Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 418. Ватенин Валерий Владимирович (Valery Vatenin) (1933-1977).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Валерий Владимирович Ватенин — известный советский живописец, график, педагог, член Ленинградской организации Союза художников РСФСР.
Валерий Владимирович Ватенин родился в Ленинграде. В 1952 году окончил Ленинградское художественное училище. В 1959 году окончил знаменитую Репинку по мастерской профессора Бориса Иогансона с присвоением квалификации художника живописи. С 1959 года участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.

Писал портреты, жанровые композиции, натюрморты, городские пейзажи. Работал в технике масляной и темперной живописи, акварели и карандашного рисунка, коллажа. Занимался станковой и монументальной живописью. В картинах Ватенина реальность соседствовала с вымыслом. Портрет, пейзаж, натюрморт утрачивали канонические жанровые границы и представали как картины-размышления о жизни в ее сложных пространственно-временных метаморфозах.

В 1965 году Валерий Ватенин был принят в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Преподавал на кафедре общей живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. В 1972 году объединился с другими художниками в знаменитую группу «Одиннадцать» для участия в выставках 1972 и 1976 годов, прошедших в выставочном зале Союза художников России на Охте.

Рассказ об этом интересном художнике, работы которого находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Японии, Италии, Франции и других странах, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Ватенин в своем творчестве совместил две фазы: характерный для 1960-х годов лирический романтизм и получившие особое распространение в 1970-е годы ассоциативную притчевость, метафоричность художественного языка. Мастер создал особый тип картины: соединяя в одной композиции разные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт), он наполнял тем самым свои произведения своеобразной многоступенчатой сюжетной канвой» (А. Шадрин, искусствовед).
«Натюрморт с бутылками», 1962 год, картон темпера, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Валерий Владимирович Ватенин родился 27 января 1933 года в Ленинграде в семье экономиста Владимира Ивановича Ватенина и домохозяйки Надежды Александровны Ватениной, в девичестве Ивановой. Родители Валерия были культурными и образованными людьми, отец долгое время работал в Китае. Воспитанием сына фактически занималась мама, старательно прививавшая сыну с раннего детства любовь к прекрасному.
«Весенний узор», 1967 год, холст на картоне, темпера, частное собрание.

Жили Ватенины в самом центре Ленинграда, на улице Петра Лаврова (ныне Фурштатской), а отсюда рукой подать было и до Летнего сада с прекрасными статуями античности, и до знаменитого на всю страну Русского музея с его шедеврами искусства. Доподлинно неизвестно, как часто Надежда Александровна с сыном посещали эти любимые всеми ленинградцами места, но то, что с раннего детства Валерий был окружен лучшими образцами отечественной и мировой архитектуры, мы знаем точно.
«Белая ночь на Фонтанке», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

Семья Ватениных была очень дружной, и Валерий рос в спокойной домашней обстановке, окруженный любовью и заботой близких. В семье был определенный достаток, и, казалось, ничто не предвещало беду. Но она пришла, когда ее, как принято говорить, никто не ждал. Все изменилось в одночасье, когда в 1938 году по ложному доносу был арестован глава семейства Владимир Иванович Ватенин. Он был впоследствии обвинен тройкой по расхожей в то страшное время 58-й статье и расстрелян в подвале тюрьмы НКВД.
«Девочка, лампа и птица», 1966 год, холст, масло, 84 x 66 см., частное собрание.

Для членов семьи врага народа наступили тяжелые времена. Оставшись без надежной мужской руки, они фактически остались и без средств к существованию. Надежда Александровна повторно вышла замуж за преподавателя ленинградской консерватории А. Н. Калинина, однако и этому браку не суждено было быть долгим, отчим Валерия также был арестован по ложному обвинению и репрессирован. Все эти события остались в памяти юного Валерия Ватенина и, возможно, сыграли свою роль в формировании художественного мировоззрения рано повзрослевшего юноши.
«Семья», 1963 год, холст, масло, 60 Х 80 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков,С-Петербург.

22 июня 1941 года Валерий с мамой встретили в родном Ленинграде. Война сразу изменила все планы, определив дальнейший ход событий не только для страны в целом, но и для каждой конкретной советской семьи, в том числе и для этой, с улицы Петра Лаврова. Валерия вместе с другими учениками школы № 203 и их родителями эвакуировали в Шабалинский район Кировской области, где они оставались до окончания войны.
«Сеанс», 1967 год, холст, масло, частное собрание.

