Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 421. Тулин Юрий Нилович (Yuri Tulin) (1921-1983).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Юрий Нилович Тулин — замечательный советский живописец, график, заслуженный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР, мастер исторической картины.

Юрий Нилович Тулин родился в деревне Кедровка Максатихинского района Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. Занимался в частной художественной студии у А. Р. Эберлинга и П. Г. Михайлова, затем в студии ленинградского Дворца пионеров. В 1937–1941 годах обучался в Средней художественной школе при Всероссийской Академии художеств у П. П. Казакова, А. Д. Зайцева. В 1950 году окончил ИнЖСА имени И. Е. Репина по мастерской профессора Бориса Иогансона.

Юрий Тулин участвовал в выставках с 1948 года, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Автор многочисленных жанровых и исторических композиций, портретов, пейзажей. В 1958 году за картину «Лена. 1912 год» был удостоен гран-при Международной художественной выставки в Брюсселе. В 1961 году Юрий Тулин был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР», в 1965-м — звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР».

Рассказ об этом художнике с удивительной творческой судьбой, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Японии, Великобритании, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«…Юрий Тулин был очень талантлив. Все, что он создал в детстве, юности и в дальнейшем, озарено исключительным природным дарованием. Юрий заметно выделялся среди своих товарищей живописным дарованием. Особенно ценил его успехи наш учитель Б. В. Иогансон. Обсуждая студенческие этюды и говоря о живописи Тулина, он любил повторять: “Да, этот поет полным голосом”» (Вячеслав Загонек, художник).
«Ленинградка. 1942», 1975 год, холст, масло, Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

Юрий Нилович Тулин родился 14 августа 1921 года в небольшой деревне Кедровка Максатихинского района Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье столяра-краснодеревщика. Глава семьи был хорошим и известным мастером в своей области. Его услуги были востребованы в окрестных деревнях, и это позволяло содержать семью в условиях непростой деревенской жизни. Тем не менее в 1922 году он принимает непростое решение покинуть насиженное место и переехать в поисках лучшей доли на постоянное жительство в город. Таким городом был выбран Петроград.
«Наш двор», 1970 год, холст, масло, Ивановский областной художественный музей.

В Петрограде глава семьи быстро нашел работу по специальности, а мама Юрия стала домохозяйкой, занимаясь домашней работой и воспитанием сына, который через несколько лет стал считать этот город, к тому времени уже переименованный в Ленинград, своей настоящей родиной. Здесь, когда подошло время, он пошел в школу. Здесь у него проявился и интерес к рисованию.
«Посёлок в Хибинах», 1948 год, холст, масло, 49 х 69 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

Отец Юрия, обладавший по роду своей работы хорошим художественным вкусом, с воодушевлением отнесся к неожиданному увлечению сына, поскольку мечтал передать сыну по наследству свое дело, дававшее и весьма неплохой семейный достаток и какую-никакую перспективу в жизни. В 1929 году, едва Юрию исполнилось восемь лет, его привели в частную художественную студию на улицу Чайковского, 38, где в своей мастерской преподавал известный в те годы советский живописец, график и педагог, член Ленинградского союза художников Альфред Рудольфович Эберлинг (1871–1951), а помогал ему художник Пётр Григорьевич Михайлов (1890–1960).
«Этюд с елями», 1940 год, 27 х 22 см., частное собрание.

Блестящие художники и прекрасные преподаватели А. Эберлинг и П. Михайлов были хорошо известны в художественных кругах Ленинграда тех лет, а попадание в их школу изобразительного искусства являлось заветной мечтой многих талантливых ленинградских мальчишек и, соответственно, их родителей. Школьные педагоги прекрасно знали историю искусства и разбирались в живописи. Альфред Эберлинг учился еще в Императорской Академии художеств у самого Ильи Ефивовича Репина (1844–1930), а его сокурсниками были Николай Рерих (1874–1947), Казимир Малевич (1878–1935), Константин Сомов (1869–1939), Борис Кустодиев (1878–1927), Кузьма Петров-Водкин (1878–1939). Он часто знакомил детей со своими знаменитыми приглашенными гостями: Аркадием Рыловым (1870–1939), Анной Остроумовой-Лебедевой (1871–1955), Елизаветой Кругликовой (1865–1941) и другими.
«Наш двор ночью», 1968 год, бумага, акварель, 48 х 58 см., частное собрание.

