Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 414. Бучкин Пётр Дмитриевич (Peter Buchkin) (1886-1965).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Пётр Дмитриевич Бучкин — замечательный советский художник, живописец, график, иллюстратор, педагог, профессор ЛИЖСА имени И. Е. Репина и ЛВХПУ имени В. И. Мухиной.

Пётр Дмитриевич Бучкин родился в деревне Софроново Тверской губернии. Первые уроки рисования будущий художник получил в Угличе у местных иконописцев. Учился в Центральном училище технического рисования А. Л. Штиглица у Н. А. Кошелева. В 1912 году окончил Высшее художественное училище по мастерской профессора Василия Матэ с присвоением звания художника с правом преподавания в учебных заведениях. В качестве пенсионера Академии художеств в 1912–1914 годах посетил Италию, Францию, Германию, Испанию и другие страны.

Пётр Бучкин писал портреты, жанровые картины, пейзажи, иллюстрировал журналы и книги, однако наибольшую известность художнику принесли портреты деятелей культуры и искусства. Писал с натуры Владимира Ленина, Фёдора Шаляпина. В 1989–1992 годах, уже после смерти художника, его работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad и других во Франции.

Итак, мы начинаем…

«То, что мы своей историей искусства можем не стыдиться –– тоже верно; она людьми богата, а то, что не входит она в общие оглобли и рамки, может быть, и есть то, чем мы должны дорожить» (П. Д. Бучкин).
«Воззвание Козьмы Минина к русскому народу», 1960 год, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Пётр Дмитриевич Бучкин родился 22 января 1886 года в деревне Софроново Тверской губернии в простой крестьянской семье, далекой от искусства. Родители Петра работали на земле, жили бедно, с трудом сводя концы с концами. Когда ему исполнилось пять лет, семья в поисках лучшей доли перебралась в древний волжский город Углич, где глава семейства смог найти работу, позволявшую содержать семью.
«Окраина города», 1924 год, картон, масло, частное собрание.

«Старый Углич. Ранняя осень», 1924 год, бумага, акварель, Угличский историко-художественный музей.

В Угличе прошло детство Петра Бучкина. В этом городе все дышало древнерусской историей, которой местные жители очень гордились. По одной из версий, мать первого царя династии Романовых боярыня Ксения Шестова родилась и выросла именно в Угличе. В 1628 году в память о погибших угличанах от польско-литовских интервентов был построен храм Успения Пресвятой Богородицы Алексеевского монастыря. Также от пожилых к молодым передавались были и небылицы, связанные с таинственной гибелью в Угличе младшего сына Ивана Грозного Дмитрия.
«Углич, берег Волги «Барка», 1924 год, картон, масло, Угличский историко-художественный музей.

Согласно существовавшим летописям, 15 мая 1591 года восьмилетний мальчик был найден мертвым с перерезанным горлом во дворе дворца. В смерти Дмитрия подозревали Бориса Годунова, который имел виды на царство. Угличане убили тогда государственных дьяков Битяговского и Качалова, посчитав их виновными, разрушили приказную избу. За это в Угличе казнили около 200 человек, и колокол, созвавший горожан на восстание, — ему отрезали язык и ухо и сослали в Сибирь. Мать царевича насильно постригли в монахини.
«Старый Углич (15 мая 1591 г.)», 1945 год, холст, масло, Угличский историко-художественный музей.

Все это было, с одной стороны, достоверно известно согласно документам, но в то же самое время мало кто из местных жителей не подвергал сомнению известные факты, утверждая, что царевич вовсе не погиб, а счастливо спасся, и в дальнейшем (а здесь уже у каждого из угличских мальчишек была своя собственная версия развития событий) прожил долгую и насыщенную событиями жизнь. И эта творческая атмосфера существовала не только в литературной области. В Угличе были очень сильны иконописные традиции, а местная иконописная школа была хорошо известна далеко за пределами этого уездного города Ярославского наместничества, коим он был назначен еще в 1777 году.
«У перевоза», 1942 год, бумага, акварель, частное собрание.

