Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 408. Басин Пётр Васильевич (Peter Basin) (1793-1877).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Пётр Васильевич Басин — замечательный русский религиозный, исторический и портретный живописец, академик, заслуженный профессор Императорской Академии художеств.

Пётр Басин родился в Санкт-Петербурге в семье чиновника. Посещал рисовальные классы Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика, а в 1813 году поступил в Академию студентом, обучаясь под руководством профессора В. К. Шебуева. По окончании Академии за картину «Христос изгоняет из храма торгующих» был удостоен большой золотой медали и права на пенсионерскую поездку за границу. Прожил в Риме одиннадцать лет, копируя полотна Рафаэля, Доминикино и Веронезе и прислав в Академию художеств больше ста своих картин.

После возвращения в Россию получил звание академика, а позднее, став профессором, начал преподавать в Академии. Его учениками в разное время были прославившиеся в будущем художники Н. Н. Ге, П. П. Чистяков, Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский.

В Петербурге Пётр Басин написал много картин для украшения залов Зимнего дворца и участвовал в росписи Исаакиевского собора, завершив многие работы, начатые К. Брюлловым. Вышел на пенсию в звании статского советника.

Рассказ об этом замечательном художнике и педагоге продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Пётр Васильевич Басин не входит в число наиболее популярных отечественных художников. Любителям живописи он известен в первую очередь портретом своей красавицы жены Ольги Владимировны Басиной, урожденной Назанской (1815–1849), рано ушедшей из жизни из-за туберкулеза легких. Но, вместе с тем, художник, получивший прижизненную известность в основном в религиозной монументальной живописи, создал порядка ста полотен, лучшие из которых находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и Академии художеств.
«Отдых Святого семейства на пути в Египет», 1842-1843 год, холст, масло, 57,7 х 72 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Петр Васильевич Басин родился 6 июля 1793 года в Петербурге в многодетной семье небогатого столичного чиновника Василия Степановича Басина, служившего в департаменте государственного казначейства и к концу жизни получившего звание тайного советника. Пётр был старшим из шестерых детей, воспитанием которых самостоятельно занималась супруга Василия Степановича.
«Портрет неизвестной с девочкой», 1822 год, холст, масло, 52,5 х 37,8 см., Государственная Третьяковская галерея.

Пётр рано увлекся рисованием, что было не удивительно в этой семье, где родители всячески поощряли творческие начала в своих детях. Они старались воспитать из них культурных и образованных людей с тем, чтобы в дальнейшем они заняли достойное место в жизни, соответствовавшее социальному статусу семьи. Еще в детстве Пётр Басин был записан копиистом в Экспедицию государственных доходов, а в 1811 году, после того как увлёкся рисованием, поступил вольноприходящим слушателем в рисовальные классы при Императорской Академии художеств.
«Портрет девочки», 1815—1819 год, холст, масло, 35 х 28 см., Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск.

Басину удается быстро освоить начальные этапы обучения, и в 1813 году он становится уже полноправным студентом Академии по мастерской известного в те годы академика исторической живописи В. К. Шебуева (1877–1955). За время обучения Пётр Басин был удостоен малой и большой серебряных медалей за творческие достижения, а в 1818 году за картину «Христос изгоняет торгующих из храма» был удостоен уже большой золотой медали, дававшей право на пенсионерскую поездку в Европу за счет Академии.
«Портрет В.Д. Резвой», холст, масло, Николаевский художественный музей.

Пенсионерские поездки выпускников Императорской Академии художеств, достигших наибольших успехов в период обучения в стенах родной Академии, в первой половине XIX века для большинства молодых российских художников являлись важным этапом их творческого и технического становления и превращения в настоящих мастеров. И Пётр Басин в этом плане не являлся исключением. Одиннадцатилетнее пребывание художника в Италии с полной уверенностью можно отнести к наиболее удачным годам его творчества.
«Вечерние облака», 1820-е годы, бумага на холсте, масло, 24,7 x 30 см., Государственная Третьяковская галерея.