Основное внимание А. Эберлинг и П. Михайлов уделяли развитию чувства цвета и объема у своих учеников, старались тренировать юных художников рисованию по памяти, когда за несколько минут нужно было запомнить предмет, а затем написать его по возникшим от него впечатлениям. Преподаватели оценили природные данные своего молодого ученика и, выделяя его среди сверстников, много занимались с ним дополнительно.
Эскиз к картине «Концерт в цеху», 1979 год, картон, масло, 38 х 48 см., Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

В 1937 году по рекомендации Эберлинга Юрий Тулин поступил в Среднюю художественную школу при Всероссийской Академии художеств. То, что Средняя художественная школа в те годы не только называлась «при Академии», но и фактически находилась под одною с ней крышей этажом выше, играло немаловажную роль в постановке всего воспитательного и учебного дела. Не зря ведь и сегодня говорят: «В Академии сами стены учат». И это совсем не пустая фраза, ибо академические стены, из которых вышли выдающиеся представители русского искусства, уже сами по себе во все времена настраивали на труд и учебу. Педагогами Тулина в СХШ были П. П. Казаков (1892–1952) и А. Д. Зайцев (1903–1982).
«Фестиваль молодежи», 1958 год, холст, масло, частное собрание.

Знаменитый музей Академии художеств, ежегодные выставки студенческих работ и главное — возможность посещения мастерских, которыми руководили выдающиеся мастера того времени Борис Владимирович Иогансон (1893–1973), Александр Александрович Осмёркин (1892–1953), Исаак Израилевич Бродский (1883–1939), Александр Иванович Савинов (1881–1942), Павел Александрович Шиллинговский (1881–1942), Михаил Павлович Бобышов (1885–1964) и многие другие, — значение всего этого для творческого воспитания молодых художников трудно переоценить.
«Радуга над Невой», 1960-е годы, холст, масло, Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова.

Четыре года продолжалось обучение Юрия Тулина в СХШ, и в 1941 году после ее успешного окончания он поступил на живописный факультет Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры, где обучался с перерывами до 1950 года. Обучение в ЛИЖСА нарушила война, начало которой новоиспеченный студент первого курса встретил в родном Ленинграде. Вместе со всеми возводил оборонительные сооружения на подступах к городу, а когда город оказался зажатым в тиски блокады, продолжил свое обучение в институте до самой его эвакуации весной 1942 года по льду замерзшей Ладоги на Большую землю.
«Скорбная весть. 21 января 1924 года. 1960-е годы, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Институт эвакуировали, а Юрий Тулин остался в блокадном Ленинграде, устроившись работать на один из оборонных заводов. В 1943 году поступил на последний курс возобновившего свою работу Таврического художественного училища, а после возвращения в 1944 году из эвакуации ЛИЖСА возобновил в нем занятия на факультете живописи. Занимался у Михаила Давидовича Бернштейна (1875–1960), Генриха Васильевича Павловского (1907–1973), Александра Дмитриевича Зайцева (1903–1982) и в 1950 году успешно окончил институт по мастерской профессора Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи. Дипломная работа — картина «С. М. Киров в Хибинах» была высоко оценена наставником выпускника и получила высший балл художественного совета.
«Киров в Хибинах», 1950 год, холст, масло 49,5 х 73 см., Брянский областной художественный музей.

После окончания Репинки Юрий Нилович Тулин остался жить и работать в Ленинграде. Первое участие художника в выставках датируется 1948 годом, начиная с которого он неизменно экспонировал свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал жанровые и исторические композиции, портреты, пейзажи. В 1951 году был принят в члены Ленинградского союза художников.
«М.И. Калинин — организатор стачки работниц на заводе «Айваз» в Петербурге в 1914 году», 1951-60 годы, холст, масло, Томский областной художественный музей.

