав невозможным для себя оставаться в тылу, когда на фронтах шли ожесточенные бои с врагом, Сергей Осипов добровольцем ушел в городское народное ополчение. Участвовал в боях под Ленинградом. В декабре 1941 года при разминировании проходов для наступающего матросского батальона из Кронштадта в районе Старого Петергофа был тяжело ранен, потерял ногу. Больше года провел в госпиталях на излечении и был демобилизован по инвалидности в 1943 году.
«Серебряные Ивы», 1970 год, холст, масло, 66 х 57 см., Краснодарский краевой художественный музей имени Ф.А. Коваленко.

Отправился в далекий Самарканд, где в то время в эвакуации продолжал функционировать ЛИЖСА и возобновил свое обучение в институте. В декабре 1943 года Осипов окончил институт по мастерской Александра Осьмёркина, представив художественному совету дипломную работу — картину «Партизаны», которая была удостоена высшей оценки и обеспечила присвоение автору квалификации художника живописи.
«Пристань на реке Волхов», 1960 год, картон, масло, 33 х 47,8 см., Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

В 1944 году после полного снятия блокады Сергей Иванович вернулся в израненный, но непокоренный врагом город. По мере возможности участвовал в его восстановлении, начав при этом работать по договорам с Ленизо. Весной 1945 года Осипов был принят в члены Ленинградского союза советских художников, с этого же года начал участвовать в городских выставках.
«Псковский Кремль», 1970 год, холст, масло, 50 х 63,5 см, Ивановский областной художественный музей.

В первые послевоенные годы Осипов много работает, словно желая наверстать упущенное в связи с прошедшей войной время. Художник пробует свои силы в разных художественных жанрах, работает в разных техниках, много экспериментирует в поисках собственного стиля.
Пишет жанровые композиции, натюрморты, но постепенно ведущее место в его творчестве начинает занимать лирический пейзаж. На протяжении всей творческой жизни Сергея Ивановича Осипова его искусство будет неразрывно связано с темой Родины — Тверской землей, ее природой, старинными русскими городами, крестьянским укладом.
«Весенняя земля», 1972 год, холст, масло, 57,5 х 66 см., Муромский Историко-Художественный Музей.

«Весенняя земля», 1973 год, холст, масло, 56,5 х 66 см., частное собрание.

В 1945 году начинается многолетняя педагогическая работа Сергея Ивановича Осипова — сначала в Ленинградском художественно-промышленном техникуме на уже знакомой Таврической улице, затем, в 1946–1949 годах, в изостудии при ДК имени М. Горького, а с 1949 года и до конца 1970-х годов на кафедре общей живописи ЛВХПУ имени В. И. Мухиной. Мастеру нравилась педагогическая работа прежде всего возможностью живого, непосредственного общения с талантливой творческой молодежью. А студентам нравился этот простой и в то же время внимательный и требовательный преподаватель.
«Натюрморт с белым кувшином», 1972 год, холст, масло, 70 х 60 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Единственным минусом преподавательской работы Осипов считал то, что она отнимала слишком много времени, практически не оставляя его для творчества, поэтому каждым июнем, как только спадал ажиотаж занятий в училище, Осипов начинал планировать и готовиться к очередной командировке, нередко приглашая с собой наиболее талантливых учеников. Изборск, Суздаль, Ферапонтово, Кирилло-Белозерский монастырь и другие давали прекрасную возможность познакомиться с русским народным творчеством, а возможность творить рядом с учителем являлась школой, значение которой для молодых художников было трудно переоценить.
«Вечер в пригороде Ленинграда», 1974 год, холст, масло, 50 х 70 см., частное собрание.

Постоянно экспериментируя, Осипов постепенно шел к своему характерному и хорошо узнаваемому стилю живописи. Поездки в Старую Ладогу, Изборск, Псков помогли художнику восстановить творческие навыки и утвердиться в круге близких тем. К середине 1950-х годов он вполне сложился как художник в техническом отношении, о чем свидетельствуют произведения, показанные на ленинградских выставках тех лет. Среди них картины «Сбор урожая» (1950), «Мальчик» (1950), «Псков. Улочка» (1951), «На Волге» (1951), «На Волхове» (1955), «Ручеек» (1956), «После дождя» (1957).
«Псков. Улочка», 1951 год, холст, масло, Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Постоянно творчески совершенствуясь, Осипов чувствовал, что со временем простое подражание натуре уже не удовлетворяло его, а очередная творческая поездка в 1958 году в Псков и его окрестности дала художнику, по его собственному выражению, некоторый толчок, понимание дальнейшего направления творческого развития. Созданные в результате этой поездки пейзажи были с интересом встречены специалистами.
«Осенняя Ветвь», 1974 год, холст, масло, 66 х 57 см., Нижегородский государственный художественный музей.

В своих работах рубежа 1950–1960-х годов Осипов начинает смелее доверяться собственному замыслу, добиваться гармонии и усиления выразительности не путем простого натурного письма, а внося в свои произведения определенные детали или полностью формируя композицию из подсмотренного ранее в окружающей жизни и природе. Используя художественное обобщение, он начинает сознательно жертвовать отдельными деталями ради усиления цельности образа. В этом плане особенно интересны работы художника «Домики на Волге» (1959), «На Волхове» (1960), «Натюрморт со скрипкой» (1960), «Псков. Дворик» (1962).
«Натюрморт со скрипкой», 1960 год, холст, масло, Брянский областной художественный музей.