В 1819 году Петр Васильевич Басин отправляется в Италию, и судьбе будет угодно, чтобы он провел в этой стране долгие одиннадцать лет. Этот период оказался для художника весьма плодотворным, и в плане творчества его принято считать наиболее удачным этапом его творческой биографии. В эти годы Басин создал ряд полотен на мифологическую тему, согласно основному направлению его учебного заведения — академизму. В частности, это картины «Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели» (1821) и «Сусанна, застигнутая старцами в купальне» (1822), принадлежащие в наши дни Государственному Русскому музею.
«Сусанна, застигнутая старцами в купальне», 1822 год, холст, масло, 102.5 x 76.5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Все эти годы Пётр Васильевич большей частью жил в Риме. Он много и увлеченно работал. Копировал картины Рафаэля, Доминикино и Веронезе и прислал в Академию художеств больше ста своих авторских работ. Стоит отметить, что в те годы солнечная Италия была местом пребывания многих известных отечественных живописцев: Ф. А. Бруни (1799–1875), братьев Брюлловых, О. А. Кипренского (1782–1836), А. А. Иванова (1806–1858). Со многими из них у контактного и доброжелательного Петра Басина сложились добрые и приятельские отношения, а со знаменитым пейзажистом Сельвестром Щедриным (1791–1830) он подружился.
«Итальянский разбойник». 1822 год, холст, масло, 30,5 х 23,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

В Риме, помимо изображения мифологических сюжетов, Басин работает над пейзажами. Полотна, созданные художником в 1820-х годах: «Итальянский пейзаж», «Вечерний пейзаж…», «Вид в окрестностях Субиако», «Пейзаж со стадом коз», посвящены прекрасным живописным видам Италии.
«Вечерний пейзаж в песчаной местности», 1920-е годы, холст, масло, 36 х 46 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

В эти годы Басин с успехом работает и в жанре портрета. Из-под его кисти выходят «Неизвестная с девочкой» (1822), «Портрет художника Сильвестра Щедрина» (1823), «Клодина Нантен» (1827). Пишет он и жанровые сцены, показывающие жизнь итальянцев, такие как «Землетрясение в Рока-ди-Папа близ Рима» (1830). Это далеко не полный перечень произведений выдающегося живописца, созданных им во время пребывания в Италии. Отметим здесь и такие интересные работы, как «Фраскатанские игроки» и «Разбойник, похищающий девушку от ее матери».
«Портрет С.Ф.Щедрина», 1822 год, холст, масло, 46 х 37 см., Государственная Третьяковская галерея.

Итоговой работой всей итальянской командировки Петра Басина и самым значительным произведением художника, созданным в этот период за границей, стало полотно, изображающее античный исторический сюжет «Сократ при осаде Потидеи защищает Алквиада», написанное в 1826–1828 годах и первоначально выставленное на суд зрителей в Риме. Полотно было с восторгом принято публикой и принесло автору заслуженный успех и широкую известность.
«Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада», 1828 год, холст, масло, 286 х 359,5 см, Государственный Русский музей, С-Петербург.

После успешного показа этой картины в Риме она была отправлена морем в Санкт-Петербург, но корабль, перевозивший ее, потерпел крушение, и холст оказался сильно испорчен. Вернувшись в Россию (куда художник был вызван императором Николаем I для работы на строительстве Исаакиевского собора), Басин картину отреставрировал и подарил Академии художеств.
В данной работе явственно ощущается свойственная художнику романтическая манера. Под влиянием этого направления искусства живописец, создавая этюды с натуры, стремится изобразить конкретное время суток, передавая свойственное ему состояние цветовых соотношений и освещения.
«Землетрясение в Рокка-ди-Папа, близ Рима», 1830 год, холст, масло, 84 x 99 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

В 1830 году за эту работу Пётр Васильевич Басин удостаивается звания академика. По возвращении из Италии в 1830 году Басин становится преподавателем в Академии художеств, в 1831 году — одним из ведущих. Это хорошее начало карьеры художника, которая впоследствии оказалась очень удачной. В 1836 году Басин получает звание профессора второй степени. В 1846 году Совет Академии удостаивает Басина звания профессора первой степени, а в 1856 году — заслуженного профессора по портретной и исторической живописи. Около сорока лет отдал Пётр Васильевич преподавательской деятельности в стенах родной Академии, получая повышения в чине и ордена вплоть до выхода в отставку в 1869 году в звании заслуженного профессора первой степени.
«Фавн Марсий учит юношу Олимпия играть на свирели», 1821 год, холст, масло, 185 x 139.5 см.,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Его учениками в разное время были прославившиеся в будущем художники Н. Н. Ге (1831–1894), П. П. Чистяков (1832–1919), Г. И. Семирадский (1843–1902), К. Е. Маковский (1839–1915). Для учебных целей Басин перевел книгу итальянского профессора Ж. Дель Медико «Анатомия для живописцев и скульпторов». Атлас рисунков костей и частей человеческого тела как мужской, так и женской фигуры для этой книги Басин выполнил вместе со своим другом художником А. П. Сапожниковым (1795–1855).
«Портрет графа К.В. Нессельроде с сыном Дмитрием», 1823 год, холст, масло, 40 х 32,5 см., Литературный музей Пушкинского Дома Российской Академии наук, Санкт-Петербург.