Годы учебы Юрия Ниловича в СХШ при Академии художеств, а затем в самой Академии в мастерской Бориса Иогансона сформировали безоговорочный авторитет Тулина-колориста у его сотоварищей по институту Вячеславап Загонека (1919–1994), Бориса Угарова (1922–1991), Анатолия Левитина (1922–2018), Юрия Подлясского (1923–1987) и других.
«Читает М.Г. Петрова. Блокада 1942 год», 1981 год, холст, масло, 120 х 95 см., Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.

Вот как вспоминал своего товарища по цеху художник Юрий Подлясский: «Всякий раз работы Юрия поражали меня своей тонкостью и своеобразием. Не всегда удача приходила к нему сразу. Юра много искал, соскабливал, переживал. В результате этюд получался красивым, плотным по цвету и материальным. Обладая природным даром колориста, Юрий закончил институт художником, которому подвластны все тайны живописи… Все, что он делал в искусстве, делал увлеченно, с темпераментом, не терпел полумеры. Если ему что-то не удавалось, Юра либо переделывал, либо все начинал сначала на новом холсте…»
«Ремонт путей», 1955 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

После окончания института Юрий Тулин пробовал себя в разных художественных жанрах и техниках, много экспериментировал в поисках собственного стиля. Он с одинаковым успехом писал жанровые и исторические композиции, портреты, пейзажи. Обладая даром исторического живописца редкого драматического звучания, Тулин постоянно совершенствовался в использовании выразительных средств, которое шло за счет усиления живописности в трактовке образа и декоративности колорита, освобождения от излишних подробностей и достижения большей целостности восприятия.
«Максим Горький», 1944 год, холст, масло, 30 х 40 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Уже первые картины художника «С. М. Киров в Хибинах» (1950), «Свежий номер цеховой газеты» (1959, была написана совместно с А. Левитиным), «Ремонт путей» (1954) позволили с полным основанием говорить о Тулине как о рано сложившемся мастере с ярко выраженной психологической направленностью. Помимо тематических картин «Нет — войне!» (1963), «Ленинградка. 1942 год» (1963), «Самое дорогое» (1965), «Скорбная весть» (1967), «Встречный» (1969) и других, посвященных революции, войне и труду, Тулин проявил себя еще и блестящим мастером портрета и пейзажа. Особенно лиричными и проникновенными предстают они не в заказных и официальных картинах, а в небольших личных, «домашних» работах, будь то портреты друзей и близких или этюды «из окна мастерской».
«Свежий номер цеховой газеты» совместно с Левитиным А.П., 1952 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1950-е годы в творчестве Юрия Тулина характеризуются тем, что художник часто обращался к ленинградским пейзажам, некоторые из которых из натурных этюдов впоследствии становились законченными самостоятельными картинами.
«Станция Ланская», 1957 год, холст, масло, частное собрание.

Именно так произошло с его этюдной работой «Станция Ланская», написанной мастером в 1957 году, которая спустя год превратилась в двухметровое полотно «Ленинград. Станция Ланская» (1958), впоследствии переехавшее в Воркутинский краеведческий музей.
«Ленинград. Станция Ланская», 1958 год, холст, масло, Воркутинский краеведческий музей.

В конце 1950-х — начале 1960-х годов художник много времени проводит в творческих командировках, заметно расширяя географию своих работ. В это время он совершает поездки в Туркмению («Ковровщицы», 1958, «Девочка-туркменка», 1960), Восточную Германию («Буксиры на Шпрее», 1958, «Дрезден», 1958), Японию («Японская семья», 1962, «Арестованная», 1962). В эти же годы Тулин часто работает в Крыму, где располагался в те годы Дом творчества Союза художников. Впечатления от яркой южной природы отразились в его работе «Крым», созданной в 1961 году, которая сильно отличается от ленинградских пейзажей, причем не столько яркостью красок, сколько пластической манерой исполнения.
«Заключение договора-соревнования», 1960 год, бумага на картоне, смешанная техника, 164 х 150 см., Томский областной художественный музей.

