Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 419. Корнеев Борис Васильевич (Boris Korneev) (1922-1973).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Борис Васильевич Корнеев — замечательный советский художник, живописец и педагог, заслуженный художник РСФСР, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.

Борис Васильевич Корнеев родился в Петрозаводске. Фронтовик. В 1942–1945 годах находился в действующей армии. В 1946 году окончил Ленинградское художественное училище. В 1952 году окончил живописное отделение ЛИЖСА имени И. Е. Репина по мастерской Виктора Орешникова с присвоением квалификации художника живописи. С 1959 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.

Писал жанровые и тематические композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры. Ведущими жанрами в творчестве Корнеева стали тематическая картина и портрет современника. Художник тяготел к героической, общественно значимой тематике, к образу сильной, увлеченной мечтой личности. В 1989–1992 годах работы Бориса Корнеева были с успехом представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.

Рассказ об этом известном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, в многочисленных художественных музеях и частных собраниях России, США, Японии, Великобритании, Франции и других стран, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Борис Васильевич Корнеев родился 15 февраля 1922 года в Петрозаводске в семье, далекой от живописи. Двумя годами позже глава семейства по работе вынужден был отправиться в Ленинград, и семья тоже переехала в город на Неве, ставший впоследствии второй родиной для Бориса Корнеева. Родители Бориса были людьми простыми. Они стремились дать сыну хорошее образование, и когда он увлекся рисованием, а случилось это в начальной школе, были и удивлены, и обрадованы одновременно. Чинить препятствий увлечению сына не стали, предоставив дальнейшее развитие событий судьбе.
«Портрет матери», 1955 год, холст, масло, 90 х 30 см., частное собрание.

Судьбе же угодно было распорядиться таким образом, что детское увлечение Бориса Корнеева не только не прошло, а наоборот, постепенно усиливаясь с годами, стало в итоге делом всей жизни, которое после смерти художника продолжил его сын Андрей, тоже ставший известным художник. В 1938 году Борис Корнеев поступает в Ленинградское художественное училище, располагавшееся в те предвоенные годы на Таврической улице в доме 35 и получившее неофициальное название Таврическое училище.
«Мокрое утро», 1962 год, холст, масло, 87 х 126 см., Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва.

Училище, имевшее славные традиции, вело свою историю еще с середины ХIХ века, когда в 1839 году в здании Петербургской таможни членом-корреспондентом Академии наук К. Х. Рейссигом была основана Рисовальная школа для вольноприходящих. В разные годы в прославленном училище преподавали выдающиеся мастера и педагоги отечественной школы живописи, такие как П. П. Чистяков (1832–1919), Л. Н. Бенуа (1856–1928), И. Н. Крамской (1837–1887), С. К. Маковский (1877–1962), А. В. Щусев (1873–1949), И. Я. Билибин(1876–1942).
«Конь Мика», 1967 год, холст, масло, 30 х 40 см., Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых.

Учиться у них нашему герою, правда, не довелось, но зато ему суждено было заниматься у замечательного советского живописца и графика (офортиста и ксилографа), педагога Александра Александровича Громова (1886–1956) и известного советского художника, живописца и педагога Геворка Вартановича Котьянца (1909–1996). Учебу прервала война, известие о которой Корнеев встретил в Ленинграде.
«Деревня», 1968 год, холст, масло, 54 х 65 см., Нижегородский государственный художественный музей.

Борис Корнеев был призван в Красную армию и начиная с 1942 года находился в составе частей, сражавшихся с врагом на подступах к Ленинграду. Его боевой путь начался на Пулковских высотах в составе 749-го стрелкового полка. Позднее участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Прибалтики, Карелии, Польши, Чехословакии, в форсировании Вислы, Одера, Нарвы. Долгожданный День Победы встретил в Чехословакии. Войну Корнеев закончил орденоносцем. Его грудь украшали орден Славы третьей степени, медали «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За освобождение Праги».
«Барнаул», Этюд. 1953 год, картон, масло, 17,1 х 24,3 см., Государственный художественный музей Алтайского края.