«Осень», 1945 год, бумага, акварель, Угличский историко-художественный музей.

Именно в Угличе Пётр Бучкин увлекся рисованием, когда начал свое обучение в трехклассном местном городском училище у П. А. Критского. Родители мальчика поначалу с удивлением отнеслись к увлечению сына, но препятствовать ему не стали, видя, с каким желанием и мастерством Пётр изображал окружающие предметы. Первыми учителями юного художника стали известный ярославский художник-иконописец Василий Михайлович Клевцов (1865–1915), долгое время работавший в Угличе, и местный художник-иконописец Яков Ильич Богомаз (1870–1919).
«Углич. Дом крестьянина», 1930 год, бумага, акварель, Угличский историко-художественный музей.

Наставникам нравился смышленый и талантливый паренек, с усердием постигавший тяжелую науку росписи по дереву, а Петру Бучкину нравилось все, что было связано с процессом письма. Он как губка впитывал в себя все знания и навыки, получаемые от своих строгих наставников, и практически все время посвящал любимому увлечению. Именно здесь, в иконописных мастерских древнего Углича, юный художник и сделал осознанный выбор своего дальнейшего жизненного пути.
«Колхозный пастушок», 1951 год, холст, масло, частное собрание.

Пётр Бучкин решил стать профессиональным художником, а для этого надо было учиться, и в 1899 году он отправляется в столицу, где поступает в Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Пять долгих лет продолжалось обучение у замечательных педагогов того времени: Александра Никаноровича Новоскольцева (1853–1919) –– известного русского художника, академика исторической живописи Императорской Академии художеств, Альфреда Александровича Парланда (1842–1919) –– выдающегося русского архитектора, автора петербургского собора Воскресения Христова «на крови», Василия Евмениевича Савинского (1959–1937) –– известного русского живописца, графика, профессора и действительного члена ИАХ и Василия Васильевича Матэ (1856–1917) –– замечательного русского художника, рисовальщика, гравёра, академика и действительного члена ИАХ.
«Перевоз через Волгу», 1930 год, бумага, акварель, Угличский историко-художественный музей.

В 1904 году после окончания училища Бучкин продолжил свое обучение в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств. Здесь его педагогами стали российский скульптор, действительный член Императорской Академии художеств Гуго Робертович Залеман (1859–1919), известный польский живописец, преподававший в те годы в ИАХ Ян Францевич Ционглинский (1858–1912), известный художник-живописец, монументалист — автор нескольких знаменитых батальных панорам: «Штурм аула Ахульго», «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва», руководитель батальной мастерской ИАХ Франц Алексеевич Рубо (1857–1928) и выдающийся русский художник, мастер исторической, жанровой и портретной живописи, академик ИАХ Павел Петрович Чистяков (1832–1919).
«Женщина, читающая книгу», 1951 год, холст, масло, частное собрание.

Учеба в ВХУ была успешной. Педагоги отмечали успехи Бучкина, нередко ставя его в пример, и в 1912 году он оканчивает Высшее художественное училище по мастерской уже знакомого ему профессора Василия Матэ с присвоением звания художника и с правом преподавания в учебных заведениях, а за серию офортов недавний студент получил еще и право на пенсионерскую поездку за границу. В 1913–1914 годах в качестве пенсионера ИАХ Пётр Дмитриевич посетил Германию, Францию, Италию. В Париже Бучкин посещал занятия в частной художественной школе, основанной итальянским скульптором Филиппо Коларосси, занимаясь у Б. Нодена.
«Пейзаж», 1930 год, картон, масло, 35 х 25 см., частное собрание.

После возвращения в Россию Пётр Бучкин остался жить и работать в столице. Писал портреты, жанровые картины, пейзажи, иллюстрировал журналы и книги. Работал в технике акварели, рисунка карандашом и сангиной, пастели, офорта, масляной и темперной живописи.
«Уличный фотограф», 1921 год, холст, масло, частное собрание.

