Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 423. Горб Владимир Александрович (Vladimir Gorb) (1903-1988).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Владимир Александрович Горб — замечательный советский живописец, график, педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, заслуженный деятель искусств РСФСР (1970), член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Владимир Горб родился в Одессе. Учился в Одесском политехникуме изобразительных искусств, занимаясь у К. Костанди, П. Волокидина, Т. Фраермана, М. Замечека. В 1930 году окончил ленинградский ВХУТЕИН. В 1933–1935 годах занимался в аспирантуре института под руководством Александра Савинова. Писал портреты, пейзажи, жанровые композиции, натюрморты. Работал в технике масляной живописи, акварели, карандашного рисунка. Наибольшее признание получили портреты современников, исполненные художником в 1920–1940 годах, в том числе известных деятелей науки и искусства.

Свыше полувека Владимир Горб посвятил педагогической работе, сначала в Таврическом художественном училище (1930–1931), затем в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств (1937–1947, директор в 1942–1947) и Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1931–1979), профессором которого он являлся с 1972 года. В 1970 году за многолетнюю плодотворную художественную и педагогическую деятельность Владимиру Горбу было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Рассказ об этом замечательном художнике с удивительной творческой судьбой, работы которого находятся в собрании Государственного Русского музея, в музеях и частных коллекциях в России, на Украине, в КНР, Японии, Германии и Италии, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Владимир Александрович Горб родился 31 декабря 1903 года в Одессе в семье служащего. Отец Владимира работал на местном отделении Юго-Западных железных дорог, а мама занималась ведением домашнего хозяйства и воспитанием сына. Семья имела определенный достаток, и Владимир воспитывался в атмосфере любви и взаимопонимания. О детских годах жизни Владимира известно мало, но логично предположить, что он, как и все одесские мальчишки, с рождения любил море и мечтал связать с ним свою судьбу, совершенно не представляя себя в профессии на берегу.
«Полдень», 1960-е годы, бумага, акварель, 38 х 30 см., частное собрание.

Увлечение рисованием пришло уже в Одесском реальном училище В. А. Жуковского на бывшей Херсонской улице в доме № 26, где Владимир постигал науки среднего образования, когда этому пришло время. Вопреки устоявшемуся мифу о недоступности среднего образования для простых людей в дореволюционной России, на самом деле при царе получить заветный аттестат «зрелости» могли дети из любых сословий. Среднее образование сто лет назад делилось на две ступени: среднюю и низшую.
«Под стенами Кирилло-Белозерского музея заповедника», 1960-е годы, бумага, пастель, 42 х 55 см., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

Современная начальная школа из четырех классов соответствовала начальным училищам того времени. В них отправляли детей с семи-восьми лет, а обучение было бесплатным. На следующую среднюю ступень –– в гимназию, реальное или коммерческое училище –– наравне с 10- и 11-летними детьми порой поступали «недоросли» по 12–13 лет, потому что в начальной школе за неуспеваемость могли оставить на второй год.
«Цветы», 1943 год, холст, масло, 64 х 43 см., Работа значится в каталоге персональной выставки В.А. Горба «Художник РСФСР»., Л, 1967 год.

Подростки из менее состоятельных семей учились в коммерческих и реальных училищах. Эти заведения с семи- и восьмилетним обучением отличались от гимназий более «практичными» предметами: в них преподавали бухгалтерию, коммерческую арифметику, корреспонденцию на русском, немецком, английском или французском языках, товароведение и экономику.
«Урюк и цветы», 1943 год, холст, масло, 66 х 43 см., Работа значится в каталоге персональной выставки В.А. Горба «Художник РСФСР»., Л, 1967 год.

В 1920 году, следуя советам педагогов и велению сердца, Владимир Горб поступил в Одесский политехникум изобразительных искусств, который готовил в те годы художников-монументалистов, полиграфистов, керамистов, а позже, в 1930 году, был переименован в художественный институт, но в 1934 году вновь стал средним учебным заведением.
«Набережная лейтенанта Шмидта», 1945 год, картон, масло, 37 х 30 см., Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

«Набережная у Академии художеств», 1945 год, бумага,тушь, гусиное перо, акварель, белила, 31 х 40 см., частное собрание.

Учителям Владимира были замечательные педагоги, работавшие в Одессе в те годы: украинский живописец, представитель импрессионизма Кириак Константинович Костанди (1852–1921), советский живописец Павел Гаврилович Волокидин (1877–1936), известный украинский художник, ученик Габриеля Форрие Теофил Борисович Фраерман (1883–1957) и известный архитектор Моисей Вигдорович (Викторович) Замечек (1880–1958).
«Университетская набережная в Белую ночь», 1937 год, бумага, графит, 39 х 26 см., частное собрание.

«Река Смоленка», 1930-е годы, бумага, зеленый карандаш, белила, 21 х 35 см., частное собрание.