Уже в мирное время, спустя 20 лет после окончания войны, художник создаст серию полотен «Дороги войны», за которую будет удостоен звания заслуженного художника РСФСР, а пока, летом 1945 года он вернулся в родной Ленинград, приходивший в себя после ужасов блокады, и продолжил обучение в Таврическом училище.
«Ледовая трасса.Ладога.1942», 1964 год, холст, масло, Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

В 1946 году, успешно окончив Ленинградское художественное училище, Борис Корнеев поступил на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его учителями в Репинке были замечательный советский живописец, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Борис Александрович Фогель (1872–1961), известный советский живописец, график и педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина Семён Львович Абугов (1877–1950), советский живописец и педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР Генрих Васильевич Павловский (1907–1973), советский живописец и педагог, мастер портрета, профессор, будущий доктор искусствоведения Виктор Михайлович Орешников (1904–1987), выдающийся советский живописец, график, педагог, профессор, действительный член АХ СССР Юрий Михайлович Непринцев (1909–1996) и замечательный советский и российский живописец, художник-монументалист, педагог, профессор Андрей Андреевич Мыльников (1919–2012).
«Портрет Корнеевой В.И», 1947 год, холст, масло, 59 Х 55 см., частное собрание.

Борису Корнееву нравилось учиться в Репинке, а педагогам нравился этот талантливый и исключительно трудолюбивый студент, со всей ответственностью относившийся к освоению сложного академического материала. Годы обучения пролетели незаметно, и в 1952 году Борис Корнеев окончил институт по мастерской профессора живописи Виктора Михайловича Орешникова, воспитавшего целую плеяду мастеров ленинградской школы советской живописи. Дипломная картина — «Школьники на концерте в Ленинградской филармонии» принесла автору наивысший балл членов художественного совета и присвоение квалификации художника живописи.
«Школьники на концерте в Ленинградской филармонии», 1952 год, холст, масло 178 х 136 см., Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.

После окончания института Борис Корнеев остается жить и работать в Ленинграде. Активно участвует в различных городских, республиканских, всесоюзных и международных выставках, а в 1954 году становится членом Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Он работает в разных художественных жанрах и пробует писать в разных техниках. Пишет жанровые и тематические композиции, портреты, пейзажи, натюрморты, этюды с натуры.
«Интерьер», 1958 год, холст, масло, 36,5 х 54,5 см., Муромский историко-художественный музей.

Много путешествует по стране в поисках новых тем, эмоций и впечатлений. В 1950–1960-е годы Корнеев совершает творческие командировки на Алтай, Заонежье, Кольский полуостров, посещает ряд европейских стран, включая Италию, Францию, Югославию, Испанию. В 1962 году начинается период преподавательской деятельности Бориса Васильевича Корнеева. Он преподает в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина с 1962 и по 1973 год, являясь профессором кафедры рисунка.
«Главная улица Бийска», 1953 год, картон, масло, 15,2 х 24,5 см., Ивановский областной художественный музей.

Несмотря на то, что преподавательская деятельность отнимает много времени и творческих сил, Борис Васильевич не забывает и активную творческую деятельность. Постепенно ведущими жанрами в его творчестве становятся тематическая картина и портрет современника. Он явственно тяготеет к героической, общественно значимой тематике, к образу сильной, увлеченной мечтой личности. Однако наряду с волевыми характерами военных, моряков, геологов из-под кисти мастера выходят и лирические женские портреты, самым проникновенным из которых по праву считается изображение художницы Марины Козловской, супруги художника.
«Портрет художника Марины Козловской», 1954 год, холст, масло 105 х 83 см., частное собрание.

Советская живопись послевоенных лет активно развивалась вместе со страной, стремясь запечатлеть не только эпохальные стройки, освоение недр земли и космоса, достижения науки и технической мысли, но и самого человека как главного творца прогресса. Страна на глазах тех, кто еще совсем недавно с винтовками гнал ненавистного врага через всю Европу, возрождалась из руин и пепла, строились заводы, поднималась целина — об этом с восторгом и гордостью рассказывали монументальные полотна живописцев.
«Освоение Сибири», 1960 год, холст, масло, 218 х 146 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Люди постепенно возвращались к спокойной мирной жизни, к своим семьям, работе, учебе, в конце концов, к простому человеческому счастью, и обо всем этом хотелось писать, все это хотелось оставить в памяти для будущих поколений. Художникам 1950–1960-х годов было что рассказать своим современникам, и они это делали, и делали с большим воодушевлением и особым энтузиазмом.
«Первооткрыватель якутских алмазов Л.А.Попугаева»”, 1964 год, холст, масло, Музей Академии художеств, С-Петербург.