Революцию Пётр Дмитриевич встретил восторженно. В 1917 году был призван в армию, служил на Балтийском флоте в команде комендоров дивизиона подводных лодок Балтийского флота. В 1921 году демобилизовался. В том же году выступил одним из организаторов издательства «Радуга» в Петрограде, в 1921–1930 годах заведовал его художественно-технической редакцией. Все эти годы активно занимался творчеством. Репродуцировал свои работы (преимущественно портреты) в журналах «Нива», «Огонёк», «Солнце России», «Зритель».
«Портрет революционного матроса», 1917 год, холст, масло, 57,5 х 44 см., частное собрание

Начиная с 1912 года Бучкин активно участвовал в различных художественных выставках. Был членом и экспонентом Общества русских акварелистов (1907–1918), Московского товарищества художников (1912), Общества художников имени А. И. Куинджи (1914–1930), Товарищества художников (1916–1922), ТПХВ (1917), Общины художников (1921–1922). В 1917 году Пётр Дмитриевич был удостоен премии имени А. И. Куинджи за акварели «Перед зеркалом», «Портрет исполнителя народных песен Мезенцова». Участвовал в международной книжной выставке во Флоренции (1922), юбилейной выставке изобразительных искусств в Ленинграде (1927) и других.
«Всероссийский праздник труда 1 мая», 1920 год, холст, масло, частное собрание.

В середине 1930-х годов Бучкин в составе группы художников совершил ряд творческих командировок: посещал социалистические стройки, колхозы, части Красной Армии. В 1935 вместе с группой товарищей по цеху совершил плавание по Волге, во время которого написал множество эскизов и этюдов. Бучкин был членом Ленинградского союза советских художников (ЛССХ) с 1932 года.
«Старик», 1936 год, холст, масло, 59 х 38 см., частное собрание.

В 1936 году в жизни Петра Бучкина начался этап преподавательской деятельности. В 1936–1940 годах он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской Академии художеств, являясь профессором кафедры рисунка (1937). В 1940 году по ложному доносу был арестован и сослан в Сибирь, куда за ним поехала и его семья –– жена и маленький сын Дима. И неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы не его величество случай: по заказу начальника лагеря Бучкин не нарисовал бы портрет И. В. Сталина.
«На Ладоге», 1930 год, бумага, гуашь, Угличский историко-художественный музей.

Начальник лагеря, просматривая дело Петра Дмитриевича, обнаружил, что он художник, и приказал ему написать портрет вождя народов. Однажды начальник сказал Бучкину: «Просматривал я ваше дело. У вас 58 статья. Это значит враг народа, но расшифровки, за что вас забрали, нет –– графа пустая. Я дал запрос в ленинградское НКВД. Будем ждать ответа». Началась весна. Нарисованный портрет вождя начальнику понравился, и он попросил Бучкина написать картину для клуба «Сибирские партизаны бьют белых». Все было предоставлено: солидный холст, кисти, краски –– только работай, и не за колючей проволокой!
«Покраска моста «, 1960 год, картон, масло, частное собрание.

Когда Бучкин уже заканчивал картину, из Ленинграда, наконец, пришел ответ на запрос. Ответ был такой: «Поступайте по собственному усмотрению». Начальник лагеря пожалел понравившегося ему арестанта, возвратил ему паспорт, заплатил за картину, и Пётр Дмитриевич с семьей вернулись в Ленинград. В паспорте никаких отметок не осталось. Вот так портрет Сталина спас художника и его семью от долгого заключения, а, может быть, и от смерти.
«Мать-героиня», 1945 год, холст, масло, 150 х 200 см., Государственный центральный музей современной истории России.

22 июня 1941 года Пётр Бучкин встретил в Ленинграде. Пережил первую, самую тяжелую блокадную зиму. По Дороге жизни в тяжелом состоянии был вывезен в Углич, где продолжал писать виды своего любимого города. После войны вернулся в Ленинград и в 1947–1965 годах преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, являясь профессором и заведующим кафедрой монументально-декоративной живописи. В 1956 году Пётр Бучкин был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Он автор книги «О том, что в памяти. Записки художника» (Л., 1962).
«Последний снег», 1943 год, бумага, акварель,частное собрание.