Война заставила рано повзрослеть героя нашего повествования. Он стал очевидцем и непосредственным участником всего того, о чем раньше, в спокойной мирной жизни, и представить себе не мог. Эвакуация, бомбежки, тяжелый физический труд в годы войны, послевоенное голодное детство — все это способствовало формированию его характера и осознания им своего предназначения. И только рисование, занятие любимым делом помогало ему перенести все эти тяготы тяжелого военного времени.
«Субботний вечер на Онеге», 1967 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1944 году в письме из эвакуации он пишет маме: «Я сейчас занимаюсь рисованием, но природа здесь небогатая, краски и кисточки никуда не годятся, бумаги мало… я коплю открытки с картин великих художников, но их здесь нет. Если можешь, то пошли открыток, например, с картин Репина, Саврасова, Левитана, Веласкеса, Веронезе и т. д.». Зрелые и осознанные суждения и просьбы человека, которому едва исполнилось 11 лет. В родной Ленинград юноша вернулся уже в 1945 году.
«Первое мая», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

В 1947 году Валерий Ватенин поступает в Ленинградское художественное училище, располагавшееся в те послевоенные годы на Таврической улице в доме 35 и получившее неофициальное название Таврическое училище. Училище имело славную историю, которую вело еще с 1839 года, когда в здании Петербургской таможни членом-корреспондентом Академии наук К. Х. Рейссигом была основана Рисовальная школа для вольноприходящих. В разные годы среди преподавателей училища были такие корифеи отечественной школы живописи, как П. П. Чистяков (1832–1919), Л. Н. Бенуа (1856–1928), И. Н. Крамской (1837–1887), С. К. Маковский (1877–1962), А. В. Щусев (1873–1949), И. Я. Билибин(1876–1942).
«Прогулка», 1962 год, холст, масло, 67 х 78 см., частное собрание.

Пять лет обучения пролетели как один день, и в 1952 году Ватенин успешно оканчивает училище с дипломной работой «А. Ф. Можайский — создатель первого в мире самолета». Стоит отметить, что с самой дипломной работой случилась интересная история: после долгих размышлений и сомнений художник отказался от практически готовой работы, и за четыре дня до защиты диплома фактически переписал картину заново, получив за нее в итоге четверку.
«Рыбаки», 1966 год, бумага, акварель, 405 x 448 см., Староладожский историко-архитектурный
и археологический музей-заповедник.

Не желая останавливаться на достигнутом, Ватенин решает продолжить свое обучение, и в 1953 году поступает на первый курс живописного факультета Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его педагогами в Репинке были замечательный советский живописец, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, представитель ленинградской школы живописи Александр Дмитриевич Зайцев (1903–1982), известный советский живописец, будущий народный художник Российской Федерации, член Санкт-Петербургского Союза художников Валерий Васильевич Пименов (1920–2008) и замечательный советский живописец, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина, член Санкт-Петербургского союза художников Леонид Васильевич Худяков (1915–1995).
«Автопортрет с папиросой», 1965 год, холст, масло, частное собрание..

Педагоги отмечали природное дарование своего нового ученика, нередко выделяя его среди сокурсников в первую очередь за удивительное трудолюбие, твердый характер и умение находить нестандартные решения. А еще он очень любил летние практики, побывав в 1955 году в Башкирии, в 1956 году в Горном Алтае и в 1957 году в Средней Азии. В 1959 году Валерий Ватенин оканчивает Репинку по мастерской выдающегося советского художника и педагога, одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессора Бориса Владимировича Иогансона (1893–1973). Дипломная работа выпускника «На балконе» была оценена членами Совета на отлично и принесла автору квалификацию художника живописи.
«Портрет О. Батыревой в театральном костюме», 1971 год, холст на картоне, темпера, частное собрание.

После окончания института Ватенин непродолжительное время по распределению работает в Курске, но вскоре возвращается в родной Ленинград, и уже начиная с 1960 года становится постоянным участником различных художественных выставок, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда.
«Утро», 1961 год, холст, масло, Музей искусств Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков, С-Петербург.

Он пробует свои силы в разных художественных жанрах, пишет портреты, жанровые и сложносочиненные композиции, натюрморты, городские пейзажи. Работает в техниках масляной и темперной живописи, акварели и карандашного рисунка, коллажа, с увлечением занимается станковой и монументальной живописью. Он много путешествует в поисках эмоций, впечатлений и необходимого материала для творчества. В начале 1960-х годов художник вновь побывал на Алтае, в 1963 году — в Армении.
«Секретарша», 1964 год, холст, масло, частное собрание.