Творческую манеру Корнеева в эти годы отличает явно выраженная лирическая окраска, стремление к простоте сюжетной линии, монументальность формы, лаконичная цветовая гамма. При этом четкая ясная конструктивная композиция строится на выразительном силуэте при весьма сдержанном колорите, который основывается на выраженных светотеневых контрастах и, как правило, выдерживается преимущественно в холодных тонах.
«Пионы», 1972 год, холст, масло, 99 х 72 см., частное собрание.

В 1965 году за серию картин «Дороги войны» Борис Корнеев удостаивается почетного звания заслуженного художника РСФСР. С 1970 по 1972 год Борис Васильевич возглавляет секцию живописи Ленинградской организации Союза художников РСФСР, также его избирают заместителем председателя правления ЛОСХ и секретарем правления Союза художников РСФСР.
«Старый дом», 1956год, картон, масло, 9,5 х 16,5 см., частное собрание.

«Холодный вечер», 1955 год, картон масло, 13 х 16,5 см., частное собрание.

Творческое наследие Бориса Васильевича Корнеева богато и многообразно. Среди многочисленных полотен художника, украшающих в наши дни экспозиции отечественных музеев и частных собраний, обращают на себя внимание картины «Главная улица в Бийске» (1953), «Портрет художницы М. А. Козловской» (1954), «Берёзка», (1956), «Освоение Севера» (1960), «Стране нужен металл. Геологи»(1961), «1941-й год» (1964), «Мурманский рыбный порт» (1965), «Кола шумит», «Золото Заполярья» (обе 1967), Портрет сына» (1971), «Ленинград. 1944 год» (1972), «Возвращение», «Девушка на розовом фоне» (обе 1973).
«Мурманский рыбный порт», 1965 год, картон, масло, 15,7 х 29,5 см., Мурманский областной художественный музей.

Персональные выставки произведений Бориса Корнеева прошли в Ленинграде в Музее Академии художеств (1975) и в Санкт-Петербурге в Музее Н. А. Некрасова (1997). В 1989–1992 годах работы Бориса Корнеева с успехом представляли отечественное искусство на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad во Франции.
«Шлаковый отвал», 1953 год, картон, масло, 11,5 х 17,5 см., частное собрание.

«Изгородь», 1956 год, картон, масло, 12 х 17,5 см., частное собрание.

Борис Васильевич Корнеев скончался в Ленинграде 24 декабря 1973 года на 52-м году жизни. Был похоронен на Богословском кладбище Ленинграда.
Могила художника Бориса Корнеева на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Произведения художника находятся в Русском музее, Музее Академии художеств и Музее истории города в Санкт-Петербурге, в собрании Министерства культуры в Москве, в картинных галереях и художественных музеях Иваново, Иркутска, Кировске, Краснодара, Мурома, Новгорода, Оренбурга, Омска, Петрозаводска, Серпухова, Ставрополя, Томска и Улан-Уде, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
«Автопортрет», 1972 год, холст, масло, 45 х 60 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Советская Россия. 2-я выставка художников РСФСР: каталог. М.: Советский художник, 1965.
2. Пушкарев В. Наш современник. Л.: Аврора, 1972.
3. Леонова Н. Борис Васильевич Корнеев: каталог выставки. Л.: Художник РСФСР, 1975.
4. Изобразительное искусство Ленинграда: каталог выставки / под ред. В. Пушкарева. Л.: Художник РСФСР, 1976.
5. Советское изобразительное искусство. Из фондов Музея изобразительных искусств Карельской АССР: каталог выставки. Петрозаводск, 1978.
6. Гапеева В., Гусев В., Цветова А. Изобразительное искусство Ленинграда. Л.: Художник РСФСР, 1981.
7. Плотников В. Борис Васильевич Корнеев. Л.: Художник РСФСР, 1982.
8. L`Ecole de Leningrad. Druot Richelieu. Catalogue. Paris, 1990.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»