Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 405. Маковский Александр Владимирович (Alexander Makovsky) (1869-1924).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александр Владимирович Маковский — замечательный русский живописец, график, член Товарищества передвижных художественных выставок, академик и профессор Императорской Академии художеств.

Александр Маковский родился в Москве в семье потомственных дворян и живописцев. Обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его учителями были И. М. Прянишников, В. Д. Поленов и отец художника В. Е. Маковский. Позднее жил и работал в Париже, где посещал частную художественную школу французского живописца Фернана Кормона. В Петербурге обучался в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств, в мастерской самого И. Е. Репина.

После окончания училища Александр Маковский был хранителем Педагогических курсов при Императорской Академии художеств, а затем и руководителем курсов. Открыл в Санкт-Петербурге частную художественную студию, где занимался с одаренными начинающими художниками. Был руководителем Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры Императорской Академии художеств.

Рассказ об этом замечательном художнике и талантливом педагоге продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

Материалов, посвященных жизни и творчеству Александра Владимировича Маковского до наших дней дошло совсем немного. Однако несколько строк из статьи «Выставки» от 1897 года стоят многого, ибо принадлежат они перу не слишком щедрого на похвалу нашего замечательного художественного критика В. В. Стасова (1824–1906): «Вот из всего вместе и выходят такие жалкие выставки в Академии, как нынешняя. Ни физиономии, ни характера у них нет. Сравнительно говоря, значительно лучше других, и даже очень отделяются от них… портреты А. В. Маковского: Лебедева и Васильева — и несколько его маленьких очень милых пейзажей-этюдов…»
«Крестный ход на Флора и Лавра», 1921-1923 годы, холст, масло, 75 x 100 см., Государственный музей истории религии, С-Петербург.

Александр Владимирович Маковский родился 24 марта (5 апреля) 1869 года в Москве в семье потомственных дворян Московской губернии. Его отец Владимир Егорович Маковский (1846–1920) был выдающимся русским художником-передвижником, живописцем и графиком, педагогом, академиком, действительным членом Императорской Академии художеств, дяди: Константин Егорович Маковский (1839–1915) и Николай Егорович Маковский (1841–1886) — известные русские живописцы. В меньшей степени, но тоже известным художником была и тетя маленького Александра, старшая сестра отца Александра Егоровна Маковская (1837–1915).
«Пасхальный стол», 1915–1916 годы, холст, масло, 98 х 119,5 см., Тверская областная картинная галерея.

Имея таких выдающихся родственников, а мы забыли упомянуть еще деда нашего героя — Егора Ивановича Маковского (1802–1886), художника-любителя, коллекционера произведений искусства, общественного деятеля и одного из основателей Московского училища живописи ваяния и зодчества, маленькому Александру самой судьбой было предначертано пойти по стопам отца и тоже связать свою жизнь с искусством.
«По воду», 1902 год, холст, масло, Запорожский художественный музей.

Первоначальное художественное образование Александр Маковский получил в семье под руководством своего отца. В 1889 году по достижении пятнадцатилетнего возраста Александр поступает в Московское училище живописи ваяния и зодчества. Его педагогами становятся замечательный русский художник, мастер жанровой живописи, будущий действительный член Петербургской Академии художеств Илларион Михайлович Прянишников (1840–1894), выдающийся русский художник, непревзойденный мастер пейзажного жанра Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) и отец, один из педагогов МУЖВЗ Владимир Егорович Маковский.
«Сельский пейзаж», 1908 год, холст, масло, Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник.

За время обучения в Училище Александр неоднократно удостаивался различных наград и премий. Так, в 1888 году за успехи в рисовании был награжден двумя малыми серебряными медалями, а в 1889 году при выпуске из Училища за картину «Ценители искусства» Маковский удостаивается большой серебряной медали.
«Вечер в Ростове Великом», 1889 год, холст, масло, Белгородский государственный художественный музей.

В 1891 году для продолжения обучения Александр Маковский отправляется в Европу. Посещая столицы ряда европейских государств, знакомится с экспозициями ведущих художественных музеев, становится частым гостем различных художественных выставок, с увлечением изучает новые направления и последние тенденции в мировой живописи. Приехав в Париж, остается в столице Франции на три года.
«Пейзаж с церковью», 1900 год, холст, масло, частное собрание.