Конец 1950-х годов Сергей Осипов встречает уже вполне сформировавшимся и всерьез заявившим о себе мастером. «Искренность, мудрая простота, ясная гармония форм и цвета позволяют ощутить древние традиции русского искусства, воспринятые автором не как бездумное использование приема, а понятые во всей их сути нашим современником» — писали в 1971 году об Осипове искусствоведы А. Губарев и А. Дмитренко.
«Маленький Дворик», 1962 год, холст, масло, 33,5 х 46,5 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

По мнению исследователя творчества художника С. Т. Махлиной, «небольшие по размеру пейзажи Осипова наделены необычайной силой воздействия на зрителей. И дело здесь не только в том, что живописец, используя изображение природы в ее многочисленных проявлениях, создает пейзажи, созвучные душевному состоянию человека. Во всех его работах выявлена тема Родины, воспеваемой художником с огромной сыновней любовью. Работы 1960–1970-х годов, отличавшиеся самобытной оригинальной манерой, выдвинули Сергея Осипова в число ведущих ленинградских живописцев.
«Пейзаж с крепостью», 1974 год, холст, масло, 66,5 х 57,5 см., Псковский Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Картины Сергея Осипова вносят в ленинградскую живопись 1970-х годов свою лепту, самобытность и значительность. В его картинах многое напоминает искусство древнерусских мастеров: лаконизм художественного языка, условность формы и выверенность композиции, находчивость в деталях, целостность и выразительность образа, построенного на незатейливом крестьянском материале.
«Северная река», 1976 год, холст, масло, 52,5 х 61 см., .

Вершина же творчества Сергея Ивановича Осипова, несомненно, приходится на 1970-е — начало 80-х годов. Именно в этот период, по мнению большинства специалистов, им будут написаны лучшие произведения в жанре пейзажа и натюрморта, которые отныне занимают главное место в его творческом наследии.
«Поля», 1978 год, холст масло, 60 x 70,5 см., частное собрание.

«Вечер», 1978год, холст, масло, 57 x 65,5 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Среди них «Старый Изборск. Башня» (1967), «Дикие цветы», «Погост Сенно», «Натюрморт с балалайкой» (все 1970), «Заснеженный дворик», «Пейзаж с крепостью. Старый Изборск», «Осенняя ветка» (все 1974), «Городок Старица. Зима» (1974), «Натюрморт с васильками» (1976), «Лесная речка» (1976), «Ранняя зелень» (1982), «Одуванчики» (1985).
«Натюрморт с васильками», 1976 год, холст, масло, 70 х 60 см., частное собрание.

Творчество Осипова впервые было широко представлено в 1977 году в ЛОСХ на совместной выставке с ленинградскими художниками Арсением Семёновым и Кириллом Гущиным. Единственная прижизненная персональная выставка произведений Осипова состоялась в 1983 году в Москве в Центральном доме художника.
«Натюрморт с полосой ковра», 1961 год, холст, масло, 88 х 71 см., частное собрание.

Сергей Иванович Осипов умер 12 октября 1985 года в Ленинграде на семьдесят первом году жизни.
«Дождливый день», 1980 год, холст, масло, 52 x 61 см., частное собрание.

Сегодня его произведения украшают экспозиции Государственного Русского музея, многочисленных региональных художественных и краеведческих музеев нашей страны, а также частные коллекции в России, Италии, Великобритании, США, Австрии, Финляндии и других странах.
«Одуванчики», 1985 год, холст, масло, 70 х 60 см., Брянский областной художественный музей.

В 1991 году, спустя шесть лет после смерти художника, в ЛОСХ прошла выставка произведений мастера, позволившая впервые достаточно полно представить его творческое наследие. В 2014 году выставка произведений Сергея Ивановича Осипова из частных собраний была показана в петербургской галерее АРКА.
«Пейзаж с маленьким мостиком», 1958 год, картон, масло, 33 х 48 см., Дальневосточный художественный музей, Хабаровск.

В 2016 году Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко передал в дар Ямало-Ненецкому музейно-выставочному комплексу имени И. С. Шемановского (Салехард) десять картин С. И. Осипова с изображением характерных видов старинных русских городов и архитектурных памятников.
«Улица Пскова», 1951 год, холст, масло, 50,5 x 69,5 cм., Ямало-Ненецкий музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского (Салехард).

«Псков. Сумерки», 1958 год. холст, масло, 41 x 57 см., Ямало-Ненецкий музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского (Салехард).

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 2.
2. Сергей Осипов. Живопись. Рисунок: каталог /вступ. статья А. Б. Ляховицкого; сост. С. Т. Махлина. М.: Советский художник, 1983.
3. А. Н. Семенов, С. И. Осипов, К. А. Гущин. Каталог выставки произведений. Л.: Художник РСФСР, 1977. С. 11.
Ленинградская школа живописи. Очерки истории. СПб.: Галерея АРКА, 2019.
4. Осипов С. И. Прекрасные годы // Осмеркин. Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников. М.: Советский художник, 1981.
5. Мы помним… Художники, искусствоведы — участники Великой Отечественной войны. М.: Союз художников России, 2000.
6. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»