Студия И. Галереи интерьерной живописи

Данный выпуск осуществлен при поддержке проекта Вячеслава Заренкова «Созидающий мир»

Выпуск 402. Маковская Александра Егоровна (Alexandra Makovskaya) (1837-1915).

Герой очередного выпуска Энциклопедии — Александра Егоровна Маковская — замечательный русский художник-пейзажист, творчество которого мало известно и, к сожалению, почти не изучено.

Александра Маковская — старшая из детей известного московского любителя искусств, одного из основателей Московского училища живописи и ваяния Егора Ивановича Маковского — родилась в Москве. Живописью занялась довольно поздно — в начале 1860-х годов. Профессионального художественного образования не получила, училась у своих братьев Владимира и Константина.

Экспонировала свои работы на выставках Императорской Академии художеств, Общества поощрения художеств (1867), Товарищества передвижных художественных выставок (1878–1893, с перерывами), Московского общества любителей художеств (1881–1896, с перерывами), Общества русских акварелистов (1888–1889), «Мира искусства».

Александра Маковская не столь известна, как ее братья. Да и вообще во второй половине XIX века женщина-художник — скорее исключение, нежели правило. И все же, как отмечал строгий В. В. Стасов, Маковская была среди тех, кто не без даровитости и успеха занимается своим делом, создавая прекрасные пейзажи.

Рассказ об этой удивительной женщине и замечательном художнике, чьи работы находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, продолжает серию наших публикаций.

Итак, мы начинаем…

«Александра Егоровна Маковская была среди тех, кто не без даровитости и успеха занимается своим делом, создавая прекрасные пейзажи» (В. В. Стасов).
«Стадо. Пейзаж», 1892 год, холст, масло, Государственное бюджетное учреждение культуры “Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан”.

Александра Егоровна Маковская родилась весной 1837 года (точная дата, к сожалению, не известна) в Москве в семье богатого московского аристократа Егора Ивановича Маковского, художника-любителя, мецената, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Общеизвестно, что семья Маковских внесла большой вклад в развитие искусства России. Одиннадцать ее представителей, среди которых были художники, реставраторы, преподаватели, критики, искусствоведы, оставили свой след в истории развития русской культуры XIX — середины XX века.
«Село», 1895 год, холст, масло, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Сам Егор Иванович Маковский родился в 1802 году в семье обрусевшего поляка Ивана Маковского, предки которого осели в Москве еще при Екатерине. Он был очень высок ростом, слегка сутул, всегда гладко выбрит, голубые глаза навыкате, лицо доброе, внимательно-ласковое и чуть лукавое. Но по рассказам сыновей, не таким уж и ласковым. К концу жизни, расставшись с детьми, он стал упрямым, ворчливым и тугим на ухо.
К.Е. Маковский «Портрет Е.И.Маковского», 1856 год, холст, масло, 88 х 70,6 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Служил Егор Иванович Маковский бухгалтером в Экспедиции кремлевского строения, всей своей душою принадлежа искусствам. Эта любовь была наследственной и передалась ему от отца, интересовавшегося архитектурой и собиравшего лубки. Он вспоминал, что сильнейшее влияние на его увлечение оказало еще и воспитание крестного отца В. М. Короткого: тот украшал свое жилище старинными картинами и гравюрами. Егор Иванович увлекался написанием портретов-миниатюр, а также копий с картин, хранившихся в Большом Кремлевском дворце в технике сепии. Одновременно продолжал собирательскую деятельность отца — ходил на толкучку в поисках редких гравюр. Увлекался Егор Иванович и музыкой, беря уроки у гитариста И. В.Богданова. Но страсть к живописи была сильней гитары.
«Деревенский пожар», 1884 год, холст, масло, Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Мама Александры Егоровны — Любовь Корнеевна Молленгауэр, невысокая, изящная и вкрадчивая женщина, была немкой по происхождению и воспитанию. Отец ее — фабрикант музыкальных инструментов «Cornelius v. Mollenhauer», был выходцем из Померании. Она была одной из первых красавиц Москвы, обладала прекрасным голосом, выступала в концертах и давала частные уроки. Когда открылась консерватория, Николай Рубинштейн даже пригласил ее в качестве учительницы пения. По выходе замуж продолжала петь, славилась в домашнем кругу звонким сопрано. Но, с появлением детей, карьера ее предсказуемо оборвалась.
В.А.Тропинин «Портрет Л.К.Маковской» 1830 год, холст, масло, 54 × 46 см., Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева, Саратов.

В гостеприимном доме Маковских, скромном полуособняке «Дворцовой конторы» в Кремле, всегда было шумно, весело, интересно. Как утверждают современники, этот дом в 1830-х годах был одним из культурных центров Москвы. Хлебосольные хозяева часто собирали под его крышей известных людей купеческой Москвы, среди которых были Николай Гоголь (1809–1852), Михаил Глинка (1804–1857), Карл Брюллов (1799–1857), Василий Каратыгин (18025–1853), Александр Островский (182–1886), Василий Тропинин (1776–1857).
«Пейзаж с водовозом», 1885 год, холст, масло, 35.5 x 26 см., Челябинская областная картинная галерея.

Рисовать Александра любила с детства. Первым ее строгим и требовательным учителем стал отец, прилагавший максимум усилий для обучения своих детей живописи, позже она училась у младших братьев Константина (1839–1915), Николая (1842–1886) и Владимира (1846–1920), ставших впоследствии одними из самых известных художников России.
«Малороссийский вид», 1891 год, холст, масло, частное собрание.