Париж 1890-х годов является общепризнанным центром мирового искусства. Именно здесь в эти годы сосредоточены многочисленные студии и мастерские, обучающие всех желающих живописному искусству, среди которых наиболее известны и популярны академии Кормона, Жюльена, Рансона, Сюиса. Александр Маковский выбирает академию известного в те годы в Европе французского художника-реалиста и педагога Фернана Кормона (1845–1924), пользовавшуюся успехом у молодых художников за реалистичный рисунок и внимательное изучение натуры. Обучение в академии Кормона продолжается три года, и в 1893 году Маковскому присваивается звание классного художника.
«Над рекой», 1916 год, холст, масло, частное собрание.

В 1894 году Маковский возвращается в Россию. В 1894–1895 годах он продолжает свое обучение в столице в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств в мастерской Ильи Ефимовича Репина (1844–1930).
«Базарная торговля», 1910 год, холст, масло, частное собрание.

После окончания Училища в 1895 году Александр Владимирович Маковский становится хранителем Педагогических курсов при Императорской Академии художеств, а затем и руководителем курсов. Одновременно с этим является председателем конкурсной комиссии по рассмотрению рисунков учащихся средних учебных заведений. Маковский открывает в Санкт-Петербурге частную художественную студию, где занимается с одаренными начинающими художниками. В студии А. В. Маковского учились Б. И. Цветков, И. В. Попов, В. Г. Тихов и многие другие художники.
«Базарный день в приволжском городе», 1919 год, холст, масло, частное собрание.

В поисках тем для своих произведений и вдохновения Александр Владимирович много путешествовал по России. Еще в годы обучения в МУЖВЗ неоднократно бывал в Крыму. Позднее, уже преподавая на курсах, Маковский практически ежегодно выезжал для работы на берега Волги, часто бывал в Псковской и Новгородской губерниях.
«Перевоз на Волге», 1918 год, холст, масло, 58 x 89 см., Государственный Литературный музей.

В 1910 году Маковский совершает продолжительную поездку по Каме, в 1912 году отправляется на Север России, посещает Вологду, знакомится с жизнью в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях, позже отправляется в Архангельск и дальше на Соловки.
«Прогулка на воде», 1910 год, холст, масло, 35,6 х 58 см., частное собрание.

Маковский много экспонирует свои работы. С 1886 года участвует в выставках Московского общества любителей художеств (до 1900, с перерывами), Общества русских акварелистов (1897). В 1893–1898 годах и 1912 году художник экспонирует свои работы на Весенних выставках в залах Академии художеств. В 1893 году он становится членом Московского товарищества художников.
«На Волге», 1917 год, холст, масло, частное собрание.

В 1899 году Маковский вступает в Товарищество передвижных художественных выставок, принимает участие во всех выставках Товарищества с 1894 до 1922 года, в 1907–1923 годах входит в правление организации. В начале ХХ века его работы появляются, главным образом, на выставках товарищества передвижников, Санкт-петербургского товарищества художников, Московского товарищества художников.
«Деревенская сценка», 1901 год, холст, масло, Ростовский областной музей изобразительных искусств.

Александр Маковский с одинаковым успехом работал в пейзаже, портрете, бытовом жанре. Выступал прямым последователем Владимира Маковского и традиций художников-передвижников.
«Император Николай II в форме Лейб-Гвардии Гусарского полка», 1907 гож, холст, масло, Государственный Русский музей, С-Петербург.

Однако в отличие от отца он не акцентировал обличительную интонацию, а стремился к отображению повседневной, обыденной жизни во всех ее проявлениях. Для работ Александра Маковского характерен четкий, уверенный, хоть и несколько «сухой» рисунок, сдержанная колористическая гамма, внимание к деталям.
«В Ожидании крестового похода», 1922 год, холст, масло, Харьковский художественный музей.