«Незнакомка», 1966 год, холст, масло, частное собрание.

В 1962 году Ватенин создает свое знаменитое произведение «Автопортрет в фас», являющееся своего рода этапным произведением художника, завершающим продолжительный период его ученичества и знаменующее становление его как художника, прошедшего через освоение Сезанна и «Бубнового валета». Этим произведением Ватенин уверенно заявляет о себе как об одном из лидеров будущей группы «Одиннадцать» (1972). Он выставляет портрет в Государственном Русском музее на осенней выставке 1962 года. В том же 1962 году участвует в групповой выставке в Художественном салоне на Невском, 8, где собираются четверо из будущих «Одиннадцати» (З. Аршакуни, В. Ватенин, Г. Егошин, Я. Крестовский).
«Автопортрет в фас», 1962 год, холст, масло, частное собрание.

В тридцатилетнем возрасте художник увлекся ездой на мотоцикле. Совершая дальние вылазки в глухие деревни, он собирал материал для картин. С приобретением нового мотоцикла в 1965 году появилась возможность совершать самостоятельно более продолжительные поездки по Ленинградской, Псковской, Новгородской, Архангельской, Московской, Ярославской, Костромской областям. Российская глубинка с остатками старого уклада, еще крепкими древними строениями, предметами народного ремесла в быту особенно манила художника.
«Первое мая», 1963 год, картон, темпера,частное собрание.

В 1965 году Валерия Владимировича Ватенина принимают в члены Ленинградской организации Союза художников РСФСР, что является бесспорным признанием его как состоявшегося художника и важной вехой в творческой жизни. К середине 1960-х годов начинает складываться особый, во многом самобытный и узнаваемый живописный стиль художника, его уникальный метод, который сам Ватенин назвал синтетическим реализмом. Изменчивый, полный экспериментов изобразительный стиль позволял автору высказываться с большой искренностью, разрушая стереотипы советского искусства. В нем раскрывались философские размышления художника о жизни, смысле мироздания, о человечестве и вселенной.
«Невский проспект», 1973 год, холст на картоне, темпера, частное собрание.

Ключевую роль в своих работах Ватенин отводит композиции. В его картинах реальность соседствует с вымыслом. Художник рассматривает изображаемый предмет прежде всего как соединительный мостик в общении со зрителями. Он создает новый, особый тип картины, строительство которой осуществляется по принципу натюрморта, но в качестве изображаемых предметов автор использует образы, свободно перемещая их своим авторским воображением.
«Художник и модель», 1967 год, холст, масло, Музей истории искусств ХХ-ХХI веков, С-Петербург.

В 1965 году начинается важный этап преподавательской деятельности в творческой биографии Валерия Владимировича Ватенина. Его работа на кафедре общей живописи ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной будет продолжаться до 1973 года. В 1960–1970-е годы художник часто работал на творческих базах художников в Старой Ладоге, в Переславле, побывал в творческих командировках в Польше, Чехословакии (1970), Италии (1975).
«Рыбаки», 1966 год, бумага, акварель, частное собрание.

В апреле 1966 года Валерий Ватенин попадает на мотоцикле в первую серьезную дорожную аварию, которая чуть не лишила его жизни. В течение двух месяцев он переносит несколько операций и мучительную неподвижность с ногой на растяжке. После излечения Ватенин запечатлел пережитое в картине «Операция» (1966).
«Операция», 1966 год, картон, масло, частное собрание.

Работа кисти Валерия Ватенина «В саду» (1969) относится к наиболее значительным произведениям художника. На картине «В саду» (1969) изображена дочь художника Светлана. Сама фигура девочки выглядит прозрачной, практически бестелесной. Такого эффекта прозрачности красочного слоя и наслоений одного изображения на другое позволяет добиться техника яичной темперы, характерная для иконописи, которую Ватенин впервые применяет в 1968 году в автопортрете «Житие живописца Ватенина» и в дальнейшем использует во всех своих живописных произведениях.
«В Саду», 1969 год, картон, темпера, частное собрание.