Начиная с 1859 года Пётр Васильевич преподает в натурном классе, а в 1869 году в ранге действительного статского советника оставляет кафедру по причине прогрессирующей болезни глаз. Еще находясь в Италии, Басин часто доводил себя работой до изнеможения, и именно в Италии у него начала развиваться болезнь глаз, которой впоследствии он страдал всю жизнь.
«Святой Георгий», 1857 год, холст, масло, 33 х 61 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Художественная жизнь нашего героя в России главным образом протекала в работе над заказными портретами. Из них наиболее удачны те, что создавались мастером с любовью: портрет жены Ольги Владимировны Басиной (между 1838 и 1841), рано оставившей этот мир, портреты шестерых детей художника (середина 1850-х) и другие.
«Портрет О. В. Басиной, жены художника», между 1837-38 годом, холст, масло, 176 x 125 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Внимания заслуживает и выполненная в начале 30-х годов XIX века небольшая жанровая картина «Чердак здания Академии художеств», в которой узнается венецианская школа. На полотне изображены прачки, развешивающие белье на чердаке Академии.
«Чердак здания Академии художеств», 1831 год, холст, масло, 63.5 x 80.2 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Значительное внимание в своем творчестве Пётр Басин уделял оформлению строящихся храмов и церквей. Среди них Казанский и Исаакиевский соборы. Художнику покровительствовала великая княгиня Елена Павловна, и он имел возможность получать регулярные государственные заказы. С 1843 по 1855 год П. В. Басин работал над живописным оформлением Исаакиевского собора. Он получил заказ на исполнение девятнадцати сюжетов — больше, чем другие участники этих грандиозных работ. Эскизы росписей утверждал сам император Николай I. Спустя пять лет после начала работы двадцать пять произведений стали разрушаться. Когда император Николай I узнал, что из двадцати пяти испортившихся фресок тринадцать принадлежат кисти Басина, он заподозрил, что все дело в некачественной работе художника.
«Страдание Св.Екатерины. Эскиз росписи восточного люнета в приделе Св.Екатерины в Исаакиевском соборе в Петербурге», 1843 год, холст, масло, 33,7 х 61 см., Государственная Третьяковская галерея

Специальная комиссия после расследования сделала вывод, что художник не виноват, росписи испортились из-за неправильной подготовительной грунтовки. Басину пришлось снова написать фрески, но денег за повторную работу ему не заплатили — чиновники побоялись гнева царя, который высказал подозрение, что во всем виноват художник. После смерти Николая I Басин все же добился, чтобы ему выплатили шесть тысяч рублей за повторную работу. Он завершил в Исаакиевском соборе многие работы, начатые до него К. Брюлловым.
«Перенесение мощей Св.Александра Невского из Владимира в Петербург. Эскиз росписи западного придела Св.Александра Невского в Исакиевском соборе в Петербурге», 1844-1846 год, холст, масло, 13 х 33 см.,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Для придела Святого Александра Невского им были созданы росписи «Господь Вседержитель, несомый ангелами», «Святой Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении своего Отечества», «Победа Святого Александра Невского над шведами», «Христианская кончина Святого Александра Невского», «Перенесение мощей Святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году».
Для придела Святой Екатерины Петр Васильевич написал «Взятие на небо Богоматери», «Страдания великомученицы Екатерины», «Страдания великомученика Георгия», «Отречение от всех благ великомученицы Варвары». Кисти П. В. Басина принадлежат изображения святых в парусах под малыми куполами этих приделов.
«Женщина с поднятой рукой. Этюд для фигуры ужасающейся женщины в росписи «Страдание святой Екатерины» в Исаакиевском соборе в Петербурге», 1843 год, холст, масло, 81 х 65 см, Государственная Третьяковская галерея.