Страстная увлеченность искусством сплотила вокруг Егора Ивановича Маковского таких же, как он, любителей, в том числе из аристократического круга. При его активном участии был организован Московский художественный класс, впоследствии ставший знаменитым Московским училищем живописи и ваяния. К делу он отнесся серьезно — класс напоминал храм искусства, украшенный картинами, античными статуями. Эту атмосферу нарушала лишь «анатомическая фигура без кожи», по которой учились рисовать человека. Кружок 1 июня 1833 года получил статус Московского художественного класса. Егор Иванович первым из участников получил медаль за рисунок, представленный на выставке в Петербургской Академии художеств в 1874 году.
«Вид Симонова монастыря близ Москвы», 1888 год, холст, масло, частное собрание.

Профессионального художественного образования Александра Маковская так и не получила, что и не удивительно, ибо во второй половине XIX века женщина-художник была большой редкостью, скорее исключением, нежели правилом. Тем не менее, благодаря своему удивительному таланту она впоследствии стала известным и популярным художником, оставив свой след в русском искусстве, как и ее братья Константин, Владимир и Николай.
«У реки», 1890 год, холст, масло, частное собрание.

Александра Маковская пробовала свои силы в разных художественных жанрах, создавала портреты первых лиц государства, однако ее любимым жанром на протяжении всей творческой карьеры был русский пейзаж. Братья отмечали большое природное дарование своей старшей сестры, позволявшее ей создавать удивительные пейзажные сюжеты, выглядевшие на холсте естественно и неповторимо, и передававшие красочность и уникальность русских природных красот.
«Дорога в село», 1885 год, холст, масло, Волгоградский музей изобразительных искусств имени И. И. Машкова.

В 1866 году Александра Маковская впервые представила свои произведения на суд зрителей на выставке Императорской Академии художеств. Впоследствии участвовала еще в ряде выставок, в частности Общества поощрения художеств, Московского общества любителей художеств, Общества русских акварелистов, «Мира искусства».
«Тихая заводь», 1900 год, холст, масло, Воронежский областной художественный музей имени И. Н. Крамского.

Произведения Александры Маковской, будучи типичным примером искусства пейзажа в России второй половины XIX столетия, пользовались большой популярностью среди любителей русской живописи двух столиц.
«В лесу», 1874 год, дерево, масло, 14 х 19,5., Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Павел Михайлович Третьяков (1832–1898) и Сергей Александрович Бахрушин (1863–1922), известные коллекционеры предметов русского искусства, с удовольствием приобретали их в свои коллекции. В Третьяковской галерее висит одна из лучших ее работ «В окрестностях Петербурга».
«В окрестностях Петербурга», 1884 год, дерево, масло. 35 x 26.8 см., Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Подлинный объем ее художественного наследия еще предстоит оценить специалистам и простым любителям живописи. Тридцатилетний период активного участия Александры Маковской в выставочной деятельности дает все основания предполагать наличие большого количества произведений, неизвестных широкому кругу любителей живописи и находящихся в настоящий момент в частных коллекциях. Маковская была одной из первых в России женщин-художников, всю жизнь зарабатывавших трудом профессионального художника.
«Мостик», 1901 год, масло, картон, 18.5 х 28,5 см., частное собрание.

После позднего развода родителей Александра Егоровна жила с матерью в Санкт-Петербурге. В их скромной квартирке на Лиговке пахло красками Александры Егоровны, вареньем и мятными пряниками. Было много комнатных растений и еще больше клеток с певчими птицами, которых очень любили обе женщины. Любовь Корнеевна любила вспоминать, как пела когда-то с лучшими певцами, даже с самим Энрико Тамберликом (1820–1889) — знаменитым тенором начала века, и как аккомпанировали ей великие русские композиторы Александр Варламов (1801–1848) и Михаил Глинка (1804–1857).
«Пейзаж с колокольней», 1904 год, холст, масло, частное собрание.

Милая, добродушнейшая и восторженная и в то же время на всю жизнь оставшаяся старой девой Сашенька Маковская умерла после тяжелой продолжительной болезни осенью 1915 года в Москве, где и была похоронена (могила не сохранилась).
«Провинциальный город», 1896 год, картон, масло, частное собрание.

В наши дни творчество Александры Егоровны Маковской мало известно широкому зрителю и, к сожалению, почти не изучено специалистами. Тем не менее, работы Александры Маковской украшают коллекции многих музейных и частных собраний, в том числе Плёсского музея-заповедника и Государственной Третьяковской галереи.
«Дорога в лесу», 1902 год, холст, масло, Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Появляются они и на западных художественных аукционах, неизменно пользуясь повышенным вниманием коллекционеров русского искусства, так на MacDougall’s ‘Important Russian Art Auction’ in 2017 году работа ‘By a Stream’ была продана за $13,973.
Этюд без названия, 1886 год, картон, масло, 16,5 х 24 см., частное собрание.

Данный выпуск подготовлен по материалам:

1. https://lovers-of-art.livejournal.com/19080.html
2. https://artinvestment.ru/auctions/296/biography.html
3. http://www.artsait.ru/art/m/makovskay/main.htm
4 https://wearts.ru/ruartist/143
5. https://ru-oldrussia.livejournal.com/92378.html

Внимание! Авторские права защищены. При перепечатке, ссылка на автора — обязательна! © Copyright: Студия-И, 2020.

Выражаем искреннюю благодарность президенту фонда «Созидающий мир»(www.sozmir.ru), заслуженному строителю России Вячеславу Адамовичу Заренкову за поддержку в создании и публикации данного выпуска.

Реквизиты для «народного финансирования» проекта «Энциклопедия мировой живописи»:
— Карта(Сбербанк) Visa Express № 4276 5500 1520 3576 , Назначение перевода: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта»;
— Яндекс.Деньги: 4100 1415 3209 022 ; Назначение платежа: «ПОДАРОК для общероссийского просветительского проекта».