Обладая завидной одаренностью колориста и бурным темпераментом, Юрий Тулин тем не менее ничего не делал бездумно. Особое удовлетворение находил он в поисках, иногда долгих и мучительных. Обладая особым декоративным даром, чувствовавшим пятно и силуэт, он вместе с тем был и хорошим графиком, понимая толк в красивой, трепетной, живой линии. Весь драматизм жизненных восприятий всегда основывался у него преимущественно на цветовых переживаниях. Все это со временем позволило Юрию Ниловичу Тулину стать одним из наиболее ярких представителей советской живописи послевоенной эпохи.
«Ленин с крестьянами» 1980 год, холст, масло, 47 х 36 см., Серпуховский историко-художественный музей.

В 1958 году на Международной художественной выставке в Брюсселе высшая награда — большая золотая медаль «Гран-при» — была присуждена картине Юрия Ниловича Тулина «Лена. 1912 год» (1957, ГРМ). Художник силой реалистического искусства показал трагедию, разыгравшуюся на Лене много лет назад. Работа над картиной была начата им еще в 1954 году. Осенью 1956 года, когда на полотне было найдено общее состояние и движение толпы, Тулин поехал на Лену, чтобы увидеть места, где когда-то произошла кровавая драма. Вернувшись из Сибири, Тулин приступил к завершению картины и в 1957 году представил миру одно из самых значительных полотен исторического жанра в советской живописи послевоенных лет.
«Лена. 1912», 1957 год, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В 1961 году Юрий Тулин был удостоен почетного звания «Заслуженный художник РСФСР», в 1965-м — звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Персональные выставки произведений Юрия Ниловича Тулина были показаны в Ленинграде (1972, 1986, 1987), Москве (1972), Санкт-Петербурге (2001).
Юрий Тулин в работе над картиной «Лена», 1956 год.

Творческое наследие Юрия Ниловича Тулина обширно и многообразно. Среди его произведений особенно хочется остановиться на картинах «Автопортрет. Апрель» (1942), «Митинг у памятника жертв кровавого воскресенья» (1955), «Лена. 1912 год», «Улица в Гурзуфе», «Прага» (все 1957), «Ленинград. Ланская» (1958), «Повесть о блокаде» (1960), «Туркменские ковровщицы» (1962), «Ленинградка. 1942 год», «На остановке Ланская», «На Каменном острове» (все 1965), «Портрет артиста В. Стржельчика» (1971), «Мать и ребенок» (1974), «Во имя свободы» (1975), «Деревня Терпигорье», «Золотая рыба», «Крым. Кипчак» (все 1978).
«Мать и ребёнок», 1974 год, холст, масло, 85,5 х 70,5 см., частное собрание.

Юрий Нилович Тулин скончался 27 апреля 1983 года в Ленинграде на шестьдесят втором году жизни.
Могила художника Тулина Юрия Ниловича.

Сегодня его произведения украшают экспозиции Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Чувашского художественного музея, музеев Архангельска, Омска, Риги, Алма-Аты, Ташкента, Бишкека, многочисленных частных собраний в России, Японии, Великобритании, Франции и других странах. Они неизменно восхищают своей правдивостью, красотой цветовых отношений и необычностью смешений. Вероятно, именно в этом и состоит их притягательная сила.
«Веселятся». Из серии По Японии, 1967 год, холст, масло, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кудрявцева С. В. Юрий Тулин. СПб.: Художник РСФСР, 1992.
2. Юбилейный справочник выпускников Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Российской Академии художеств. 1915–2005. СПб.: Первоцвет, 2007.
3. Выставка произведений ленинградских художников, посвященная 40-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1989.
4. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.; М.: Искусство, 1951.
5. Выставка произведений ленинградских художников 1951 года: каталог. Л.: Лениздат, 1951.
6. Весенняя выставка произведений ленинградских художников 1955 года: каталог. Л.: ЛССХ, 1956.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»