Конец 1960-х годов в творчестве Ватенина характеризовался тем, что им был создан ряд произведений: автопортрет «Житие живописца Ватенина» (1968, 1973, ЦВЗ «Манеж»), «Первое мая в Пскове» (1968, Омский музей), свидетельствовавших о появлении в отечественном искусстве нового интересного художника со своим собственным неповторимым стилем. «Это время и было, — вспоминал позже Ватенин, — выяснением своего собственного языка, что же я хочу сказать и как это сделать. Вначале были подражания разным мастерам, я бы сказал, это продолжался процесс учебы, я тогда не знал, где подражание, а где нет. Потом мне кто-то сказал: «Вот на этой работе появился ты». Я ответил: «Ну ладно, пусть буду я».
«Житие живописца Ватенина», 1968-1973 годы, холст на картоне, темпера, 100,5 х 89 см., Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков, С-Петербург.

Во многом художник выступал первопроходцем художественного процесса, вольно или невольно опережая своих современников. Не случайно Ватенин оказался одним из инициаторов создания группы «Одиннадцать» — объединения ленинградских художников, противопоставивших свое индивидуальное творческое видение официальному искусству соцреализма. В 1972 году Ватенин принимает участие в выставке одиннадцати художников, представлявших «левое» крыло ЛОСХа в новом выставочном зале Союза художников РСФСР на Охте. Позднее, в 1976 году там же Ватенин принял участие в выставке девяти художников из прежнего состава.
«Кофемолка», 1973 год, холст на картоне, темпера, частное собрание.

Среди основных произведений, созданных Валерием Ватениным в станковой живописи, нельзя обойти вниманием работы «Швеи» (1960), «Май» (обе 1961), «Портрет Светланы» (1964), «В мастерской» (1965), «Старый Таллин» (1965), «Суздаль», «Натюрморт с консервной банкой» (обе 1966), «Субботний вечер на Онеге», «Весенний Вяленый корпус» (обе 1967), «Рыбы и птицы» «В сумерках» (обе 1968), «В саду» (1969), «Море и дети», «Автопортрет» (обе 1971), «Невеста» (1972), «Житие живописца Ватенина» (1973), «Усть-Малома», «Ожидание»(обе 1974), «Натюрморт с колоколами» (1976).
«Старый Таллин», 1965 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

16 июня 1977 года Валерий Владимирович Ватенин трагически погиб в результате дорожной аварии на 11-й линии Васильевского острова в Ленинграде. Ему шел 45-й год. Сегодня произведения Валерия Ватенина находятся в Государственном Русском музее, в Государственной Третьяковской галерее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Японии, Италии, Франции и других странах. Известны живописные, графические и скульптурные портреты Ватенина, исполненные в разные годы ленинградскими художниками, в том числе В. Янтаревым, И. Бройдо, И. Венковой (все 1971).

Ретроспективные выставки произведений Валерия Ватенина прошли в 1985 году в Ленинграде в Выставочном центре СХ РСФСР на Охте, в 1990 году в Москве. В ноябре 2018 года в Петербурге в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ–XXI веков состоялась выставка Валерия Ватенина «Вселенная внутри». На выставке были представлены более пятидесяти работ автора из разных собраний.

«Всякий раз, обращаясь к Валерию Ватенину… неизменно ощущаю притяжение этого яркого художника-шестидесятника, в своем творчестве вышедшего далеко за рамки своего времени. Его картины делаются с годами только крепче и значительнее (они — благодатное поле для искусствоведов на многие годы), а харизматичная личность автора занимает достойное место в ряду с такими брендами 60-х, как Гагарин, Высоцкий, Окуджава» (Н. Кононихин, искусствовед). Лучше, пожалуй, и не скажешь…
«Автопортрет», 1971 год, холст на картоне, темпера, частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М.: Искусство. 1972. Т. 2.
2. Мочалов Л. Каталог выставки произведений одиннадцати художников. Л.: Художник РСФСР, 1976.
3. Леонова Н. Искусство принадлежит народу. Выставка произведений художников Ленинграда. Л.: Художник РСФСР, 1979.
4. Гапеева В., Гусев В., Цветова А. Изобразительное искусство Ленинграда. Л.: Художник РСФСР, 1981.
5. Мочалов Л. В перспективе истории // Советская живопись. М.: Советский художник, 1984. Вып. 6.
6. Художники Ленинграда в борьбе за мир: каталог. Л., 1985.
7. Ватенина Н. Валерий Ватенин. Л.: Аврора, 1988.
8. Ватенина Н., Фрумкин А. Валерий Владимирович Ватенин: каталог выставки. М.: Советский художник, 1990.
9. Мочалов Л., Морозов А. Выставка произведений двадцати шести ленинградских и московских художников: каталог. Л.: Художник РСФСР. 1990.

В тексте использованы цитаты из монографии Наталии Ватениной «Валерий Ватенин» (СПб., 2006).

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»