Шесть лет обучения пролетели, как один день, и в 1926 году после успешного окончания Одесского политехникума Владимир Горб отправился в Ленинград, где поступил в ленинградский ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт, название носил с 1922 по 1930 год) и продолжил свое обучение на живописном факультете.
«Ручей в лесу», 1960-е годы, 64 х 45 см., картон, масло, Музей изобразительных искусств Карелии, Петрозаводск.

Его педагогами в период обучения в Ленинграде были выдающийся советский художник, живописец-пейзажист и график Аркадий Александрович Рылов (1870–1939), известный советский живописец, график Алексей Еремеевич Карев (1879–1942), художник-символист Павел Семенович Наумов (Заступец) (1884–1942), советский живописец и автор трудов по технологии живописи Дмитрий Иосифович Киплик (1865–1942) и выдающийся живописец, один из самых оригинальных, самобытных и ярких русских художников Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939).
«Пианистка», 1930-е годы, бумага, тушь, 21 х 26 см., частное собрание.

В 1930 году Владимир Горб успешно окончил ленинградский ВХУТЕИН, а его дипломная работа «Защита Ленинграда. Строительство» (участие в росписи клубного зала) принесла автору звание художника монументальной живописи. На этом процесс обучение Владимира Горба не закончился: в 1933–1935 годах он занимается в аспирантуре института под руководством известного советского художника-живописца, реалиста Александра Ивановича Савинова (1881–1942). В 1937 году художника принимают в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
«Встреча гвардейцев на Дворцовой площади», 1940-е годы, картон, масло, 21 х 31 см, частное собрание.

«Рига. У причала», 1950-е годы, холст, масло, 24 х 33 см., Брянский областной художественный музей.

После окончания института Владимир Горб остался жить и работать в Ленинграде, фактически ставшим для него второй родиной. В поисках своего стиля живописец пробовал свои силы в разных художественных стилях, работал в различных техниках, много экспериментировал. Писал портреты, пейзажи, жанровые композиции, натюрморты. Работал в технике масляной живописи, акварели, карандашного рисунка.
«Вид из окна Академии художеств на набережную Невы», 1935 год, холст, масло, 10 х 16 см., частное собрание.

При этом стоит отметить, что наибольшее признание получили исполненные художником в 1920–1940 портреты современников, в том числе известных деятелей науки и искусства. Лучшие из них отличают лаконизм выразительных средств, глубина и особая деликатность в передаче характера и духовного мира модели, стремление найти и удержать на холсте характерные черты внешнего облика.
«Тюльпаны», 1961 год, холст, темпера, 35 х 60 см., частное собрание.

Длительный период в своей жизни Владимир Горб посвятил педагогической деятельности сначала в Таврическом художественном училище (1930–1931), затем в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств (1937–1947) и Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (1931–1979), профессором которого он являлся с 1972 года.
«Молодая женщина в черном берете», 1934 год, холст, масло, 50 х 43 см., Брянский областной художественный музей.

В блокадном 1942 году, сменив скоропостижно скончавшегося директора СХШ Константина Михайловича Лепилова (1879–1941), Владимир Александрович руководил эвакуацией Средней художественной школы из блокадного Ленинграда по льды замерзшей Ладоги на Большую землю и далее в Тбилиси, а затем в Самарканд, где руководил восстановлением учебного процесса на новом месте. В 1944 году уже поле снятия блокады Ленинграда Владимир Александрович руководил возвращением учеников школы сначала в Загорск, а в июле — уже и домой, в Ленинград. С 1942 по 1947 год Владимир Горб являлся директором СХШ.
«В доме. Рославль», 1934 год, бумага, масло, 56,5 х 38,5 см., частное собрание.

В 1970 году за многолетнюю плодотворную художественную и педагогическую деятельность Владимиру Александровичу Горбу было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель РСФСР». Единственная персональная выставка художника состоялась в Ленинграде в 1967 году.
«Вид из окна. Васильевский остров», 1962 год, картон, масло, 40 х 30 см., частное собрание.

Владимир Александрович Горб ушел из жизни 20 октября 1988 года в Ленинграде на 85-м году жизни.
Сегодня произведения Владимира Александровича находятся в собрании Государственного Русского музея, в многочисленных художественных и краеведческих музеях нашей страны и в частных коллекциях в России, КНР, на Украине, в Японии, Германии, Италии и других странах.
«Пумпури. Жасмин цветёт», 1950 год, холст, масло, 45 х 40 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:
1. Справочник членов Союза художников СССР. М.: Советский художник, 1979. Т. 1.
2. Владимир Александрович Горб: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1967.
3. Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб.: НП-Принт, 2007.
4. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: ЗАО «Первоцвет», 2007.
5. Осенняя выставка произведений ленинградских художников 1968 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1971.
6. Каталог Осенней выставки произведений ленинградских художников 1971 года. Л.: Художник РСФСР, 1973.
7. Богданов А. Ярче показывать жизнь // Вечерний Ленинград. 1971. 21 дек.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»