Вместе с тем для работ Александра Маковского, зачастую соединявших элементы пейзажного и бытового жанров в духе «московской школы» конца ХIХ – начала ХХ века, были характерны также тонкая поэтичность и натурная наблюдательность, стремление к неярким гармоничным тонам.
«Антониево-Сийский монастырь. Церковь Благовещения», 1912 год, Бумага на картоне, темпера, 48 х 63 см.,
Собрание Р. Д. Бабичева.

Маковский обладал удивительной способностью создавать увлекательный сюжет в картинах. Таково, например, его полотно «Надоела» 1897 года. Здесь мы видим ссору молодой пары на окраине украинского села. Парень раздраженно курит, отвернувшись от своей подруги. Мы не видим ее лица, но чувствуем, как тяжело она переживает их конфликт. Почему картина называется «Надоела» — понятно без слов. Глядя на нее, зритель проникается чувствами героев и хочет узнать, чем же все закончится.
«Надоела», 1897 год, холст, масло, Одесский художественный музей.

В 1911 году Маковский экспонирует свои картины на Всемирной выставке в Риме. В 1912 году принимает участие в IV Международном конгрессе в Дрездене по вопросам обучения рисованию и прикладному искусству. В 1913 году художник удостаивается золотой медали на выставке Мюнхенского Сецессиона.
«Монастырь», 1910 год, холст, масло, Харьковский Художественный музей.

В этом же году Александра Владимировича Маковского за несколько портретов удостаивают звания академика.
«Портрет императрицы Александры Федоровны», 1914 год, холст, масло, 114 x 76 см., Государственный Исторический музей.

В 1913 году — он профессор и руководитель Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры Императорской Академии художеств. Автор нескольких работ и учебных пособий по технике рисунка и живописи.
«На пасеке», 1916 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

В 1919 году Александр Маковский участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде. С 1920 года преподавал в Морском техникуме. Был членом Совета Центрального географического музея. Работал в области книжной графики, в 1922 году работы Маковского экспонировались на Международной книжной выставке во Флоренции.
«В Плесе-Костромском», 1918 год, холст, масло, 67 х 85 см., частное собрание.

Последние годы жизни Александр Владимирович Маковский занимал должность председателя Экспертной комиссии при аукционном зале и художественной выставке в управлении Российского общества Красного Креста. В 1924 году он принял участие в одной из первых выставок АХРР.
«Гуси», 1924 год, холст, масло, собрание семьи художника.

Александр Владимирович Маковский скончался 26 октября 1924 года в возрасте 55 лет в Ленинграде, где и был похоронен. В 1960 году в залах Научно-исследовательского музея Академии художеств СССР с большим успехом прошла ретроспективная выставка произведений художника.
«Портрет художника Ефима Ефимовича Волкова», 1914 год, холст, масло, 89.4 x 71.5 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Сегодня произведения Александра Маковского украшают экспозиции ведущих отечественных художественных музеев, в том числе Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Научно-исследовательском музея РАХ и других, а также многочисленных частных коллекций в нашей стране и за рубежом.
«Портрет обер-прокурора Синода К.П.Победоносцева», 1899 год, холст, масло, 125.5 x 93.6 см., Государственный Русский музей, С-Петербург.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. Кондаков С. Н. Маковскiй, Александръ Владимiровичъ // Список русских художников к Юбилейному справочнику Императорской Академии художеств = Списокъ русскихъ художниковъ къ юбилейному справочнику Императорской Академiи художествъ 1764–1914. СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1914. Т. II. С. 119. 459 с.
2. Маковскiе, семья художниковъ // Новый энциклопедический словарь = Новый энциклопедическiй словарь / подъ общей редакцiей почетнаго академика К. К. Арсеньева. Петроградъ: «Издательское дѣло бывшее Брокгаузъ-Ефронъ», 1915. Т. XXV «Лубъ – Махъ». С. 452. 960 с.
3. Астахов А. Ю. Маковский Александр Владимирович // 1000 русских художников. Большая коллекция. М.: Белый город, 2008. 1040 с.
4. Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РФСР, 1959. 357 с. С. 184, 336.
5. Маковский Александр Владимирович // Серебренников Н. Н. Урал в изобразительном искусстве. Пермь, 1959. С. 130.

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».