Но самой значительной работой художника в Исаакиевском соборе по праву считается роспись «Нагорная проповедь» в аттике центрального трансепта южной стены. Вместе с тем Басин блестяще завершил начатые заболевшим К. П. Брюлловым росписи, находящиеся под центральным куполом. Он скрупулезно следовал эскизам и картонам Брюллова, придерживаясь выбранного автором колорита.
За работу в соборе художник был награжден орденом Святого Владимира 3-й степени и золотой медалью на Андреевской ленте. Через год после завершения росписей Исаакиевского собора Басин был возведен в звание заслуженного профессора.
«Нагорная проповедь», 1840-е годы, эскиз росписи над большими южными дверями Исаакиевского собора в Петербурге, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Также необходимо отметить его работу над росписями Зимнего дворца — создание сорока аллегорических и мифологических фигур, плафона для дворцового храма в 30-е годы XIX века, а также совместное исполнение росписей Помпейской галереи дворца с Фёдором Ивановичем Вундерлихом (1815–1861). Басин был награжден золотой медалью, которая была отчеканена специально — в память о восстановлении Зимнего дворца после случившегося там пожара, а также орденом Святого Владимира 4-й степени.
«Введение во храм Божией Матери», 1842 год, холст, масло, 192 х 108 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Завершающими работами Басина стали исполненные в 1860-х годах в натуральную величину картоны фигур, предназначавшиеся для росписей храма Христа Спасителя в Москве. Зрение Басина ухудшалось с каждым годом. Тем не менее он заключил договор с комиссией, ведавшей росписью храма Христа Спасителя в Москве, на создание девяти фресок и даже успел исполнить картоны для них. Из-за резко ухудшившегося зрения Басин не смог осуществить их непосредственно в храме. Это сделал под его руководством академик живописи Н. А. Кошелев (1840–1918).
«Рождество Христово. Эскиз», Середина 1860-х, холст, масло, 40,5 х 25,5 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Басину пришлось уйти на пенсию. Последние десять лет жизни художника прошли тихо и незаметно. К этому времени он дослужился до звания статского советника. Ему было сохранено полное жалованье — как профессор живописи он получал две с половиной тысячи рублей в год. После выхода на пенсию Басин жил вполне обеспеченным человеком в собственном двухэтажном доме на Васильевском острове. Правда, почти слепой, он вынужден был отойти от занятий искусством.
«Вид в Субиако», 1822 год, холст, масло, 32,3 х 41,2 см, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Деятельность Басина не исчерпывалась творческой работой и преподаванием. Он неоднократно выступал в качестве эксперта, в то числе при покупке коллекции княгини Трубецкой и произведений из коллекции нидерландского короля Виллема II для Зимнего дворца и покупке частной скульптурной коллекции ректора В. И. Демута-Малиновского для Академии художеств.
«Пейзаж со стадом коз. Аллея в окрестностях озера Альбано», 1820-е годв, картон, масло, 30 х 39,5 см., Государственный Русский музей.

Пётр Васильевич Басин скончался 28 июля 1877 года в возрасте 84 лет в Санкт-Петербурге — неожиданно, ночью, после страшной грозы. Похоронили художника в Новодевичьем монастыре Санкт-Петербурга.
«Окрестности Рима», 1820-е годы, бумага на холсте, масло, 24,7 x 32 см., Государственная Третьяковская галерея.

Пётр Васильевич Басин получил известность в основном в религиозной монументальной живописи. Его лучшие полотна находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и Академии художеств. В залах Зимнего дворца можно увидеть множество портретов кисти Петра Басина. С полной уверенностью можно утверждать, что все его работы обладают большой культурной ценностью, исторической значимостью и являются объектом интереса для людей, увлекающихся антиквариатом и искусством.
«Основание Петербурга в 1703 году», не ранее 1840 года, 21,5 х 16 см., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Басин Петр Васильевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890–1907.
2. Басин Петр Васильевич // Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М., 1896–1918.
3. Большая иллюстрированная энциклопедия живописи. М.: ОЛМА Медиа-Групп, 2011. 25–26 с. ISBN 978-5-373-03516-3.
4 С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764–1914. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. Т. 2. С. 12–13. 454 с.
5. Benezit Dictionary of Artists (англ.). 2006. ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3.
6. Справочник Императорской Академии художеств, 1915. С. 12.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».