Будучи талантливым рисовальщиком и портретистом, Пётр Бучкин свободно владел разнообразными приемами живописной разработки темы, определяя их выбор исключительно жанровой принадлежностью произведения, интересом к раскрытию внутреннего содержания образа. Среди созданных им произведений прежде всего обращают на себя внимание картины «На Волге. Купальщицы», (1922), «Осенняя путина» (1931), «Всероссийский праздник труда 1 мая 1920 года» (1935), «Портрет народного артиста СССР П. З. Андреева» (1935), «Подпольное собрание» (1937), «Задание на полёт» (1938), «Выступление В. И. Ленина на Апрельской конференции» (1939), «Урожай» (1951), «Портрет жены» (1956), «Хлеборобы», «Портрет художника Н. Е. Тимкова» «Портрет художника П. Васильева», «Портрет киноактрисы А. Завьяловой» (все 1960), «Песня» (1961), «После операции» (1964).
«Ленин на Апрельской конференции РСДРП(б)», 1939 год, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Наибольшую известность художнику принесли портреты деятелей культуры и искусства. Писал он с натуры Владимира Ленина, Фёдора Шаляпина. В 1989–1992 годах, уже после смерти художника, его работы с успехом были представлены на выставках и аукционах русской живописи L’ Ecole de Leningrad и других во Франции.
«Портрет Фёдора Шаляпина», 1918 год, карандаш, бумага, акварель, 28 х 22 см., частное собрание.

Пётр Дмитриевич Бучкин скончался в Ленинграде 21 июня 1965 года на восьмидесятом году жизни. Был похоронен на Богословском кладбище.
«Зима в Угличе», 1919 год, бумага, акварель, частное собрание.

Произведения Петра Дмитриевича Бучкина находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, других музеев России, в многочисленных частных собраниях в России, Финляндии, Великобритании, США, Франции.
«Портрет художника П. Васильева», 1961 год, холст, масло, частное собрание.

Известны живописные, графические и скульптурные портреты Петра Бучкина, исполненные в разные годы ленинградскими художниками и скульпторами, в том числе И. В. Крестовским (1956), С. А. Ротницким (1963), Д. П. Бучкиным (1971).
Бюст П.Д. Бучкина созданный скульптором И.В. Крестовским. Установлен в Парке искусств Музеон в Москве.

Пётр Дмитриевич Бучкин относится к числу признанных мастеров советского искусства первой половины ХХ века, чье творчество активно способствовало становлению метода социалистического реализма.
Ретроспективная выставка произведений художника прошла в Угличе в 2006 году.
«Рабочий клуб», 1930 год, бумага, акварель, Угличский историко-художественный музей.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Художники Ленинграда: сборник статей. Л.: Художник РСФСР, 1959.
2. Шведова В. Над чем работают ленинградские художники // Художник. 1959. № 9.
3. Выставка произведений ленинградских художников 1960 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1963.
4. Раскин А. Шаляпин и русские художники. Л.; М., 1963.
5. Бучкин Петр Дмитриевич. Выставка произведений: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1961.
6. Выставка произведений ленинградских художников 1961 года: каталог. Л.: Художник РСФСР, 1964.
7. Бучкин П. Д. О том, что в памяти. Записки художника. Л.: Художник РСФСР, 1962.
8. Говядкин А. Эпоха смутного времени в творчестве угличских художников / А. Говядкин, О. Ефимова // Отечество. [Углич]. 2011. № 12: Военная история.
9. Романов Д. Художник Бучкин // Рыбинская правда. 1973. 8 сентября.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Эти произведения могут быть защищены авторским правом. Они размещены на сайте в соответствии с принципом «добросовестного использования» (fair use).

Произведения искусства, защищенные авторским правом, размещены на сайте исключительно для просмотра с информационно-образовательной целью. Изображения таких произведений запрещается копировать, печатать и воспроизводить в каком-либо виде, поскольку эти действия могут быть расценены как нарушение авторских прав.

Данные материалы сайта предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»